Рецензия на «Три основания честной философии» (Вадим Филатов)

Вопреки кажимости, основной постулат, сформулированный в первой фразе, не является истиной и даже достаточно вероятной гипотезой кажется по недоразумению.

Любой живой разумный человек знает о смерти только то, что наблюдает во вне. Сам по себе он опыта смерти не имеет по умолчанию. Умолчание хорошо сформулировал Эпикур (как говорят, сам я его не читал), я смерти не знаю, когда есть я, нет смерти, когда будет она, не будет меня. Но даже эта максима предполагает только наличие смерти. Но при этом о том, что такое смерть, Эпикур не говорит. Таким образом, выходит, что небытие вовсе не реально. Это теоретический конструкт. С другой стороны, а верно ли говорить, что бытие призрачно? Как же оно призрачно, если предстаёт перед моим взором во всей своей реальности и полноте?
Пока человек живет, он и наблюдает, и переживает много такого, что ему, как бы, намекает на то, что такое смерть. В глубоком сне, в коме, под действием наркоза имеет место небытие того, кто проснется, выйдет из комы, выйдет из наркоза. Выйдет в бытие. Но было ли то, откуда человек ушел, небытием? Да, было. Но есть ли это небытие вечное и непреложное состояние, гарантированно наступающее после смерти? Утвердительно ответить нельзя, потому что утвердительный ответ подразумевает вопрос, а откуда это известно? Да, ниоткуда, это просто предположение.

Наличие после смерти бытия или небытия никак не связано с вопросом, отчего люди страдают. Будда дал хороший ответ. По большому счету его мнение совпадает с ответом на этот же вопрос, который дал Шопенгауэр. Этого вопроса я еще слегка коснусь.

Третий вопрос, с которого начинается это эссе «как несуществующим людям жить в мире, которого нет?» Я бы сказал, что он имеет эмоциональную окраску, утверждает некую метафору. Люди потому и люди, что они существуют. Живут. Не имеют значения все те частности, из которых состоит жизнь, чтобы задаться таким вопросом, или попытаться найти на него ответ, просто потому, что такого положения вещей просто нет. Люди существуют, а не «не существуют», а живут они в мире, который очень даже есть, иначе не о чем было бы и говорить. Тот же Шопенгауэр сказал, что «люди подобны часам, которые заведены и идут сами не зная зачем». Наличие смерти, которую люди наблюдают в мире, не может утверждать, что после смерти движение жизни прекращается или продолжается в каком-нибудь другом виде. Это тайна. Да, это может казаться очень вероятным, но знания об этом нет.
На четвертый вопрос дать ответ довольно просто. Очевидно, что имманентного всеобщего смысла у жизни нет. Частных смыслов сколько угодно. Но всеобщего смысла нет именно потому, что есть смерть. А она есть. Но поскольку неизвестно, что такое смерть сама по себе, а так же предельно ясно, что опрометчиво принимать гипотезу о том, что смерть человека есть переход в абсолютное небытие, за несомненную истину, то невозможно утверждать, что у жизни, будь она до смерти или после смерти, есть какой-то смысл.

Вадим Филатов говорит: «Мы являемся свидетелями и непосредственными участниками того, что всё возникающее исчезает в бездне небытия раз и навсегда. А также видим, что мир, окружающий нас, жесток, болезнен, исполнен страданий, ненависти, несправедливости. Плохие дела происходят с небытием!»

Нельзя отрицать, что «Мы являемся свидетелями и непосредственными участниками того, что всё возникающее исчезает…» Но почему в бездне небытия? Откуда такое знание? И, кстати, даже, если это верно, то что же плохого в небытии? Ведь совершенно верно, что «мир, окружающий нас, жесток, болезнен, исполнен страданий, ненависти, несправедливости». Ну, так лишившись такого мира, можно только ликовать, хотя, понятно, что в небытии ликовать некому. Почему же тогда автор говорит, что «плохие дела происходят с небытием»? Вероятно, это описка. Это с бытием происходят плохие дела, а в небытии, если оно есть, как раз все обстоит прямо противоположным образом.

Я никогда и в мыслях не имел подвергнуть благородную истину о страдании сомнению. Но, отдавая должное мудрости Будды, я не могу не подвергнуть сомнению остальные его благородные истины, которые, увы, далеко не столь очевидно истинны, как первая.

Точно так же я вполне признаю реальность и значительность трех очевидностей, о которых идет речь в эссе. Несправедливость, страдание и смерть. Надо однако признать, что смерть стоит в этой троице несколько особняком. Само ожидание смерти, само наличие ее уже может вызывать страдание. Но, в то же время и в отличии от страданий и несправедливостей, она имеет в себе то хорошее, что она дает, может быть и призрачную, надежду на полное прекращение их.
Сам я, правда, думаю, что суть мира не меняется тогда, когда меняются те или иные формы жизни. Можно, конечно, представить себе жизнь без зла, но представление о такой жизни неизбежно упирается в вопрос, каким образом и где она может быть возможна.

Философия небытия, в сущности, догматическая система. Она исходит из произвольного постулата, что абсолютное небытие существует. Это, собственно, положительное и утешительное решение одного из, так называемых, вечных вопросов. Чтобы ни было, чтобы ни случалось, в какие бы невзгоды не погружала меня жизнь, у меня, благодаря Философии небытия, есть глобальное утешение: всё закончится небытием. И, более того, если я захочу, то могу попасть в него немедленно.

Подобно Вадиму Филатову, я тоже придерживаюсь принципов догматической философии. Я бы ее назвал Философия абсолютного бытия. Для меня абсолютное бытие принципиально отличается от просто бытия. Просто бытие ― это вся та мерзость, которую мы наблюдаем в мире, пока живем. Но мир устроен так, что он всеми силами пытается эту мерзость уничтожить, изжить. Ну, и я *верю*, что ему это удается. Каждая жизнь это попытка справиться с жизнью, с бытием. А финал ее ― награда. Абсолютное бытие.

Александр Кончеев   15.04.2021 23:54     Заявить о нарушении
"В глубоком сне, в коме, под действием наркоза имеет место небытие того, кто проснется, выйдет из комы, выйдет из наркоза. Выйдет в бытие. Но было ли то, откуда человек ушел, небытием?" - Разумеется, нет. Это было лишь временное небытие сознания, которое, как известно науке, является функцией мозга. А когда наступила клиническая смерть мозга и огнил, сознание прекращается навсегда. Всё остальное может быть лишь предметом веры. "Плохие дела происходят с небытием" - именно так. поскольку любое бытие. в том числе и наше с вами. возникает из небытия и в него уходит. Поэтому именно небытие "ответственно" за происходящее в бытии. Вы действительно уверены, что два триллиона известных сегодня астрофизике галактик созданы для того, чтобы отслеживать ваше поведение и в итоге наградить абсолютным бытием, в котором вы непонятно чем станете заниматься? Блажен, уто верует, Александр Сергеевич. :)

Вадим Филатов   27.04.2021 13:26   Заявить о нарушении
Для начала скажу о своей «вере» или догматизме. Для меня ― это знание об абсолютном бытии.
Идея почерпнута в наиболее ясном виде у Артура Шопенгауэра, хотя она постоянно встречается в трудах и размышлениях разнообразных мистиков и философов.
В своей философии Шопенгауэр показал, что все феномены мира, находящегося в представлении субъекта, сводятся к некоему стремлению, по-немецки Wille. Эта Wille обнаруживается и в мертвой, и в живой природе, но, главное, в самосознании того, кто размышляет о мире, является живым человеком.
Далее следует догматический элемент. Шопенгауэр полагает, что в эмпирическом опыте он имеет дело с феноменом. Вслед за Кантом он считает феномен только явлением. Явление же предполагает, что имеется то, что является. Ноумен. Кант назвал такой ноумен вещью в себе и признал ее принципиально непознаваемой. Шопенгауэр же, признавая мнение Канта в отношении объективного исследования феномена, считал, что нашел «подземный ход», который субъективным образом вывел его к познанию вещи в себе. Вещь в себе и есть Wille. Wille, стремясь объективироваться, порождает мир как представление.
Я считаю именно этот элемент рассуждений Шопенгауэра догматическим, потому что феномен можно наблюдать во вне, ноумен можно наблюдать в себе, а, вот, переход от наблюдаемого в самом себе стремления к вечной и неизменной, находящейся вне времени и пространства (т.е. форм познания) Wille, порождающей меня и видимый мной мир, принимается по необходимости a priori. Есть ли она воистину? Не знаю, но предпочитаю считать (верить), что есть. Именно Wille я подразумеваю под абсолютным бытием.

Теперь о триллионах галактик и о знаниях, известных науке. Тут я должен признаться, что я убежденный и абсолютный идеалист. И это свое убеждение я вовсе не считаю догматом. Собственно, меня всегда крайне поражало, что далеко не все люди, а, точнее, практически никто, не являются убежденными и абсолютными идеалистами.

Последовательное и вдумчивое изучение мира открывает сложное и далеко неочевидное знание тем, кто занимается таким изучением. Ученым. В неисчислимом множестве реальных применений научных открытий они подтверждают свою истинность. Рассуждения подтверждают свою истинность, когда приводят к реальным результатам.
Цепная реакция была открыта на кончике пера, вполне можно было усомниться в ее возможности, и скептиков было достаточно. Но ее реальность получила феноменальное и эффектное подтверждение.
Что же касается астрономии, астрофизики и их открытий, вроде большого взрыва, сверхновых, черных дыр, темной материи, то надо признать, что по всем вероятиям только очень немногое, чем занимаются эта науки, станет когда-нибудь доподлинно и предельно ясно известно, получит экспериментальное подтверждение. Можно копать, строя пирамиды рассуждений и опытов, до любой глубины. И что?
Все научные знания ― есть некоего рода конструкты, существование которых иногда бывает полезно (или вредно) для реальной жизни. Сами для себя и сами по себе они зачем?

Лично для меня никаких галактик (и прочего) самих по себе и вне моего личного познания не существует в качестве несомненной реальности. Как идеалист, я сам в себе и для себя есть полная и окончательная реальность. Всё же внешнее, умственное, дискурсивное имеет в себе (для меня) некую сомнительность. Сон ведь тоже кажется зачастую очень реальным, пока не проснешься.

Я не думаю, что есть некая вне меня существующая сущность, которая отслеживает мое поведение или крайне заинтересованная в том, что я делаю или не делаю. Но сам я именно таков. В ведь по большому счету я ничем в своих внутренних и сокровенных глубинах не отличаюсь от той Wille, которая произвела меня, ну, и, разумеется, и всё то, что я наблюдаю.
Она не может меня наградить абсолютным бытием, потому что по факту я и так им являюсь. А, вот, что она может сделать, так это заменить бытие относительное, на бытие абсолютное. Я верю, что это наступит. По мне так в этом и заключается смысл бытия.

Как видите, я в чем-то очень даже близок философу Майнлендеру. Единственное, я далеко не уверен, что для меня пригоден тот способ, каким он реализовал выводы из своей философии. Ну, так он ― это он, а я ― это я.

Вы написали фразу, которую я не способен понять:

«"Плохие дела происходят с небытием" ― именно так, поскольку любое бытие, в том числе и наше с вами, возникает из небытия и в него уходит. Поэтому именно небытие "ответственно" за происходящее в бытии».

Как оно ответственно? Тем, что я о нем знаю? С тем, что бытие возникает из небытия и в него уходит, я могу и понять, и согласиться. Но как то, чего нет, может быть ответственно, хоть и в кавычках, за происходящее в бытии? Происходящее в бытии происходит, бытийствует. Тем бытие и отличается от небытия, в котором по смыслу понятия нет ничего. Cтало быть нет и никакой ответственности за что бы то ни было.
Я не придираюсь, я обязан был указать на это странное утверждение. Прямо мистика какая-то.

Александр Кончеев   30.04.2021 21:14   Заявить о нарушении
Когда бытие возникло из небытия - это нарушило его гармонию. Думаю, что отсутствие это и есть идеальное состояние. к которому всё обязательно вернется, хотя бы согласно концепции Большого Взрыва и в силу энтропии. Об этом есть замечательная баллада у покойного (вернувшегося домой, в небытие) питерского рок-музыканта Майка Науменко:
Текст песни Зоопарк, Майк Науменко - Сегодня ночью
Сегодня ночью все будет хорошо.
Сегодня ночью все будет хорошо.
Никто не будет петь, никто не будет спать,
Никто не будет любить, никто не будет летать.
Сегодня ночью все будет хорошо.
Сегодня ночью все будет хорошо.
Будет ни лето, ни осень, ни весна, ни зима,
Никто не станет думать, и никто не сойдет с ума.
Сегодня ночью все будет хорошо.
Сегодня ночью все будет хорошо.
Никто не родится и никто не умрет,
И не покончит с собой, и никто никого не убьет.
Сегодня ночью все будет хорошо.
Источник teksty-pesenok.ru
Сегодня ночью все будет хорошо.
Никто не будет уродлив, не будет красив,
Никто не будет мертв, зато никто не будет жив.
Сегодня ночью все будет хорошо.
Сегодня ночью нигде не будет ничего.
Сегодня ночью нигде не будет никого.
Сегодня ночью все будет хорошо

Вадим Филатов   05.05.2021 13:32   Заявить о нарушении
Шопенгауэр был пессимистом и одновременно противником суицида. Он проповедовал квиетизм Воли, то есть считал, что это "абсолютное бытие" можно при жизни потихоньку убивать. Выдавливать из себя по капле. Возможно он верил в реинкарнацию. А его последователь Гартман вообще утверждал, что человечество иссякнет в силу нежелания рожать детей, что сейчас мы и наблюдаем на Западе. Меня же относительно идей об абсолютном бытии всегда интересовали два вопроса (не касаюсь здесь того факта, что оттуда никто не возвращался и никаких свидетельств на эту тему нет. 1)Зачем оно? 2) Чем там можно заниматься?

Вадим Филатов   05.05.2021 17:21   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Вадим Филатов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Александр Кончеев
Перейти к списку рецензий по разделу за 15.04.2021