Рецензия на «Осенняя молния» (Марина Даркевич)

Одним сообщением, написанным на едином дыхании, много выразить не получилось. Надо будет писать ещё и ещё, перечитывая «Молнию», переживая заново важнейшие эпизоды, погружаясь в мастерски исполненные описания, обдумывая… Роман относится к таким непростым и интересным произведениям, о которых можно говорить долго, увлечённо, и всегда после того, как ты выговариваешься и вроде бы заканчиваешь речь, остаётся что-то недосказанное – упущенное, незамеченное.
Хочется подумать о времени, когда ваш преданный слуга соберёт мысли в кучу, напитается энергией молнии с головы до пят, в голове что-то перещёлкнет, и, употребляя традиционный кофе с сигаретами, за несколько вечеров выдаст обстоятельную рецензию – свод из собственных малых заметочек. Пока этого не произошло, пунктирно намечу интересные и характерные для книги чёрточки.
«Музыкальное сопровождение»
Музыка становится неотъемлемой частью «Осенней молнии». Она настраивает читателя на нужный лад и помогает понять и прочувствовать целый ряд эпизодов. В некотором роде она выступает их понятийным маркером.
Основной «фонограммой» романа идут песни Милен Фармер. Своеобразная меланхолия – от вязко-мучительной, страдающей в «Comme j’ai mal» до тревожно-безысходной в «Fuck them all» - соответствуют значительной части книги. Обширное цитирование этих песен с очень полезными читателю переводами ненавязчиво создаёт атмосферу городка, в котором происходят события, и внутреннего мира О.В.Т. Экспрессивный минорный лад и грустная элегичность, навеваемые многократно «включаемой» музыкой, рисуют героиню не только текстовыми, н и музыкальными средствами. Человек, знакомый с песнями Фармер и видеоклипами на них, подсознательно настраивается на заданную волну и воспринимает О.В.Т. как глубоко драматичную, идущую к трагедии в финале.
Однако ткань книги сложна и многозначна и не ограничивается нуаром. Музыка Фармер не только грустная или депрессивная. Нередко она и озорная, как и сама героиня – «молодая, красивая, чувственная, элегантная, сексуальная, азартная, нежная, сумасшедшая, раскованная, загадочная, развратная, ласковая, искушенная, романтичная, страстная, ветреная...» (по понятной причине отсутствия печатного варианта романа не могу сослаться на точную страницу). Как и в волнующих песнях француженки, в романе о последнем месяце О.В.Т. причудливо и гармонично соединены Любовь и Смерть.
Наблюдательной и любопытнейшей характеристики удостоилась песня AББ’ы. И в посвящённых этой песне словах таится одна из разгадок секрета воздействия «Осенней молнии» на всякое чувствительное сердце. Их можно слегка переиначить и отнести к самому роману: «грустная книга про некую одинокую женщину с удивительным оптимизмом. И мелодия её - отнюдь не депрессивная, а напротив – легкая, призывающая забыть про невзгоды».
Важный штрих – сама группа АББА строкой ранее охарактеризована как нестареющая. Такой же – нестареющей, бодрой, чувственной и неувядающей остаётся для нас О.В.Т. Тот случай, когда наиболее уместными выглядят слова – «навсегда двадцати шести лет».

Антон Печерский   30.01.2018 22:56     Заявить о нарушении
Добрый день, Марина.
Написать рецензию проблематично, поэтому добавлю в существующее.
Жаль что произведение не разбито на главы. По ходу чтения хочется делиться своими впечатлениями. У моей внучки первая учительница была выпускница пединститута с модельной внешностью. Возможно, мысли отцов первоклашек были аналогичными тем, что слышала ЛГ. У учительницы появился поклонник, новый русский, которые оставил семью ради неё. К чему это я, он этим самым предотвратил возможные риски молодой девушки в поиске себя. В настоящее время бывшая учительница в очередном декрете, так сказать рожает для России красивых и здоровых детей, а не искушает себя всякими соблазнами.
Продолжаю читать, хочется нажать на зелёную...

Павел Таба   27.01.2018 15:30   Заявить о нарушении
Хотелось бы подсказать автору дополнить роман ещё темой сдвига убийцы на женские животики. Возможно, он хотел от жены детей, погладить живот своей возлюбленной сразу после её признания в интересном положении, а жена-феминистка не желала портить фигуру. Или это связано с матерью, если она пошла на убийство... Это мнение благодарного читателя.

Павел Таба   29.01.2018 10:05   Заявить о нарушении
Совершенно потрясающий роман-открытие. Сильный и убедительный дебют автора. Хотел написать "молодого" или "начинающего" на том основании, что не читал ранее её произведений и не знаком с авторским стилем (имя и фамилия - очевидный псевдоним, но похожего читать не приводилось).
Произведение обладает крепким сюжетом, удерживающим внимание до конца чтения, но выстроено более многопланово и сложно, чем беллетристика. В книге много интересных размышлений об отношении к жизни, о женской чувственности, о дружбе и привязанности. Индивидуально и точно выписаны разнообразные персонажи, неизменно имеющие прототипы в реальной жизни читателя романа и потому отлично узнаваемые. В речи героев и фрагментах интернет-переписки уважаемый автор раскрывает свой талант превосходного стилиста, с необходимыми нюансами умело воспроизводящего неповторимую манеру персонажей и передающего самые тонкие оттенки.
Отточия, очевидно, замещают сцены секса и жестоких убийств. О причинах отсутствия этих эпизодов в первой публикации можно строить догадки, но хочется надеяться на ознакомление с романом без купюр, в его полнокровном виде, при книжной публикации. А она настоятельно необходима.
От таланта сочинителя непременно зависит степень сопереживания читателя главному герою (героине). Здесь это достигнуто в полной мере. Достаточно быстро становится очевидным, в том числе в свете судьбы матери и минорно выписанной обстановки в школе, что судьбу О.В. Точиловой ожидает драматичный, безрадостный финал (для такой чувственной, эмоциональной молодой женщины с необыкновенными способностями - вот контраст!). И тем не менее её гибель оставляет ощущение глубочайшей тоски и безысходности. И хочется пожелать Марине прибегнуть к известному литературному приёму: составить двойную концовку. В одной всё заканчивается так, как вы недавно прочитали, в другой - лучше. Подобно предпоследнему роману из цикла "Спрут", или истории про замёрзшего бельчонка в "Мумий тролле".
Тёплое и сердечное спасибо автору за умное, живописное, пульсирующее, трагическое повествование.

Антон Печерский   30.01.2018 22:58   Заявить о нарушении
Антон,спасибо за чудесные слова! Видимо, музыкальный ряд подобран правильно.

Марина Даркевич   04.02.2018 19:55   Заявить о нарушении
Павел, благодарю за внимание! Да, были и такие мысли - сделать мотивы маньяка еще более причудливыми. Но сложно бы оказалось их отобразить даже в диалогах. Так что есть как есть.

Марина Даркевич   04.02.2018 19:56   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Марина Даркевич
Перейти к списку рецензий, написанных автором Антон Печерский
Перейти к списку рецензий по разделу за 26.01.2018