Антон Печерский - написанные рецензии

Рецензия на «Жертвенные свиньи» (Марина Даркевич)

Третье произведение великолепной Марины Даркевич... написанное в соавторстве с главным мастером отечественного хоррора и безудержного сплаттерпанка Маркусом. Исключительно интригующе. И - абсолютно непохоже на предыдущие работы авторов.
Читателя ждут загадки (много), мистика (много), жестокости (дозированно, но впечатляет). И – древние тайны. Поданные изобретательно и умело, с хорошим историко-мифологическим бэкграундом.
Большой психологической удачей вижу трансформацию главного героя: выпивающего тихого офисного работника, любителя животных и охоты ждёт искушение богатством и постепенное сползание в безумие. А художественная удача - это образ Лорика: трогательная, ласковая, недотёпистая зверюшка... этакая Чебурашка из ящика с апельсинами... но с нюхом на ценности и ключи и ОЧЕНЬ большими зубами.

Антон Печерский   16.11.2020 02:36     Заявить о нарушении
Рецензия на «Хочешь умереть? Спроси меня, как» (Маркус Даркевиц)

Не следует в романах про Карину Травиц заниматься поисками морали. В строгом понимании её там нет и не может, да и не должно быть. Иначе – это недокрученный, не выверенный трэш. «Крошка-сын к отцу пришёл…» – не про Карину, в таких категориях нетипичная инспектор объясниться о нормах общепринятой морали сумеет с трудом.
Это не хорошо и не плохо, это данность. Каждое произведение должно соответствовать своему замыслу и жанру. Нелепо ожидать поучительных добрых рассказов про семейное счастье в «Кошмаре на улице Вязов» или «Повороте не туда». Бесполезно искать в этнографическом сборнике анализа операций советских войск на завершающем этапе Великой Отечественной войны. «Похождения космической психопатки» адекватны своему замыслу, соответствуют определению интернет-литературы без тормозов для незакомплексованных читателей, и требовать от них чего-то лишнего и тем паче обижаться на автора – мартышкин труд.
Этическая составляющая романа… Она есть! (На этом месте можете моментально нарисовать кистью воображения ряд смайликов, но это действительно так) Всё же в общих чертах она присутствует в любом произведении, включая самое развлекательное. Что же интересного можем мы увидеть в характере Карины Травиц, какую этику она исповедует? До каких пределов её интенции осуществимы в нашей жизни, что позитивного мы можем почерпнуть из общения с этой невероятной и вздорной особой?
Мировосприятие Карины, созданное Маркусом, имеет фундаментом личную свободу. Понятие которой характерно для жанра трэш в целом и обусловливает его существование. Мы говорим о свободе мысли. Свободе фантазии. Свободе выдумки. Личной жизни! Здесь они абсолютны и именно так и предлагаются робкому читателю. Если для него (почти для любого) всего этого в книжке представлено чересчур, то не стоит и жадничать: пусть он возьмёт со щедро и умело накрытого писателем шведского стола лишь те аппетитные кусочки, которые ему несомненно приглянулись. Оставляя прочие яства другим читателям.
Собственно, шок-литература (понятие более широкое, чем трэш) формирует у человека восприимчивость к разным формам мышления, приучает к терпимости относительно формального «ужос-ужос», даёт простор собственной фантазии. Шире так можно говорить обо всём интернет-творчестве Маркуса Даркевица. Беллетристикой, сверхнасыщенной снафф-сценами, жёсткой эротикой, разнообразными девиациями и неожиданными сюжетными поворотами автор проводит небесполезную работу по расширению пространства мыслительной и творческой свободы. Кажется, эта работа ему не неприятна. И так же кажется, что иногда она выливается в настоящие бои с непониманием, зачастую агрессивным. Ничего, автор не унывает.
И эта свобода неслучайно охарактеризована нами именно так. Речь идёт о базовом раскрепощении личности. Наш писатель ни разу публично не ударялся в политический активизм и бесноватые требования «долой тиранов, даёшь (чего-то там прогрессивное и высокоразвитое, ага)!..» Хотя иногда может сердито буркнуть при написании очередного крышесносящего произведения, услышав про очередной кондовый запрет или столкнувшись с новым проявлением демократии. В случае, описываемом нами, пользуясь в изменённом преломлении марксистской терминологией, сшибки в общественно-политической сфере могут считаться за надстройку, а личностное свободомыслие – за базис. Маркус не отталкивает резкими высказываниями или широковещательными политическими декларациями читателей ни справа, ни слева, каких угодно убеждений. Его счёт ведётся по иным критериям – по широте взглядов и способности восприятия.
Основная мораль и этическая закладка «Космической психопатки», которую автор проговаривает несколько раз и довольно внятно – это принцип личной свободы: в отношениях, фантазиях, желаниях, которая абсолютна в его системе координат (в фантастическом романе эта свобода ещё и достаточно гиперболизирована). Дальше всё сколь банально, столь и истинно – свобода поступков одного человека заканчивается на той границе, где начинается свобода другого, не уступающего первому в своих правах и необходимости их неукоснительного оберегания (иначе Карина обратится в Клариссу). «Если нет никакого насилия и принуждения, почему кто-то берёт на себя право хоть что-то запрещать?» – изумляется однажды Электра.
И если при знакомстве с очередной книжкой Маркуса Даркевица что-то в вашем сознании шевельнулось, совпала какая-то фантазия, захотелось с нетерпением, не закрывая электронной странички, узнать до конца драматичную судьбу очередной симпатичной героини… – вы обрели долговременного и надёжного виртуального литературного единомышленника и друга. Думаем, такие есть среди читающих эти строки.

Антон Печерский   08.10.2019 00:48     Заявить о нарушении
Рецензия на «Осенняя молния» (Марина Даркевич)

Одним сообщением, написанным на едином дыхании, много выразить не получилось. Надо будет писать ещё и ещё, перечитывая «Молнию», переживая заново важнейшие эпизоды, погружаясь в мастерски исполненные описания, обдумывая… Роман относится к таким непростым и интересным произведениям, о которых можно говорить долго, увлечённо, и всегда после того, как ты выговариваешься и вроде бы заканчиваешь речь, остаётся что-то недосказанное – упущенное, незамеченное.
Хочется подумать о времени, когда ваш преданный слуга соберёт мысли в кучу, напитается энергией молнии с головы до пят, в голове что-то перещёлкнет, и, употребляя традиционный кофе с сигаретами, за несколько вечеров выдаст обстоятельную рецензию – свод из собственных малых заметочек. Пока этого не произошло, пунктирно намечу интересные и характерные для книги чёрточки.
«Музыкальное сопровождение»
Музыка становится неотъемлемой частью «Осенней молнии». Она настраивает читателя на нужный лад и помогает понять и прочувствовать целый ряд эпизодов. В некотором роде она выступает их понятийным маркером.
Основной «фонограммой» романа идут песни Милен Фармер. Своеобразная меланхолия – от вязко-мучительной, страдающей в «Comme j’ai mal» до тревожно-безысходной в «Fuck them all» - соответствуют значительной части книги. Обширное цитирование этих песен с очень полезными читателю переводами ненавязчиво создаёт атмосферу городка, в котором происходят события, и внутреннего мира О.В.Т. Экспрессивный минорный лад и грустная элегичность, навеваемые многократно «включаемой» музыкой, рисуют героиню не только текстовыми, н и музыкальными средствами. Человек, знакомый с песнями Фармер и видеоклипами на них, подсознательно настраивается на заданную волну и воспринимает О.В.Т. как глубоко драматичную, идущую к трагедии в финале.
Однако ткань книги сложна и многозначна и не ограничивается нуаром. Музыка Фармер не только грустная или депрессивная. Нередко она и озорная, как и сама героиня – «молодая, красивая, чувственная, элегантная, сексуальная, азартная, нежная, сумасшедшая, раскованная, загадочная, развратная, ласковая, искушенная, романтичная, страстная, ветреная...» (по понятной причине отсутствия печатного варианта романа не могу сослаться на точную страницу). Как и в волнующих песнях француженки, в романе о последнем месяце О.В.Т. причудливо и гармонично соединены Любовь и Смерть.
Наблюдательной и любопытнейшей характеристики удостоилась песня AББ’ы. И в посвящённых этой песне словах таится одна из разгадок секрета воздействия «Осенней молнии» на всякое чувствительное сердце. Их можно слегка переиначить и отнести к самому роману: «грустная книга про некую одинокую женщину с удивительным оптимизмом. И мелодия её - отнюдь не депрессивная, а напротив – легкая, призывающая забыть про невзгоды».
Важный штрих – сама группа АББА строкой ранее охарактеризована как нестареющая. Такой же – нестареющей, бодрой, чувственной и неувядающей остаётся для нас О.В.Т. Тот случай, когда наиболее уместными выглядят слова – «навсегда двадцати шести лет».

Антон Печерский   30.01.2018 22:56     Заявить о нарушении
Добрый день, Марина.
Написать рецензию проблематично, поэтому добавлю в существующее.
Жаль что произведение не разбито на главы. По ходу чтения хочется делиться своими впечатлениями. У моей внучки первая учительница была выпускница пединститута с модельной внешностью. Возможно, мысли отцов первоклашек были аналогичными тем, что слышала ЛГ. У учительницы появился поклонник, новый русский, которые оставил семью ради неё. К чему это я, он этим самым предотвратил возможные риски молодой девушки в поиске себя. В настоящее время бывшая учительница в очередном декрете, так сказать рожает для России красивых и здоровых детей, а не искушает себя всякими соблазнами.
Продолжаю читать, хочется нажать на зелёную...

Павел Таба   27.01.2018 15:30   Заявить о нарушении
Хотелось бы подсказать автору дополнить роман ещё темой сдвига убийцы на женские животики. Возможно, он хотел от жены детей, погладить живот своей возлюбленной сразу после её признания в интересном положении, а жена-феминистка не желала портить фигуру. Или это связано с матерью, если она пошла на убийство... Это мнение благодарного читателя.

Павел Таба   29.01.2018 10:05   Заявить о нарушении
Совершенно потрясающий роман-открытие. Сильный и убедительный дебют автора. Хотел написать "молодого" или "начинающего" на том основании, что не читал ранее её произведений и не знаком с авторским стилем (имя и фамилия - очевидный псевдоним, но похожего читать не приводилось).
Произведение обладает крепким сюжетом, удерживающим внимание до конца чтения, но выстроено более многопланово и сложно, чем беллетристика. В книге много интересных размышлений об отношении к жизни, о женской чувственности, о дружбе и привязанности. Индивидуально и точно выписаны разнообразные персонажи, неизменно имеющие прототипы в реальной жизни читателя романа и потому отлично узнаваемые. В речи героев и фрагментах интернет-переписки уважаемый автор раскрывает свой талант превосходного стилиста, с необходимыми нюансами умело воспроизводящего неповторимую манеру персонажей и передающего самые тонкие оттенки.
Отточия, очевидно, замещают сцены секса и жестоких убийств. О причинах отсутствия этих эпизодов в первой публикации можно строить догадки, но хочется надеяться на ознакомление с романом без купюр, в его полнокровном виде, при книжной публикации. А она настоятельно необходима.
От таланта сочинителя непременно зависит степень сопереживания читателя главному герою (героине). Здесь это достигнуто в полной мере. Достаточно быстро становится очевидным, в том числе в свете судьбы матери и минорно выписанной обстановки в школе, что судьбу О.В. Точиловой ожидает драматичный, безрадостный финал (для такой чувственной, эмоциональной молодой женщины с необыкновенными способностями - вот контраст!). И тем не менее её гибель оставляет ощущение глубочайшей тоски и безысходности. И хочется пожелать Марине прибегнуть к известному литературному приёму: составить двойную концовку. В одной всё заканчивается так, как вы недавно прочитали, в другой - лучше. Подобно предпоследнему роману из цикла "Спрут", или истории про замёрзшего бельчонка в "Мумий тролле".
Тёплое и сердечное спасибо автору за умное, живописное, пульсирующее, трагическое повествование.

Антон Печерский   30.01.2018 22:58   Заявить о нарушении
Антон,спасибо за чудесные слова! Видимо, музыкальный ряд подобран правильно.

Марина Даркевич   04.02.2018 19:55   Заявить о нарушении
Павел, благодарю за внимание! Да, были и такие мысли - сделать мотивы маньяка еще более причудливыми. Но сложно бы оказалось их отобразить даже в диалогах. Так что есть как есть.

Марина Даркевич   04.02.2018 19:56   Заявить о нарушении