Рецензия на «2. Красная метка» (Рэйн Грэй)

Очень понравилось! Есть интересные находки. Например, объяснение, почему Эви обрезали волосы: это и придает объем реальности, и является дополнительной характеристикой придуманного мира "Красной зоны", который и так вполне узнаваем. Вообще очень интересна идея разделения мира на "зоны". В рассказе оно территориальное, но напрашивается вывод, что это - аллегория социальной и духовной жизни, круга общения. Люди могут жить в одной стране, в одном доме, даже в одной комнате, но принадлежать к разным "зонам". Соседство в физическом мире не исключает того, что люди могут жить в совершенно разных мирах.

Есть небольшие недочеты, которые если доработать, будет безупречно. Небольшая "сыроватость" присутствует, но это дело поправимое. Если, конечно, не лень работать над уже написанным (мне обычно бывает лень :))). И есть вопрос: что такое маски-хамелеоны? Можно в принципе догадаться, но для цельности рассказа неплохо бы краткое пояснение: они дают возможность человеку изменить лицо до неузнаваемости? Делают его невидимым? Создают визуальную иллюзию какого-то иного существа? И еще: для чего эти маски предназначены изначально? Совсем хорошо, если бы еще и этого вопроса коснуться. Ведь обычно такого рода преступные группировки (а я так понимаю, "оборотни" - это что-то типа фашиствующих гопников) используют доступные инструменты. Например, монтировка или бейсбольная бита тоже изначально предназначены для других целей. Так и маски-хамелеоны. Может, это театральный реквизит? Или их используют сотрудники полиции для осуществления слежки за подозреваемыми? Или еще что-то? В общем, любая фантастическая деталь приобретает объем, когда логически привязана к понятной всем реальности.

И еще... я не согласен, что "Идеального потребителя" можно читать отдельно от "Красной метки". "Идеальный потребитель" - это логическое продолжение. Образ Эви создается именно здесь. И после прочтения "Красной метки" он становится намного понятнее в "Идеальном потребителе". Иначе он там смотрится весьма схематичным. И совершенно непонятно, что привлекательного в нем находит Майкл. Одной мимолетной фразы "не принадлежал до-конца ни к мужскому, ни к женскому полу" недостаточно, чтобы проникнуть в образ и характер Эви. Гермафродитизм - не такое уж редкое и довольно безразличное явление, чтобы делать из этого выводы о свойствах личности. И уж конечно неопределенности пола, общего круга интересов и понимания чувства одиночества недостаточно даже для серьезной привязанности, тем более для любви.

В общем, Вам решать, конечно. Но я бы предложил "Красную метку" немного дошлифовать.

В свою очередь рискну Вам предложить к прочтению мой рассказ "Взаимопонимание" - http://www.proza.ru/2017/05/08/106
Забавно, но один из персонажей чем-то напоминает Эви... по крайней мере, внешностью :). О чем это говорит? Возможно, о том, что у нас с Вами фантазия работает в похожем направлении :).

Василий Котов   26.05.2018 17:56     Заявить о нарушении
Безумно приятно видеть такую рецензию! Из тех людей, которым я показывал "Красную метку" - мало кому этот рассказ действительно понравился, так что я считал, что он, вероятно, получился слабым (по сравнению с другими) и чего-то в нем не хватило. Рад, если это не так и у "Красной метки" тоже есть свой потенциал. Вероятность того, что попробую рассказ дошлифовать, не исключаю, но хотелось бы попросить более точного указания на недочеты, которые Вы видите.
Маски-хамелеоны позволяют имитировать любую (человеческую) внешность. Этот момент действительно в "Красной метке" не раскрыт. Прямо об этом упоминается только в "Башне из слоновой кости".
Но по поводу степени раскрытия тех или иных элементов вымышленного мира мне хотелось бы отдельно сказать. С одной стороны я понимаю, что не все читатели, вероятно, захотят прочесть цикл полностью, и поэтому стараюсь придать рассказам какую-то, пусть относительную, автономность. Но с другой стороны - для максимального понимания вымышленного мира трех зон, конечно, лучше читать цикл целиком. На каких-то элементах и идеях я более подробно останавливаюсь в одних рассказах, иные элементы и идеи полнее раскрываются в других. И таких сквозных идей, элементов антуража, персонажей не так уж мало. При прочтении всего цикла, как мне кажется, более-менее целостная мозаика должна сложиться. А если каждый элемент полностью разбирать в каждом рассказе - я боюсь, это излишне перегрузит повествование.
Возвращаясь к маскам-хамелеонам: предполагается, что они предназначены для того, чтобы временно менять внешность. Вполне резонно было бы предположить, что изначально это - разработка силовых служб, которая впоследствии обрела широкое применение (примерно как интернет сейчас).
Насчет использования этих масок в качестве театрального реквизита - идея интересная, но в эту сторону я ее не пробовал развивать. А вот силовыми структурами эти маски точно используются, о чем в рассказе упоминается. Цели тут могут быть самыми широкими: от слежки до работы под прикрытием и шпионажа.
"Оборотни" - это примерно фашиствующие гопники и есть, да. Хотя тут имеется и параллель с традиционными для Африки тайными обществами (среди которых есть довольно агрессивные, например общество людей-леопардов, о котором легко можно найти информацию через гугл). Действие "Красной метки" ведь на Африканском континенте происходит (в рассказе напрямую об этом не говорится, но я надеюсь, что из контекста это становится понятно).
По поводу связанности Красной метки и Потребителя: конечно, связь есть, и, конечно, в идеале нужно эти рассказы рассматривать в комплексе. Но я все-таки вкратце постарался пересказать историю Эви в Потребителе, принимая во внимание, что, возможно, не все читатели прочтут предыдущий рассказ.
Что касается любви Майка к Эви (и ее обусловленности): любовь - это ведь вообще такое чувство, которое мало кто может рационально объяснить. Если Эви привлекла в Майке его преданность (и лично ему, и общему делу), способность быть хорошим, внимательным, понимающим другом и т. д., то для Майка, пожалуй, первичной оказалась именно влюбленность в этого человека, страстная и во многом безотчетная. Но если говорить о том, что их все-таки роднит (помимо одиночества и общих интересов) - то это глубина. Они ведь оба - люди-бездны. Они одиноки во многом еще и потому, что очень глубоко, очень тонко, очень своеобразно чувствуют и воспринимают окружающий мир. Задумываются о таких вещах и задаются такими вопросами, которые для большинства людей неинтересны и неактуальны. И ни с кем, кроме друг друга, герои больше не могут это свое мировосприятие разделить. Они оба очень остро нуждаются в близости (духовной в первую очередь), но в мире трех зон такая близость практически перестала уже встречаться, да и сами духовные потребности у людей почти атрофировались. Отсюда острейшее чувство экзистенциального одиночества у обоих героев.
Я специально не стал вводить в Потребителя других персонажей (не считая Миранды, но она не является живым существом), чтобы подчеркнуть это ощущение тотального одиночества. Ощущение, что мир (для Эви и Майка) - это один огромный необитаемый остров, на котором никого живого, кроме них двоих, больше нет.
Спасибо Вам за ссылку на Ваш рассказ! С удовольствием прочитаю!

Рэйн Грэй   27.05.2018 01:12   Заявить о нарушении
Тогда лучше, конечно, дать пояснение, хотя бы в двух словах, что такое "хамелеоны". Что-нибудь вроде "оборотни были неуловимы, поскольку могли появиться под любой личиной: маски-хамелеоны, разработанные для силовых структур и секретных служб, со временем оказались в руках преступников, и теперь показаниям свидетелей, запомнивших кого-то из нападавших в лицо, нельзя было верить - ведь это лицо могло быть чужим, временным". Ну, или как-то иначе. Но чтобы было понятно, что это. А то первая ассоциация, приходящая в голову - что это какие-то маски, меняющие цвет, наподобие очков "хамелеон" :).

Немного обработать стиль изложения - перечитать каждый абзац, покрутить слова, попробовать заменить некоторые из них, переставить, чтобы "ровнее" звучало. Чтобы избежать повторов, а некоторые фразы сделать ярче, перемежать краткое деловое изложение информации красочными метафорами - иногда они лучше дают представление о предмете, чем даже подробное пояснение. Метафора может быть даже более совершенным средством передачи информации.

Еще можно поработать над композицией и ритмом повествования. В прозе есть не только образы и декорации, но и текущее время действия. И это время тоже передается определенными приемами. Например, когда нужно передать ощущение длительного времени, используются более медлительные, спокойные, размеренные фразы. И одно событие может быть описано несколькими фразами. Они могут быть повторяющимися по смыслу или уточняющими, конкретизирующими, но все - об одном и том же. Это задерживает внимание на событии и создает ощущение продолжительности процесса - например, прошло несколько лет. И наоборот, при описании событий, происходящих за короткое время, развернутые объяснения неуместны. Драки, взрывы, погони, мгновенные озарения, стремительно развивающиеся события целесообразно передавать более короткими, яркими, точными фразами - это создает эффект динамичности. В общем, как в музыке темп бывает быстрый и медленный, так и в прозе (в отличие от стихов, где ритм гораздо больше задан формой) можно менять ритм и скорость повествования в зависимости от продолжительности и скорости описываемых событий.

Те обстоятельства, на которых надо сделать акцент, можно упоминать несколько раз в разной форме. Это придаст ощущение важности и поможет утвердить эти обстоятельства в памяти читателя как значимые. Какие-то не очень важные детали должны просто не мешать, не царапать слух. Еще и для этого нужно объяснение непонятных терминов и деталей - чтобы читатель задавался главными вопросами, поставленными в произведении, пытался постичь тайну смысла, а не ломал голову над тем, что же за хамелеон такой, или какие еще зоны бывают, кроме Красной и почему. О зонах, кстати, не помню, есть упоминание в "Красной метке", или я узнал о них из "Серого дождя", а тут уже просто помню.

Вообще написать единый цикл рассказов так, чтобы при этом каждый из них можно было воспринимать отдельно и все понимать, при этом не было ощущения навязчивого повтора при прочтении всего цикла - сложнейшая задача! Это значит, что нужно в каждом рассказе давать какие-то понятные указания, но как бы между делом, чтобы читатель постепенно сам все это находил. Каждое ружье должно стрелять, но не должно создаваться впечатление оружейного склада, где однотипные винтовки висят в один ряд. Хороший образец таких циклов - это, конечно, Азимов с его роботами; Стругацкие, создавшие подробную историю будущего с четкой хронологией научных, политических и социально-экономических изменений; "Хроники Нарнии" Льюиса, "Рибофанк" Пола Ди Филиппо. Это - примеры того, как каждый рассказ воспринимается как законченное произведение, не вызывающее никаких дополнительных вопросов, а каждый следующий дополняет картинку, делает ее объемнее, но нет необходимости непременно читать предыдущий рассказ, чтобы понять следующий.

Вообще, может быть, я очень строго подхожу. Сравниваю не с тем, что сам могу делать, и даже не с профессиональными известными писателями, а с мировыми шедеврами :). Но это значит лишь то, что подсознательно не делаю никаких скидок - то есть, воспринимаю Ваши рассказы в ряду с лучшими образцами, без снисхождения.

Да, понятно, что действие происходит в Африке. Да и очень это укладывается в представление о Красной зоне - есть отсыл к реалиям стран третьего мира.

И да, Вы правы, влюбленность - штука неконтролируемая и порой иррациональная, возникающая непонятно от чего и к кому. Но... поэтому я и сказал о превалировании личного восприятия - ведь необъяснима эта влюбленность ДЛЯ САМИХ ВЛЮБЛЕННЫХ, но со стороны обычно можно увидеть какие-то закономерности. И для цельности картины нужен именно взгляд со стороны. Как в "Сером дожде". А тут впечатление, создается, что автор то сухо объясняет свою концепцию событий (схему, ничем не наполненную, как условия задачи), то вдруг начинает просто описывать какие-то свои чувства, которые он сам в себе до конца не осознал и не понимает их природы. Ведь когда пишешь о собственных отношениях с каким-то близким человеком, никогда не получится их передать точно. Точно изобразить можно только что-то завершенное, а наша жизнь - это текущий процесс, изменчивый. Наши личные переживания - это река, которая каждый день меняется. Ее не уловить, не зафиксировать. Кроме того, когда мы описывая любовь, думаем о человеке, который дорог для нас (или был дорог, и чувства еще не остыли, мы не можем в большинстве случаев верно описать, что нас в нем задевает, привлекает, ПОЧЕМУ мы испытываем к нему такие чувства. Все, что мы скажем, будет казаться неполным, не исчерпывающим, слишком мелким и примитивным в сравнении с силой глубиной нашего чувства. Так и свой голос мы слышим иначе, чем его слышат окружающие - ведь мы его слышим изнутри. В общем, похоже на перенос собственных личных переживаний (возможно, в настоящем времени) на заданную сюжетную схему. Отсюда есть некоторое чувство несоответствия рисунка и окраски, как будто их искусственно соединили, и они не совсем совпали.

В общем, и одиночество, и то, что оно сближает, и почему они одиноки, и что чувство иррационально, и что они - люди-бездны - это обозначено. Но именно обозначено. Не изображено, не прописано и поэтому не ощущается. Ведь есть такой прием описания влюбленности, как, допустим, субъективные ощущения героя. И, главное - предмет его любви ЕГО глазами. Ведь это для нас Эви - просто чернокожий гермафродит с утонченной внешностью, тяжелой судьбой и наивными утопическими идеями. Но каков он в глазах Майкла? Какой он видит его внешность, его личность? Ведь любимых людей мы видим совершенно иначе, они для нас очень привлекательны. Вот эта привлекательность Эви - она не читается в отношении Майкла. Может быть, дело в этом. Нужно описать его так, чтобы читатель ПОВЕРИЛ, что Майкл в него действительно ВЛЮБЛЕН, а не с голодухи испытывает чисто физическую страсть, потому что больше людей в мире не осталось, и что им не овладело непонятное нервное расстройство, которое заставляет его мучиться сомнениями и страдать экзистенциальными кризисами. Например, у актеров, играющих роль геев, есть определенная техника: они представляют себе на месте партнера любимую женщину. Чтобы взгляд, мимика, жесты были убедительными, чтобы зритель поверил: да, это любовь.

Василий Котов   27.05.2018 02:34   Заявить о нарушении
Спасибо огромное за то, что делитесь опытом и подсказываете, в каком направлении еще стоит поработать! Но я знаете, что подумал? Наверно, чтобы этот цикл (не рассказ, а именно цикл в целом, ведь в нем рассказы переплетаются между собой) дошлифовать - нужно посмотреть на него уже более отстраненным, более спокойным и критическим взглядом. Этот цикл ведь по сути только из под пера вышел, и я в нем еще живу, можно сказать. Я даже еще не могу со стопроцентной уверенностью утверждать, закончен ли он на данный момент или я в него еще какие-то новые рассказы буду добавлять.

Сейчас у меня в голове крутятся некоторые идеи для нового рассказа, но я даже не знаю пока, войдет ли он в этот цикл или же, возможно, положит начало следующему. И не знаю, когда будет возможность этот рассказ написать. Он, во-первых, должен вызреть в голове. А во-вторых я со следующей недели, судя по всему, буду сильно загружен другими, нетворческими делами, и полноценно вернуться к творчеству смогу где-то через месяц.

В общем, сложно сейчас оценивать эти рассказы объективно, видеть недочеты и т. д. Должно пройти какое-то время, чтобы можно было мысленно отстраниться и посмотреть на свою работу более беспристрастно, свежим взглядом. Может быть, тогда все уже действительно утрясется, устаканится в голове, окончательно сложится в цельное полотно для меня самого. И тогда, видя цикл, как цельное и законченное полотно - получится уже подправить какие-то отдельные мазки, детали, светотени, где это необходимо.

То, что вы относитесь к моему творчеству без скидок и сравниваете с шедеврами - это, конечно, огромный, очень щедрый аванс для меня, и это очень подстегивает к дальнейшей над собой работе. Я ведь пока на этом поприще только самые первые шаги делаю. И я когда эти рассказы писал - я по большей части рассчитывал не на широкую аудиторию, а на аудиторию своих непосредственных друзей и знакомых. Полагал, что если людям, которых я знаю, интересно будет прочесть это, если они найдут какие-то параллели со своей жизнью и проблемами и смогут посмотреть на какие-то ситуации под другим углом - то это уже хорошо. Ну и для меня самого это, разумеется, тоже способ посмотреть на какие-то вещи под новым углом, творчески их переосмыслить.

Конечно, если равняться на уровень хороших профессиональных писателей (до которого, уверен, мне еще очень далеко) - то и критерии должны быть совсем другими, гораздо более жесткими. Тут, правда, нужно решить, стоит ли действительно на него равняться. С одной стороны я перфекционист по натуре, и все, что делаю - мне хочется сделать хорошо (даже если я это делаю не профессионально, а исключительно для души). Но с другой стороны мне порой кажется, что целевая аудитория этих рассказов их и так уже прочла. А чтобы на более широкий круг читателей выйти - надо как-то целенаправленно раскруткой и продвижением своего творчества заниматься, чего я делать совершенно не умею. И я в принципе по натуре такой человек, которому очень сложно было бы этим заниматься.

Кроме того, мне приходится разрываться между разными творческими увлечениями, главное из которых - все-таки написание музыки (инструментальной). Музыкой я с детства занимаюсь и рассматриваю ее, как свой главный жизненный приоритет. Это то, в чем мне хотелось бы достичь максимально высокого уровня мастерства, которого я способен достичь, даже если никогда не удастся сделать композиторское ремесло своей профессией (о чем я в глубине души всегда мечтал и продолжаю мечтать). И все это по идее нужно еще как-то совмещать с основной специальностью, никак не связанной ни с музыкой, ни с литературой.

В общем, нужно как-то разумно определиться с приоритетами и научиться максимально эффективно организовывать свое время (на дефицит которого сейчас грех жаловаться, но едва ли так будет всегда). Нужно научиться совмещать все, что по-настоящему для меня важно и интересно, к чему лежит душа, к чему есть способности. Очень не хотелось бы ничем жертвовать, честное слово.
Извините за такое длинное отступление. Надеюсь, не слишком утомил Вас? Вернусь к темам, которые Вы затронули в своем предыдущем ответе.

Концепция трех зон развернуто изложена только в первом рассказе. В остальных рассказах зоны упоминаются, но больше уже фоном. Вы интересную интерпретацию зон озвучили (что это аллегория социальной и духовной жизни, круга общения), но лично я их все-таки как что-то более масштабное рассматривал. Вообще ключевое отличие для меня между зонами - в количестве свободного времени и пространства, наверное. Все остальные отличия уже вторичны. В Красной зоне катастрофически не хватает пространства. В Желтой зоне - времени. В Зеленой всего хватает, внешние условия максимально благоприятны, но и это не страхует человека от глубочайшего одиночества и ощущения бессмысленности своего существования.

По поводу раскрытия чувств Майка к Эви - опять же спасибо за свежий взгляд со стороны! Мне, если честно, наоборот казалось, что в рассказе есть заметный перекос в сторону раскрытия Майка, как персонажа, его чувств и переживаний. При том, что Эви во многом остается темной лошадкой, вещью в себе, и раскрыт меньше. Не Эви глазами Майка, а именно Эви сам по себе, как человек с собственными чувствами и внутренним миром. Все-таки Потребитель больше с позиции Майка написан (а Красная метка - по большей части изложение событий глазами матери Эви, а не самого Эви). Так или иначе, тут еще есть, над чем поломать голову. Спасибо Вам огромное за такое внимание к моему творчеству и за то, что даете пищу для размышлений!

Рэйн Грэй   27.05.2018 08:34   Заявить о нарушении
Да, Вы правы, конечно, что-то исправить можно, только увидев свежим взглядом. Пока рассказ не "вылежался", отношение к нему не может быть объективным.

С другой стороны верно и то, что на что-то равняться и вообще имеет смысл к чему-то стремиться в том случае, если рассказ вообще рассматривается как продукт творчества, рассчитанный на широкую аудиторию, а не просто как способ поделиться мыслями и чувствами с узким кругом друзей и знакомых, которым и без объяснений понятно, о чем идет речь.

И по поводу зон: Ваше пояснение как раз и говорит о том, что это - аллегория социальной и духовной сфера. Вот смотрите, пространство - это те условия, в которых существует материя. Люди, лишенные материального благополучия, лишены пространства. Это соответствует представлению о самой низкой социальной ступени: бедность материальная и социальная. Скученность коммуналок и крошечных квартирок. Толкотня на дешевых рынках и распродажах. Очереди в гипермаркетах. Давка в транспорте. Но при этом времени может хватать. И душевные потребности могут быть вполне удовлетворены - потому что хватает времени и на досуг, и на общение с родными, и на увлечения. Человек, работающий на привычной и не требующей умственных затрат работе, вполне может себе позволить уделить время и внимание и другим сторонам жизни - более привлекательным для него, чем монотонная работа.

Желтая зона - это обеспеченная прослойка. Так называемый "средний класс". Тут тоже все ясно. Бизнес, либо престижная высокооплачиваемая работа. Здесь скученность представляет собой скорее тесноту душевную - вынужденные контакты с неприятными, неинтересными людьми. Формальность этих контактов, сводящая людей до уровня роботов. Сплошная функциональность, гонка за прибылью, за престижем, за определенным "уровнем" жизни, ниже которого нельзя падать, иначе выпадешь из обоймы, и затопчут. Времени нет ни на что - ни на личную жизнь, ни на хобби, ни на получение знаний сверх того, что необходимо для дела. Я знаю умных, образованных бизнесменов, которые за много лет не взяли в руки ни одной художественной книги - хронически нет времени. Ведь если бедный человек может почитать хотя бы в транспорте или в очереди, то живущий по формуле "время-деньги" не может себе позволить потратить лишние минуты на стояние в очередях и поездки в общественном транспорте. За рулем не почитаешь. А за отсутствие очереди он заплатит - это выйдет ему дешевле, чем потерять полчаса своего рабочего времени. Такой ритм жизни ведет к обеднению эмоциональной жизни, нервным стрессам. Конечно, понятно, что в реальности это не совсем так - есть способы релаксации, есть поездки на курорты, спорт наконец, которые помогают восстановиться. Но мы-то рассматриваем гротескный вариант.

И, наконец, Зеленая зона - она плохо понятна жителям обеих "стесненных" зон. Потому что люди Зеленой зоны принципиально отличаются. Чем? Прежде всего - своим отношением к жизни и к ее смыслу. Предполагается, что Зеленая зона богата. Но это не означает, что материально богаты все ее жители. Просто все они могут пользоваться ее благами, жить в той системе ценностей, которая здесь установлена. И ценности эти уже тяготеют к духовной сфере - вера в свое предназначение, занятие тем, к чему располагает природный талант и склонность, терпимое, без осуждение, отношение к окружающим, спокойное восприятие инаковости, отсутствие нездоровой конкуренции, так как цель каждого - не обогнать соседа, а в полной мере раскрыть собственный потенциал. И приоритеты - общее образование, интеллект, раскрытие личности, наслаждение простыми радостями и отсутствие зависти к более умным, более талантливым или более удачливым, так как есть понимание индивидуальной судьбы каждого.

Однако, как я увидел из последнего рассказа ("Башня из слоновой кости"), что и в Зеленой зоне имеются свои проблемы. Но об этом - позже.

Василий Котов   27.05.2018 10:18   Заявить о нарушении
По поводу аудитории: раз уж я выкладываю рассказы на литературном сайте и прочитать их может каждый - то в принципе, я считаю, нужно стремиться сделать их качественными, из уважения к потенциальным читателям. Но пока по факту аудитория очень узкая (которой, как Вы верно заметили, и так в основном все понятно, а если непонятно - то всегда есть возможность прояснить у автора неясные моменты) - то мотивация дорабатывать то, что, возможно, никто уже и не перечитает - довольно слабая.
Но в идеале я все равно считаю, что это было бы правильно, и к совершенству стремиться нужно. Если человек, скажем, актер, который играет моноспектакль, и на его спектакль купил билет всего один зритель (или несколько зрителей) - это не значит, что он может позволить себе играть плохо. Человек, занимающийся искусством, не должен себе этого позволять, не должен делать для себя поблажек.
Но это, понятное дело, в идеале. На практике же, конечно, мы все живые люди, и иногда нам не хватает для чего-то мотивации, или времени, или вдохновение проходит, или еще какие-то обстоятельства отвлекают и в итоге не получается довести начатое творение до совершенства.
По поводу зон вы так здорово расписали и такие удачные параллели с реальным миром провели, что я в восторге! Правда среди людей, которых я знаю, проблемы со свободным временем и хроническая усталость характерны практически для всех. И от этого складывается впечатление, что современный мир (по крайней мере если брать более-менее развитые страны) превращается в какую-то тотальную Желтую зону с ее сумасшедшим ритмом жизни, не позволяющим ни отдышаться, ни подумать о чем-то кроме насущных проблем, ни реализовать себя творчески. Но, возможно, у меня просто круг общения такой и нельзя это экстраполировать на общество в целом. Точнее в художественном произведении то можно (на то оно и художественное произведение), но в реальной жизни, конечно, все не так однозначно и есть гораздо больше нюансов.

Рэйн Грэй   27.05.2018 11:26   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Рэйн Грэй
Перейти к списку рецензий, написанных автором Василий Котов
Перейти к списку рецензий по разделу за 26.05.2018