Рецензия на «Глава VII» (Андрей Кадацкий)

Андрей, если позволите, еще пару замечаний по тексту. Скажу, что в плеяде нарисованных вами персонажей наиболее интересной для меня по-прежнему остается Ксения. Далее, по убывающей - Сергей, Сашка. Установленный вами критерий оценки произведения "сдвиг характера", пока не проявился ни в одном из случаев. Начало было положено на примере с Сергеем, который не хотел становиться "торгашом", но потом сломал себя. И вроде бы прочитывается, что после этого он изменился в худшую сторону, что его проблемы в семье (могли быть) порождены тем, что изменилось в его отношении к самому себе, но постольку-поскольку. Далее, напрашивается два варианта продолжения: дальнейшая деградация и разрушение семьи, тюрьма или гибель, причем в этом случае важно показать читателю взаимосвязь между тем, самым первым решением Сергея изменить своим принципам и последующим разрушением всей его жизни. Другой вариант: откат, осмысление того, что с ним происходит, какая-то ситуация, способная встряхнуть героя, заставить его ужаснуться. Почему Сергей стал избивать жену? Усталость, озлобление, уныние? Это не прочитывается. В самом начале небольшая ломка, вызванная нежеланием опускаться до торговли валютой, а потом сплошные плюсы и бонусы. И вдруг звериная жестокость. У вас там есть ремарка, что Сергеем двигало желание "воспитать жену", держать ее в ежовых рукавицах, с тем, чтобы не повторилось ситуации первого брака, но это - мелочь, пометка на полях. Если произведение отражает реальную жизненную ситуацию, то я уверен, что все события в этой цепи взаимосвязаны и Сергей стал избивать жену не до того, как стал банчить валютой, а после. Не до того, как стал оприходовать шлюх за углом, а после. И так далее. И это, к сожалению, не прослеживается в тексте. Забавно, что не прослеживается и обратная сторона. Так, если рассмотреть ситуацию с Галкой, то она тоже показана как беззащитная жертва, которой, отчасти и является, но только в последний момент, на пике критической ситуации. На самом же деле она принимает ответственность за свой выбор, чем она руководствовалась при выборе мужа и т.д. И вот тут как раз и прослеживается "эстафета" с большой буквы, ведь выходит, что Галину не научили правильно мыслить, анализировать свои желания, устраивать свою жизнь не стихийно, как получится, а более-менее осознанно. Это же касается и Ксении, и Александра, которые подхватываю эстафетную палочку "греха" из рук своих родителей, несут её дальше, ставят новые рекорды, превосходят своих родителей в изощренности и виртуозности, но что дальше? What comes is next?
Скажу еще, что мне как читателю было бы интереснее проследить за судьбой той же Ксении, в контексте, осмысления своей жизни, что ли, внутреннего изменения в результате каких-то событий, способности подняться над собой и своими желаниями, увидеть и осознать, что было сделано не так, что можно еще изменить и т.д. Интерес возникает из ощущения конфликта, а симпатия к герою этот интерес усиливает и подпитывает. Разумеется, на подсознательном уровне, присутствует желание увидеть хэппи-энд, но для меня - в примере с Ксенией - счастливый конец мог бы заключаться в ее внутреннем преображении. В самом начале она показана как, в общем-то, толковая, по-своему неглупая девчонка, но её способности не нашли правильного приложения. Она умна, но ей не хватает мудрости, и тем более замечательно было бы увидеть как эта мудрость в ней пробуждается, как она, наконец, оказывается способна просчитать больше, чем на один ход вперед, увидеть, что сулит ей повторение своих ошибок и т.д. У вас же, этого не происходит, мы оставляем её на стадии "слепого блуждания", накопления отрицательного опыта, то есть в неопределенном состоянии. Она может "выбраться", а может и пропасть - и мне как читателю это интересно узнать. Повторюсь, что это исключительно мое, читательское желание, к тому же я сужу о целом, зная лишь часть. С уважением!

Ястребов   23.10.2017 10:26     Заявить о нарушении
Огромадное сенкью за такой громадный разбор!)
Очень правильно высказана конечная мысль - "я сужу о целом, зная лишь часть". Большинство Ваших вопросов снимутся по ходу пьесы, а сейчас постараюсь по пунктам:
"...наиболее интересной для меня по-прежнему остается Ксения. Далее, по убывающей - Сергей, Сашка" - Потому что Вы про нее пока наслышаны больше всего, посмотрим на иерархию, когда сможете судить в целом)
"Установленный вами критерий оценки произведения "сдвиг характера", пока не проявился ни в одном из случаев" - Это очень плохо было бы, если бы он проявился сразу после первой главы, как, например, у Джордана Белфорта в "Волк с Уолл-стрит". Целый роман пишется и снимается кино подчас только ради этого - сдвига.
"Начало было положено на примере с Сергеем..." - Не каждый персонаж должен меняться, хорошо бы, конечно, но не всегда. Серега - персонаж второстепенный, поэтому его изменениям я и не уделил много внимания)
"Далее, напрашивается два варианта продолжения..." - Совершенно правильно) Теперь Вы и сами можете выстраивать подобные конструкции, ежели, конечно, раньше не умели ;)
"...двигало желание "воспитать жену", держать ее в ежовых рукавицах, с тем, чтобы не повторилось ситуации первого брака, но это - мелочь, пометка на полях" - Увы, это не пометка на полях, а инстинкт хищника, порой затмевающий разум.
"...и Сергей стал избивать жену не до того, как стал банчить валютой, а после. Не до того, как стал оприходовать шлюх за углом, а после. И так далее. И это, к сожалению, не прослеживается в тексте" - Это как раз-таки четко прописано экускурсом в прошлое. Когда они познакомились с Галкой-студенткой, Серега отдыхал с братом после стояния у Сбера. Пропустили? Бывает)
"...что Галину не научили правильно мыслить, анализировать свои желания, устраивать свою жизнь не стихийно, как получится, а более-менее осознанно" - Ну, нельзя же все карты сразу на стол) Подождите, Вы же еще не знакомы с родителями Галины) Это очень здорово, что у Вас возникает так много вопросов, значит, есть желание найти ответы, а автор сделал правильно, не выплеснув все сразу, оставил "ружья" на стенах)
"...которые подхватываю эстафетную палочку "греха" из рук своих родителей" - Это очень здорово, что Вы пытаетесь угадать, почему романец называется именно так, но здесь, боюсь Вас разочаровать, все гораздо прозаичней)
"Скажу еще, что мне как читателю было бы интереснее проследить за судьбой той же Ксении..." - Еще проследите, она не закончена, пока оставили на стадии "слепого блуждания". И не обязательно ее сдвиг будет в сторону мудрости)
С огромным уважением,

Андрей Кадацкий   23.10.2017 19:45   Заявить о нарушении
Спасибо за столь же подробный и развернутый комментарий. Успехов!

Ястребов   23.10.2017 20:26   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Андрей Кадацкий
Перейти к списку рецензий, написанных автором Ястребов
Перейти к списку рецензий по разделу за 23.10.2017