Рецензия на «Экзистенция» (Валерий Галицких)

Здравствуйте, Валерий!
Очень интересная публикация у Вас получилась, благодаря нюансам и акцентам.
Лично мне запомнилось изречение Камю о том, что свобода –
«это повинность, изнурительный бег изо всех сил...».
Из столпов экзистенциализма мне лично ближе всего Достоевский и Бердяев.
В вопросах отношения человека и Бога Николай Бердяев мыслит не канонически, и в его работах земная человеческая жизнь проходит по законам вселенской трагедии…

"...Бог открывает себя миру, но Он НЕ УПРАВЛЯЕТ этим миром. Этим миром управляет князь мира сего...
Бог ждет от человека дерзновенного творческого ответа. Но этим налагается на человека безмерно большая ответственность и тяжесть, чем обычное требование победы над грехами. Предельное дерзновение в том, что от человека зависит не только человеческая... но и БОЖЕСТВЕННАЯ судьба."
(НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ
"САМОПОЗНАНИЕ", глава VII)

«…учение Якова Беме о "темной природе в Боге"… одно из самых значительных открытий германского духа…
... в первооснове этой духовной культуры лежит … постижение глубочайшего, первичного бытия, как иррационального и темного по своей основе (не в смысле злого, потому что тьма эта заложена до самого возникновения различия между добром и злом). Где-то, в несоизмеримо большей глубине, есть Ungrund, безъосновность, к которой неприменимы не только никакие человеческие слова, неприменимы не только категории добра и зла, но неприменимы и категории бытия и небытия. Это глубже всего, и это и есть первоначальный исток, который составляет, как учит Беме и вслед за ним Шеллинг, "темную природу в Боге". Что в природе Бога, глубже Его, лежит какая-то изначальная темная бездна и из недр ее совершается процесс теогонический, процесс Богорождения; этот процесс есть уже вторичный процесс по сравнению с этой первоначальной безосновной, ни в чем не выразимой бездной, абсолютной, иррациональной, не соизмеримой ни с какими нашими категориями. Есть какой-то первоначальный исток, ключ бытия, из которого бьет вечный поток, и в этот вечный источник извечно вносится Божественный свет, в нем совершается акт Богорождения. Признание такой иррациональной, темной первоосновы и есть один из путей к раскрытию и постижению тайны возможности движения в недрах Божественной жизни. Потому что существование такого первоначального темного источника, такой первоначальной темной природы обозначает возможность трагической судьбы Божественной жизни. Если в Божественной жизни разыгрывается трагедия страстей, какая-то Божья судьба, в центре которой стоит страдание самого Бога, Сына Божьего, если совершается в этом страдании искупление мира, избавление мира, то это может быть объяснимо только тем, что есть глубинный источник такого трагического конфликта, трагического движения и трагических страстей в недрах самой Божественной жизни.»
(НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ «СМЫСЛ ИСТОРИИ",
глава III «О небесной истории. Бог и человек»)

Именно эту бездну и трагичность человеческого бытия и принимает Бердяев в творчестве Фёдора Михайловича Достоевского:
( Книга «МИРОСОЗЕЦАНИЕ ДОСТОЕВСКОГО»
http://www.magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn008.htm)

«Достоевский утверждает безграничность духовного опыта, снимает все ограничения, сметает все сторожевые посты»
(ГЛАВА I «Духовный образ Достоевского»)

« Достоевский завлекает в темную бездну, разверзающуюся внутри человека. Он ведет через тьму кромешную. Но … он хочет добыть свет во тьме»
(ГЛАВА II «Человек»)

«У Достоевского была идея, что без свободы греха и зла, без испытания свободы, мировая гармония не может быть принята»
(ГЛАВА III «Свобода»)

«Достоевский… учит … открывать образ и подобие Божие в самом падшем человеке, учит любви к человеку, связанной с уважением к его свободе…
После Достоевского у тех, которые приобщились к его духу, меняется ткань души. Души, пережившие Достоевского, обращаются к неведомому и жуткому грядущему, души эти пронизываются апокалиптическими токами, в них совершается переход от душевной середины к окраине души, к полюсам… Путь к свету лежит через тьму»
(ГЛАВА IX «Достоевский и мы»)

Интересно то, что в другой своей работе «Ставрогин» философ Н. А. Бердяев проводит параллели между вымышленным Достоевским героем и одной из ключевых фигур экзистенциализма – Фридрихом Ницше.
Бердяев пишет о главном герое романа Достоевского Ставрогине:

«…Это — мировая трагедия истощения от безмерности, трагедия омертвения и гибели человеческой индивидуальности от дерзновения на безмерные, бесконечные стремления, не знавшие границы, выбора и оформления…
… он ничего не может, ни на что не имеет силы; безмерность страстей и стремлений истощила его, нуменальное барство не позволило ему совершить тот акт жертвы, после которого начинается подлинное творчество.»
Далее:
«Ницше возненавидел Бога, потому что видел в Нем помеху для творчества человека. Ставрогин, как и Ницше, не знал религиозного сознания, в котором было бы откровение о творчестве человека, откровение божественности человеческого творчества. Старое религиозное сознание воспрещало творческий почин. Путь к откровению творчества человека лежит через смерть Ставрогина, через гибель Ницше…

Через гибель … большее открывается, чем через религиозное благополучие. Ставрогин не только отрицательное явление и гибель его не окончательная. Была судьба Ставрогина до «Бесов» и будет судьба его после «Бесов». После трагической гибели будет новое рождение, будет воскресение.
Безмерность желаний и стремлений должна быть насыщена и осуществлена в безмерности божественной жизни. Жизнь в мире губила все безмерное. Безмерность не могла еще осуществиться. Но наступит мессианский пир, на который призван будет и Ставрогин, и там утолит он свой безмерный голод и безмерную свою жажду.»
http://www.vehi.net/berdyaev/stvrogin.html

Что касается Ницше, то он для меня как бы отразился в мистическом зеркале романа
Томаса Манна «Доктор Фаустас».
Эта одна из моих любимых книг и я написала стихотворение
«Противостояние»
(ПАМЯТИ ТОМАСА МАННА)
Может быть Вам будет интересно прочесть.
http://stihi.ru/2018/01/05/8528

Порою произведения и авторы, которые не относятся к экзистенциальным, очень органично встраиваются в тему о трагическом бытии человеческом.
Такова, на мой взгляд, мистическая поэма «Возвращённый рай» Джона Мильтона.
Встречаясь в пустыне с Христом, Дьявол, говоря о людях, сообщает, что:
«Во знаменьях и знаках - а еще
В гаданьях, прорицаниях и снах
Являю ток дальнейший их судеб».

Да и сам Христос признаёт искусство обольщения своего противника;
«Ты искусный кухарь,
И сыплешь правды соль во блюдо лжи».

Трагичный ответ на жестокую историю человечества даёт, по-моему, "Книга Еноха", которую одни богословы признают, а другие – нет. Пафос данного источника в том,
что человек был насильственно запрограммирован на разрушение и саморазрушение.
Вот фильм на эту тему:
«Книга Еноха. Падшие ангелы и великаны. Фильм Галины Царёвой»
http://www.youtube.com/watch?v=0YhuOSwASlw
Канал «SlovoTV - Галина Царёва».

У Царёвой и о современных трагических проблемах есть фильмы:
Например, «Новый человек: Люцифераза, Жидкий гель, Проект ID 2020»
(Можно найти в сети по названию)

Ну, а Вам, Валерий я желаю, конечно же, здоровья и новых публикаций!

Елена Дмитриевна Мечетина   25.10.2021 13:08     Заявить о нарушении
Добрый день, Елена!

Очень серьезная рецензия. Буду читать, изучать. Все, что связано с экзистенцией, Выбором, "железом теорий" - все это мое.

Большое спасибо!

Валерий Галицких   25.10.2021 07:11   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Валерий Галицких
Перейти к списку рецензий, написанных автором Елена Дмитриевна Мечетина
Перейти к списку рецензий по разделу за 24.10.2021