Их страшный мир - другим наука

                .        .        .        Без противоположностей не может быть движения вперед.
                .        .        .        Симпатия и Антипатия, Разум и Страсть, Любовь и Ненависть –
                .        .        .        все они необходимы для существования Человека.
                .        .        .        .        .        .                У. Блейк. Бракосочетание Ада и Рая.




              Скажу сразу: ничего не утверждаю и ни на чем не настаиваю, ибо «аз есмь в чину учимых и учащих мя
              требую».
              Просто задаюсь вопросами, и сам, по мере сил, ответствую себе. Отсюда и интерес к крысиному
              сообществу: там многое и страшно, и наглядно…
              Вот, например, история о том, как Рай обращается в Ад.


В 70-е годы прошлого века ученый-этолог Джон Кэлхун провел серию экспериментов над мышами, получившую громкое название «Вселенная – 25». В отличие от обычных у биологов СТРЕССОВЫХ опытов, его интересовало, как поведут себя грызуны в условиях полнейшего КОМФОРТА.
С этой целью он оборудовал всеми удобствами и питанием вольер, рассчитанный на 3800 особей, и поместил в него 4 пары мышей. Грызуны попали в сущую сказку: никаких проблем с гнездами, идеальная температура, полное изобилие, безопасность, оперативная медпомощь… Словом, настоящий мышиный рай!

Не удивительно, что счастливцы стремительно занялись размножением (а чем еще заниматься на этом курорте?)
Однако, спустя 315 дней рост популяции резко замедлился, затем рождаемость упала до нуля, а смертность стала прогрессировать. Накапливались и другие неприятности: обитатели «рая» практиковали гомосексуализм, агрессивное поведение, индивидуализм, самки убивали детенышей, процветал каннибализм… И все это – в условиях полного изобилия всех благ!
Мыши стремительно вымирали, и на 1780 день после начала эксперимента со «Вселенной-25» было покончено.
Что же случилось с нормальными здоровыми мышками, почему их рай превратился в ад, а потом - в погост?

Дьявол, как известно, прячется в деталях, поэтому рассмотрим, как шаг за шагом менялась жизнь в вольере.

Сначала там появились «патриархи» - группа самцов-долгожителей, из первых поселенцев и их сыновей. Старейшины установили мышиную иерархию, возглавили кланы и жестко защищали свою власть от подрастающих поколений. Раз за разом всесильные автократы обрушивались на соперников. Амбициозный молодняк был сломлен, подавлен и изгнан в центр клетки.

Не находя себе применения в стае, изгои делались вялыми, трусливыми, не защищали себя и свои семьи, но время от времени выплескивали накопленную агрессию друг на друга.
Их самки, лишенные защиты, нервничали, избегали спаривания, ожесточались и нападали даже на мышат.
В общем, земля обетованная превратилась в поле битвы, раздора и унынья…

Тотальный стресс сказался на новых поколениях и среди них стали появляться необычные особи – так называемые «нарциссы» - самцы, безразличные ко всему, кроме еды и собственной ухоженности.
Разительно изменились и их подруги: все чаще самки покидали общину, селились на окраинах и вели изолированный образ жизни.
Асоциальность распространялась, общество дробилось и постепенно вымирало… Одним словом, - FINITA LA COMEDIA…

                * * *

Нетрудно заметить, что роковую роль в этой COMEDIA сыграли те самые – исключительно благоприятные - условия эксперимента. Они нарушили привычный образ жизни мышей, что и привело популяцию к бесславной гибели.

              Во-первых, из-за «райских» условий мыши жили необычайно долго, чересчур долго занимали важные
              «посты» и не пускали туда молодежь.

              Во-вторых, из-за тех же «райских» условий количество молодняка росло ненормально быстро.
              Соответственно, ненормально быстро росло и число «отверженных».

              В-третьих, раньше, в естественных условиях, когда пищу приходилось добывать, конкурировать за нее,
              распределять по семьям, выделять самкам и детенышам, на первый план выдвигались самые ловкие,
              умелые, быстрые, храбрые, с хорошим нюхом добытчики, но в «земле обетованной», где текли
              молочные реки и о хлебе насущном заботиться не приходилось, наверх пробивались самые жестокие
              и свирепые.

              В-четвертых, отвергнутая «авторитетами» молодежь была лишена мобильности - не могла уйти на
              другие, свободные земли и образовать там новые семьи и кланы. Она скапливалась в «резервации»,
              деградировала и превращалась в отбросы общества.

Итак, МЫШИНАЯ МЕЧТА ПРЕВРАТИЛАСЬ В МЫШИНУЮ ВОЗНЮ и вдребезги разбилась о привычный мышиный уклад.

                * * *

Могло ли все сложиться по-другому?
Вряд ли. Знаменитый этолог и Нобелевский лауреат Конрад Лоренц наблюдал, как безостановочно ныряли в пруд за едой утки, для которых на берегу было приготовлено много пищи. Утки ее ели, но в пруд все равно ныряли, поскольку тысячелетиями привыкли это делать и не могли перестроиться.

Вот так и мыши. В золотой клетке они оставались рабами своей физиологии, а она побуждала их добывать, соперничать, создавать семью, размножаться, защищать потомство, словом – выполнять свою программу СЛОЖНОГО поведения, приспособленную к СЛОЖНЫМ природным условиям.
ДЕЙСТВУЙ!

В отличие от естественной среды, пятизвездочный вольер все упрощал: не надо ничего, только спи, ешь и пей. БЛАЖЕНСТВУЙ!

Увы, блаженство обернулось трагедией.
Те, кто в комфортных условиях не сумел перестроиться, жили в страдании. 
Другие перестроились, но жить фактически перестали, ибо их жизнь лишилась своего содержания.

На 25 площадках выполнил свой эксперимент Джон Кэлхун, и всякий раз получал один и тот же результат. 
Стагнация, деградация, вымирание – таким оказался столбовой путь обитателей мышиного Рая.
И, видимо, не только мышиного.


Рецензии
C Конрадом Лоренцом знаком по книге "Так называемое зло"
Мы подчинили себе природу, окружили себя всяческими благами и, в принципе, теперь подобны тем крысам. А если учесть, что подобные крысятки могут формироваться и внутри человеческих обществ. Например, элиты :)

Денис Чиж   03.06.2019 09:12     Заявить о нарушении
Да-да, тут есть о чём подумать - и об устройстве общества, и о том, какие роли мы в нём играем ("Как у нас, но без прикрас" http://www.proza.ru/2018/01/05/401)
Спасибо, Денис, что откликнулись.
А куда же подевались все Ваши работы?

С уважением,

Томас Твин   03.06.2019 09:45   Заявить о нарушении
Старые работы связывают. Удаляя, можно заниматься их перепевками: старые мотивы на новый лад, под другим углом :)

Денис Чиж   03.06.2019 10:11   Заявить о нарушении
Радикал Вы, однако. Жалко ведь: всё-таки память, свою эволюцию отслеживать можно...Да и читатели (почитатели) Ваши, наверное, ошарашены...
С уважением,

Томас Твин   03.06.2019 11:09   Заявить о нарушении
У меня читатель тренированный, стрессоустойчивый:)
У меня тут буддизм: все иллюзия, кроме пути. Даже будда иллюзия :)

Денис Чиж   03.06.2019 11:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.