О немощи и благодати

Игорь Устичев
            Тема, которую мы намереваемся предложить для обсуждения, очень сложная и глубокая. Для ее полного раскрытия понадобились бы десятки, если не сотни страниц объемного богословского труда. Поэтому, чтобы не обременять читателя обилием богословской терминологии и мнений, попробуем раскрыть ее в доступных словах, относительно кратко и без излишней учености. Основу для исследования положили слова Господа, обращенные к Апостолу Павлу в ответ на его мольбы отнять плотское искушение или аггела сатанина, приставленного жалить плоть его. Выслушав Павла, Господь отвечает: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор.12:9). Возникает некоторое недоумение: Апостол просит Бога отъять искушение, которое мучает его, а Господь отказывает, и не просто отказывает, а объясняет почему Он это делает: «Ибо сила Моя совершается в немощи». Эти слова Господа имеют огромное значение и несут в себе глубокий сакральный смысл. В связи с этим возникает сразу несколько вопросов: А). Почему Господь отказал Апостолу языков Своему «избранному сосуду» в просьбе об избавлении от «жала в плоти», т.е. от блудной брани как мы писали об этом в статье «Дано мне жало в плоть…». Ведь крайне сложно вести такую брань и проповедовать среди язычников, погрязших в разврате и похоти? Б). Что значит: «Моя сила»? и В). Почему сила Божия должна совершаться в немощи, т.е. в обстоятельствах скорби, боли, лишений, болезни, нищеты и т.п.? Рассмотрим их по порядку.
                А). Господь отказывает Апостолу Павлу в его просьбе, потому что необходимым условием несения апостольского служения является способность избранника не превозноситься и не возгордиться. В противном случае, его служение будет лишено благодати и помощи Божьей, как замешанное на грехе. В силу этого, апостол начнет проповедовать не от «уст Господних», как сказал пророк Иеремия, а от себя самого, от выдумок сердца своего. Апостолу Павлу предстояло великое служение, а значит и искушение должно быть сильным и великим. Прп. Исаак Сирин писал: «Не входя в искушения, никто не приобретает духовной мудрости… Чем более приближаешься (к граду Божьему) и преуспеваешь, тем паче находящие на тебя искушения умножаются….соответственно величию благодати… и как возбранен к душе доступ к великим искушениям, так возбраняются ей великие дарования, потому что Бог не дает великого дарования без великого искушения.». Об этом же говорит прп. Макарий Египетский, живший за 300 лет до прп. Исаака: «Искушение не нападает на человека, если он не получает Духа. Однако, когда он получает Духа, то передается дьяволу, чтобы пройти искушения…. Если не нападет на вас искушение явное или тайное, то не можете вы продвинуться в своем духовном преуспеянии сверх меры, уже достигнутой вами». Вот почему Господь отказывает Павлу в его просьбе. Он получил от Бога такие дары и благодать, необходимые для его апостольского служения, что не подвергнуться великим искушениям он не мог. Для нас это означает следующее. Кто хочет познать истину, приблизиться к откровению и Божественным тайнам, кто хочет понять смысл пребывания человека на земле и послужить Христу здесь, ради вечной Жизни с Ним там, тот должен не просто любить искушения, а желать их. Как говорит прп. Исаак Сирин: «И тогда обретешь такие скорби, которые сладостнее меда». И чем сильнее искушения, тем сильнее благодать, сила Божия и откровения тайн Божиих.
                Б). Сила Божия, о которой говорит Господь – это благодать Святого Духа, которая является и силой, и Истиной, и милостью Божьей. Это совокупность даров Святого Духа и всего того, от силы тела до силы духа, которым познается Истина. Чем сильнее эта сила, тем бОльшие тайны открываются человеку.
                В). Почему сила Божия совершается в немощи? Потому что немощь смиряет, не дает превозноситься, дает понять человеку, что без Бога он никто и ничего не может. В немощи единственным источником помощи и спасения становится Бог. Вспомним утопающего Апостола Петра. Протягивая ему руку, Христос повторяет то, что было уже с Павлом. Пока «утопающий», т.е. страждущий, погибающий, нуждающийся не возопит к Богу, помощь не придет, потому что Бог помогает только тем, кто Его призывает, ибо Он не может ничем помочь тому, кто о помощи не просит. Нельзя неволить человека и добром тоже. И слова известного врача Ф.П. Гааза, воспитавшегося в протестантской семье, : «Спешите делать добро», скорее приносят вред, чем пользу. Это выражение  совершенно в духе протестантизма и католицизма, но чуждо Православному вероучению, потому то: во-первых, спешка никогда ни к чему хорошему не приводит, особенно в делах добра, а во-вторых, чтобы делать добро нужно быть к этому серьезно подготовленным и иметь рассудительность, о чем мы писали в других работах.  Поэтому не нужно спешить помогать человеку, который об этом не просит, как бы не растрогала его судьба и положение. Этого не может даже Бог, потому что нарушается закон свободной воли, против которой не может идти и Создатель. Право свободного выбора – неотъемлемый дар Божий, посягать на который не может никто, иначе само создание Вселенной и сотворения человека было бы лишено всякого смысла. Каждый вправе сам выбирать: добро или зло. И если умирающий просит водки, а не причастия, то это его выбор. Если некто Промыслом Божиим  поставлен в обстоятельства крайности, нужды или бедствия, то вмешательство в этот Промысел, даже из побуждений сострадания к человеку или жалости к нему, является противодействием воле Божьей. Никогда богатство и излишества не могли сделать человека лучше, а вот нищета и скорби - могли! Это подтвердит и правоверный мусульманин и благочестивый иудей. Конечно же, это не касается тех случаев, когда страждущий не в состоянии попросить о помощи. Тогда долг христианина помочь ему вплоть до самопожертвования, ибо : «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин.15:13). Но если, нуждающийся имеет силы и разум попросить о помощи, но не просит об этом, то его, по словам свт. Игнатия Брянчанинова: «Нужно отдать Богу», чтобы не стать преступником воли Божьей. Устраняя, по собственному желанию обстоятельства крайней немощи или скорби, мы тем самым лишаем человека условий, в которых только сила Божия и может совершаться, т.е. немощи. А значит и лишаем его шанса стяжать силу Божию и спастись. Бог хочет, чтобы нуждающийся просил о помощи, ради его смирения и подавления гордыни и тщеславия - причин всех грехов. И если он может, но не просит, значит тщеславия сильнее нужды. И в таком случае, нужно отойти в сторону и дать возможность работать Духу и Промыслу. Здесь, как и во всем поведении православного, должна на первом месте присутствовать рассудительность, а не чувства, страсти и желания.