Рецензия на «Земля пуста была...» (Виктор Гранин)

Виктор, эта маленькая под-статья к Аргишу, расширительно драгоценна.
"Своеобычное сохранение неизбывной бедности..." - Строка! Сразу напомнила Рериха...
"Среди монотонности обыденности лишь немногие ощущают реальность Космоса. Среди этих свитков рождений, болезней, горестей и смертей немногие найдут свиток пути без конца и начала. Как сказать голодному о вечности? Исходя из настоящего, он представит себе вечный голод"... http://www.rulit.me/books/agni-joga-zhivaya-etika-read-154403-83.html

"Нищие блаженны, ибо насытятся". Я и нищий, и голодный. Жду и жду я в нашей огромной цивилизованной стране, появления хотя бы малюсенького регулярного листочка, где простой трудовой люд мог бы излить свой стон, свои соображения. Пусть они похожи будут выступлениям, (вроде из "Живаго") - солдат вышел на трибуну и напрягая горловые вены, страдательно закричал, - "Люди, да что же это деется...". Пусть, но в них проявится космическая пустота, так дивно созданная местными Авелями для народного стада, среди плотной, потенциальной рукотворными дарами, зелёной нивы Российской материи.
Хотя бы листик в голодное насыщение.

Как то жыж измудряется наше общественное бытие, отворачиваясь от всего-при-всего, создавать невозможные чёрные дыры. Воистину - "своебычное сохранение…"

Владимир Рысинов   16.12.2018 01:57     Заявить о нарушении
Отличная идея, Владимир, этот твой "Регулярный листок". Это бы мог быть некий интернет-портал, где в с я к и й мог выплеснуть свою безоглядную дурь ли или же мудрость без никакого модератора.

Ведь не для того ли совокупный наш разум дошёл до такого состояния, что
«только электронные письма и статусы в социальных сетях без учета блогов и текстовых сообщений дают нам примерно 3,6 миллиарда слов ежедневно, что эквивалентно примерно 36 миллионам томов бумажных книг. Для сравнения: фонды Российской государственной библиотеки насчитывают 18 миллионов книг»

Ну пусть бы и добавилось несколько миллионов, зато появилось бы ясное зеркало рода человеческого. Глядишь, и кому-то невтерпёж захочется изменить свою
нелицеприятность

Почитал бы, например, некий Рождественский что-то в роде Рериховского из Живой этики:
"3.261. В жизни каждого содружества бывает положение, когда развитие по одному направлению может вредить следствию. Тогда руководитель должен найти путь новых задач достаточно широких, чтобы поглотить трение. Не будем называть трение соревнованием или худшими именами. В опасных проливах корабли идут поодиночке, также в развитии общины могут быть надобности расчленить движение участников. Вместо возможного вреда получится овладение новыми областями".
Прочитал этот адмирал и своим командирским умом трансформировал эти слова в тактическое решение стратегической задачи.
Глядишь, вместо Цусимской катастрофы, вышла бы, да не бескровная,но успешная операция. И на Тихом океане вместо бесчеловечных амбиций воцарился бы тогда худой даже мир на века, а не мозгокипение всех против всех с революционным исходом.
Как, оказывается, всё просто!
Настолько, что никак такого допустить нельзя. Ибо тогда сиюминутные планы нынешних наших законодателей, допустим, насчет Федерального закона "О детском питании" (вчерашняя новость от Совета Федерации!) логично бы продолжить проектом федерального же Закона "О дефекации и мочеиспускании". Может быть это кому-то покажется смешным, а вот и нет. Серьёзно.
Ибо неразумный наш народ так и норовит не только питаться да ещё и испражняться - бесконтрольно.А там, глядишь, и до бунта дело дойдёт!

Виктор Гранин   16.12.2018 03:27   Заявить о нарушении
«Двухкратно в телеграмме царя на имя Рожественского указывается, что не прорыв во Владивосток ставится целью эскадре, а завладение Японским морем, т. е. бой с главными силами японского флота и поражение их»
Бой был практически выигран позиционно но технология артиллерийская подвела. Вот интересная статья - http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/oklevetannyj_admiral_699.htm

Владимир Рысинов   16.12.2018 19:55   Заявить о нарушении
Итак, Владимир, не могу определиться - прозорливость ли моя, или же мнительность тому двигатель но - Цусимская коллизия, мной упомянутая всуе, привела к некоторому обострению наших отношений вокруг персонажа этой истории. Это ли обстоятельство тому причиной, но я некоторое время не могу избавить себя от раздумий на тему роли личности в истории. Уж казалось бы, кто только не разрабатывал эту ниву, но что-то, не вполне ясное, побуждало меня пренебрегать их мнением и обдумывать её самому с чистого листа. Сама жизнь подкидывала мне исходные данные для мысленных моих экспериментов, и, что удивительно, все они, сколько бы не были они возвышены или низменны - всё давали один результат.
А уж он оказывался простым:
Личность может быть любой ( слабой или сильной во всех смыслах отношений в сообществе людей) но в истории выше каждого в отдельности или всех их, вместе взятых, есть сила не материальная, которую я бы назвал логикой жизни.
Для неё не важно - хороший или плохой отдельно взятый деятель, высокие или низкие мотивы двигают им, но результат поразительно мало зависит от него. И оказывается, что автором происходящего является как бы случайность. А вот и нет. Не случайность играет здесь главную роль а предопределённость огромного числа предопределённостей.
Успех героя истории приходит, если логика истории бывает верно им угадана. И тогда уж случается невероятное: грандиозный успех там, где ожидался неминуемый провал; или же оглушительный провал там, где светил абсолютный успех.
Маленький пример:
руководящий педагог в застольной беседе рассказывает о том как борется она с курильщиками подросткового возраста.
Она входит на территорию колледжа и , заметив на крыльце курильщиков, решительно к ним направляется и так строго с ними поступает,что они немедленно прекращают курение.
Казалось бы, эффективность здесь налицо.
Но я со свойственной мне несдержанностью, говорю:
- Нк и дура!
Все знают меня, как облупленного, а потому не сильно возмущены моей бестактностью и я чувствую некоторый даже интерес - почему же?
Отвечаю я не прямо, а как бы витиевато.
Тебе, душа моя, следовало бы элементарно скрыть своё появление и обойти курильщиков стороной так, чтобы кто-то из них да заметил тебя за мгновенье пока скроешься совсем.
-Мне прятаться от воспитанников?!
Отнюдь, но демонстрируя, что их прегрешения тобой замечены. И уж потом по одиночке, в состоянии их от тебя реальной зависимости,ты намекаешь на то, что вот он конкретно ведёт себя так, что ставит меня (человека, от которого сейчас так много для тебя зависит) в неловкое положение, Ну и тогда, что ты от меня ожидаешь? Какой результат?
Без сомнения эта сиюминутная беседа, станет достоянием друзей просителя. И все уже знают, что каждый всё сильнее зависит от твоего мнения изощрённого не дурогонством, а чем-то таким, что и названия для них не имеет. Каждый из них на крючке такого твоего нематериального свойства, как авторитет.
Когда же ты шла напролом, то, хоть курильщики те и разбежались (весьма высокая эффективность) но на самом деле ты у них на крючке так, что они уж потешаются над тобой в укромных своих местечках и даже намерены поиграть с тобой дальше, веселя себя и всех вокруг.
Этот маленький эпизод - он как малый кирпич, из совокупности которых и складывается город нашего обитания от нужников до правительственных учреждений.
И цусимская история яркое тому подтверждение.
Есть пространство конкретного региона и есть потенции претендентов на его ресурсы , и каждый строит стратегию своих здесь действий.
Что хотела Россия в этом месте в то же час?
Демонстрировать себя, или же действовать осмотрительно и мудро, прочно обживая эти, почти пустынные берега?
В этой коллизии - личность царя ли, адмирала ли, прочих ли участников исторического процесса - имеют значение только в свете правильного ли или ошибочного тактического воплощения стратегических целей.
Припёрлись дуром туда, где надобна мудрость и в итоге получили ошеломительный результат. И это не гибель эскадры, а революция и гибель империи с последующим разрушением всей конструкции нашей государственности вплоть до наших дней; и никто не может сказать однозначно - когда и как это разрушение будет остановлено.
Когда ты, замечательный во всех отношениях человек, спускаясь с горы, на скорости обнаруживаешь, что неисправны тормоза, да ещё и рулевое клинит ....
И не обязательно тебе капец. А что?...
С полной зависимостью от твоей, Владимир, ко мне благосклонности = Виктор

Виктор Гранин   19.12.2018 03:39   Заявить о нарушении
Благосклонность конечно же.
Хотя о роли личности в глобальных метаморфозах я думаю чуть по другому. Под впечатлением например книги "Феномен человека" Шардена, в коей планета - живой становящийся организм. И собственных соображений - в коих мир - воплощённая идея.
Россия - дитя, корежимое подростковыми пробами бытия, вырабатывающая своё поведение, свой характер, свою линию действия среди других таких же. И если нужен ей был в тот момент урок, причина для сомнений, повод для временного съёживания, чтобы развернуться в дальнейшем с уже полученным опытом... то именно для такого полезного в тот момент поражения и была отправлена эскадра, именно в такт той идейной мелодии действовал Рождественский, курили своё недоумство артиллерийские изобретатели. Временно и врази ликовали за школьным туалетом. Идея руководила театром действий. Личности - воплощали идею и противодействовать ей попросту не могли. Результат - страна пережила очередной день рождения и вошла в следующую интересную годину. Цусима не фатальна, она к научению монетизировалась в память опыта. Идея дня следующего поджигала к действию следующих уже героев.
Виктор, Вы заметили же феноменальную неубиваемость главных участником мировых драм. Это жар идей не даёт им угаснуть раньше исполнения. Мне понравилась фраза Платона, в моей уже интерпретации - Мир и события в нём, это тени движения невидимых субъектов.

Ну а мир незримых субъектов, идей - то самое пламя, в котором мы горим, но не сгораем, как и Россия после Цусимы, после революции и в ходе всей череды последующих испытаний.

Владимир Рысинов   19.12.2018 04:19   Заявить о нарушении
Не берусь разубеждать тебя относительно руководящей роли идей. Тем более что идеи действительно двигают массами. Но, есть такой феномен, как Человек - он одинок перед беспредельностью Мироздания, как бы он это мироздание себе ни представлял, спасая себя в толпе, порой утрачивая едва ли не до конца свои первозданные и вечноживущие свойства. Но, сколько бы ни был социализирован человек, всё равно связь его с предметным миром нерушима. Пока он жив. И настоящие его интересы - они предметны: вот дерево, вот река, вот холодно, вот тепло, вот элементарно жрать хочется, хотя ещё вчера гурманствовал в изысканных интерьерах и был на седьмом небе от немыслимого для природы мотовства.
А вот дал тебе мент демократизатором по башке, и вспомнил ты , что ты подданный не природной силы, и вспухла в тебе гордость , патриотизм и прочие идеи на счёт того и этого. А это значит что ты вернул себя в стадо.
А что в этом плохого? Плохо или хорошо - это всё категории вымышленные.
У природы нет плохой погоды. А ты сам, человек приготовил себе вилку - кто ты природа или социум. Иногда приходится выбирать. И хорошо ещё что вилы, а не грабли.
Про общественное наше устройство не буду распространяться.Пока есть ещё дерево, река и не жарко, хорошо ещё что не холодно.

Виктор Гранин   19.12.2018 04:56   Заявить о нарушении
Относительно Шардена молчу. Сознание наше прихотливо есть, такие порой симфонии выдаёт - хоть стой, хоть падай. А планета наша, как и мироздание вообще существует только развитием, нестабильностью вообще, как свойством вечности. А жизнь это антипод вечности. Может быть - вечности случайный эксперимент.

Виктор Гранин   19.12.2018 05:09   Заявить о нарушении
Кто, Виктор, знает? Жизнь покажет. А мы фантазиями потешимся.

Владимир Рысинов   19.12.2018 05:33   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Виктор Гранин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Владимир Рысинов
Перейти к списку рецензий по разделу за 16.12.2018