Рецензия на «3. Олег Сёмин. Цыган» (Конкурс Копирайта -К2)

Ну что сказать, Миша?
Трудно мне на этот рассказ отзыв писать. Тоже не моё.

Конечно. это очень трогательно – и печенюшки в буфете, и в ямку бух, и теплые руки матери, и её поцелуи. Нет человека, которого не затронут такие вещи. Цепь поколений, уходящая в глубокое прошлое, от которого только сны и остались. И защемит сердце у читателя, потому что каждый своё вспомнит. Беспроигрышно. Что может быть слаще воспоминаний детства?

Но структура текста несколько сумбурная. Сейчас объясню, почему мне так видится.
В небольшом по объему тексте несколько рассказчиков.

Первый отрывок. Самый неоднозначный. От начала и до слов «Петр Кузьмич мыслями вернулся в далекое прошлое»?

что это? Потом выясняется, что это воспоминания Петра Кузьмича. Только оформлены воспоминания, как отдельный рассказ о мальчике Пете, а не о Петре Кузьмиче в детстве. Разница есть? Умом я понимаю, что Петя – это Петр Кузьмич, а стилистически не чувствую.
Если это просто история мальчика Пети(рассказ в рассказе), всё равно не очень получилось. Автор то и дело сбивается с точки видения мальчика на своё, авторское.

Второй отрывок. Где Пётр Кузьмич в настоящем времени вспоминает сон, в котором баба Шура рассказывает ему историю.

Третий отрывок. Эта самая история и предъявляется читателю.

Выглядит, будто она всё это ему во сне выложила, но на самом деле автор как бы уже сам в той деревне пребывает, как надмирный рассказчик. Получается, ещё один рассказ в рассказе.

Четвёртый отрывок. Опять время настоящее и точка видения Петра Кузьмича, который пытается что-то там осознать. И только тут я понимаю, что он осознаёт то, что ему во втором отрывке привиделось.

Как-то неуклюже отработано. Какая необходимость разбивать настоящее время? Можно было запросто обойтись без этого, и текст выглядел бы более цельным. А кроме того, вы расчленили одного ГГ на две сущности – Петя и Петр Кузьмич. И они так и не соединились до конца рассказа.
В общем, как мне кажется, столько перескоков по времени и по головам вносит хаос в повествование.

Пару слов о снах.

Обычно они несут информацию, которая помогает понять героев и проблему.
Что даёт читателю вот этот сон:
Только заснешь, и вот уже несешься по заснеженным полям – дух захватывает от скорости, от летящего навстречу искристого снега и… проваливаешься в глубокую черную яму. Или невесомый летишь в темном пространстве, а потом вдруг свет яркий и в нежно-голубом сиянии фиолетовое манящее нечто, превращающееся в черную засасывающую дыру.
Что читатель должен вынести из снега, ямы и дыры? Чтобы красиво было? Что старик ассоциируется с дырой и чёрной ямой? Почему это? А вот само описание старика очень длинное и скучное.
Мне бы вот не о сне этом ниочёмном хотелось бы почитать, а о том, как Петя ночью ходил, бродил. Но увы, автор снохождение только в двух словах упомянул.

В общем, как-то так.

Один вопрос имеется, Миша.
Эта бусинка… Она что означает?
Удачи.

Вера Ру

От Автора   03.03.2023 16:47     Заявить о нарушении
Мда, получил откуда не ждал. Предполагал что основным упреком будет недостаточно плавный переход между частями. Потому как сначала возникла легенда, а потом к ней цеплялись части: детская – возникновение образа старика (цыгана) у мальчика Пети, взрослая – осознание семейной истории Петром Кузьмичем (черт меня дернул придумать ему такое отчество)).
/структура текста несколько сумбурная, оформлены воспоминания, как отдельный рассказ о мальчике Пете, а не о Петре Кузьмиче в детстве. Разница есть? Умом я понимаю, что Петя – это Петр Кузьмич, а стилистически не чувствую/.
Попробовал прочитать отстраненно и предвзято. Думаю. « Когда Петр Кузьмич был маленьким, и его звали Петя, ему часто снился сон» - не, вообще никуда не годится! Думаю дальше…
Легенда – да, рассказ в рассказе.
/Какая необходимость разбивать настоящее время? Можно было запросто обойтись без этого, и текст выглядел бы более цельным/ По-моему легенда -более сильный рассказ, и , если ее дать в начале, она подавит историю в настоящем. Стоит посмотреть…
О снах: черные дыры, ямы и злой старик – детские страхи.
О снохождении: сомнамбулы как правило ничего не помнят о том что они ходили, куда и зачем. Если описать их похождения во сне – это фантастика и «фантасмагория»)) . Если Лина срежиссирует игру «сомнамбула», готов поучаствовать – интересно совпадут ли наши истории
Это я к бусинке подобрался. Не поверите, но бусинка появилась в последний день при передаче рассказа, и тем более я не мог знать, что в Вашем рассказе будет обращение «бусина»
Не иначе как цыган подсказал ))
Миша

От Автора   03.03.2023 21:09   Заявить о нарушении
Игру "сомнамбула" сделать можно. Название уже есть, идея мне нравится, Давайте попробуем?

Чёрная Палочка   04.03.2023 07:45   Заявить о нарушении
Второй раз сделала попытку написать вам отзыв, но проза.ру упорно не желает грузить страницу, по пять минут крутится. Намёк я поняла. ))
Поэтому только скажу вот на это вам:
\\« Когда Петр Кузьмич был маленьким, и его звали Петя, ему часто снился сон» - не, вообще никуда не годится! Думаю дальше…\\

Попробуйте приём чередования прошлого и настоящего. Это когда вы начинаете про мальчика Петю, а продолжаете через три-четыре абзаца про Петра Кузьмича.
Выглядеть это будет примерно так:

"Историю эту в первый раз Петя услышал года в три, а может даже раньше. Когда позже в порыве откровения он рассказал матери, что тайком подслушал, как бабушка рассказывала ей эту сказку, мать удивилась:
- Не мог ты, такой маленький, запомнить эту историю
А Петя и не помнил ее в деталях. Представлял себе только, что эта сказка – про старика, пришедшего из Ниоткуда. Ниоткуда – это такая страна. Она находится очень далеко, там живут старые люди, и только бабушки и дедушки знают туда дорогу. Страна эта возникала в его снах и была светлая и радостная.

...Петр Кузьмич мыслями вернулся в далекое прошлое. Давно он не воспринимал сны в качестве предвестников, да и вообще не мог вспомнить, что снилось. Иногда казалось, что во сне было что-то важное, иногда просыпался с тоскливым чувством утерянного.
Но что конкретно снилось, почему утренняя хандра – не запоминалось".

...и так далее.

Но вообще соглашусь с Лизой и Линой: рассказа как такового нет. Есть просто разрозненные сцены, подбитые друг друг к другу "патамушта надо".

Светлана Малышева   07.03.2023 17:57   Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана. С благодарностью принимаю замечания и помощь.
Вас с праздником, весеннего настроения

Олег Сёмин   08.03.2023 15:02   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Конкурс Копирайта -К2
Перейти к списку рецензий, написанных автором От Автора
Перейти к списку рецензий по разделу за 03.03.2023