Рецензия на «3. А. П. Чехов. Цветы запоздалые. Обсуждение» (Конкурс Копирайта -К2)

Уважаемый МБ предложил разобрать рассказ с точки зрения «опытный автор — начинающий». Опыта у меня на сегодняшний день столько же, как и у автора на момент написания рассказа, поэтому смотрю на рассказ с точки зрения «возраст 22 года, третий курс»
Первое, что пришло на мысль: какая ужасная концовка! Доктор вдруг прозрел от того, что первый раз в жизни услышал «я вас люблю». Ничего не предвещало, никакой подготовки читателя.
Наверное, в этом проявляется возраст автора, упомянутый МБ.
Автор откровенно не любит мать-княжну, Егорушку, Топоркова и жалеет Марию, не забывая сказать, что влюбляется она не в человека, а в образ, который из этого человека создает.
Автор — максималист — либо все плохо, либо — наоборот, все хорошо, но поздно.
Автор задумывается о роли доктора: быть строгим, суровым, знающим или проявлять сострадание, внимание и самопожертвование? Каким он будет сам? Тех, кто надувает щеки, больше уважают, им больше платят, но такой образ доктора юному максималисту неприятен.
Есть такое понятие «болезнь третьего курса» когда студент думает, что уже знает клинику всех болезней и задирает нос, нечегошеньки не понимая в клиническом мышлении. Вероятно, прототипом Топоркова был кто-то из преподавателей, делающих акценты на здоровом образе жизни, полезности питания и свежего воздуха. Студенты третьего курса ценность таких рекомендаций не понимают, поэтому в рассказе автор сатирически относится к ним.
А еще попалось студенческое жаргонное слово: «кейфствовал». Наверное, это «кайфовал» по нашему.

Татьяна Гищак   11.07.2019 23:14     Заявить о нарушении
Цветы запоздалые
История обыкновенная - близкий человек пьёт. Мать(княгиня) и младшая сестра пьяницы(княжна Маруся) пытаются спасти князя Егорушку от пьянства. Проблема стара как мир – пьянство, наркомания, игромания и прочие мании – беда для семьи, в которой такой человек живёт. Поменяем княгиню, княжну и князя на наших современников(известная актриса, её дочь Маруся и сын Егорушка – пьяница, наркоман, игроман; директор дома культуры, её дочь Маруся и сын Егорушка – пьяница, наркоман, игроман…) Действующие лица – наши современники. Люди, увы, в основе своей не меняются.
Но эту историю рассказывает нам А.П.Чехов, и произошла она более 100 лет назад. Главное ведь то, КАК писатель рассказал нам эту историю. Разумеется, по-чеховски – романтично, чуть анекдотично, с юмором и всё равно с болью и сочувствием ко всем героям истории, т.е. я не просто перечитывала известный давно мне рассказ, а сочувствовала героям. Странно, но сочувствие вызывают все персонажи.
Сюжет можно пересказать в одном предложении – Князь Егорушка снова напился, хотя накануне поклялся матери и сестре исправиться и дал честнее благородное слово, поцеловав образ и перекрестившись три раза.
Но на этот простенький и узнаваемый во все времена сюжет Чехов нанизал описания героев, показал их характеры, рассказал о их настоящей и прошлой жизни, открыл кое-какие семейные тайны семьи князей Приклонских, придумал диалоги, описал чувства героев, переживания и привёл читателя к вполне объяснимому финалу. Веришь всему написанному и при чтении наслаждаешься лёгкостью слога, продуманностью композиции и яркости образов, живых, не картонных героев.
Герои. Главный герой – князь Егорушка, потому что вокруг него разворачиваются все действия рассказа.
Чехов очень умело делегировал впечатления от описания Егорушки разным персонажам рассказа.
Например, Маруся его представляет таким: «её развратный брат, отставной гусар – выразитель самой высшей правды, образец добродетели…имеет сердце, которому могли бы позавидовать все сказочные феи… неудачник, человек непонятый, непризнанный».
Никифор, слуга в доме Приклонских и повар, воспринимают князя, как пьяное тело, которое нужно нести вверх по лестнице. Прислуга давным-давно привыкла «носить, раздевать, укрывать и не удивляться, не ужасаться тому, как «мертвецки пьяное благородное тело князя болтается, как гусь, которого только что зарезали и несут на кухню».
Конечно, во всём рассказе читатель ощущает присутствие автора, его манеру повествования. Я бы её назвала иронично-оценочной.
Характеристики, оценки поступков главного героя умело вплетены в канву рассказа и не выпячиваются, как лишний или случайный элемент повествования: «красные кроличьи глаза, в голове шумело. В желудке – приятная сытость, разнокалиберные чувства копошились в его отуманенных мозгах, ноющей душонке… его мучили угрызения совести(вероятно, тоже очень маленькой) - в этих словах – позиция автора, его неприятие подобных людей.
Княжна Маруся – прямая противоположность брата. Его героиня «хорошенькая, как героиня английских романов, с чудными кудрями льняного цвета, с большими умными глазами цвета южного неба». Ей 20 лет, брат, скорее всего, тридцатилетний гусар, Маруся «гладила его по плеши». Естественно, что героиня с такой ангельской внешностью обладает ангельским характером: целует пьяного брата в колючие усы, жмётся к нему, как испуганная собачонка». Маруся «пьяное распутство брата извиняла почти с восторгом», была уверена в том, что «он пьёт с горя: вином и водкой заливает безнадёжную любовь в объятьях развратных девок».
«А какая Маруся, какая женщина не считает любовь тысячу раз уважительной, всё извиняющей причиной? Какая?» - вопрошает автор, адресуя этот упрёк и нам, женщинам другого столетия. (Эх, плохо классику читали. Не зря нас Саша и МБ упорно возвращают к классической литературе).
Старая княгиня. Дама весьма экзальтированная, в духе тогдашнего преклонения русских дворян перед всем иностранным. Чего стоят описания её чувств перед постелью пьяного Егорушки, которому «жаль мать, сестру и в то же время ему сильно хотелось выгнать их из комнаты: они мешали ему вздремнуть, всхрапнуть». Княгиня плакала, осыпала князя упрёками жёсткими и даже бранными, уговаривала ласками, просьбами. Поучала: «Твой-то слуга, бывший, племянник Никифора, ведёт себя хорошо, не кутит, с худыми людьми не знается. Работает с утра до ночи». Умоляла. В этой сцене – вся жизненная правда обедневшей дворянки. Даже глупый Егорушка «сознавал, что дом Приклонских погибает и отчасти и по его милости».
Среди действующих лиц интересно представлен доктор Топорков. Из случайно оброненных реплик старой княгини читатель узнаёт историю жизни доктора Топоркова – «спица в глазу князей Приклонских».
Сцена посещения больных Егорушки , а потом и заболевшей Маруси и сравнение Доктора с лошадями, «такими же статными и важными, как и он сам» - впечатляют.
Уже в этом рассказе молодого писателя – весь Чехов.
Спасибо Саше за подборку. Прочитала с удовольствием. Ага. Есть у кого учиться!

Тамара Пакулова   12.07.2019 14:14   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Конкурс Копирайта -К2
Перейти к списку рецензий, написанных автором Татьяна Гищак
Перейти к списку рецензий по разделу за 11.07.2019