Рецензия на «Проза. Ру как предчувствие. Метатекстуализм» (Беспощадный Критик)

Фантастика!
Уважаемый Беспощадный Критик!
Вы изящно и глобально сформулировали тот феномен, которым стал портал прозаточкару.
Именно стал, превратился, благодаря своим правилам, интерфейсу и самому способу автопубликаций и пёстрому энтузиазму "сочинителей".
Всё это я и ощутил на собственной "писательской" коже.
И термин "метатекст" - ну прямо сильно ко двору.
Позвольте выразить своё восхищение Вашей статьёй!
Наверное это самое интересное, что я читал в последнее время
(кроме попытки в который раз дочитать книгу "похождений" Леопольда Блума)

По поводу метатекста.
"Балуясь" метатекстами, я всё не мог понять, почему лично для меня такая реальность текста кажется оптимальной. Сначала смущался, а потом разрешил себе сделать это "законом".
И вот читаю у вас это исследование и восхищаюсь проза.рливостью )))
В самом деле восхищаюсь. так, скаламбурилось невзначай.
С уважением, всех благ!
И спасибо!
А С

Андрей Севбо   11.01.2023 22:53     Заявить о нарушении
Андрей, спасибо!
Метатекстуальность сетевых литературных ресурсов - действительно интересная тема.
Думаю, что в недалеком будущем это точно станет предметом серьезных междисциплинарных исследований.

Всего,

Беспощадный Критик   15.01.2023 23:00   Заявить о нарушении
То есть, вы уверены, что это массовое явление?
Я не встречал.
Может не так много просматривал.
Некоторорое время, пока не наткнулся на Вагу статью про метатекст, я вообще полагал, что открыл такую новую для себе территорию. Прмимо шкатулочной композиции, можно существовать в этаком многослойном пироге. И, каким то образом. Создается квазиреальность.

Андрей Севбо   16.01.2023 02:57   Заявить о нарушении
Массовое явление? Хм.
Это уже не столько явление, сколько специфика бытования литературного процесса:)
Творчество все больше перемещается из области профессионального (в смысле - осуществляемого как профессиональная деятельность) в область публичного (в смысле выставляемого напоказ). Разница в том, что профессиональное творчество гораздо менее зависимо от метатекста (оно скорее порождает метатекст, чем реагирует на него), в то время как публичное творчество (вроде блогов, инстаграмов, тиктоков и литературных сайтов) неотделимо от метатекста, следует метатексту и направлено на генерацию метатекста прежде всего.
Так что да, в каком-то смысле это уже не столько массовое явление, сколько устоявшаяся форма современной культуры создаия и потребления контента.

Беспощадный Критик   18.01.2023 21:15   Заявить о нарушении
Извините, уточняющая цитата из Вашей статьи:

"Метатекст – это вспомогательный текст, назначение которого – разъяснение и конкретизация основного текста, а так же установление связей с другими частями текста или с внешними текстами. Простейший пример – сноски. Но есть и более сложные варианты реализации метатекста: комментарии мелким шрифтом в теле текста, замечания на полях, примечания в конце книги, предисловия и послесловия, отдельные книги комментариев, веб-страницы и веб-сайты посвященные текстам, металенты и так далее. В отличие от гипертекста, метатекст всегда вторичен по отношению к основному, но без метатекста уже просто невозможно обойтись."

Вот это, всё выше перечисленное Вами, является массовым контентом?
(сама формулировка мне очень нравится и кажется безукоризненной)

Я правильно понял?
Похоже, я подотстал от главных трендов.
Правда, не встречал. Точно такой метод "метатекста" вошел в широкие массы?
А где посмотреть?

С уважением А С

Андрей Севбо   18.01.2023 22:51   Заявить о нарушении
Андрей, вы внимательно читали статью? Ответ у вас перед глазами.

Мы с вами сейчас создаем метатекст к статье, написанной 12 лет назад. Видите? Сам текст давно бы забылся, но метатекст до сих пор в процессе генерации, засчет чего сама стятья продолжает развиваться и обогащаться смыслами. И это только один микроскопический пример на сайте с 10 миллионами текстов. А сам сайт - только микроскопический пример в сети с 10 миллионами сайтов.

Метатекст стал массовым явлением благодаря Интернету, и прежде всего вследствии беллетризации жанра дневниковых записей в форме блогов и живых журналов. Именно блоги, а также любительские литературные сайты, сделали метатекст не только частью литературы, но и важной частью литературного процесса в целом. Многие литературные феномены последних лет - результат влияния метатекста (публичного обсуждения в сети) на издательскую и продюссерскую политику.
Например, Цыпкин. Человек просто писал блог в фейсбуке, но реакция подписчиков привела к тому, что блог адаптировали в цикл рассказов и издали на бумаге, озвучили в аудикнижку и сняли сериал. Интересно тут то, что метатекстом в данном случе являются не только посты подписчиков в фейсбуке и всякая критика в журналах и сетевых ресурсах, но и бумажная книжка, и телеадаптация. И, конечно же, это лишь один пример из многих.

Еще пример: фанфики. Это целый жанр, генерирующий метатексты разного уровня.

Или вот наш спор с Киппер. Он демонстрирует тенденцию к чтению метатекста вместо текста. Это правда так - мы все чаще читаем не сам текст, а текст о тексте. Поэтому можем с абсолютной уверенностью назвать Быкова бездарностью, не прочитав ни одной его книги и не послушав ни одной его лекции.

Метатекст везде. Он доминирует над текстом. Такова нынешняя реальность.

Всего,

Беспощадный Критик   19.01.2023 12:41   Заявить о нарушении
ММММММММММММММММММММ!
Я понял!
Блеск!
Конечно!
Спасибо.
Как закоренелый эгоист, я думал только о себе.
Прочитал:
"Метатекст – это вспомогательный текст, назначение которого – разъяснение и конкретизация основного текста, а так же установление связей с другими частями текста или с внешними текстами. Простейший пример – сноски".
Я 15 лет писал одну историю, урывками, разумеется.
И в ней именно основной текст+сноски- отступления превратились слоёный пирог.
И было безумно жаль "в монтаже" отрезать объём сносок. И я решил, что это такой формат. Извинился перед воображаемым читателем и разделил на 6 частей.

Вы пишите о метатексте.
И я подумал:
ура! Лариса, слово для тебя найдено! но стрелять в тебя не стану.

Позвольте привести в качестве примера:
http://proza.ru/2021/05/08/1833

(читать то не надо, это долго, но если на промотке)))))
С уважением, А С

Андрей Севбо   19.01.2023 21:18   Заявить о нарушении
Андрей,

я почитал первую часть где-то до середины. Впечатления двойственные.
С одной стороны, стиль безусловно хорош и вызывает настольгию по давно прочитаным текстам, по хорошим книгам хороших писателей (чудились мне Саша Соколов, Битов, кто-то еще, кого уже даже не вспомню). Но вот с другой стороны, в этой ностальгии как раз и загвоздка: все слишком знакомое, каждый оборот, каждый эвфемизм, каждый удачный троп как будто по лекалу, по давно выверенной схеме, а если нет - торчит белыми нитками, притянутый за уши и сиротливо дрожит на фоне общего великолепия (ну, не везде стиль выше заданной планки).

Вначале было ощущение, что буду читать все, но оно быстро прошло. Кроме стиля, вращающегося вокрук одних и тех же приемов, ничего особенного цепляющего в тексте не оказаось. Возможно, в бумажной версии, после кровавой доработки и беспощадной вычитки, читать это и было бы истинным наслаждением (в бумаге есть особая магия), но с экрана - увы, утомительно. Был бы сюжет (я нашел лишь осколки всяких Лолит и прочих всемирных историй) - я бы может и провалился бы в чтение, однако сюжет тут в основном филологический, нежели событийный, а это уже - прошлый век, как ни жаль.

Теперь про метатекст. Да, метатекст определенно есть. Сноски как таковые - это самая распространенная и тривиальная форма метатекста, которая давно уже расщепилась на две основные формы - издательские сноски (обезличенные) и авторские (текст в тексте, занятый не столько прояснением факта, предполагаемого априори непонятным читателю, сколько игрой (или, точнее, заигрыванием) с читателем. У вас это совсем неплохо получилось, поэтому - да, ваш роман можно вполне считать демонстрацией возможностей метатекста. Одной из.

Как-то так.

Всего,

Беспощадный Критик   25.01.2023 02:03   Заявить о нарушении
===========================================
Спасибо, уважаемый Беспощадный Критик!
- Ну а что ты хотел, - спрашиваю я сам себя, - от самого, от Беспощадного?
- Я хотел, чтобы погладили по голове.
- Ты ошибся кабинетом, дорогой!
- Я ошибся. Да, ошибся дверью.
(выстрел из револьвера)

Поскольку я не писатель, то все, что вы произнесли - точно соответствует действительному.
Разумеется, это игра в писателя.
Я играю в неё с детства. Но ничего не писал, кроме поздравлений с днём рождения.
Сравнительно недавно, пользуясь всеобщей безнаказанностью, стал пользоваться кнопками с буквами и главной виртуальной кнопкой "опубликовать".
На Вашу Беспощадную критику я могу ответить только благодарностью.
Спасибо, что прочитали то, что прочитали.
Я-то понимаю, что это не литература. Мне казалось, что это ясно с первых же строк. Что это игра в литературу, потому весь текст и состоит из заимствований, отсылок, скрытых и явных цитат.
Так он так из них и состоит! Главный герой отлично «понимает», что он никакой не главный, и вообще не герой, а типа манекена для краштестов, которому дали незамысловатое имя Павел Иванович. Это как школьное сочинение, где желая блеснуть перед Марьей Ивановной эрудицией и резвостью шарикового пера, ученик применяет всё, чего успел нахвататься.
Уважаемый Беспощадный! Господин Критик! Вы же не разругали жалкого пьянчугу автора, который слова своего праведного не имеет сказать в пух-прах.
Вы его восхвалили до небес с высоты своего выдающегося IQ (ну правда).
Спасибо. Там же весь текст состоит из самых разных знаков культуры, школьной литературы, учебников химии, физики и популярных фильмов.
Я понимаю, что с этим есть перебор.
Но, поскольку я получал от этого удовольствие, то полагал, что читатель моментально поймет, что это просто игра такая, и либо включится в неё и тоже получит немного удовольствия , либо выключится, уйдёт и забудет.
Спасибо, что прочитали.
Кстати, сюжет тоже есть.
Поворотные точки один, два и тд – не только одна затянувшаяся до звонка экспозиция.
Я бы не предлагал Вашему вниманию, но меня заинтересовала Ваша статья в самом шипоком смысле.
Я, честно, не читал по этому поводу ничего интереснее, к тому же у вас есть умение доводит свою мысль до блеска Беспощадной ясности.

А против критики я был, в известной степени, застрахован.
Так как прочитал в мета-тайниках мета-переписки с одним автором, который в ожидании того, что Вы погладите его по голове с высоты своего IQ, приглашал Вас на свою страничечку.

Ваш ответ меня впечатлил.
Я не поленился слетать на страничечку этого автора и понял глубину Вашего гуманизма.
Автор остался жив.
Это было очень мило.

Спасибо уважаемый БП!
Всех Вам благ!
Рад знакомству!
АС
PS
Ну конечно, я как та самая Татьяна, в предрассветном сне вопрошал, причмокивая нижней губой о верхнюю:
- Бузыкин, может я бездарная?

Вы очень меня повеселили.
Спасибо! Надеюсь, я вас тоже, чуть-чуть.
Ещё раз, всех благ

Андрей Севбо   25.01.2023 17:56   Заявить о нарушении
PS|PS
Вы не против, если попробую разместить Вашу статью у себя, под самим текстом?
Чтобы метатекстуальность - так и в полный рост.
А то такую блестящую статью и читаю я один.
Впрочем, у меня её тоже прочитает скорее всего только редакторский бот. Если он существует.

Андрей Севбо   25.01.2023 18:42   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Беспощадный Критик
Перейти к списку рецензий, написанных автором Андрей Севбо
Перейти к списку рецензий по разделу за 11.01.2023