Проза. Ру как предчувствие. Метатекстуализм

Беспощадный Критик
На излете классической литературы возник модерн. Его главным признаком стал интертекст.
На излете модерна возник постмодерн, отдавший предпочтение гипертексту.
Что дальше?

С одной стороны, мы развиваемся. Наша способность к восприятию информации многократно возросла, равно как и наша потребность в ней. Однако, с другой стороны, субъективное время бежит все стремительнее, и его катастрофически не хватает на то, чтобы все эти объемы информации переварить – проанализировать и сопоставить. Выход найден и уже давно: метатекст.

Метатекст – это вспомогательный текст, назначение которого – разъяснение и конкретизация основного текста, а так же установление связей с другими частями текста или с внешними текстами. Простейший пример – сноски. Но есть и более сложные варианты реализации метатекста: комментарии мелким шрифтом в теле текста, замечания на полях, примечания в конце книги, предисловия и послесловия, отдельные книги комментариев, веб-страницы и веб-сайты посвященные текстам, металенты и так далее. В отличие от гипертекста, метатекст всегда вторичен по отношению к основному, но без метатекста уже просто невозможно обойтись.

Как и любое явление, метатекст обречен превратиться из утилитарного способа организации информации в глобализированный авторский прием, который станет отличительной чертой грядущей новой литературы. Всемирная сеть, уже довлеющая над бумажной литературой, постепенно индуцирует в писательском сознании идею художественного метатекста как неотъемлемой составляющей любого произведения. Метатекст эволюционирует от простого объясняющего комментария к форме параллельной реальности текста, в которой информационные и сюжетные слои могут получать совершенно уникальное художественное преломление. Метатекст, таким образом, станет дополнительным полем действия, где идеи основного текста будут не столько проясняться, сколько обретать иную жизнь.

Примером новой литературы, как это ни парадоксально, можно назвать сайт Проза.ру. Это эпос, представляющий собой интерактивный текст в тексте (произведения авторов в оболочке кода, правил и интерфейса сайта), наполненный действием (от движения заголовков по первой странице и рейтингам до реальных столкновений, битв и любовных треугольников авторов сайта) и сопровождающийся метатекстом рецензий и комментариев, причем именно в них – в комментариях – часто и происходят основные события этой эпопеи. Вот она, модель литературы будущего – гигантский копошащийся организм, поглощающий творческие усилия и рождающий подобие реальной жизни.

Б.К.