Владимир Спиртус - написанные рецензии

Рецензия на «Поэтический ответ» (Светлана Коппел-Ковтун)

Интересные и глубокие мысли.Вроде бы и не совершенно новые и неожиданные, но ведь поэзия, а значит и разговор о ней, всегда состоит из нюансов, тонких оттенков. Мне вот только не понравилось слово "пилюля". На мой слух оно несет в себе отрицательную коннотацию. Уж лучше бы, например,сказать мыслесгусток. Надо поискать...

Владимир Спиртус   23.01.2024 19:40     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владимир! Спасибо за отзыв. Пилюля - это таблетка, лекарство. У слова «сгусток» другой смысл.Так что пилюлю нельзя заменить.

Светлана Коппел-Ковтун   23.01.2024 21:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «Другая дорога» (Екатерина Домбровская)

Вы, Екатерина, очень хорошо и емко изложили святоотеческое понимание того, в чем состоит духовное преуспеяние человека. Это справедливо,и несомненно, является ориентиром для монашества или мирян, преуспевших на пути подвижничества и аскезы. Смущает меня только, что согласно подобным взглядам все искусство с его поэтическими томлениями ( в том числе и классическая литература и театр и т.д) попадут в разряд "диавольского обмана". Во многом здесь есть совпадение с воззрениями на сей предмет Льва Толстого. Может стоит быть несколько снисходительнее к гуманистической культуре, хотя бы к той, что возвышает человека, а не оправдывает игру страстей?

Владимир Спиртус   20.10.2023 20:05     Заявить о нарушении
«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12)Эти слова апостола Павла - ключ к глубокому пониманию того вопроса, о котором мы с вами говорим. Полезно для человека, ищущего Бога, все то, что ищет Бога. Естественно, что все таковые души могут находиться на разных ступенях своего духовного развития и соответственно видеть в откровениях о поисках и алканиях Истины других людей разное и по-разному. Это тот же взгляд, каким христиане должны смотреть на братьев. Всем трудно, все ищут Бога, все падают и встают, а иной раз и погибают... Как мы смотрим на себя, на ближнего, так и на творчество человеческое смотреть должны. Великая польза открывается при ТАКОМ взгляде от знакомства и даже погружения в творения гениев... Но ведь до верного взгляда любви-понимания нужно дойти, дорасти, обрести христианский взгляд на грешника, а это возможно лишь при достижении смирения и вИдения себя худшим всех... Надо научиться видеть брань человека с самим собой, с искушениямм на собственном опыте, тогда откроется это понимание в нашем взоре на других людей, а творчество гениев и есть отражение их пути. И тогда мы начнем видеть,читая Толстого, что помалу начинало вредить его гениальному дару, где проступал по каплям этот вред, и в чем он был... Понимание пути к Богу не сразу дается,оно великое приобретение, обретаемое собственной кровью и пОтом... Иными словами надо обрести свое духовное зрение, понимание, сострадание, сочувствие, тогда мы будем питать душу искусством,учиться на опыте других, умудряться... И просто отторгать душу от того, что лишь питает страсти, раскармливает плотское начало в нас.Потому мы должны беречь глаза, слух, сердце от того, что раскармливает и возбуждает в нас низшие эмоции.Великие старцы держались такого воззрения до последнего вздоха.следили за собой.и отведав нектара жвачку в рот не брали. Это очень глубокие и сложные вопросы. И Пушкин, и Гоголь, и Достоевский, и Чехов искали Бога, смирялись, страдали на этом пути и лично я всегда обретаю духовную пищу в их наследии. Как и в наследии Тургенева, хотя там все сложнее, и все же можно видеть, как голова и сердце в человеке борются и что побеждает, Как цветочки на могиле Базарова, выращенные слезами и молитвами матери.Искание Бога - это всегда евангельский путь, смиряющий и покаянный путь, бранный путь, мучительный путь отречений от собственной души. Некоторые же христиане живут внутренним смешением и хотят в рай попасть без всяких отречений. Они не ищут "искания Бога", а просто подкармливают свое плотское начало, всегда стремящееся к удовольствиям, к наслаждению плотскому и... душевному. Это последнее очень опасно, Но опасности видит только духовный человек... И если это бывает хоть вмале возможно, он должен пытаться предостеречь от разжигания эмоций, которые удаляют нас от Бога. Простите, что не очень внятно отвечаю. Если Бог поможет найти более ясные аргументы, я напишу потом. Спасибо вам за отклик.

Екатерина Домбровская   21.10.2023 08:05   Заявить о нарушении
Вы, Екатерина, прекрасно и развернуто ответили. Полностью с Вами согласен. Может только я бы подчеркнул и заострил ту мысль, что чем более высоко духовное развитие, тем больше желательно отсекать от себя все, что может низвести. В большом спорте и искусстве тоже так: балерина не позволит себе ничего лишнего съесть, как начинающая танцовщица...

Владимир Спиртус   22.10.2023 15:25   Заявить о нарушении
Да, так: с одной стороны истинно духовный человек предпочитает птщу духовную и, как я написала, может духовно взирать на все - потому сказано, что "дкховный судит обо всем". В идеале чистое, мудрое, сострадательное у него око. Но пока душевно-плотскийичеловек лишь на пути к обретению христианского духа, он должен беречься, а значит, заметив за собой услаждение "страстным " искусством, он должкн смирять свое самомнение о собственной духовности, и впредь беречь слух глаза - не пускать в разнос свои эмоции... По памяти перескачу рассказец одного из великих старцев оптинских об одном батюшке-вдовце, очень старателбнлм в монашесте. Но вот однажды, увидев, как хозяйке в избе укачивает детей, вспомнил вдруг покойную матушку, вечера семейные и - пошло- поехало: враз слетела с колес вмя его аскеза. Потому у оьцов и есть учение о необходимости хранения чувств, поьому истинные подвижники не изменяли этому правилу до конца жизни, зная нкмощь нашей природы. Примеров много. Поьому и на исповеди запрещено в подробностях расказывать о своих блудных грехах и нк только.

Екатерина Домбровская   22.10.2023 16:05   Заявить о нарушении
Рецензия на «Игра Этюды» (Светлая Ночка)

43. http://proza.ru/2023/09/11/96 Владимир Спиртус Игра Этюды "Море цвета морской волны" http://proza.ru/2015/11/16/1838

Владимир Спиртус   06.10.2023 21:02     Заявить о нарушении
Владимир, к сожалению, ч не могу принять ваш этюд, так как в игру принимаются только новые произведения, простите

Светлая Ночка   07.10.2023 00:31   Заявить о нарушении
Рецензия на «О блаженной неудаче Марины Цветаевой» (Светлана Коппел-Ковтун)

Восхищаюсь глубиной и тонкостью Вашего анализа. Например,как прекрасно сказано о взаимопонимании в подлинном (творческом)общении: "Поэтическое в нас принадлежит не нам, потому и требовать его нельзя. Как нельзя требовать любви. Откроется человек своим богом или не откроется — мне навстречу, открылся он себе самому для этого или ещё не открылся... Он и сам о себе этого не знает. Всё это сокровенное, тайное — даже для себя".

Владимир Спиртус   14.10.2022 15:02     Заявить о нарушении
Благодарю, Владимир!

Светлана Коппел-Ковтун   15.10.2022 22:22   Заявить о нарушении
Рецензия на «Осенний коллаж» (Татьяна Микулич)

Татьяна, впервые зашел на Вашу страницу. Ваша осень разнообразна красками, бодрит и вселяет оптимизм, что на сегодня так нужно и важно. Простите, но хочу Вам кое-что подсказать из технических вещей, надеюсь пойдет на пользу. "Что пришла уж" - плохое сочетание звуков. Не чувствуете как ломается ритм в строчках:
"Вдруг, взмахнёт игриво подолом
И летит лист, кружась, на ветру!"? А ведь стоит только переставить два слова, сделав "игриво взмахнет" и с этой строчкой будет уже все в порядке... Рифма еще слишком сырая: октябрю - ветру. Успеха Вам!

Владимир Спиртус   10.10.2022 17:54     Заявить о нарушении
Приветствую Вас, Владимир!
Благодарю Вас за поправки. Мои осенние зарисовки без претензии на стихи, это так, баловство... гуляла, фотографировала, строчки в голове складывались, домой пришла, напечатала и выставила...Спасибо за внимание и участие!
С добрыми пожеланиями,

Татьяна Микулич   11.10.2022 08:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «Про Маркиза, вертолет и везучую Анечку» (Нина Роженко Верба)

Здравствуйте, Нина! Я восхищаюсь двумя прочитанными Вашими рассказами. Этим и "В крайнем случае...". Кстати, Мария Петровых - одна из любимейших мною поэтов. Проводил в Феодосии, где живу, посвященные ей творческие вечера...

Владимир Спиртус   18.09.2022 18:22     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владимир! Несколько лет подряд отдыхала в поселке Приморском, ездила в Феодосию, была в музее Грина. Как же я люблю эти места! Столько прекрасных воспоминаний. У меня есть на Прозе "Крымский дневник", он посвящен одной поездке в Крым. В 2016 году я как журналист сопровождала в поездке по Крыму поэта Николая Зиновьева. Будет настроение - взгляните.http://proza.ru/2016/06/06/1991

С уважением и пожеланием добра и мира -

Нина Роженко Верба   28.09.2022 20:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «Роковое совпадение или трагическое пророчество?» (Игорь Уранов)

Мистика -словесная ширма для атеистов или " во что-то верующих". А реально - это следы в настоящем невидимого мира. И внимательному взгляду их открывается достаточно много в личном опыте. Из общечеловеческих крупных трагедий широко известна история, когда за 14 лет до гибели "Титаника" никому тогда еще не известный американский писатель написал роман "Тщетность". В книге описывается крушение огромного лайнера под названием "Титан". Со всеми деталями.

Владимир Спиртус   28.08.2022 11:57     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владимир!
Мистика слишком многообразное явление, часто отдельные её направления отрицают друг - друга и разобраться во всех её проявлениях неимоверно трудно.
Что же касается писателя М. Робертсона, то мы, к сожалению, никогда не узнаем мог ли он видеть будущее или у него просто была хорошо развита интуиция.
Однако смело можно сказать, что в реальной жизни прослеживается одна закономерность - всё что считается невозможным и фантастичным, рано или поздно воплощается в ней.
С уважением,

Игорь Уранов   30.08.2022 05:51   Заявить о нарушении
Рецензия на «Азы теории информации и Высший Разум» (Татьяна Вика)

Татьяна, согласен в целом, с тем, что Вы пишите. Безусловно, на Вашей стороне в полемике с Климом Жуковым. Но у меня есть к Вам несколько вопросов. Один касается Вашего пояснения того, что есть ИНФОРМАЦИЯ. Вы используете термин "реальность". Но для акад.Евгения Александрова, например, реально только то, что материально и может быть проверено экспериментально( кстати, что Вы думаете о его опровержении теории Шипунова?). Но для Вас и меня Ангелы и бесы -это реальность. При этом независимо от того обладают ли они некоей тонкой материальностью или абсолютно невещественны. На этот счет у богословов нет единого мнения http://slovo-bogoslova.ru/theology/problema-telesnosti-angelov/ Но если ИНФОРМАЦИЯ не обладает хоть какой-то материальностью и энергией, то что понимать под ее передачей, хранением? Какие-то процессы вне времени и пространства?
Если считаете, что это не всем интересно, напишите мне "в личку"

Владимир Спиртус   17.07.2022 21:35     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владимир.
По поводу "реально то, что материально", приведу цитату из публикации - "существуют НЕОПРЕДЕЛЯЕМЫЕ понятия, отражающие объективную реальность - точка,прямая,..., энергия, материя, ИНФОРМАЦИЯ,... Эти понятия подчиняются законам, которые проверяются практически. И, кстати, в БЫТИИ мы не встретим ни материальной точки, ни материальной прямой, ни многих математических понятий. Они существуют только в идеальном варианте. И это не мешает нам оперировать с ними, рассуждать о них и исследовать их свойства и проверять их практически".

Татьяна Вика   18.07.2022 13:01   Заявить о нарушении
Информация, выраженная в кодах (на статистическом уровне), может храниться и передаваться на самых различных материальных носителях, только бы они были способны не терять и не искажать сам код. Значение информации совершенно не зависит от способа ее хранения и передачи: на бумаге, на дискете, в электронной памяти, в звукозаписи голоса. Можно роман "Евгений Онегин" написать гусиным пером, а можно компьютерные "стихи" хранить в самой совершенной электронной памяти семантика информации не будет зависеть от материального носителя. Есть и наивысший уровень - передача духовной информации Высшим Разумом святым людям. Нам этот уровень не доступен.

Татьяна Вика   18.07.2022 14:35   Заявить о нарушении
С теорией Шипунова я не знакома. И пока нет возможности познакомиться...

Спасибо Вам за интересный отклик.

Татьяна Вика   18.07.2022 14:37   Заявить о нарушении
Возражу на последнее замечание. Многие люди (и не только святые) получают духовную информацию. Собственно и в Церковь идут в ее поисках. Не будучи пантеистом (даже в смысле Спинозы или Эйнштейна) замечу, что любой камень, цветок или ручей содержат информацию не переводимую "в цифру", которую невозможно и безсмысленно изучать научно. Ее нельзя записать на материальный носитель, хранить, передавать и т.д.
Теория Шипунова, которого многие (в том числе православные СМИ почитают гением:http://srn.rusidea.org/402800005), а многие маститые академики невеждой пытается связать квантовую механику с Богом, вводя некие высшие вакуума уровни, где существует информация, но нет энергии. К этой теории у меня много вопросов независимо от ее опровергателей с позиций махрового атеизма.

Владимир Спиртус   19.07.2022 12:39   Заявить о нарушении
Ошибся в фамилии - Шипов

Владимир Спиртус   19.07.2022 21:37   Заявить о нарушении
На Ваше возражение отвечу тем, что это не возражение в смысле противопоставления, а просто дополнение и расширение или уточнение вопроса о носителях и способах передачи информации.

Татьяна Вика   20.07.2022 03:29   Заявить о нарушении
Уважаемый Владимир, насколько я понимаю, торсионов Шипова не существует и это самая натуральная лженаука.
Не имеющая никакого отношения к православному христианству.

Это лженаучный авторский новодел Шипова.
И академики РАН совершенно правильно считают это лженаукой.

С уважением,

Марина Григорьевская   25.02.2023 13:31   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сохрани мою речь навсегда» (Елена Поник)

Елена, с большим интересом прочитал Ваш разбор текста О. Мандельштама. Он относится к числу нескольких любимых мною поэтов, один из самых любимых. Стих, который Вы анализируете, из очень известных и в то же время многозначных и "темных" ( в смысле высказывания Поля Валери: "невозможно быть точным, не будучи темным"). Я во-многом согласен с Вами, но далеко не со всем. Мне кажется, что дешифровка текста поэта с погружением на очень локальный уровень приводит иногда к утрате общей перспективы. Но пройдемся по Вашему тексту.
"Это похоже на стихотворение-молитву". Согласен, а также с тем, что обращение здесь не к Богу, а к "стихии языка" или «Стихии слова» по Цветаевой. "А еще это похоже на договор или на деловое предложение".Последние два слова стоило бы убрать. А вот "договор" - эта тема звучит. И стоило бы упомянуть о некоей скрытой аллюзии на Фауст Гёте. Первые две строчки Вы разбираете прекрасно. Правда здесь всё относительно просто. А вот интерпретация: Потому что новгородские колодцы из первой строфы – это не колодцы Новгорода, это колодцы каждой новой городошной фигуры при игре в городки, то есть колодцы нового «города» - на мой взгляд весьма сомнительна. Также, как интерпретация "татарвы". И еще: "Повторяющийся процесс петровской казни на плахе – это процесс растворения в стихии языка". Ваши построения весьма субъективны. И таким образом вы разрушаете исторический контекст стихотворения. "Поскольку колодец не обычный, а дремучий (труднопроходимый), бадья сама не может достичь воды, как в обычном колодце. Бадьей надо управлять, надо помогать бадье обходить препятствия или повороты, надо искать дорогу к воде". Слово "дремучий" никак не подходит к колодцу, а вся фраза выглядит весьма экзотично. У Мандельштама "дремучие срубы" все-таки по смыслу находящиеся в дремучем лесу.
В кратком разборе Гаспарова он пишет: "Обращено стихотворение, вероятнее всего, к русскому языку. Сквозной образ стихотворения - колодезные срубы: в первой строфе на дне их светится звезда совести (образ из Бодлера), во второй расовые враги топят в них классовых врагов, в третьей они похожи на сложенные городки, по которым бьют. Это значит: если в предыдущем стихотворении ("С миром державным я был лишь ребячески связан...") поэт жертвовал собой за класс, которому он чужой, то в этом он принимает на себя смертные грехи народа, которому он чужой. Кончается оно двусмысленно: поэт обещает найти топорище (не обух!) то ли на казнь врагу, то ли самому себе". Лично я думаю, что самому себе. А вот второе четверостишие в некотором смысле приобретает сомнительный нравственный смысл. Не исключаю, что здесь скрытое обращение к власти ("татарве") с предложением послужить ей своим словом (главное ведь писать безсмертные стихи). К сожалению, Мандельштам - гениальный поэт- как человек не вызывает особых симпатий...
Еще замечание насчет "Согласно библейской легенде в ночь перед Рождеством воды в источниках и реках приходят в движение и при этом претворяются в вино".Сомнительная ссылка...

Владимир Спиртус   22.06.2022 19:59     Заявить о нарушении
Рецензия на «Я мечтала...» (Татьяна Танасийчук)

Здорово, Татьяна! Я родился в Крыму, но не у моря, но на старости лет исправил ошибку...Про морских зайчиков: http://stihi.ru/2017/07/31/3441

Владимир Спиртус   14.04.2022 11:52     Заявить о нарушении
\у бабушки в небольшом посёлке в предгорьях Кавказа\ это Псебай?

Пётр Билык   24.09.2022 16:21   Заявить о нарушении
Петру Билыку - Курджиново, Ставропольский край.

Татьяна Танасийчук   08.01.2023 10:13   Заявить о нарушении
Рядом...)))

Пётр Билык   08.01.2023 10:21   Заявить о нарушении
Псебай моего детства запомнился аэродромом (обычным полем). В первом классе катали нас на "кукурузнике")))

Татьяна Танасийчук   08.01.2023 16:30   Заявить о нарушении
Десять лет туда летал: http://proza.ru/2022/09/03/1365

Пётр Билык   08.01.2023 17:10   Заявить о нарушении
ЧУдесные у Вас зайчики. Спасибо!

Татьяна Танасийчук   18.02.2023 18:51   Заявить о нарушении