Рецензия на «Глава 4. Океан» (Михаил Сидорович)

Тянет вас на детализацию, Михаил, а это чревато.
Барком в описываемую вами пору, называли плоскодонные, грузовые суда занимавшиеся каботажем и не предназначенные для океана.
Флот очень консервативен и новшества тут результат долгой эволюции галеона в трансатлантический лайнер. Вот как Вика описывает судно, на котором реально могла отправиться в плаванье Шарлотта:

Ост-Индский корабль (англ. East Indiaman) — собирательное название; парусный торговый корабль, принадлежащий Ост-Индской компании (далее Компания), чаще всего Британской. Причём имеется в виду именно крупный торговый корабль, обычно построенный на заказ, в отличие от других типов кораблей, имевшихся у Компании. Он был основой и лицом её флота, наиболее известным и узнаваемым.

Судно ост-индского типа (явилось развитием судна типа галион). Впервые создано в 17-м ст, по заказу специальных торговых компаний (наиболее известная Ост-Индская компания). Водоизмещение в среднем около 600 т. В сравнении с судами типа галион: увеличено отношение длины корпуса к ширине; количество палуб определялось размерами судна и целесообразностью использования внутренних объёмов корпуса; в целях облегчения и усиления корпуса, бак и квартердек уменьшены по высоте, упрощены украшения, скульптуры и орнаменты; все три основные мачты с марселями и бушприт несли прямые паруса, на конце бушприта дополнительная маленькая мачта (английское название бушпритная фок-мачта, устанавливалась торговых и на военных судах с 16 ст.) — блинда — стеньга с прямым парусом блинд; фок и грот мачты несли брамсели, а бизань-мачта несла вверху прямой парус, а внизу- латинскую бизань; под бушпритом — прямой парус — блинд; введены добавочные паруса: лисели и ундерлисели; в середине 17-го ст. парусность судов этого типа увеличили введением стакселей; с середины 18-го ст. бушпритная фок-мачта не устанавливалась. Первоначально слабое вооружение (16-20 пушек), не обеспечивало успешного противостояния военным судам противника, и поэтому торговые суда ост-индского типа нуждались в конвойном сопровождении военных судов. В своих главных чертах (архитектура, внутренняя компоновка, конструктивное исполнение, обводы корпуса, парусное вооружение) торговое судно ост-индского типа, в течение более ста лет служило прототипом для большинства вновь строящихся более совершенных торговых и всех военных парусных судов, полностью заменивших собой суда типа галион. Вплоть до середины 19 -го столетия (вопреки технической и индустриальной революциям, созданию новых обводов корпуса и судового парового двигателя) деревянные парусные суда (торговые и военные) «ост-индского типа» оставались наиболее распространёнными.[1].

Даже у англичан, на ту пору, дальнее плаванье, было серьёзным испытанием. Удобства даже минимальные были условны. Так гальюн, это обрешёченная, деревянная площадка в носу корабля. Как справляли нужду во время бурных вод можно только догадываться. В любом случае, подмываться уже не требовалось. Бельё стирали привязав его к линю и выкинув за борт. Незнание природы цинги, тоже не способствовало облегчению плаваний. Новатором тут считается Кук, первым обеспокоившийся наличием витаминов. Русские же этой беды почти не знали, традиционно потребляя квашенную капусту, а поморы издревле ценили засоленные лимоны и сырое китовое мясо.
Не знаю, насколько востребованы вами будут загруженные бочки. Вода в них в скорости протухнет, и здравый пассажир поменял бы содержимое полдюжины оных на доброе сухое вино.))

Юрий Ник   09.08.2018 15:34     Заявить о нарушении
У меня другие сведенья. Ещё сер Френсис Дрейк путешествоал на барке "Золотая лань" раньше он назывался "Пеликан". Историки спорят о количестве мачт (три, или четыре) Но это был именно барк. Я сам видел гравюру, на которой барк "Золотая лань имел сдедующую оснастку: На бугшприте блинд, на утлегаре - брам блинд. На фок мачте - три паруса - фок, Фок марсель, фок брамсель. На гроте Грот, грот-марсель, грот брамсель (прямые) На бизань мачте имелась стеньга и два косых латинских паруса. На Бонавентур мачте - один латинский парус.

В Англии есть памятник "Золотой лани" Но это уже трёхмачтовый вариант легенды, но тоже барк, что характерно.

Верно, во второй половине 17 века на бизань мачте начали устанавливать стеньгу, а на ней прямой марсель. Так крупные суда перешли в класс кораблей. Барками остались только малые суда, у которых нецелесообразно было устанавливать стеньгу на бизань мачте.

Никаких галионов в природе не существовало. Только англичане так называли испанские суда того типа. Но сами испанцы не подозревали о том, что у них есть галионы.
Гальюн, верно, площадка на носу судна, предназначенная для управления блиндом. Одновременно являлась самым удобным местом для справления физиологических надобностей. Ибо на ней отсутствовал сплошной фальшборт, а имелись лишь леера, за которые было удобно держаться, свесив пятую точку над океаном. (удобство, конечно, весьма относительное).

В истории есть прецедент использования пресной воды для стрики дамских нарядов (читайте об открытии Соломоновых островов). Жена адмирала использовала личные запасы пресной воды для стирки, ибо не собиралась носить платья с соляными разводами. А половина экипажа поумирала от жажды... И, что интересно, бунт так и не возник. Се ля ви…
Я бы взбунтовался... Но меня там не было...
Воду для питья, конечно же брали с собой. Но приходилось обеззараживать её ромом. До середины 18 века ром выдавался отдельно от воды и смешивался с ней уже в желудке матроса. Пока адмирал Грог не изобрёл свой напиток. Только в семидесятых годах 20го века в английском флоте прекратили ежедневную выдачу грога.

Я этого лично не видал, но наводил справки.

Михаил Сидорович   09.08.2018 18:33   Заявить о нарушении
Опять же, Михаил, вы современную классификацию и термины переносите в чужеродные время. Тот барк, что вы описываете детище конца девятнадцатого века.
А вот, что пишет Вика про " Золотую лань"

Служба Британия Класс и тип судна Галеон Тип парусного вооружения 3 мачты Основные характеристикиВодоизмещение не более 150 т Длина чуть менее 40-ка метров Ширина 6,5 м Скорость хода 4-6 узлов ВооружениеОбщее число орудий 22 Изображения на Викискладе

|}

«Золота́я лань» (англ. Golden Hind) — небольшой английский галеон, который между 1577 и 1580 годами обогнул Земной шар. Это был второй в истории корабль, вернувшийся из кругосветного плавания после магеллановской каракки «Виктория». Капитаном судна был сэр Френсис Дрейк.

Юрий Ник   09.08.2018 18:56   Заявить о нарушении
Дрейк действительно некогда плавал на барке. Это было его первое судно. Небольшое плоскодонное, доставшееся ему как преемнику старого капитана.

Юрий Ник   09.08.2018 19:19   Заявить о нарушении
Юрий, в конце 19 века уже не употребляли ни блиндов, ни латинских парусов. Для барков того вермени характерны гафельные паруса, топсели и стаксели с кливерами. Последние корабли с блиндами были затоплены в Севастопольской бухте в Крымскую войну. Исчезли и гальюны, ибо раз нет блиндов, то и гальюны не нужны. Значение слова поменялось. Нет. Я ведь видел разные рисунки и описания. Точно сказал вам обо всех вариантах, какие доводилось встречать. И трёхмачтовый и четырёхмачтовый. Но в любом случае, это был именно барк. На бизань мачте прямой парус отсутствовал. Сведенья противоречивы.

Да, серьёзные историки называли Золотую лань барком. Помните у сэра Артура Конан Дойля капитан Шарки командует барком "Счастливое избавление"?

Слово галеон вообще не употреблялось применительно к английским судам.

Впрочем, если у вас есть конкретное предложение, как назывался тип судна, на котором путешествуют наши герои, я готов его рассмотреть. Напишите название и источники.
А впрочем, не всё ли равно? Разве роман об этом? Ведь проглатываем мы, когда римские биремы называют галерами. И нормально.
Когда фузею называют ружъём, а dager - кинжалом. Условности.

Михаил Сидорович   09.08.2018 19:32   Заявить о нарушении
Михаил, я читал отклики. Большинство судно устраивает. Верю, что и вы в теме. Я сужу как любитель истории техники.
Полез в Вику для проверки ощущения. Я много, но давно, читал о парусах и плаваньях. Есть у меня книги о Дрейке, Куке и Магеллане. Сейчас попробую поискать английскую книжку о постройке моделей парусников. Дело не в оснастке и споре как таковом. Термин Барк, применительно к тому времени вызвал у меня спотыкание. Ну не помню его ни у Сабатини ни у Стивенсона. Корвет, фрегат, торговое судно. Матрос может козырнуть брамселями, а обывателю важнее функциональная составляющая.
Я придирался и к вашим денежным раскладам. Ведь не спроста в классике благодарят бросая в руки героя кошелёк с монетой, без конкретики. Ясно, что там прилично, а читатель может варьировать суммой в меру фантазии.
Это просто мысли по ходу. Надеюсь не вызывающие раздражения.

Юрий Ник   09.08.2018 21:19   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Михаил Сидорович
Перейти к списку рецензий, написанных автором Юрий Ник
Перейти к списку рецензий по разделу за 09.08.2018