Рецензия на «2. Алиса. Ада и Яна» (Конкурс Копирайта -К2)

Очень субъективный взгляд отдельного читателя))

Давайте рассмотрим составные части этого рассказа.
История с живой и мёртвой матерями.
История близняшек.
Информативный блок – наполнение фактами, сенсациями и т.д.
Начало и финал – аккорды, захватившие читателей авторским стилем.

Итак, о мёртвых и живых.
Есть женщина – носившая в чреве два эмбриона.
Вопрос первый: это были её собственные эмбрионы или она выполняла роль суррогатной матери?
Читаем: // жизнь и смерть объединились в судьбе _моих_ детей// - это слова живой матери.
// восторг от собственной упорности, счастье от достижения невозможной цели…// - это говорит о матери ГГ.
// шумиха вокруг технических проблем борьбы с бесплодием…// - это пресса об уникальной операции.
Так мёртвая – биологическая мать или суррогатная?
Читателю подаётся информация только со слов ГГ. Ясности в этом вопросе я так и не нашла. Девочки говорят словами и слоганами сенсационных публикаций и не более того.
А вопрос очень важный. Если мёртвая суррогатная, то дети юридически не являются её детьми.
//Даже мать, выносившая нас в своём теле и давшая нам _половину себя_...// о какой половине идёт речь?
Восстановим цепочку: оплодотворение в пробирке = ЭКО (биологический материал чей?); вынашивание:пробирочных эмбрионов подсаживают в матку суррогатной(или всё же биологической? ) матери; женщина погибает; матка извлекается из трупа и пересаживается в тело другой женщины(биологической(живой) матери? ); она донашивает и рожает двух девочек; после родов матку удаляют и хоронят. Не утилизируют, как биологический материал, а именно хоронят – или это версия для девочек? Или замануха для читателя?
Сенсация и шумиха… вспышки фото- и телекамер. И тихий, никем не заданный вопрос о том, что человек вторгается в промысел божий, остаётся в стороне.
Автором сия проблема нравственная и этическая и проч. – не поставлена явным образом. Следовательно, эта проблема не является важной для данной истории. От этой проблемы остаются только бантики и рюшки – упоминание о мёртвой матери в тот момент, когда у читателя угасает интерес к сюжетным перипетиям. Своеобразная мантра.

Близняшки.
Цепочку взаимоотношений прекрасно разобрала Евгения Кордова в своей рецензии. Очень интересен там получился разговор. Итогом – рассуждения об активной и пассивной девочках, о силе и слабости. Тема не оригинальная, автор выбирает частный случай из множества вариантов. Кто-то берёт, кто-то отдаёт. Это можно увидеть в любых сферах человеческих взаимоотношений.
Муж-жена, начальник-подчинённый, братья-сёстры в любых вариантах. Нового ничего нет.
Чем автор привлекает внимание читателя? А привлекает мексиканским сериалом: кто есть кто из близняшек – вот вопрос, который кружит голову читателю. И сделано именно сериальными страстями: муж не замечает подмены, рожавшая многажды и нерожавшая женщины, да разве для мыла это важно?
Ещё один аспект в этом блоке: имена. Ада и Яна, альфа и омега, жизнь и смерть. //Чего только не выдумывала наша мать, чтобы объяснить газетчикам(!!!) даже такую малость(!!!) как наши имена…//
Что из этого следует: имена ничего не значат. Ада и Яна... жизнь и смерть... Читательские нервишки щекочет:) Вообще, всё, что относится к смерти, читатель ловит весьма внимательно.
Игры героинь в зазеркалье…. Из той же серии, что и попытки матери выжать из своей ситуации максимальные дивиденды. Тщеславие опять же.

Информационный блок массивен, пестрит именами, событиями, фактами. Мой муж иногда смотрит РЕН ТВ, там подобного материала – море.
Интонационно и по стилю написания эта часть отличается от начальных и финальных кусочков. Потому, мне кажется, что вставки в телах этих блоков(я насчитала четыре) о мёртвой матери призваны для того, чтобы оживить читателя, встряхнуть его. Ведь новости смотрят все, и нужно чем-то перебить. Или рекламой или страшилками.

Начало и финал.
Эти кусочки – самые запоминающиеся. Они повторяют друг друга. Почти повторяют. Они есть то, для чего автор написал эту историю. Здесь в полной мере проявился авторский талант. Описания завораживают читателя, он входит в гипнотический транс. Описания – самая сильная авторская сторона, и он этим умело пользуется.
Запомнится от истории что? Правильно – стиль! Об этом и говорят многие рецензенты. То, что между началом и финалом, то, что написано просто хорошим русским языком, выпадет из памяти, а розарий и рапс – запомнятся.
Запомнятся и два лица у дома. Как будет по-английски лицо? Сравним по звуковому ряду – фасад. Два фасада у дома… не звучат фасады... а по сути, лицо дома и есть фасад.
Мелочь, которая интриговала меня всё время(она несущественна, но вот всё время приходила в голову): о принадлежности героев к географическому месту. Ада и Яна звучат отчасти по-русски, рапс и резиновый плот для плавания в Америку… Но это, действительно, мелочи.

Что у меня осталось в памяти от этой истории: меня заставили разгадывать загадки: кто-где-когда действовал из сестёр и от чьего имени. Мне дали много информации о… (перечислять не буду). Меня заставили размышлять о жизни и смерти вообще, и в таком эксклюзивном сочетании в частности. Меня порадовали авторским стилем, безупречностью владения русским языком. А вот психологического этюда для моей души я здесь не нашла.
И, пожалуй, я соглашусь с Вованом Предвзятым в том, что можно и в печать. Но это – не мой литературный вкус(или я не доросла ещё – и такое может быть).

Мнение очень-очень и т.д. субъективное! И сложилось это мнение после неоднократного прочтения и размышлений о том, что есть магия рассказчика и магия литературы...

Наталья Козаченко   03.06.2019 15:10     Заявить о нарушении
привет, Наташа
я вот поняла - чем больше думаю о рассказе, чем больше читаю рецензентов, тем меньше понимаю)))
Одно хорошо, и даже очень - что думаю о нём. Редкость вообще-то.

Елизавета Григ   03.06.2019 18:42   Заявить о нарушении
А я вот и не думаю особо. Но когда вспоминаю, то вижу картину: настоящая Ада стоит на вершине Памира, а затем у её подножия разрушает семью и жизнь своей сестры.
И в этом случае имя Ада очень даже говорящее. Правда, оно тянет за собой не Яну, а Раю (Ад\\Рай).
Не знаю, что задумывала автор, но для меня (если в двух словах) рассказ об этом.

Света Малышева   03.06.2019 19:04   Заявить о нарушении
и меня этот рассказ не отпускает
знаете, подумала сегодня - автор умничка) каждый нашел в ее рассказе что-то своё. Каждого он зацепил по-своему. Возможно(и даже наверняка) автор не закладывал в свой рассказ все эти смыслы, что в наших головах кружатся, но ведь получилось!
Это редкость, с чем автора и поздравляю)

Софья Шпедт   03.06.2019 19:14   Заявить о нарушении
А для меня рассказ Алисы разбился на три равнозначных части: медико-сенсационную, уникально-зеркальную близняшек и психологическую. Большее значение Автор придал психологическому разбору личностей близняшек, отчего две первые части совершенно обесценились... Ведь, по сути, ничего сенсационного или даже интересного в личностных характеристиках близняшек нет. Обычные, с детства избалованные вниманием общественности, девчонки, лишённые родительской любви. С непомерно раздутым эго... Хорошо, что не преступницы, а пытающиеся понять своё место в жизни девочки. Автору есть, что сказать миру, и он хотел сказать гораздо больше, но потерял основную сюжетную нить, как мне показалось. Либо, она оказалась не ярко выделенной, потонула среди других линий и красивых описаний. Но Автор - супер!:)

Шита Крыта   03.06.2019 19:28   Заявить о нарушении
...и так как я бросила игру в "угадай мировоззрение по тексту", то у меня теперь другой вопрос: вот из этого рассказа каждый может вытащить что-то по своему разумению (читай мировоззрению). Как будем догадываться о настоящем мировоззрении автора? :)

Света Малышева   03.06.2019 19:36   Заявить о нарушении
Привет всем:)
Ну вот такая я жестокосердая, что поделать.
Я прочитала первый раз и на меня накатило как при шторме(а я воды ужасно боюсь).
Потом я пересказала эту историю по телефону в хронологическом порядке.
И когда пересказывала, отчётливо поняла, что есть в тексте сшивки.
Прочитала разборы полётов у Жени Кордовой.
И поняла, что всё сводится у читателей на поведении близняшек: кто, что и как.
Позадавала себе вопросы и мне позадавали вопросов(в частности про то, чьи были эмбрионы в пробирке и важность(а важность подчёркивалась в тексте неоднократно) похорон мёртвой матки.
И осталось только дом с двумя лицами-фасадами и рапсовое поле.
Мёртвая мать никак не сыграла(для меня), ну и раздражало упоминание в разных местах.
Эльбрус... ну что Эльбрус, моя одноклассница недавно поднималась, а ей очень много лет для такого подъёма. Трупы в горах явление вполне очевидное, видела как-то сюжет по телевизору. Наш сотрудник попадал в такую ситуацию - один из их группы остался в горах. И для альпинистов вопрос морали не стоял - каждый понимает, что идёт не в парк погулять, хотя нагрузка на мозги та ещё.
И неоднородность текста...
Лиза, я помню твой(можно на ты, да?) "Висячий камень" - там всё протащено через душу(даже если это не так, то сшивок не видно), а в данном тексте нет монолита. Он у меня распался на кусочки. Может, причина в том, что я читала распечатку, а не с монитора - другое ощущение.

Рассказ хороший, кто спорит. Вон сколько накопали:)
Но мне кажется, что должно быть что-то одно сильное, остальное - обочина, как изящно выразился Вован Предвзятый. И сильное должно быть очень сильным, а не обочина сильнее.
Субъективно(привередливо, да?) для меня тема вмешательства в природу не сыграла в данном случае.
Как то так:)
Не судите строго... я по чуйке своей сужу.

Наталья Козаченко   03.06.2019 19:38   Заявить о нарушении
Наташ, с тем, что центра нет, соглашусь. И даже кульминацию - если поспрашивать, каждый покажет свою )

Света Малышева   03.06.2019 19:41   Заявить о нарушении
Вот! Вот нет здесь центра! Ровное начало и ровный финал. И только силуэт за дверью... трогает.
Но вот столкнулась я в одном своём тексте с тем, что эмоциональная сцена получается внешне очень спокойной. Но только внешне. И увидеть её может только особый читатель.
Размышляла и над этим и не нашла в себе сильной эмоции.

Наталья Козаченко   03.06.2019 19:45   Заявить о нарушении
да, Наташ, я тоже к этому пришла. (на "ты", конечно)

Но мне кажется, что должно быть что-то одно сильное, остальное - обочина, как изящно выразился Вован Предвзятый. И сильное должно быть очень сильным, а не обочина сильнее.

Елизавета Григ   03.06.2019 19:54   Заявить о нарушении
Девочки, как же я вас люблю! Но обочина тоже важна. Вспомните хорошие романы. Их часто можно было бы сократить до рассказа без логических провалов. Но в хороших смакуешь мелочи, которые совсем не в мощном центре. Ну разве не так?

Вован Предвзятый   03.06.2019 20:00   Заявить о нарушении
Вовану
Но в хороших смакуешь мелочи, которые совсем не в мощном центре. Ну разве не так?

Вот! Мощный центр!
Я тоже люблю обочины, и в этом рассказе они в общем-то интересны. Но мощность центра хотелось бы видеть более мощной)

Елизавета Григ   03.06.2019 20:12   Заявить о нарушении
Мелочи ещё как важны!!! Без них история всегда плоска и ординарна.
Вот здешняя обочина должна была быть про "мёртвую" тему, но по факту(субъективно) была по бОльшей части продекларирована. Зато подробно - про расцветшую в ореоле славы живую мать - как назидание... Хотя... Это же взгляд изнутри героини, а взгляд выхватывает то, что выхватывает. А с другой стороны, рассказ ведёт взрослая, тридцатилетняя женщина.
Могу ошибаться:)

Наталья Козаченко   03.06.2019 20:21   Заявить о нарушении
Наталья, а вы уже поняли, что кому пересадили и зачем? Я однозначно решил, что пересадили орган от умершего донора живой женщине. Естественно, без всяких внутри зародышей. Это чересчур было бы. Пусть меня медики поправят, но они там погибли бы сразу без кислорода. Тем более после удара об землю. Простите за подробности эти неприятные.

Вован Предвзятый   03.06.2019 20:39   Заявить о нарушении
я поняла, что пересадили матку с эмбрионами и приняла это, как фантастическое допущение. Сейчас глянула рассказ - четкого объяснения нет. Только то, что они из пробирки.
Но тогда все эти рассуждения о двух матерях выглядят совсем уже нелепо, всё равно, как считать своей матерью инкубатор.

Елизавета Григ   03.06.2019 20:56   Заявить о нарушении
Тоже приняла как Лиза. Перечитала. Чётко нет. Ощущение создаётся именно из-за настойчивого упоминания мёртвой матери. Она понимается не как кусок(матка), а как целое(человек).

Наталья Козаченко   03.06.2019 21:07   Заявить о нарушении
Алиса, если вы нас слышите, подключитесь-ка и разъясните, пожалуйста. Я понимаю так, как описал выше. Пробирки понимаю отдельно. В них произвели оплодотворение яйцеклеток, подождали донорский орган и внедрили в эту "мертвую матку". Мне тоже слово "мертвая" кажется преувеличением. Но вы, конечно, скажете, что это мнение ГГ, говорящее о её мировоззрении. А сами вы чужие органы считаете абсолютно живыми. :)

Вован Предвзятый   03.06.2019 21:30   Заявить о нарушении
Ну да. Эффект рассказчика от первого лица.Всё, что угодно. И не возразить.

Наталья Козаченко   03.06.2019 21:54   Заявить о нарушении
Всем привет!

Пора бросать работу, с ней я все живые беседы пропускаю…Вы так интересно всё обсуждаете, что даже не знаю, где начать отвечать. Кроме того, уважаемые собеседники так обложили меня со всех сторон своими оригинальными и яркими мнениями, что теперь получается, скажи я что угодно, это всё равно обеднит мой рассказ :)

Начну с благодарности Наталье: спасибо, что написали-таки рецензию! Я помню, вы упоминали, что вам тяжело писать её на этот рассказ.
//Давайте рассмотрим составные части этого рассказа.
История с живой и мёртвой матерями.
История близняшек.
Информативный блок – наполнение фактами, сенсациями и т.д.
Начало и финал – аккорды, захватившие читателей авторским стилем//

Для меня рассказ не распадается на составные части. Для меня он от начала и до конца – история близняшек с исковерканной психикой, запутавшихся (с чужой помощью) в жизни настолько, что вывели себя из «круга живых» и с детства замкнулись исключительно друг на друге. Если присмотреться, все в рассказе работает на эту цель, хотя каждая из деталей может и должна вызывать побочные, другие, порой глобальные вопросы. Как видно из обсуждения, все мои замечательные рецензенты выбирают из них один-два ракурса и с этих позиций уже интерпретируют рассказ.
И скажу вам честно: я очень, очень этому рада! Потому что глубоко убеждена, что если писатель написал нечто, что можно прочитать только в одном, четко заложенном направлении и никак иначе – то это не очень хорошая литература. Если же я как читатель могу идти по разным тропам, намеченным для меня автором, то такие книги мне нравятся намного больше.

Далее вы, Наталья пишете: //Так мёртвая – биологическая мать или суррогатная? Ясности в этом вопросе я так и не нашла. (…)А вопрос очень важный. Если мёртвая суррогатная, то дети юридически не являются её детьми.//Даже мать, выносившая нас в своём теле и давшая нам _половину себя_...// о какой половине идёт речь? (…)чьи были эмбрионы в пробирке и важность(а важность подчёркивалась в тексте неоднократно) похорон мёртвой матки//.

Насчёт физиологических моментов появления близняшек на свет я остаюсь при своём мнении: эти подробности не важны настолько, чтобы прописывать их в тексте детально. Важность похорон матки тем паче нигде и никак не подчеркивалась. Обо всей этой медицине в тексте ровно две строчки: «У нашей живой матери не было матки, но врачи пересадили ей матку трупа, нашей мёртвой матери, и так она выносила нас. После рождения мёртвую матку похоронили, а нас принялись исследовать как плодовых дрозофил или крысёнышей с двумя хвостами».

Но в любом случае, Вован абсолютно точно описал механизм этой «обочины», не буду повторяться.
Но важна не она сама по себе (в комментариях одним эта тема показалась крайне эссенциальной, другим же – скучной и не стоящей внимания, потому что «врачи уже сто лет такое делают» :). Важно тут как раз другое, что с первых дней жизни дети беспрестанно слышат, что появились на свет благодаря тому, что мёртвой женщине вырезали матку, и только благодаря этой женщине я, дорогие мои малышки, смогла выносить вас, а если бы эта женщина не сиганула с моста, то не было бы у нас семейного счастья, так скажем же спасибо этой женщине, которая после смерти подарила часть себя… и т.д. И в перекрученном уме девочки, выросшей в доме с такими кривыми стенами, живая и мёртвая мать прекрасно уживутся между собой – вне зависимости от юридических и прочих деталей. И да, рассказ от первого лица, и от лица ГГ мы слышим её словами пересказанную историю. Как автор, нет, писатель, как научил теперь МБ:), я могу вам эту тему с бесплодием на молекулярном уровне разобрать. Но не ГГ – и не в контексте данного рассказа.

//для меня тема вмешательства в природу не сыграла в данном случае//,
говорите Вы, Наталья. А она и не должна была. Эта тема равна по весу и другим темам, которые тоже совершенно не должны были выполнять роль потрясающих сенсаций (симметричность близняшек, Эверест, Сиддхартха и т.д.), а всего лишь подчёркивают ступени душевного изменения героинь.

//Автором сия проблема нравственная и этическая и проч. – не поставлена явным образом//
К явно и однозначно поставленным проблемам у меня такое же отношение, как и к прямолинейным текстам :) Не люблю прямо в лоб.

//Мелочь, которая интриговала меня всё время(она несущественна, но вот всё время приходила в голову): о принадлежности героев к географическому месту. Ада и Яна звучат отчасти по-русски, рапс и резиновый плот для плавания в Америку…//
Про важность в литературе географического места происходящего как такового можно развить крайне интересную дискуссию (для меня). Это к слову. А в данном рассказ… книги Бомбара переведены на русский в 1959 году, а площадь засаженных рапсом полей в России давно перевалила за миллион гектаров :)
Хоть коротко, но, кажется, я коснулась всех поднятых в этой ветке тем.

Я очень благодарна вам за интереснейшее обсуждение, Наталья, Света, Вован, Елизавета, Шита, Софья!

Автор Хочет Сказать   04.06.2019 00:02   Заявить о нарушении
И еще вдогонку моё мнение как человека, не автора, а писателя (мне очень понравилось это разделение).
Мёртвый донор или живой, это ерунда, на мой взгляд. Но я считаю непомерным эгоизмом со стороны матери заставить плод семь месяцев питаться страшной химией, иммунодепрессантами. Ведь в обычной жизни, не в плоскости рассказа, никто не знает, как, какими болезнями и трудностями обернётся для ребёнка такое отягощённое созревание. Ведь без этих препаратов, подавляющих иммунную систему, трансплантат отторгнется.

Это к вопросу о мировоззрении, Света )))

Алиса

Автор Хочет Сказать   04.06.2019 00:52   Заявить о нарушении
Да, Алиса, это ужасно. Но если женщина не медик, она может не понимать? Вот курят же беременные. Когда вижу - ярость накатывает. А она тебе ещё ответит какую-то гадость, типа: не ваше дело, мой ребёнок...

Вован Предвзятый   04.06.2019 10:11   Заявить о нарушении
Здравствуйте. Я немного задержалась с вопросом : - интересно, кто из двоих близнецов был левшой? От этого кое-что зависит в их взаимоотношениях.

Александра Стрижёва   05.06.2019 12:18   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александра!
Никто не был :) Близнецы играли в симметрию, как и повторяется в тексте. Это не было их врождённым качеством. Просто игра, доведённая до совершенства.

Алиса

Автор Хочет Сказать   05.06.2019 17:29   Заявить о нарушении
Н-да, печально. А жаль.

Александра Стрижёва   05.06.2019 18:08   Заявить о нарушении
Саша, это ведь только моё предположение. Если вам кажется иначе - всё в ваших руках, ведь читатель творец текста наравне с автором. Тем более, что мне очень интересно услышать ваши размышления!

Алиса

Автор Хочет Сказать   05.06.2019 22:57   Заявить о нарушении
Хорошо, Алиса. Напишу, о чём подумала. Только завтра, на свежую голову.

Александра Стрижёва   05.06.2019 23:05   Заявить о нарушении
«В этой симметрии мы добились поразительной ловкости - с рождения…
Нам надевали разную одежду, но уже в младенчестве мы научились менять её, неуклюже помогая друг другу».
Неосознанные действия девочек с младенчества дали мне основание считать , что Ада и Яна родились зеркальными копиями друг друга, а это возможно лишь при условии, что одна из них левша, другая правша. Вспоминаю фильм «Королевство кривых зеркал. Оля и Яло знакомятся. Яло протягивает правую руку, Оля – левую. Так что девочки из рассказа Алисы («Алиса в зазеркалье», если точнее, в «Королевстве кривых зеркал», что печально) для меня имени имена Яна и Аня. А оказалось, что они обе носят имя Ада. Просто одинаковые, не более того. Даже размышление Яны сегодня звучит иначе: «– В детстве мы слишком с тобой заигрались. Мы перекрутили роли настолько, что в какой-то момент всё перепуталось окончательно, и ты на самом деле забыла, кто есть кто». Я же рассуждала так: переучивать левшу нельзя – это меняет её сознание. А если правшу вынудить к леворукости? Ничего страшного, для неё появится дополнительный плюс в развитии. Более активный и деятельный человек чаще всего правша. В рассказе - Ада. Лиричный, поэтичный – левша, Яна. Если постоянно играть чужую роль, в голове происходит перенос качеств между левым и правым полушарием.
Тут приторможу, потому что Алиса не подтвердила мою версию. Значит, снова-таки, делаю другой вывод: Ада и Яна, желая быть зеркалом друг друга с младенчества, довели это качество до автоматизма, выработали стойкую привычку. Однако, любой человек обладает индивидуальностью. Сёстры повзрослели, зеркальность утомила. Разбрелись искать себя. Нашли. Но привычка взяла верх – меняться ролями, присваивать себе новую индивидуальность. Не получилось у них стать абсолютно разными. Проблемы психики, поведения, поступков, выбора, удачи и неудачи и проч., имеют корни в детстве.
Пока излагала, на ум пришла ещё одна аналогия.
Ада хотела выйти замуж, но уехала путешествовать. Ею «овладело беспокойство, Охота к перемене мест (Весьма мучительное свойство, Немногих добровольный крест). Оставил он свое селенье, Лесов и нив уединенье», Где Яны тень являлась Аде каждый день (да простит меня поэт). Невольно выплыло сравнение. И дальше: странствия имели цель – обрести ту самую индивидуальность, о которой уже сказала. Но чувство привязанности заставило вернуться, попасть с корабля на бал жизни, захватить чужую (а вот свою, но упущенную) семью. Тут схожесть с событиями из стихотворения окончилась, несмотря на то, что Яна вышла замуж (!) и родила детей.
И опять пошли перевёртыши, и снова – это лишь моё мнение.

Александра Стрижёва   06.06.2019 14:51   Заявить о нарушении
для меня имени - для меня имели

Александра Стрижёва   06.06.2019 17:33   Заявить о нарушении
Александра, наверное, воплощение идеи с правшой и левшой дало бы образам близнецов ещё один ракурс, и можно было бы обыграть их различия с этой точки зрения в том числе. // Более активный и деятельный человек чаще всего правша. В рассказе - Ада. Лиричный, поэтичный – левша, Яна. // как и пишете вы.

// Мы рано замкнулись в своём единстве, и никому уже не позволяли быть уверенным, Ада перед ним или Яна. Нам надевали разную одежду, но уже в младенчестве мы научились менять её, неуклюже помогая друг другу.//
В данном абзаце упор делался на их изначальное единство – к которому они и пришли снова в конце текста, объединившись в четвёртой (последней ли?) жизни. Ведь в младенчестве они еще не были зеркальными, а были самими собой.

Пушкиным же вы меня прямо покорили! :) Вот так аналогия! :) Хотя тема поиска человеком себя настоящего проходит лейтмотивом в литературе, да и не только в ней. И если посмотреть вокруг, то везде увидишь и Ян, и Ад, и Ленских с Онегиными и Татьянами.

Спасибо, что поделились мыслями о рассказе!
Алиса

Автор Хочет Сказать   06.06.2019 21:08   Заявить о нарушении
Жаль, сейчас мало времени на что-то большее, но, видимо, в этом есть свой плюс. «Стремясь к лучшему, мы часто портим хорошее».

Александра Стрижёва   06.06.2019 21:59   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Конкурс Копирайта -К2
Перейти к списку рецензий, написанных автором Наталья Козаченко
Перейти к списку рецензий по разделу за 03.06.2019