Рецензия на «Вероотступники. Историческая повесть» (Галина Пономарева 3)

здравствуйте, Галина

прочитал повесть "Вероотступники"..уже давненько, но пишу вам отклик только сейчас

понимаю, что вами, в первую очередь, двигало желание сохранить для младого поколения историю своего рода, так сказать, откуда есть пошла династия - и вам это удалось в полной мере

жаль только, что я начал читать со второй части), а закончил первой

знаете, читаешь и просто диву даёшься, как всё искажено в этом мире - казалось бы, вот она, религия, которая должна стать пробуждением, светом, радостью и надеждой для человеков, вдруг по воле некиих нравственных калек, изородуванных пороками, превращается в беспощадную машину инквизиции, несущую окружающим мрак и горе

а причина проста - вместо жизнеутверждающей веры - религия, вместо общения с Премудрым(познание Которого даёт способность любить не только инакомыслящих, но даже врагов) - попытки поставить Бога на службу политическим интересам определённой группы(то есть, себе), подмять под себя, сделать Его орудием репрессий

но мне хотелось бы увидеть в повести ещё и, так сказать, внутреннее дыхание беспоповцев(хотя я и помню, что вы не совсем близки с религией

тем не менее, вам предложу вам несколько мыслей одного православного богослова(его мнение интересно, хотя я с ним и не совсем могу согласиться, ведь в рассуждениях заметно отсутствие важных нюансов, которые он не состоянии определить):

"Но как быть со старообрядцами? Да, конечно, в православном мире всегда были раскольники, но в том-то и дело, что немалая часть старообрядцев не исповедуют в строгом смысле слова православную догматику. Если сторонников «белокриницкой иерархии» (РПСЦ) еще можно считать «экзотической ветвью» православия, то вот старообрядцев-беспоповцев – вряд ли. Уже многочисленные толки и согласия в этой ветви старообрядцев – скорее напоминает радикальных протестантов, чем православных. Кроме того, их вероучения довольно далеко ушло от православия: отрицания священства, и, как следствие, отрицание таинств – это тоже напоминает радикальный протестантизм. Правда, крещение сохранено, но крестят миряне (как и в случае исповеди в некоторых группах). Православие без литургии, без Евхаристии – это противоречие в определении. Тем не менее, даже если считать беспоповцев чем-то вроде «русской реформации» (встречается и такая точка зрения), то как раз с реформацией здесь не все так просто. Да, в быту тут тоже присутствует «пуританство» - как у строгих баптистов или амишей. Но догматически беспоповцы ни в коме случае не могут быть названы протестантами, - скажем, «баптистами православного обряда». Они не разделяют доктрину спасения по вере, молятся святым, почитают иконы и т.д. Т.е. если это и «протестантизм», то «православный», «восточный», с «обрядоверием», совершенно не свойственным протестантизму настоящему.. Так как же быть: куда девать старообряцев, особенно беспоповцев? Назовем ли мы их «пост-православием» или «маргинальным православием», - дела не меняет. Ясно, что они не полностью «вмещаются» в православный мир."

а знаете, Галина, ведь прежде этого раскола, о котором вы рассказываете на примере своего рода, на Руси задолго до Авакума началось протестное движение

начиная с XII–XIII веков в народной среде заявляли о себе сильные религиозные брожения

следы этих брожений можно обнаружить в таких древних духовных сочинениях, как "Предисловие покаянию" и "Трифоновский сборник"

"Ныне же соль земли испрахнела есть", – подчеркивают авторы этих произведений, выражая резкое недовольство обмирщением церковной иерархии, низким моральным уровнем православного духовенства

активные христиане из народа ратуют за право проповеди для достойных мирян: "Лепо же есть всем славить Бога и проповедати учение Его"

по городам и весям Святой Руси начинают странствовать "миряне-христолюбцы", охваченные внутренним рвением к проповеди

В XIV столетии разрозненные вспышки религиозного протеста выливаются в крупное протестное движение, известное под названием стригольничества

стригольники требовали совершать все духовные требы бесплатно, опираться на Новый Завет как на первоисточник христианской веры, не уповать только лишь на внешние обряды, но созидать внутренние храмы в сердцах людских

и мне кажется, что и беспоповцы в своё время начали дышать именно этим

спасибо, Галина), вам за историческую повесть, которая несомненно ценна для будущего

с уважением

Хрисанф   20.08.2020 16:25     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Хрисанф!
Рада Вашему появлению на Прозе и письму. Многое написала Вам, используя телефон, но что-то видимо задела, и всё исчезло. Теперь я села за компьютер и попробую написать вновь.У нас уже ночь! За окном ночным звёздным небом разлился август. Скоро осень.... Пошли дожди.... Вот такое у меня благодатное настроение! Может быть это поможет мне написать.
Говоря о беспоповцах, я тоже вижу достаточно многое сближающее их с протестантами. И Вы правы, вспоминая историю первых протестов против официального православия. Видите ли, мы с Вами говорим об одной эпохе - средневековья. В России в силу ряда причин, большей частью объективного характера, данная эпоха задержалась в сравнении с Западом. Закономерностью средневековья стало торжество христианства, но и протесты против него тоже. Но почему мы всякий раз, говоря об исторических процессах, в том числе и рассматривая историю христианства, пытаемся определить Истину за чем-то единственным? Ведь Истина, как философская категория, относительна! Думаю, что и религиозная тоже. Считаю только нравственные истины должны быть восприняты сознанием человека, как абсолютные. Эту точку зрения и разделяли беспоповцы (я могу говорить об этом только на примере своей семьи). Беспоповцы не отрицали "священства", и "таинства" и не были "пуританами". Они не приняли священников - никонианцев, и вынуждены были избирать их среди членов общин. Отступление? Да! Но такова была их крепость! Такова была их вера! Всё это я и пыталась показать в своих повестях. Возможно, что не убедительно. Но меня как раз больше привлекали два аспекта:
1. Исторический и культурно-исторический вклад беспоповцев в развитие Руси, а затем и России;
2. Нравственный аспект веры.
Название повести " За Камнем" является не только географическим фактором. Камень - символ крепости веры и нравственности беспоповцев.
Я являюсь историком, хотя идеологический смысл беспоповцев мне интересен. Занимаясь изучением документов, которые мне удалось сыскать, я наткнулась ещё на одного замечательного человека из нашей семьи. Он был последним, кто возглавлял Поморскую Церковь, провёл два объединительных общероссийский съезда беспоповцев. Он умер в 1913 году. У Ивана Ивановича, таково его имя, есть собрание сочинений в четырёх томах. Это материалы его дискуссий с представителями РПЦ, где и рассматриваются вопросы "чистого православия". Но мне не удалось найти их в открытом доступе, хотя книги находятся в библиотеках РАН в Санкт-Петербурге и в Москве. Однако они ещё не оцифрованы. У меня в планах есть мечта написать о нём повесть, но это только если найду его книги!
Кстати, об исследовании истории своей семьи! Уверяю Вас, "Вероотступники" написаны на основе документов. Это подлинное документальное повествование. И это было нелегко! Несколько лет ушло на поиски документов и их историко-хронологическое осмысление. Однако, писать историю своего рода и только? Это для меня мелковато! Я уже писала Вам, что только совсем недавно эта тема стала доступной. Историческая наука только сегодня занялась изучением наследия беспоповцев. Я читала один автореферат докторской. Теперь уже доктор исторических наук (это женщина) защищалась как раз,изучая период Русского Севера в жизни беспоповцев. Очень интересные выводы!
Не знаю, удалось ли мне несколько расширить Вашу оценку на написанные мною повести? Пора заканчивать! Я, наверное, утомила Вас? Мы с Вами подходим к оценки староверов-поморов с разных сторон! Порой не понимаем друг друга, я это чувствую.
Хорошего Вам вечера! Посылаю Вам пожелание из далёкой-далёкой Сибири!
С уважением, Галина.
Так хочется спросить о Вашем благополучии? Когда-то в трудный послеоперационный период Вы поддержали меня. Я очень ценю Вашу поддержку!

Галина Пономарева 3   20.08.2020 18:18   Заявить о нарушении
К оценке... Чувствуется,что писала ночью!

Галина Пономарева 3   21.08.2020 12:51   Заявить о нарушении
Христианская церковь не только никогда не боролась с рабством, кроме призывов к милосердному с рабами обращению, но и активного поддерживала рабство, как основу экономики в древние века, в эпоху феодализма и в начале капитализма. Апостол Павел — основатель христианской церкви, однажды просто вернул хозяину его раба-христианина, когда тот просил у него убежища. Это была со стороны апостола мерзкая подлость, поскольку нравы римлян по отношению к смутьянам были ему известны доподлинно, и ярко продемонстрированы изуверской казнью Иисуса Христа, предшествующими этому издевательствами. Сам Иисус ни разу не осудил варварскую практику рабовладения, как не осудила её церковь за 2000 лет своего существования! Чудеса творил, а миллионы рабов освободить и пальцем не пошевелил, и даже не подумал. Христианские храмы строили рабы на деньги работорговцев! Это что за любовь к ближнему такая изуверская? Христианская церковь, вне зависимости от своих различных религиозных течений, получая доходы и пожертвования от рабовладельцев, используя труд рабов, как кандалами удерживая их от неповиновения господам, тесно сотрудничала с работорговцами и рабовладельцами весь период существования Римской империи до VI века, затем весь период существования Византийской империи до XV века, затем Венецианской торгово-рабовладельческой республики до XVIII века, затем Британской империи до отмены там рабства в 1833 году. В Российской империи отмена крепостного рабства произошла тридцатью годами позже. Все 18 веков по всей Европе и Африке, и на Руси, и на Кавказе, а потом в Америке и Азии подлая христианская церковь — вся в крови — получала доходы от рабовладельцев за свою доктрину терпения для рабов, слившись с рабовладельцами и работорговцами в единую неразрывную надгосударственную структуру. Рабовладельцы творили с рабами в течение восемнадцати (!) столетий неимоверные зверства, наподобие гитлеровских палачей СС, но в гораздо больших масштабах. Истребление целых народов Америки яркое тому свидетельство. В современной Великобритании, США, в других ведущих капиталистических странах нет ни одного богатого клана, чьи предки-христиане не занимались бы совместно с церковью работорговлей и рабовладением. Капитализм отказался от рабов только после получения в своё распоряжение более дешёвых машин и резкого увеличения рынков сбыта, который труд рабов уже обслужить не мог. Но не ранее этого. И христианская церковь шла с интересами рабовладения нога в ногу. Не из-за красивых обрядов и алкоголя выбрали заморские захватчики городов на Руси христианство, а чтобы вернее держать в рабстве коренные народы Руси — словен, финнов, галиндов, мокшан, эрдзей, удмуртов, марийцев, коми, карел, ханты, мансы, вепсов, весь и так далее. Изнасилование крещением с убийствами, сжиганием живьём язычников, разрушением святилищ коренных народов продолжалось на Руси много веков, но так и не было завершено до конца. Кресты для распятия — орудия казни не зря устанавливаются на крышах рабовладельческих церковных вертепов — это знак устрашения и мрачный свидетель двухтысячелетнего преступления церкви без наказания и покаяния. Если организация СС за подобное использование и истязание рабов, за миллионы убитых и замученных людей признана преступной организацией, то и христианская церковь за соучастие в использовании и истязании рабов, за ещё большее количество убитых и замученных людей должна быть признана преступной организацией и запрещена. Её лидеры и организаторы должны быть арестованы, осуждены международным трибуналом и повешены, как были повешены нацистские преступники Гиммлер и Геринг за преступления против человечности и человечества. Имущество христианской церкви должно быть изъято, жертвы рабовладельческого и церковного массового террора реабилитированы, их потомки должны получить денежную компенсацию. В РФ почему-то реабилитирует политических осуждённых другой страны только с 1917 года, а следует реабилитировать религиозно осуждённых с года начала преступного крещения Руси — с 988 года. Одно крещение военным преступником князем Владимиром при помощи своей шведской дружины и греческих попов русского Новгорода чего стоит, с массовыми убийствами и сожжениеи домов, безо всякого суда и следствия, без списков, как у НКВД и квот, как в ЦК. Гордо так о тех своих преступлениях убийцы в летописях всё расписали, подробно. Шведские СС так же лютовали в Союзе ССР, украинские каратели так же сжигали Хатынь за то, что люди думали по-другому. Владимир у церковных преступников, естественно, стал святым, ведь столько рабов для церкви произвёл! Так и стоит в центре Москвы ему памятник, поставленный такими же, как он был сам, преступниками, памятник той страшной поре — стоит чёрное идолище преступника, убийцы и насильника — норманнского князя Владимира с устрашающим огромным крестом — не символом веры, но орудием мучительных казней, символом будущих распятий, а в другой руке у него огромный и кровавый его меч. Любому человеку, обратившему внимание на рабовладельческую подноготную христианства, сразу становится понятным, почему захватчики народного добра по всей РФ втыкают, где можно и нельзя, каланчи с крестами — они втыкают в многострадальную русскую землю опорные пункты дикости и рабства. Крещение в рабы всех мастей продолжается.

Андрей Геннадиевич Демидов   21.08.2020 19:36   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Галина Пономарева 3
Перейти к списку рецензий, написанных автором Хрисанф
Перейти к списку рецензий по разделу за 20.08.2020