Рецензии на произведение «3. А. П. Чехов. Цветы запоздалые. Обсуждение»

Рецензия на «3. А. П. Чехов. Цветы запоздалые. Обсуждение» (Конкурс Копирайта -К2)

«Дело происходило в одно темное, осеннее «после обеда» в доме князей Приклонских.
Старая княгиня и княжна Маруся стояли в комнате молодого князя, ломали пальцы и умоляли».
Необычное начало, заставляющее продолжить чтение. Мне повезло, по мотивам повести «Цветы запоздалые» уже поставлен фильм. Повезло, потому что в фильме использовали отрывки из «Фантастической симфонии» Берлиоза. Первая часть её, и музыка, и название – «Мечтания – страсти», удивительным образом создаёт настроение, соответствует сюжету повести. Сравниваю текст с музыкой, потому что он имеет особый стиль, звучание, передающее отношение Антона Павловича Чехова не только к своим героям, но и к нравам общества того времени.

И так, «тёмное, осеннее «после обеда»» действие происходит в доме разорившейся княжеской семьи. Приклонский, отец семейства умер, оставив старую супругу, дочь Марусю и сына Егорушку на произвол судьбы. Егорушка пьянствует, бесчинствует; Маруся, по доброте душевной, свято верит в чудную душу брата.
После очередной попойки официант доставляет благородное тело братца домой из ресторана. К нему вызывают известного доктора Топоркова, в своё время сбежавшего из семинарии в университет. «Отец его был крепостным, камердинером покойного князя», что сводит с ума старую княгиню.
В тот же вечер с Марусей приключается сильнейший озноб, она заболевает.
Взывают Топоркова.
Маруся влюбляется в доктора, приписывая ему черты героев из романов. Через время Топорков просит руки Маруси, при этом требует от княгини 60 тысяч приданого. Приклонская оскорблена, доктор получает отказ и вскоре женится на богатой купчихе.
Далее старая княгиня умирает. Егорушка бесчинствует, пьянствует, приводит в дом шлюху. Маруся страдает, терзается, постепенно заболевает. Приходит на приём к Топоркову, признается ему в любви. Доктор прозревает, везёт девушку на лечение во Францию, где она умирает, прожив три дня.
Топорков возвращается на родину, по-прежнему работает врачом. Егорушку забирает жить к себе, поскольку тот внешне похож на Марусю.

В повести показаны две смерти, но одна, княгини, проскочила незаметно. «Её смерть была страшным несчастьем для княжны. Сон слетел для того, чтобы уступить свое место печали». Окончилось время титулованных бездельников. Пришло время Топроковых.
В оппозиции оказалась обнищавшая графиня и разбогатевший доктор из низов. Это единственная оппозиция, в которой не задействована княжна Маруся. Княжна подана Чеховым как камертон, по которому можно определять глубину падения и сверять человеческие качества остальных героев: чистосердечная Маруся и бессовестный Егорушка; целомудренная Маруся и шлюха Калерия Ивановна; чувствительная, кроткая Маруся и прагматичный доктор Топорков. Причём Антон Павлович описывает и всех героев, и действия их иронично, в насмешливом тоне, никому не отдавая предпочтения.
Примеров у меня много. Если их перечислить, можно будет подумать, что перед нами разворачивается сатирическая комедия.

«И говорила она, ставя руками и глазами после каждой напыщенной, но искренно сказанной фразы большой восклицательный знак».

«Он сам уважал строгое лицо Топоркова и был уверен, что своим выздоровлением обязан одному только ему».

«Он насчитал двенадцать двадцатипятирублевок. По лицу Топоркова пробежала светлая тучка, нечто вроде сияния, с которым пишут святых; рот слегка передернула улыбка».

Не удержусь. Процитирую анекдотичное описание чайной церемонии в графском доме. «Топорков, в ожидании чая, просидел минут десять. Сидел он и глядел на педаль рояля, не двигаясь ни одним членом и не издавая ни звука. Наконец отворилась из гостиной дверь…Тишина воцарилась гробовая, изредка нарушаемая глотательными звуками. Глоток, казалось, изо рта падал в какую-то пропасть и там шлепался обо что-то большое, гладкое. Тишину нарушал изредка и Никифор; он то и дело чамкал губами и жевал, точно на вкус пробовал доктора-гостя»

При такой подаче происходившего финал выглядит особенно трагичным. Уже в третьей части повести как дурное предзнаменование звучит описание осени. «На дворе стояло серое, слезливое утро. Темно-серые, точно грязью вымазанные, облака всплошную заволакивали небо и своею неподвижностью наводили тоску. Казалось, не существовало солнца; оно в продолжение целой недели ни разу не взглянуло на землю, как бы боясь опачкать свои лучи в жидкой грязи...»
А ведь было всё не так уж мрачно, даже многообещающе. Княжна Маруся – «девушка лет двадцати, хорошенькая, как героиня английского романа, с кудрями льняного цвета, с большими умными глазами цвета южного неба», идеализировала жизнь, воспринимала её с точки зрения литературы, основываясь на тургеневских романах. Маруся показана очаровательной, восторженной, доброй бесконечно. Даже чересчур. Я склонна думать, что Антон Павлович, чтобы сделать более драматичной кульминацию повести, постоянно подтрунивал над добродетелями Маруси, умышленно изображал её кукольным, немножко смешным ангелом во плоти с придуманной любовью до гроба.
Если на первом приёме «она дрожала, как дрожит курица, которую окунули в холодную воду», шла домой и сердилась на себя, на свои руки, державшие «эти подлые деньги в руках, точно напоказ», то на втором посещении всё было иначе. Слова у автора тоже стали другими: «Не пившая чаю, утомленная ожиданием, дрожа от лихорадки и волнения, она и не заметила, как очутилась в кресле, против доктора».
Вот он, момент кульминации.
Именно в этот момент девушка становится по-настоящему живой, любовь её больше не имеет ничего общего с придуманными чувствами, от страданий Маруси разрывается сердце. Она безумно любила доктора, отчаянно. И когда упала в обморок, доктор, ослабляя шнуровку, нечаянно «оторвал один крючок и, сам того не замечая, порвал ее платье. Из всех оборочек, щелочек и закоулочков платья посыпались на диван его рецепты, его карточки, визитные и фотографические...» Она носила, пусть незначительную, символическую, но часть любимого в своей одежде. Если бы смогла, то вложила бы эти крупицы в каждую клеточку своего тела. « — Люблю вас! — простонала она, узнав доктора».
А доктор? Этот поступил не так, как будут поступать его последователи в более поздних произведениях Чехова. Топорков, пройдя через катарсис, нашёл себя, задвинутого собственноручно и забытого в далёком прошлом. В тот момент, вспомнив «свои семинарские «идеалы» и университетские мечты, страшною, невылазною грязью показались ему эти кресла и диван, обитые дорогим бархатом, пол, устланный сплошным ковром, эти бра, эти трехсотрублевые часы!» Доктор. «покраснел первый раз за всё время своей практики. Глаза его замигали, как у мальчишки, которого ставят на колени. Ни от одной пациентки ни разу не слыхал он таких слов и в такой форме! Ни от одной женщины! Не ослышался ли он?» Он забыл о том, что на свете есть чувства, он выставил вон из сердца даже намёк на любовь, мешающую карьере и богатой жизни.
Но судьба дала ему шанс. Топорков вмиг переродился, стал живым, настоящим, заметил душу Маруси, увидев её глаза. «Около его золотых очков заблистали чужие глаза. И что за глаза! Так и хочется дотронуться до них пальцем!» Повторю. Топорков поступил не так, как будут поступать его последователи в более поздних произведениях. Он подарил Марусе и себе несколько дней любви, осмелился, оставил часть прошлого, отнявшего его душу, в прошлом. «Ему и ей так хотелось жить! Для них взошло солнце, и они ожидали дня...» Пусть на время, но болезнь и любовь Маруси вернули Топоркову душу.

А потом…Что потом? Цветы запоздалые долго не цветут.
Финал краток.

Александра Стрижёва   15.07.2019 11:11     Заявить о нарушении
Рецензия на «3. А. П. Чехов. Цветы запоздалые. Обсуждение» (Конкурс Копирайта -К2)

Что я делаю, что делаю!!!
Где я и где САМ Чехов?

Закрываю глаза и прыгаю в пропасть...

Ироническая история с налётом сентиментальности.
Конец барской жизни и начало жизни человеков дела. Впереди будет "Вишнёвый сад", где точки над i будут поставлены автором как будто забиты гвозди в крышку...

Семейство Приклонских - семейка пустоцветов, проживающих пустую и бесцветную жизнь. Княгиня безвольна и бессмысленны её попытки вразумить беспутного сына. Сын назло матушкиным надоевшим до полного отвращения нравоучениям, пускающийся во все тяжкие - назло, а после и по привычке, ибо нет у него за душой ничего, да и душа-то пропита и проиграна давным-давно.
И, наконец, наша главная героиня, девушка мечтательная и тоже ни к чему более не приспособленная, кроме как приживаться мечтаниями то к брату, то к новому человеку - доктору Топоркову.
Мода такая у барышень - создать себе кумира и страдать, страдать и упиваться своими страданиями. И не видеть живых людей вокруг. И чахнуть от страданий и даже умирать.

Доктор Топорков - полная противоположность Приклонским. Он деятелен, он деловит, он имеет цель и добивается этой цели любыми средствами(нужно 60 тысяч - женюсь на ком угодно!). Он моден и пользуется известностью у местных дамочек. Пять рублей - цена успеха...
Но и он - пустоцвет. И даже странное, необъяснимое и ему самому желание спасти бедную Марусю - это похоже на... а помните старый фильм "Морозко": "Расцвели цветочки на сухом пенёчке"(с). Пенёчек сухой и цветочки... запоздалые.

Болезнь в данной истории сюжетный ход, убери её, и история не состоялась бы. И неотвратимость смерти героини не заставила бы доктора подумать о смысле собственной жизни?
Проследим цепочку:
- княгиня ставит в пример сыну бывшего крепостного, который стал известным доктором;
- Егорушка допивается до чёртиков и к нему вызывают Топоркова. Первая личная встреча Маруси с будущим объектом любовных терзаний;
- во время приёма Маруся надрывается при перетаскивании кровати с пьяным братом ("у Маруси позеленело в глазах и страшно заболели руки...");
- вечером того же дня: "Вечером, по заходе солнца, с изнемогшей от горя и усталости Марусей приключился вдруг сильный озноб; этот озноб свалил ее в постель. За ознобом последовали сильный жар и боль в боку." Доктор лечит двух пациентов. Первая ласточка будущего смертельного итога;
- вот оно, придумывание себе необыкновенного героя: " И в воображении Маруси торчало гвоздем одно порядочное, разумное лицо; на этом лице она читала и ум, я массу знаний, и утомление. Лица этого нельзя было забыть. Она видела его каждый день и в самой счастливой обстановке, именно в то время, когда владелец его работал или делал вид, что работает", создаём себе кумира...;
- сваха и сладкие надежды, которые, впрочем, были разбиты, как и разбито сердце влюблённой героини. Страданиям несть числа... Нравственная чахотка начинает торить дорожку в организме. Все мы знаем, что всякие болезни от нервов - разве не правда?
- осень, тоска, дождь, грязь... Маруся идёт "лечиться". Она сама себя уговаривает, что именно лечиться. "Кашель, — прошептала Маруся и, как бы в подтверждение своих слов, два раза кашлянула." Была ли она действительно больна?
- и страдания вступают в новую стадию: " По целым вечерам просиживала Маруся в кухне и, беспомощная, слабая, нерешительная, проливала слезы на широкие ладони Никифора. Никифор хныкал вместе с ней и разъедал Марусины раны воспоминаниями о прошлом". Нет, если жить в таком режиме - чахотку можно заработать. Вроде как смешно, а между тем почему и нет? Если очень хочется...
- и вот уже "Звук у верхушки левого легкого оказался сильно притупленным. Ясно слышались трескучие хрипы и жесткое дыхание." Что это? Желаемое превращается в действительность? Желала ли Маруся заболеть? Кмк, да, страстно желала, ибо это был повод для встреч с объектом обожания;
- а здесь уже совсем не смешно: - "В один из масленичных вечеров Никифор сидел у постели Маруси... Егорушки и Калерии не было дома.
-Я горю, Никифор, — говорила Маруся.
А Никифор хныкал и разъедал ее раны воспоминаниями о прошлом...". Никому в голову не пришло вызвать врача, ведь в квартире могут, не дай боже, оказаться братец со своей Калерией и выйдет полный конфуз;
- и вот она, кульминация: "— Я люблю вас, доктор — прошептала она."
Но поздно-поздно, она и сама знала, что безнадёжно поздно. Уйти и не признаться - выше сил. Страдания достигли апогея. Болезнь - тоже.
О чём эта история? О том, что бывает поздно. Просто поздно. Вот всё - поздно и исправить ничего нельзя.
Марусю не воскресить, Топоркова не переделать, как не изменить Егорушку.
Все остались при своих, даже бедная героиня, получившая три дня счастья. Разве этого мало?
Изменения в главных героях: Егорушка пал так низко, что принимает с удовольствием подачки от бывшего своего крепостного; Топорков… а что же доктор? А доктор продолжает брать честно заработанные пятёрки, только в лицо пациенткам не глядит. Наверно, боится, что кто-то ему опять в любви признается? Расцвёл цветок в душе, но камень не смог одолеть. Потому что уже поздно. Минутный, в смысле трёхдневный катарсис случился с доктором. И только.

Вот пишу и думаю, сама по себе история такая душещипательная, а читала я всё же с улыбкой на лице.
Потому что автор, писавший её, был молод, а молодость о смерти думает гораздо меньше, чем зрелость. А, может быть, страдания барышень конца девятнадцатого века трудно понять нам, нынешним? Сердце зачерствело?

Гляжу из пропасти и самой смешно:) Не судите строго...

Наталья Козаченко   14.07.2019 12:43     Заявить о нарушении
Наташа, я судить не буду. К печали своей, зная о жизни Чехова, о последовавших за этим произведениях ("Ионыч", "О любви", "Дама с собачкой" и др.), не смогла воспринять "Цветы запоздалые" легко. Сожалею. Спасибо за то, что читала с улыбкой.

Александра Стрижёва   14.07.2019 13:16   Заявить о нарушении
Саша, я смеюсь над собой, что полезла суконным рылом да на эту глыбищу. Скромнее надо быть, молчаливее.

Наталья Козаченко   14.07.2019 13:37   Заявить о нарушении
Не думаю, Наташа. Это даже не предложение написать критический разбор. Разве читатель не имеет права высказать своё мнение?

Александра Стрижёва   14.07.2019 13:54   Заявить о нарушении
Конечно, Саша. У меня вообще случилось странное раздвоение души. Помню фильм. Читаю рассказ. И словно два впечатления не сливаются, а раздваиваются. И ничего не могу поделать. Глаза и память не дружат меж собой.

Наталья Козаченко   14.07.2019 14:18   Заявить о нарушении
Размышляя над повестью, приняв её эмоционально остро, я тоже сравнивала с фильмом.
Сравнивала и рецензии. Странно, потому что фильм называют драмой, а повесть - мелодрамой. Непонятно. Фильм снят по инсценировке Ю.Олеши, который на 39 лет моложе Чехова, значит, не в нём дело. Артисты так сыграли, мир стал другим (1970г.), и современникам фильма он ближе по восприятию? Как думаешь, почему такая разница?

Александра Стрижёва   14.07.2019 14:35   Заявить о нарушении
Любопытная получается вещь. Все вроде бы рвутся обсуждать произведения (тексты) невзирая на личность автора, и одновременно останавливают себя, когда знают имя автора. Где логика?
Смотрите, «Цветы запоздалые» написал 22-летний парень, который имеет малый опыт литературного творчества. Это всего лишь четвертая его крупная форма, до этого были юморески «на чисто поржать» - «Письмо к ученому соседу», «Каникулярные работы институтки Наденьки N», «Папаша», «Темпераменты» и т.д. Соответственно, в первых своих опытах молодой автор допускает общие для всех начинающих писателях огрехи, и это вполне естественно. Выработка творческих навыков – длительный процесс, и начинают все практически с нуля или где-то около того.
Но мы-то с вами знаем, что парня зовут Антон Чехов, и спустя годы он станет отличным прозаиком. (Кстати, по моему личному убеждению, Чехов – самый великий русский прозаик, мало кто приблизился к его уровню). Так вот, неужели вам не интересно проследить эволюцию творца? От юморного, бойкого пером и, безусловно, наблюдательного парня к великолепному стилисту, тонкому, умному, ироничному писателю, создающего поразительно откровенные (до беззащитности) и одновременно – беспощадно-жесткие вещи?
В «Цветах запоздалых» все эти тенденции, как говорится, налицо. Только подбирай. И ошибки, и свидетельства будущего триумфа.
Мне кажется, это должно быть интересно и с познавательной точки зрения (узнавать, как оно бывает у других), и с и сущностной тоже. Всякий писатель, который хочет стать Хорошим Писателем, может воодушевиться – система работает, прогресс есть и результат достижим. Хотя следует отметить: результат будет достижим, если… Если что? Если читать (хорошие вещи), писать (свои) и думать. Думать над чужими хорошими вещами и, разумеется, над собственными.
Так что, не стесняйтесь дербанить Чехова. Антон Павлович не будет возражать :)

Мужик Бородатый   14.07.2019 14:35   Заявить о нарушении
Ох, и понравилось мне ваше "не стесняйтесь дербанить Чехова. Антон Павлович не будет возражать :)"! И руки тянутся к клавиатуре (перу)... Значит, напишу.

Александра Стрижёва   14.07.2019 14:53   Заявить о нарушении
Теперь не буду переживать, что неправильно прочитала "Цветы...". Уф... отлегло. Пошла думу думать:)

Наталья Козаченко   14.07.2019 15:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «3. А. П. Чехов. Цветы запоздалые. Обсуждение» (Конкурс Копирайта -К2)

Уважаемый МБ предложил разобрать рассказ с точки зрения «опытный автор — начинающий». Опыта у меня на сегодняшний день столько же, как и у автора на момент написания рассказа, поэтому смотрю на рассказ с точки зрения «возраст 22 года, третий курс»
Первое, что пришло на мысль: какая ужасная концовка! Доктор вдруг прозрел от того, что первый раз в жизни услышал «я вас люблю». Ничего не предвещало, никакой подготовки читателя.
Наверное, в этом проявляется возраст автора, упомянутый МБ.
Автор откровенно не любит мать-княжну, Егорушку, Топоркова и жалеет Марию, не забывая сказать, что влюбляется она не в человека, а в образ, который из этого человека создает.
Автор — максималист — либо все плохо, либо — наоборот, все хорошо, но поздно.
Автор задумывается о роли доктора: быть строгим, суровым, знающим или проявлять сострадание, внимание и самопожертвование? Каким он будет сам? Тех, кто надувает щеки, больше уважают, им больше платят, но такой образ доктора юному максималисту неприятен.
Есть такое понятие «болезнь третьего курса» когда студент думает, что уже знает клинику всех болезней и задирает нос, нечегошеньки не понимая в клиническом мышлении. Вероятно, прототипом Топоркова был кто-то из преподавателей, делающих акценты на здоровом образе жизни, полезности питания и свежего воздуха. Студенты третьего курса ценность таких рекомендаций не понимают, поэтому в рассказе автор сатирически относится к ним.
А еще попалось студенческое жаргонное слово: «кейфствовал». Наверное, это «кайфовал» по нашему.

Татьяна Гищак   11.07.2019 23:14     Заявить о нарушении
Цветы запоздалые
История обыкновенная - близкий человек пьёт. Мать(княгиня) и младшая сестра пьяницы(княжна Маруся) пытаются спасти князя Егорушку от пьянства. Проблема стара как мир – пьянство, наркомания, игромания и прочие мании – беда для семьи, в которой такой человек живёт. Поменяем княгиню, княжну и князя на наших современников(известная актриса, её дочь Маруся и сын Егорушка – пьяница, наркоман, игроман; директор дома культуры, её дочь Маруся и сын Егорушка – пьяница, наркоман, игроман…) Действующие лица – наши современники. Люди, увы, в основе своей не меняются.
Но эту историю рассказывает нам А.П.Чехов, и произошла она более 100 лет назад. Главное ведь то, КАК писатель рассказал нам эту историю. Разумеется, по-чеховски – романтично, чуть анекдотично, с юмором и всё равно с болью и сочувствием ко всем героям истории, т.е. я не просто перечитывала известный давно мне рассказ, а сочувствовала героям. Странно, но сочувствие вызывают все персонажи.
Сюжет можно пересказать в одном предложении – Князь Егорушка снова напился, хотя накануне поклялся матери и сестре исправиться и дал честнее благородное слово, поцеловав образ и перекрестившись три раза.
Но на этот простенький и узнаваемый во все времена сюжет Чехов нанизал описания героев, показал их характеры, рассказал о их настоящей и прошлой жизни, открыл кое-какие семейные тайны семьи князей Приклонских, придумал диалоги, описал чувства героев, переживания и привёл читателя к вполне объяснимому финалу. Веришь всему написанному и при чтении наслаждаешься лёгкостью слога, продуманностью композиции и яркости образов, живых, не картонных героев.
Герои. Главный герой – князь Егорушка, потому что вокруг него разворачиваются все действия рассказа.
Чехов очень умело делегировал впечатления от описания Егорушки разным персонажам рассказа.
Например, Маруся его представляет таким: «её развратный брат, отставной гусар – выразитель самой высшей правды, образец добродетели…имеет сердце, которому могли бы позавидовать все сказочные феи… неудачник, человек непонятый, непризнанный».
Никифор, слуга в доме Приклонских и повар, воспринимают князя, как пьяное тело, которое нужно нести вверх по лестнице. Прислуга давным-давно привыкла «носить, раздевать, укрывать и не удивляться, не ужасаться тому, как «мертвецки пьяное благородное тело князя болтается, как гусь, которого только что зарезали и несут на кухню».
Конечно, во всём рассказе читатель ощущает присутствие автора, его манеру повествования. Я бы её назвала иронично-оценочной.
Характеристики, оценки поступков главного героя умело вплетены в канву рассказа и не выпячиваются, как лишний или случайный элемент повествования: «красные кроличьи глаза, в голове шумело. В желудке – приятная сытость, разнокалиберные чувства копошились в его отуманенных мозгах, ноющей душонке… его мучили угрызения совести(вероятно, тоже очень маленькой) - в этих словах – позиция автора, его неприятие подобных людей.
Княжна Маруся – прямая противоположность брата. Его героиня «хорошенькая, как героиня английских романов, с чудными кудрями льняного цвета, с большими умными глазами цвета южного неба». Ей 20 лет, брат, скорее всего, тридцатилетний гусар, Маруся «гладила его по плеши». Естественно, что героиня с такой ангельской внешностью обладает ангельским характером: целует пьяного брата в колючие усы, жмётся к нему, как испуганная собачонка». Маруся «пьяное распутство брата извиняла почти с восторгом», была уверена в том, что «он пьёт с горя: вином и водкой заливает безнадёжную любовь в объятьях развратных девок».
«А какая Маруся, какая женщина не считает любовь тысячу раз уважительной, всё извиняющей причиной? Какая?» - вопрошает автор, адресуя этот упрёк и нам, женщинам другого столетия. (Эх, плохо классику читали. Не зря нас Саша и МБ упорно возвращают к классической литературе).
Старая княгиня. Дама весьма экзальтированная, в духе тогдашнего преклонения русских дворян перед всем иностранным. Чего стоят описания её чувств перед постелью пьяного Егорушки, которому «жаль мать, сестру и в то же время ему сильно хотелось выгнать их из комнаты: они мешали ему вздремнуть, всхрапнуть». Княгиня плакала, осыпала князя упрёками жёсткими и даже бранными, уговаривала ласками, просьбами. Поучала: «Твой-то слуга, бывший, племянник Никифора, ведёт себя хорошо, не кутит, с худыми людьми не знается. Работает с утра до ночи». Умоляла. В этой сцене – вся жизненная правда обедневшей дворянки. Даже глупый Егорушка «сознавал, что дом Приклонских погибает и отчасти и по его милости».
Среди действующих лиц интересно представлен доктор Топорков. Из случайно оброненных реплик старой княгини читатель узнаёт историю жизни доктора Топоркова – «спица в глазу князей Приклонских».
Сцена посещения больных Егорушки , а потом и заболевшей Маруси и сравнение Доктора с лошадями, «такими же статными и важными, как и он сам» - впечатляют.
Уже в этом рассказе молодого писателя – весь Чехов.
Спасибо Саше за подборку. Прочитала с удовольствием. Ага. Есть у кого учиться!

Тамара Пакулова   12.07.2019 14:14   Заявить о нарушении