Рецензия на «Другая дорога» (Екатерина Домбровская)

Вы, Екатерина, очень хорошо и емко изложили святоотеческое понимание того, в чем состоит духовное преуспеяние человека. Это справедливо,и несомненно, является ориентиром для монашества или мирян, преуспевших на пути подвижничества и аскезы. Смущает меня только, что согласно подобным взглядам все искусство с его поэтическими томлениями ( в том числе и классическая литература и театр и т.д) попадут в разряд "диавольского обмана". Во многом здесь есть совпадение с воззрениями на сей предмет Льва Толстого. Может стоит быть несколько снисходительнее к гуманистической культуре, хотя бы к той, что возвышает человека, а не оправдывает игру страстей?

Владимир Спиртус   20.10.2023 20:05     Заявить о нарушении
«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12)Эти слова апостола Павла - ключ к глубокому пониманию того вопроса, о котором мы с вами говорим. Полезно для человека, ищущего Бога, все то, что ищет Бога. Естественно, что все таковые души могут находиться на разных ступенях своего духовного развития и соответственно видеть в откровениях о поисках и алканиях Истины других людей разное и по-разному. Это тот же взгляд, каким христиане должны смотреть на братьев. Всем трудно, все ищут Бога, все падают и встают, а иной раз и погибают... Как мы смотрим на себя, на ближнего, так и на творчество человеческое смотреть должны. Великая польза открывается при ТАКОМ взгляде от знакомства и даже погружения в творения гениев... Но ведь до верного взгляда любви-понимания нужно дойти, дорасти, обрести христианский взгляд на грешника, а это возможно лишь при достижении смирения и вИдения себя худшим всех... Надо научиться видеть брань человека с самим собой, с искушениямм на собственном опыте, тогда откроется это понимание в нашем взоре на других людей, а творчество гениев и есть отражение их пути. И тогда мы начнем видеть,читая Толстого, что помалу начинало вредить его гениальному дару, где проступал по каплям этот вред, и в чем он был... Понимание пути к Богу не сразу дается,оно великое приобретение, обретаемое собственной кровью и пОтом... Иными словами надо обрести свое духовное зрение, понимание, сострадание, сочувствие, тогда мы будем питать душу искусством,учиться на опыте других, умудряться... И просто отторгать душу от того, что лишь питает страсти, раскармливает плотское начало в нас.Потому мы должны беречь глаза, слух, сердце от того, что раскармливает и возбуждает в нас низшие эмоции.Великие старцы держались такого воззрения до последнего вздоха.следили за собой.и отведав нектара жвачку в рот не брали. Это очень глубокие и сложные вопросы. И Пушкин, и Гоголь, и Достоевский, и Чехов искали Бога, смирялись, страдали на этом пути и лично я всегда обретаю духовную пищу в их наследии. Как и в наследии Тургенева, хотя там все сложнее, и все же можно видеть, как голова и сердце в человеке борются и что побеждает, Как цветочки на могиле Базарова, выращенные слезами и молитвами матери.Искание Бога - это всегда евангельский путь, смиряющий и покаянный путь, бранный путь, мучительный путь отречений от собственной души. Некоторые же христиане живут внутренним смешением и хотят в рай попасть без всяких отречений. Они не ищут "искания Бога", а просто подкармливают свое плотское начало, всегда стремящееся к удовольствиям, к наслаждению плотскому и... душевному. Это последнее очень опасно, Но опасности видит только духовный человек... И если это бывает хоть вмале возможно, он должен пытаться предостеречь от разжигания эмоций, которые удаляют нас от Бога. Простите, что не очень внятно отвечаю. Если Бог поможет найти более ясные аргументы, я напишу потом. Спасибо вам за отклик.

Екатерина Домбровская   21.10.2023 08:05   Заявить о нарушении
Вы, Екатерина, прекрасно и развернуто ответили. Полностью с Вами согласен. Может только я бы подчеркнул и заострил ту мысль, что чем более высоко духовное развитие, тем больше желательно отсекать от себя все, что может низвести. В большом спорте и искусстве тоже так: балерина не позволит себе ничего лишнего съесть, как начинающая танцовщица...

Владимир Спиртус   22.10.2023 15:25   Заявить о нарушении
Да, так: с одной стороны истинно духовный человек предпочитает птщу духовную и, как я написала, может духовно взирать на все - потому сказано, что "дкховный судит обо всем". В идеале чистое, мудрое, сострадательное у него око. Но пока душевно-плотскийичеловек лишь на пути к обретению христианского духа, он должен беречься, а значит, заметив за собой услаждение "страстным " искусством, он должкн смирять свое самомнение о собственной духовности, и впредь беречь слух глаза - не пускать в разнос свои эмоции... По памяти перескачу рассказец одного из великих старцев оптинских об одном батюшке-вдовце, очень старателбнлм в монашесте. Но вот однажды, увидев, как хозяйке в избе укачивает детей, вспомнил вдруг покойную матушку, вечера семейные и - пошло- поехало: враз слетела с колес вмя его аскеза. Потому у оьцов и есть учение о необходимости хранения чувств, поьому истинные подвижники не изменяли этому правилу до конца жизни, зная нкмощь нашей природы. Примеров много. Поьому и на исповеди запрещено в подробностях расказывать о своих блудных грехах и нк только.

Екатерина Домбровская   22.10.2023 16:05   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Екатерина Домбровская
Перейти к списку рецензий, написанных автором Владимир Спиртус
Перейти к списку рецензий по разделу за 20.10.2023