Рецензия на «Исчезновение героя» (Светлана Лось)

"Многие любят читать детективные романы. В них расследуются преступления, раскрываются тайны, в них торжествует справедливость. Ум, логика и опыт побеждают зло. Сыщик кропотливо собирает факты, находит и опрашивает свидетелей, сопоставляет полученные сведения с исходными данными, в результате чего возникает объёмная картина мотивов подозреваемого или обвиняемого в незаконных действиях лица."

Вот только детектив ли это? При явно детективной завязке, расследования, как такового, здесь нет. Скорее здесь роман в романе. С элементами мистики, политики, размышлений о судьбе России. Но всё это лишь фон, на котором развёртывается РОМАН. Роман между неким литературным героем N и Прекрасной Дамой. Хотя, похоже, не Прекрасной Дамой, а Прекрасными Дамами. И опять не так. Роман о поисках Прекрасной Дамы. Роман, начинающийся и заканчивающийся Песнь Песней. Звучной и красивой, щемяще-трогательной, возвышенной.

Однако и фон романа тоже интересен, хотя и написан расплывчатыми мазками.
Впрочем, ведь так обычно и пишут фон художники.
Вот определение романа в Википедии: "самый распространенный вид эпической литературы, изображающий жизнь человека с её волнующими страстями, борьбой, социальными противоречиями и стремлениями к идеалу."
Страсти в романе наличествуют. А вот борьба прописана весьма условно, парой мазков. Журналист, бунтующий против существующего даже не строя, а уклада жизни. Причем где-то в периферийном Свиридовске (чуть не написал Мухосранске). Этакий "карманный бунтарь", которого даже "убирать" не следует.

Но вот он оформляется в бунтаря-коммуниста, строящего "светлое коммунистичекое будущее". Этакий Ленин в Шушенском. В глухой сибирской тайге, вдали от российского общества. От каждого по способностям, каждому по потребностям. Вот только потребности явно какие-то мелкие: не быть голодным, быть пьяным, иметь бабу. О духовных потребностях в романе ни слова.

А какие же социальные противоречия описаны? Разве что инквизиторская политсанация. В любой тюрьме, в том числе и в ГУЛАГе, изоляция в карцере считалась гораздо более страшной, чем физическое принуждение. Она ломала людей, сводила их с ума. Но ведь и там было хоть какое-то общение с тюремщиками. А при политсанации вообще нет общения, нет смены дня и ночи, нет течения времени. Нет даже определённого срока, окончания которого можно ждать. Это гарантированное сведение с ума, уничтожение личности. И это единственный яркий мазок социального фона.

И, наконец, стремление к идеалу. N стремится к нему. Но сам не понимает в чём его идеал. Он стремится стать оперённым и улететь. Но улетает не "к", а "от". Улетает от супруги, от опостылевшей свиридовской тягомотины, улетает, в конце концов, от самой жизни. Один, без людей, между огромными бескрайними водами и таким же огромным бескрайним небом. Самоубийство. Справедливость восторжествовала?

Евгений Боуден   14.01.2019 12:01     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Евгений. С позволения Светланы Александровны хочу выразить свою признательность Вам за прочтение "Пассажира...". И за тонкое понимание того, что всё-таки самое главное в нём - поиск "Прекрасной Дамы" - письма к Женщине. Любовь к Женщине. Мне бы хотелось, чтобы любая Женщина, прочитавшая роман, воспринимала эти Письма, как адресованные ей.
Да, а всё остальное - некий чуть расплывчатый фон.

"Пассажир "Окрылённого" - пятая и заключительная часть "Саги об "Окрылённом". Всё начинается с "Тайны дикого гуся" ( http://www.proza.ru/2011/06/06/290 ), продолжается повестью "Предательство", небольшим романом "Деформация", далее - роман "Политсан", где рассказывается о пребывании ЛГ в одиночной камере, и только потом идёт весьма короткий романчик "Пассажир "Окрылённого" (из которого ЛГ "улетает" в роман "Тайна дикого гуся", то есть - в самое начало саги).
Я не мог "грузить" Светлану Александровну просьбой прочесть всю сагу. Читать с экрана - тяжкий труд. Посчитал самым необременительным только текст "Пассажира".
Композиция саги кольцевая, потому читать можно с любого куска. Последняя часть ("Пассажир..."), на мой взгляд, самая поэтичная и удачная.

Да, это своеобразное "самоубийство", растянутое во времени, так как юный 19-летний ЛГ в романе "Тайна дикого гуся" убивает самого себя, прилетевшего из будущего через полвека в собственную юность, чтобы получить пулю от самого себя.
Одним из "героев" саги является город Свиридовск. Его история. Это - отдельная "мелодия" проходящая через все части саги.

К сожалению, не всё у меня получилось. Изменились обстоятельства и утратился смысл. "Политсан" был с грехом пополам дописан уже после ужасной гибели любимой жены, которая и была главной Прекрасной Дамой всей моей жизни.

Вам - огромнейшее спасибо за терпение и прочтение.
С почтением,
автор.


Василий Тихоновец   14.01.2019 18:31   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Светлана Лось
Перейти к списку рецензий, написанных автором Евгений Боуден
Перейти к списку рецензий по разделу за 14.01.2019