Рецензия на «О немощи и благодати» (Игорь Устичев)

Добрый день, уважаемый Игорь!
Возник такой вопрос к Вам.

Вот Вы считаете:

// Бог хочет, чтобы нуждающийся просил о помощи, ради его смирения и подавления гордыни и тщеславия - причин всех грехов. И если он может, но не просит, значит тщеславия сильнее нужды. И в таком случае, нужно отойти в сторону и дать возможность работать Духу и Промыслу.//

А я в своей жизни на практике сталкивалась и с такими случаями, что человек просто по своей натуре зачастую стесняется попросить о помощи или же уже до того не раз просил её у окружающих и столкнулся при этом с их чёрствостью, как тот Добрый Самаринянин поначалу столкнулся с ней.
Или человек не хочет обременить тебя собой и своими проблемами и немощами.
А предложишь ему помощь сама первая - он охотно и благодарно соглашается.
Я обычно помогала в таких случаях и нередко, видя и рассудительно оценив ситуацию и положение человека, первая инициативно предлагала помочь.
И считала, что в свободной воле человека отказаться от предложенной ему тобой помощи или смиренно согласиться на неё.
Правильно ли я поступала или нет?

А вот протестантски воспитанный упомянутый Вами доктор Гааз да, действительно спешил делать добро в первую очередь наиболее тяжко согрешившим людям (в том числе и не раскаившимся в своих тяжких грехах), а вот, к примеру, к своему же родному сыну был черствоват и не смиренен и не вполне добр и не ладил с ним.

С уважением,

Аня Гриневская   31.08.2023 02:21     Заявить о нарушении
P. S. :

Я при этом исходила прежде всего вот из каких евангельских мотивов Учения Христа.
Ведь тот пострадавший человек, насколько я понимаю, НЕ просил священника, левита и Доброго Самарянина помочь ему, а тем более в том объёме оказанной ему Добрым Самарянином помощи - дать содержателю гостинницы два динария и т.д.(по крайней мере Христос об этом ничего не сказал), и при этом, скорее всего он был не без сознания, и лишь только один Добрый Самарянин проявил инициативу оказать ему помощь:

// Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же. //

Вот и я старалась рассудительно зачастую сама проявлять собственную инициативу, в том числе порой и первой инициативно такчично спрашивая, нужна ли им моя помощь.

Были и другие ситации, например некто при мне попросил не меня, а своего знакомого(ую) что-либо подсказать ему(ей) (например, как пройти туда-то), а тот(та) подсказал(а) ей неправильно или не мог(ла) ему(ей) подсказать, тогда я тоже тактично порой проявляла свою добрую инициативу без спроса и не из тщеславия.

Правильно ли я поступала?

С уважением,

Аня Гриневская   31.08.2023 04:36   Заявить о нарушении
Добрый день, Анна! Конечно, одинаковых людей, а значит одинаковых ситуаций не бывает. Ко всему нужно подходить индивидуально, т.е. с рассудительностью, о чем я и писал. В вашем вопросе есть два взаимоисключающих фактора: стесняется и не хочет обременять. Стеснение - признак тщеславия, хотя и весьма тонкого и скрытого. Синоним выражения "Я стесняюсь" - "Мне стыдно", а это и есть тщеславие. Вспомните, как Киса Воробьянинов устроил мелкий бунт против Остапа, когда тот заставил его просить милостыню: "Никогда Воробьяниновы не просили милостыню"! Если человек не хочет обременять других своими просьбами, но понимает, что без помощи других ему не обойтись, то это еще можно с натяжкой принять за любовь к ближнему, которого не хочешь обременять. Но, вы забываете в этих рассуждениях о Боге и Его Промысле. Если бы Богу было неугодно, чтобы человек просил помощи у других, Он бы не поставил его в соответствующие условия. Когда вы предлагаете человеку свою помощь и он охотно соглашается, тогда, во-первых, вы лишаете его необходимости просить, а значит проявить смирение, а во-вторых, его самолюбие, т.е. тщеславие остается не задетым. Что касается момента - "не причинять хлопот другим", то если бы это было так на самом деле, то и при вашем предложении о помощи, такой человек, по приведенной вами логике, также должен отказаться от вашей помощи, даже если вы сами ее первой предложили. Иначе возникает некое лукавство или алогичность: не хочу просить о помощи, чтобы не обременять другого, но если он мне сам помощь предложит, то никакого обременения не будет - пусть сам помогает?! И?...Ведь все равно в последнем варианте человек будет обременен исполнением того, что сам предложил нуждающемуся. Где логика? Поэтому, и в том, и в другом случае имеет место проявление гордыни.

Игорь Устичев   31.08.2023 09:13   Заявить о нарушении
Теперь постараюсь дать пояснения про P.S.
Я писал в своей статье, что оказание помощи человеку не способному самостоятельно о ней попросить - проявление любви к ближнему. Вы не допускаете мысли, что путник был избит до такой степени, что просить и говорить не мог? Христос прямо описывает его состояние после нападения разбойников: "Оставили его едва живым". Иисус не просто так это добавил, а именно подчеркнуть неспособность раненного помочь себе самостоятельно. Каждое слово в Евангелие имеет глубокое значение. И добрый Самарянин поступил совершенно в духе евангельской любви к ближнему.

"Правильно ли я поступала?", - поправив ошибку ответившего? Правильно! Вы в своем рассуждении не обратили внимания на то, что человек попросил помощи и неважно, что не у вас. Сам факт обращения за помощью уже свидетельствует об устроении его души. Например, человек тонет и кричит о помощи без адресно, просто: "Помогите", а из 10 наблюдающих, только один бросается его спасать. Остальные девять, что могут сказать, что их это не касалось?

Игорь Устичев   31.08.2023 09:21   Заявить о нарушении
Большое спасибо, уважаемый Игорь!

Я тогда, написав Вам слово "стесняется" не имела в виду "стыдится", а прежде всего вспомнила свою собственную детскую стеснительность, застенчивость.
Я тогда (вспоминая себя) по-видимому не страдала каким-то повышенным по сравнению с окружающими детьми тщеславием и гордыней и высокомерием, видимо моя нелюбовь к публичности в озвучивании моих нужд всё-таки имела несколько иные корни.

И альтруизм стесняющегося я (в моей рецензии Вам) усматривала ещё и в том, что стесняющийся человек думает и о том, что многим (большинству, но не всем поголовно) будет неудобно выполнить его просьбу потому, например, что они очень спешат по их добрым или нужным делам, весьма торопятся, им некогда, не до помощи окружающим именно сейчас.

Проводились и опубликованы в солидной психологической литературе эксперименты, что спешащие, торопящиеся или озабоченные чем-то важным для них (вот-вот предстоящими экзаменами, к примеру) ситуационно менее чутки к окружающим, как к не просящим, так и к просящим их о помощи и содействии.
Даже про тех священника и левита из той притчи Господа нашего Иисуса Христа было там написано, что вполне может быть они были не вообще повышенно чёрствыми по жизни, а возможно просто сильно торопились куда-то по своим важным делам или были сильно озабочены своим, ситуационно эгоцентрированы.
Вот.
А когда человек интересуется, не нужна ли помощь, он как бы сигнализирует, что он вполне готов посильно помочь и это для него не обременительно.
Это, к примеру (условный пример), как если в сети светский мечтающий создать семью парень не пытается завязать общение со всеми подряд внешне симпатичными ему молодыми женщинами (ведь вдруг большинство из них могут оказаться замужем или почему-либо недолюбливающими парней и знакомства в сети), а избирательно (благо потенциальный выбор большой) реагирует на аккаунты только тех из них, кто сами не постеснялись инициативно выставить статусы типа: "ищу вторую половинку", "без пары", "одинока" и т.д., а остальных (скорее всего замужних, неодиноких или просто совершенно незаинтересованных в таких вот знакомствах здесь в сети, а не в более уместной для них обстановке в храме или на работе, на общей вечеринке) просто считает неудобным донимать (методом "холодного" неизбирательного опроса в сети) своими личными просьбами и предложениями.
Хотя в самом содержании этих его личных просьб и предложений и нет ничего зазорного.
Вот что я тогда имела в виду.

С уважением,

Аня Гриневская   31.08.2023 13:30   Заявить о нарушении
Анна, но мы же не о детских восприятиях и представлениях разговариваем. И не о альтруизме непонятного образца. Вы же не о ребенке писали, который стеснялся у вас помощи попросить. Зачем лукавите? Вы писали о взрослом. К чему все это? Ну, хотите быть правой - будьте ей. Я же не возражаю, а лукавить зачем? Аня, я вас ни в чем не осуждаю, но и согласиться с вами только потому, что вы считаете себя правой на пути богоискания тоже не могу. Впрочем, поступайте как считаете нужным. Не нужно приводить в обоснование вашей позиции доводы, которые как вам кажутся, объясняют ваши намерения. Не нужно. Ни к чему это. Не хотите сотгласиться со мной - не соглашайтесь. Ваш выбор, и ваша воля.

Игорь Устичев   31.08.2023 14:56   Заявить о нарушении
Аня, вы либо спрашивайте, если хотите узнать что, либо не спорьте. А то у нас с вами так получается: вы спрашиваете для того, чтобы со мной поспорить. Ни вам, ни мне этого не нужно, посему этого и не будет.

Игорь Устичев   31.08.2023 15:02   Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемый Игорь!

Да уж, я видимо реагировала на непривычную Вашу информацию как и Светлана Энь и некоторые другие Ваши читательницы.
Хотела быть понятой и при этом и самой глубже разобраться, докопаться до Истины.

С уважением,

Аня Гриневская   31.08.2023 15:14   Заявить о нарушении
Аня, и слава Богу! Простите, если чем вас обидел. Пишите, спрашивайте, разбирайтесь, но никогда не спешите с выводами.

Игорь Устичев   31.08.2023 15:24   Заявить о нарушении
Хорошо, я постараюсь!

Спасибо Вам!

Аня Гриневская   31.08.2023 16:10   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Игорь Устичев
Перейти к списку рецензий, написанных автором Аня Гриневская
Перейти к списку рецензий по разделу за 31.08.2023