Рецензия на «Их страшный мир - другим наука» (Томас Твин)

Опять здравствуйте Томас.

Вроде как о мышках, но невольно проводишь парралель с людьми, глядя на сегодняшний мир вокруг. И на себя тоже:)

Экстремальные ситуации, а не комфорт, к сожалению, действуют оздоровляющее для большей массы населения. Истинная суть вещей часто бывает видна, когда ты "на краю", на грани жизни и смерти. Я за мир без войны, но...
Что же нужно людям что бы встряхнуться и способны ли они встряхнуться? Я надеюсь, что да. Полезла к Ф Достоевскому «Парадоксалист» и не могу не привести хоты бы часть цитат. Там у него так много и трудно не согласиться, и вряд ли скажешь лучше.
Но это писалось когда-то.. Сейчас же совсем другие войны... Хотя суть человеческая не меняется..
Для меня всё еще много вопросов..
.
"Дикая мысль, что война есть бич для человечества. Напротив, самая полезная вещь. Один только вид войны ненавистен и действительно пагубен: это война междоусобная, братоубийственная. ".. «Великодушие гибнет в периоды долгого мира, а вместо него являются цинизм, равнодушие, скука и много-много что злобная насмешка, да и то почти для праздной забавы, а не для дела. Положительно можно сказать, что долгий мир ожесточает людей. В долгий мир социальный перевес всегда переходит на сторону всего, что есть дурного и грубого в человечестве, – главное к богатству и капиталу. Честь, человеколюбие, самопожертвование еще уважаются, еще ценятся, стоят высоко сейчас после войны, но чем дольше продолжается мир – все эти прекрасные великодушные вещи бледнеют, засыхают, мертвеют, а богатство, стяжание захватывают всё. Остается под конец лишь одно лицемерие – лицемерие чести, самопожертвования, долга, так что, пожалуй, их еще и будут продолжать уважать, несмотря на весь цинизм, но только лишь на красных словах для формы. Настоящей чести не будет, а останутся формулы. Формулы чести – это смерть чести. Долгий мир производит апатию, низменность мысли, разврат, притупляет чувства. Наслаждения не утончаются, а грубеют. Грубое богатство не может наслаждаться великодушием, а требует наслаждений более скоромных, более близких к делу, то есть к прямейшему удовлетворению плоти. Наслаждения становятся плотоядными. Сластолюбие вызывает сладострастие, а сладострастие всегда жестокость. Вы никак не можете всего этого отрицать, потому что нельзя отрицать главного факта: что социальный перевес во время долгого мира всегда под конец переходит к грубому богатству».

С уважением
Таня

Ди Татьяна   10.12.2019 04:39     Заявить о нарушении
Озадачили Вы меня, Таня...
С Фёдором Михайловичем трудно спорить: он улавливает очень важные вещи. Тем не менее, мне кажется, что в его рассуждениях скрываются ошибки. Не берусь с налёту оспаривать его главную мысль: тут надо ещё подумать, однако видно, что он рассуждает метафизически. Длительный мир, мол, ведёт к огрублению, а длительная война? Даже не очень длительная война ожесточает и огрубляет нравы. Достоевский выделяет героев, которые поднимаются над буднями, но забывает про огромное число людей, сломленных войной, с порушенной, деформированной психикой. Вспомните хотя бы американских ветеранов вьетнамской войны и наших "афганцев", которым после войны в массовом порядке требовалась психологическая помощь. А сколько было покалеченных физически, сколько неполных или неблагополучных семей, детских домов и т.п.!
Мы просто привыкли смотреть на историю сквозь великие свершения. Мне же кажется, что давно настало время внимательно присмотреться к микродвижениям в толще бытия. Окажется, что там полно проявлений и чести, и великодушия, и самопожертвования.
Вспомните рассказы Тургенева, Лескова да и того же Достоевского ("Бедные люди", к примеру)
Нет, это совсем не ответ "Парадоксалисту", а лишь первая поверхностная реакция. Буду думать...
С уважением,

Томас Твин   11.12.2019 11:47   Заявить о нарушении
Вот и я давно задумывалась... Конечно, плюсы и минусы войны очевидны, но и там каждый индивидуум проявляется по разному. С разных ракурсов видится по разному. Экстремальные ситуации, «на грани», да и просто мудрость, приходящая в старости , мягче способствуют переоценке ценностей и духовным переменам в людях.

Во время Достоевского не было влияния медиа и пропаганды в массах в той степени, как это происходит сейчас. Хотя,суть человека не сильно меняется и простой человек в любой стране хочет в жизни одного и того же. Условия правда разные. А говорят, поставь человека в правильные условия и он и сам начнёт быть правильным:)

Прочитала сейчас рассказ на Прозе - Андрей Григорьевич Рублёв «ЛНР» . Вот она, человеческая сущность и война. Грустно..
.
Мне будет интересно прочитать потом, что вы надумаете.

Ди Татьяна   12.12.2019 01:42   Заявить о нарушении
Извините.

К Тадин : Таня, благодарю за цитату Ф.Д.
Удивился.

К Томасу: в резюме Вы математик, муж музыковеда(ицы), отец филолога.
Не подковырки для, :
прошу Вас написать краткий ответ вашего сына о отличии определений
слова филолог и слова философ.
С понимаем словобразования. В переводе на язык, доступный старшекласнику.
Сможет ли ?
И если не сможет, то филолог ли ?
А если не филолог, то отец филолога ли Вы ? (не продолжаю, но ...)

Посмотрите: (далее по секрету от Тадин) - Тадин самоназвалась именно так. А подумала ли она, когда к ней будут обращаться, не вызовет ли это трудностей, по крайней мере психологических ? ...

Вам Как математику: есть такой автор Руслан Богатырёв - в т.ч. и математик. (М.б. вы благодарность скажете мне о ознакомлении. А м.б. и нет. )

К Вам обоим: есть авторесса Вера Линькова
Её "Архипелаг бездмных... " - о войне ли ? А если о войне, то о какой, внутренней или внешней ?
......

Успеха Вам в дружбе. Дружбе не пустой, но плодотворящей. Во благо и нас, иных смирных авторов сайта.

Георгий Сотула   12.12.2019 02:10   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Томас Твин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Ди Татьяна
Перейти к списку рецензий по разделу за 10.12.2019