Рецензия на «Философия дилетанты contra профессионалы» (Игорь Малышев Эстетика)

Здравствуйте!

"если считать, что философия – это зеркало мира, то это зеркало разбито в дребезги, на мелкие осколки" (Малышев И.В.)

Проблема в вашем очерке, конечно, интересна, но требует некоторых пояснений и дополнений для уточнения её актуализации. Спрашивается, для кого актуальна эта проблема, кому интересна и не следует ли её подкорректировать. Например, почему проблема поставлена в виде, именно, противостояния, как "контра". Если, допустим, два дилетанта-мыслителя и два профессора "бодаются" между собой, то не подлежит ли это бодание ироничной насмешки? Мол, по-бодаются в вопросе "кто значимее", а "кто ближе к истине", да разойдутся каждый на своем. Почему возникает такая ироничная насмешка? Потому что дилетант-мыслитель, претендующий на что-то значимое в области философии и не прошедший опыта дисциплины университетской философии, выглядит в своей претензии, действительно, смешным, но также смешными оказываются и те профессионалы, которые, защищая свою деятельность, пытаются закрывать глаза на вполне явные и актуальные проблемы в области профессорской философии.
Можно было б обозначить проблему и так: "дилетанты и профессионалы -- ПРО и КОНТРА". Союз "И" проговаривал бы об проблеме взаимосвязи. Тогда не было бы лишних вопросов и претензий к автору от предыдущих рецензентов, а авторская позиция обозначалась яснее. Или взять проблему шире, как вы сами пишите: "Проблемы развития современной философии России".
Тогда в этой расширенной теме проблематика вашего очерка будет лишь малой частью большой проблемы. И именно эта большая проблема в расширенной теме для меня здесь более актуальна и значима, чем проблема противостояния между дилетантами с "обыденным сознанием" и профессионалами со строго научным. Здесь, как говорится, каждому своё. И проблема противостояния, даже в вашем очерке, во многом раздута, т.к. есть примеры взаимосвязи частных мыслителей с профессурой философских школ. Если взять из истории, так это дружба Льва Шестова с Эд.Гуссерлем. Так и здесь на "Прозе" есть профессионалы-философы, которые публикуют свои труды. Например, Иванов Е.М. или Ю.Кубасов, или профессиональный мыслитель как Виктор Аксичиц.
Вопрос об терминологии, что вы используете: разве к этим докторам философии применим термин "философы-маргиналы", которые почему-то и для чего-то публикуются на Прозе". По-моему, вовсе никак не применим. Может, просто банально им не хватает "живого воздуха" для живого общения, поэтому они и здесь? И смешно было б подумать даже, что эти доктора здесь публикуются для своры противостояния с так называемыми дилетантами. Скорее, они здесь в поисках единомышленников и тех интересующихся, кто не безразличен к поставленным проблемам философии.

Поэтому, т.к. проблема вашего очерка здесь слишком заужена не без помощи терминологии и географии, т.е. сервера "Прозы" и академического журнала, мне интересно рассмотреть трилогию ваших очерков, как "Истоки кризиса философии", "поп-философии" и проблему противостояния профессуре.
Спрашивается, разве эта проблема возникла "сегодня", впрочем, как и не "вчера". Проблема эта существовала всегда, когда были частные мыслители со своим глубокомыслием, которые противостояли официальным школам, претендовавшим на что-то в виде общезначимого, что называется теперь "Наукой". Поэтому философия, в идеале профессорского сознания, должна иметь статус именно строгой науки. Про что говорит и Гуссерль в своем труде "Философия как строгая наука". В целом же, идеальный взгляд Гуссерля на философию почти не различим с вашим идеалом, различия лишь в схеме поставленной проблематики и в задачах, а схема разнится ввиду различия направлений философских школ. Так у вас это марксизм, как строгая наука, а у Гуссерля интуитивистская феноменология.

Спрашивается, но почему "строгой науке" противостоят частные мыслители. Каковы причины? Некоторые варианты ответов можно найти в ваших очерках. Так, если кратко, то "матема" в философии полностью вытеснила "поэму" и "субъекта самовыражения" или самый Смысл философии при утрате познания Целого.
А вот какую проблему и причины её проговаривает Гуссерль:
"..."Кризис" может быть объяснен как кажущееся крушение рационализма. Причина затруднений рациональной культуры заключается не в сущности самого рационализма, но лишь в его ОВНЕШНЕНИИ, в его извращении "натурализмом" и "объективизмом".

Интересная мысль, не правда ли? Запомним!

А вот о причинах, которые проговаривает Гуссерль:
"Миросозерцательная философия учит так, как учит мудрость: личность обращается тут к личности... НАУКА же БЕЗЛИЧНА (В.Г. - курсив мой). Её работник нуждается не в мудрости, а в теоретической одаренности. Его вклад обогащает сокровищницу вечных значимостей, которая должна служить благополучию чел-ва... Подлинная наука не знает глубокомыслия в пределах своего действительного учения... Глубокомыслие есть дело мудрости, отвлеченная понятность и ясность есть дело строгой теории. Превращение чаяний глубокомыслия в ясные рациональные образования -- вот в чем заключается существенный процесс новообразования строгих наук".

Иными словами, говоря с иронией, когда "матема" в философии полностью вытесняет личность, смысл и "поэму", то как говорит фантастический персонаж в "Карамазовых", мол, "скучища неприличнейшая". Ведь, как же тут не быть скучище, когда и (цитирую у вас): "Где наемный работник («пролетарий» в и экономическом смысле) выступает как частичная рабочая сила, как винтик производственного механизма, результат деятельности которого отчуждается собственником средств производства".
Спрашивается, а чем ученый-профессор не "пролетарий" и не винтик производственного механизма, того механизма, коим является строгая наука, ну очень строгая и отнюдь невеселая. А невеселая потому, что ему, ученому, только и стоит, по мнению Гуссерля, уповать на частичный вклад в обогащении "сокровищницы". Иными словами, участь ученого философа незавидна, он точно "пролетарий строгой науки", штампующий общезначимые "матемы" и скрывающий в себе зияющую пустоту, как в виде отсутствия самовыражения.

С уважением,



Бармин Виктор   08.11.2021 22:51     Заявить о нарушении
P.S.
Ещё в школьные годы я познакомился с одним дилетантом мысли, который говорил о себе, мол, "шваховат я в философии", но идеи, мысли и проблемы, поставленные им в произведениях, стали предметом для изучения и философских дискуссий в среде профессионалов, и не только в профессорской среде. Имя ему -- Федор Михайлович, к юбилею которого посвящен нынешний год в России.

Но также мне посчастливилось познакомиться с одним профессором, который учил меня, касательно Науки, христианскому смирению и дисциплине мысли, учил мыслить творчески. И образ моего наставника, Образ профессора, навсегда запечатлен в душе моей, как человека, одаренного мыслить творчески. Такой человек и профессор, как А.Ф., способен зажечь в ученике своем тягу к мудрости, к дисциплине, к творческому постижению. И мне повезло с таким Человеком, что меня учил такой Профессор, именно, с большой буквы. И благодарю судьбу за такое знакомство с Человеком.

Как же после всего, что мне подарено судьбой, говорить "контра", т.е. против человека?, будь он хоть профессор, или дилетант, когда драгоценное в нем -- способность быть человеком и творчески мыслить. И ещё КАК Мыслить!

Размышляя о проблеме развития философии в современной России, спрашиваешь себя, а почему в наш молодой век блистают отсутствием титаны мысли, такие, как в 20-м веке были Флоренский, Франк, Бердяев. Почему? После прочтения трудов Федотова приходит понимание, что истребление культурного слоя в обществе гораздо легче, чем его восстановление.

Есть усеянное плевелами за 20-й век поле, называемое традиция русской философии. Где ж те трудяги и гении, кто способен не только собрать урожай, но и поле это взрыхлить, вспахать и посеять вновь?.. Старые профессионалы советской профессуры на такой труд не способны, у них даже нет и желания к такому труду, у них только способность к разрушению.

Бармин Виктор   09.11.2021 22:00   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Игорь Малышев Эстетика
Перейти к списку рецензий, написанных автором Бармин Виктор
Перейти к списку рецензий по разделу за 08.11.2021