Рецензия на «Василий Ковтун о гибели Марины Расковой. 1943 г» (Владимир Пузиков)

Многоуважаемый Владимир Ильич Пузиков!

Прежде всего позвольте поблагодарить Вас за поднятую тему обстоятельств гибели Марины Михайловны Расковой и размещение без изменений воспоминаний ветерана.
Естественно, в пожилом возрасте воспоминания теряют точность и обрастают фантастическими деталями.

Я прожил в Саратове с 1940 по 1962 год, не специалист в авиации и истории,но помню могилу летчиков в парке "Липки" в центре города. Недавно на сайте "Фото Старого Саратова" было обсуждение фото скульптуры летчицы.

http://oldsaratov.ru/photo/23520#comment-110054
Я попытался в Интернете поискать сведения о месте гибели экипажа Расковой.

Архитектура Саратова / Утраченная архитектура

2012-02-04

Памятник экипажу Марины Расковой находился у юго-западного входа в парк Липки, на том месте, где сейчас стоит памятник А.С. Пушкину.
Экипаж Марины Расковой, при перелете в сложных погодных условиях, разбился недалеко от села Михайловка Саратовского района. Это произошло 4 января 1943 года. Вместе с прославленной лётчицей, Героем Советского Союза, погибли штурман Кирилл Ильич Хиль, стрелок-радист Николай Николаевич Ерофеев и инженер Владимир Иванович Круглов.
Место захоронения экипажа, как и подобает героям, было выбрано в центре Саратова – в парке «Липки», под большим каштаном на детской площадке. Тогда же были установлены и первые памятники, представляющие собой деревянные обелиски со звёздами и фотографиями погибших защитников.
Вскоре захоронение экипажа было перенесено сначала на центральный цветник парка, у фонтана, а затем на Воскресенское кладбище. Прах Марины Расковой был перезахоронен в Москве в кремлёвской стене. Рядом с местом первого захоронения, на детской площадке в Липках был установлен памятник погибшему экипажу Марии Расковой. Это была устремившая взор в небо фигура лётчицы, стоявшая на высоком постаменте.
Сегодня этот памятник можно увидеть только на нескольких старых фотографиях. Памятник героям, как и большинство достопримечательностей «Липок», был убран в 1990-е годы.
http://sadservie.ru/architecture/lostarch/528

ПРЯМИЦЫН Владимир Николаевич — заместитель начальника отдела Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, майор, кандидат военных наук (119330, Москва, Университетский пр-т, д. 14).

ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЁТ «СТАЛИНСКОЙ ЛАСТОЧКИ»
Расследование катастрофы с самолётом майора М.М. Расковой

... " Марина Раскова с присвоением воинского звания майор была назначена командиром 587-го бомбардировочного авиационного полка (бап), вооружённого самолётами Су-2. Эти машины уже были сняты с производства и считались устаревшими. Решать вопрос о перевооружении полка Марина Раскова направилась к народному комиссару авиационной промышленности А.И. Шахурину. Она добилась того, чтобы её полк одним из первых в ВВС получил новейший пикирующий бомбардировщик Пе-2, производство которого началось лишь годом ранее. Следует отметить, что 587-й бап был «условно женским». При преобладании военнослужащих прекрасного пола в нём служили и мужчины.
В июле 1942 года в 587-й бап поступили 20 самолётов Пе-2. Командир полка майор М.М. Раскова организовала изучение новой боевой техники с личным составом. «Для того чтобы хорошо командовать, нужно самой хорошо летать и, конечно, в совершенстве знать машины, на которых летают твои подчинённые», — говорила Марина Раскова. Она заняла должность командира полка, минуя предыдущие ступени карьеры военного лётчика. В качестве пилота она до сих пор летала мало, в основном на легкомоторных самолётах, поэтому ей пришлось прилагать значительные усилия, чтобы не отставать от подчинённых в деле освоения новой техники. В своём письме родным Раскова писала: «Я почти не чувствую усталости, хотя больше четырёх часов в сутки никогда не сплю и совсем не имею выходных дней»4.
Истребительный и ночной бомбардировочный женские полки уже находились на фронте, а 587-й бап всё ещё осваивал новые самолёты в тылу. Лишь в декабре 1942 года после череды перебазирований было принято решение о направлении полка под Сталинград. Но над аэродромом Лопатино (аэродромный узел Самары) установилась плохая погода с частыми снегопадами и низкой облачностью. Майор М.М. Раскова организовала отправку технического персонала полка к месту новой дислокации по железной дороге, а 27 декабря, воспользовавшись «окном» хорошей погоды, «выпустила» на Сталинград эскадрильи Пе-2 и «Дуглас» со штабом полка. В канун Нового года в Лопатино остались всего три экипажа: лётчиц Г. Ломановой и Л. Губиной, чьи самолёты были неисправны, а также командира полка М. Расковой, решившей дождаться ремонта машин и проконтролировать их перелёт на фронт 5. ...

Прямицын В. Н. «Последний полёт „сталинской ласточки“: Расследование катастрофы с самолетом майора М. М. Расковой» [Текст] / В. Н. Прямицын // Военно-исторический журнал. – 2016. – № 1. – С 36–40.

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

http://history.milportal.ru/2016/01/rassledovanie-katastrofy-s-samolyotom-majora-m-m-raskovoj/
Виноградова Любовь - Защищая Родину. Летчицы Великой Отечественной. Читать книгу онлайн. Cтраница - 65
http://unotices.com/book.php?id=158411&page=65

Раскова разбилась, перелетая из Арзамаса в Саратов с двумя отставшими от полка экипажами, при плохих погодных условиях, в тумане.[408]
Перед вылетом они получили метеосводку от Центрального гидрометцентра о том, что погода на маршруте плохая. Они могли перелететь до Петровска, но там обязательно пришлось бы сесть и переждать туман, который стелился дальше до самой станции Разбойщина. Пе–2 не имел специального оборудования и в сложных метеоусловиях становился беспомощным. Раскова прекрасно знала, что на «пешке» нельзя летать во время густого тумана, проливного дождя и снегопада. И тем не менее не стала пережидать, очень уж хотела догнать своих. На подлете к Петровску туман стал сплошным, но Раскова решила лететь дальше, ей показалось, что он потихоньку тает. В районе Разбойщины уже не было видно ни зги. Рисковать жизнью, играть в рулетку со смертью сероглазой красавице-майору было не впервой. Она рисковала уже много раз — и собственной жизнью, и чужими. Этот раз оказался последним.
С Расковой в качестве штурмана летел штурман полка капитан Кирилл Хиль, профессионал высочайшего класса, которого боготворили в полку. Хиль, вероятно, мог бы их спасти, но Раскова, тоже штурман, не доверилась ему. Как и у большинства русских рек, у Волги левый берег пологий, правый — высокий. Решив, видимо, что внизу левый берег, Раскова начала пикировать, пробивая туман. Они врезались в правый берег Волги. Их искали далеко от места аварии и нашли, только когда угомонилась непогода.
Основной удар пришелся на кабину летчика. Раскова погибла мгновенно. Штурману Хилю в момент столкновения с высоким берегом срезало голову от страшного удара о бронеспинку. Стрелок-радист из их экипажа и летевший вместе с ними техник эскадрильи, вероятно, остались бы в живых, если бы самолет нашли в тот же день. Хвост самолета при ударе отвалился, они были ранены. Эти двое мужчин лежали там же, у самолета, — стояли страшные морозы. Когда их нашли, мертвый техник все еще держал в руках окровавленное полотенце, которым зажимал рану стрелка.
Летчицам, которых Раскова вела в своем последнем перелете, повезло, они остались живы. Когда маршрут начало затягивать туманом, звено рассредоточилось: в тумане нельзя идти плотно. И Люба Губина, и Галя Ломанова, опытные летчицы, до войны работавшие инструкторами в аэроклубах, хорошо это знали. Люба сумела разглядеть опушку леса и посадила самолет около нее. Галя Ломанова приземлилась около железнодорожной станции. Обе пострадали сами и повредили самолеты, но уцелели и летали в Москву прощаться с Расковой.
Ее тело на По–2 доставили на Саратовский авиационный завод, который оказался близко к месту катастрофы. Директор завода Левин никак не мог поверить в смерть этой «замечательной, большой души, обаятельной женщины»: Раскова дружила с его семьей и, приезжая на завод, часто проводила пару часов в его семье, разговаривала, играла на пианино и пела любимые песни.
Левин сообщил о случившемся в Москву. Через короткое время он получил указание «подготовить тело и ночью отправить в Москву». «Подготовкой» занималась комиссия под руководством знаменитого академика-хирурга Миротворцева: восстанавливали лицо. Голова Расковой уцелела, но лицо было изуродовано так, что пришлось наложить более сорока швов. Это требовалось потому, что сначала Раскову намеревались выставить для прощания в открытом гробу. Потом от этой идеи отказались. Закрытый гроб выставили в фойе заводского клуба. Все заводчане, тысячи жителей Саратова и воинские подразделения прошли мимо него, отдав Марине Расковой последние почести.
Поздно ночью тело отправили в Москву в специальном вагоне, прицепленном к скорому поезду. Кирилла Хиля и остальных членов погибшего по вине летчицы экипажа похоронили в братской могиле недалеко от места аварии.
http://unotices.com/book.php?id=158411&page=65

С уважением Димитрий Морозов-Никифоровский dimamorozov@hotmail.com

Димитрий Морозов-Никифоровский   21.12.2016 23:48     Заявить о нарушении
Огромное спасибо за столь подробное описание гибели Марины Расковой и ссылки на источники!

Владимир Пузиков   22.12.2016 08:39   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Владимир Пузиков
Перейти к списку рецензий, написанных автором Димитрий Морозов-Никифоровский
Перейти к списку рецензий по разделу за 21.12.2016