Рецензия на «4. Розовая Уточка. Перемещение как способ» (Конкурс Копирайта -К2)

Замечательный язык, абсолютно естественные, абсолютно слышимые интонации - умиротворяющие, гармонизирующие передаваемую картинку, какой бы она ни была, потрясающий образ рассказчика - просто потрясающий! Но! В этом-то образе вся проблема. Умиротворённый, великодушный, щедрый - таким ощущается он, так слышится его голос. То есть рассказчик - Исфандияр ака. Ну, или кто-то уж очень на него похожий. Но это само по себе было бы совсем не смертельно. Смертельно то, что во внутренних монологах своих Макеев - точно такой же умиротворённый, великодушный, щедрый. А уж этого никак быть не должно. В результате, концы не сходятся. И весь этот замечательный текст вызывает полное неприятие. Если Макеев отдал всё хорошее на хранение старику Исфандияру, то сам он каким должен был перед нами предстать? То-то же. А он - такой обаятельный, ироничный, мудрый. Откуда возьмётся у читателя эмоциональный отклик на происходящее в Макееве глобальное изменение, просветление? Если Макеев для читателя и так совершеномудрый и прекрасный человек с самого начала.
.
ЗЫ: Но вообще, конечно, авторов такого уровня не часто встретишь. Интересно было.

Роман Самойлов   07.10.2016 13:11     Заявить о нарушении
Роман, автор надолго задумался над Вашим замечанием. Наверное, с какой-то стороны Вы правы. Но Исфандияр-ака не существует, он - порождение психически расстроенного сознания Макеева, который, однако, един во всех лицах.
Однако автор еще подумает над исключенным эпизодом московской жизни героя, в котором тот выглядит весьма несимпатично. Может быть, эпизод был зря исключен.
Спасибо за повод вернуться к написанному.

Автор Хочет Сказать   07.10.2016 15:02   Заявить о нарушении
Судя по тому, что в рассказе происходит, Макеев делегировал "Хоттабычу" не свои лучшие качества, как утверждает, а способность радоваться жизни. Всего навсего. И поскольку совмещать нематериальную радость с тем образом жизни, который обеспечивает ему материальную базу существования, для героя невозможно, он делает выбор и отбывает в нирвану. Буквально. Целиком. Только и всего.

Удав Юзик   07.10.2016 15:36   Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемый Удав, за формулировку. Именно отсутствие радости.
Вообще-то, автор изложил свое понимание рассказа А.П. Чехова "Черный монах".
Коврин не мог справиться со своей гениальностью и умер. Макеев не мог вынести ... и уехал к черту на рога, где тоже умер.
После Вашей ремарки автор наконец-то нашел слово, которое можно вставить в многоточие - отсутствие радости как обязательного условия полноты жизни.
Превентивно автор хочет извиниться перед Чеховым за плагиат финала. Черная вода, огни, смотрящие как глаза, разорванная бумага - все это было похищено у Антона Павловича.

Автор Хочет Сказать   07.10.2016 16:00   Заявить о нарушении
Приветствую всех! А я думаю есть в рассказе что-то от "Молоха". О невыразимой нечеловеческой усталости, когда работа высасывает из человека всё - энергию, чувства, радость. Человек карабкался, карабкался вверх, добился практически всего, чего хотел, но нет чувства удовлетворения - только опустошение внутри и неожиданная пустота рядом. Ни жены (настоящей, готовой жизнь за него отдать), ни детей (выросли, своя жизнь), ни друзей (бескорыстных и искренних). Эта пустота и порождает Хоттабыча-галлюцинацию.

Наталья Алфёрова   07.10.2016 17:27   Заявить о нарушении
а я увидела из МиМ маленький такой штришок)

Софья Шпедт   07.10.2016 19:43   Заявить о нарушении
Наталья, а он, человек этот, точно - хотел? Добивался, рубаху рвал, зубы ломал? Теперь добился и обнаружил себя на необитаемом острове. Настолько необитаемом, что на такой же, только реальный, сбежал. Сбежать-то он сбежал, только сдаётся мне, что ничего он не добивался. Повезло ему. В течение попал. И теперь всё есть, а наслаждения - нет.

И ещё момент. Вот нашли читатели в себе по ходу чтения множество ассоциаций. Это на пользу рассказу, во вред, на пользу читательскому восприятию или мешает? Одной констатации как-то маловато.

Удав Юзик   07.10.2016 20:21   Заявить о нарушении
Этому рассказу ассоциации на пользу. Потому что написан он сам по себе хорошо.
Может, и не добивался герой такой жизни, просто повезло. Может, просто мне он представился таким - стремившимся к цели и потерявшим себя за время её достижения.

Наталья Алфёрова   07.10.2016 20:31   Заявить о нарушении
Радость жизни - мелко. Был у меня как-то разговор на эту тему с Виктором Ганчаром. Цифр не помню, но смысл таков: по результатам исследований горе, отчаяние, печаль вызывают дикий прилив эндорфинов - их гораздо больше, чем при радости. Радость - штука редкая, страдание бесконечно, и оно даёт людям больше счастья, чем какая-то там радость. А герой этого прои очень живой и глубокий, он безо всякой радости прожил бы хоть целую вечность.

Роман Самойлов   07.10.2016 22:21   Заявить о нарушении
У Каттнера есть рассказ, "Сим удостоверяется". Так там человек не смог в конце концов жить без такой малости, как совесть. Я далёк от мысли считать творчество Генри Каттнера неоспоримым критерием, но если один герой умер, вернув себе совесть, то почему другой не может скончаться, вернув себе радость. Глубинная причина-то одна, верно: нет удовлетворённости. Удовольствия нет. А ради чего тогда жить? Если у тебя есть всё, кроме наслаждения от возможности этим пользоваться.

Удав Юзик   07.10.2016 22:57   Заявить о нарушении
Так я повторю, Юзик: печаль - бесконечный источник физиологического наслаждения. И у всех, у кого нет радости, печаль становится источником наслаждения. Так устроен человечечкий организм.

Роман Самойлов   07.10.2016 23:12   Заявить о нарушении
Хорошо, Роман, я не буду спорить насчёт физиологии, здесь как-то неуместно, но ведь у данного индивида печали тоже нет. И страдания - нет. Назовём чуть иначе: у него нет ощущения полноты жизни. Он приятных ощущений от того, что существует, и как существует - не получает. Что, собственно, и есть отсутствие радости: "чувства удовольствия, ощущения душевного удовлетворения." И, в конце концов, это начинает его тяготить.
Но это уже больше имеет отношение к моему и Вашему взглядам на идею рассказа, чем на рассказ, как таковой.

Удав Юзик   07.10.2016 23:47   Заявить о нарушении
Но я слушаю персонажа. Даже если автор добавит кусок, дискредетирующий персонажа, интонации не изменятся. Юзик, Вы путаете автора. Потому что важны не события и не трактовка, а отношение автора к читателю = обращение рассказчика к слушателю.

Роман Самойлов   08.10.2016 00:41   Заявить о нарушении
Автор внимательно читает беседу и надеется на продолжение обсуждения как развитие мысли - что приносит больше удовольствия: постоянная грусть или спорадическая радость? Автор заинтересован крайне.

Автор Хочет Сказать   08.10.2016 13:37   Заявить о нарушении
Я тезисно - меня тогда легче понять.

1. Радость. "1. Чувство удовольствия, ощущение большого душевного удовлетворения. 2.То, что (тот, кто) доставляет удовольствие, даёт счастье."
Мазохист, страдая, испытывает радость (да, те самые эндорфины, не важно по каком поводу). Человек может испытывать радость от тяжёлой работы - предвкушая достижение цели либо от самого процесса созидания или разрушения. То есть радость жизни - это не безудержное веселье. Это удовлетворение и удовольствие, получаемые от жизни в каких-то (или всех) её проявлениях.

2. Я время от времени встречаю на К2 рассказы, где авторским текстом или от лица персонажей декларируются положения, которые входят в противоречие с действиями героев или их окружения.
Допустим, та же "Ропша". Герой декларирует, что его маменька нотациями достала: "От наставлений, опеки и упрёков матери не сбежать и не спрятаться", - и читатели меня уверяют, что герой именно поэтому "дал себя втянуть в противостояние с власть предержащими". То есть для насильственного изменения устройства государства достаточно иметь пожилую ворчливую мать. Допустим, но я-то рассказ тоже читал. И понимаю, что маменька не способна ограничить Афонюшку ни финансово (он играет), ни имущественно (он владеет недвижимостью), ни в действиях (даже в собственном городском доме), ни в мыслях, тем более. И живёт он вместе с матерью не в однокомнатной квартире, и видится хорошо, если раз в день.
Почему читатели обращают внимание на утверждения и не обращают на то, из чего они должны бы следовать?

3. В данном случае "я отдал тебе все свои хорошие качества" - декларация. Громкое заявление. Ничем не подтверждённое. А для того, чтобы понять, что же такое есть у Исфандияр-ака, чего нет у героя, нужно смотреть на то, что вокруг заявления.
Потому у меня и получилось, что, восстановившись до целого, герой отбыл в нирвану. Бесконфликтно слился к окружающим миром. Исфандияр-ака несёт в себе именно радость жизни. Способность получать удовольствие буквально от всего происходящего.
Я не знаю, что подразумевалось изначально, но написано именно так. Я это и прочитал. И никакие дополнительные вставки, как угодно характеризующие героя, на это моё восприятие повлиять не смогут. Потому что дело не в герое и его пустых заявлениях, а в Исфандияр-ака. Или нужно рассказ переписывать в принципе.

Как понимаете, это моё персональное мнение и восприятие, и вряд ли оно автора может запутать, но такое вот оно есть.

Удав Юзик   08.10.2016 13:50   Заявить о нарушении
Рассказ нужно переписвывать в принципе. Но автор на это способен.

Роман Самойлов   08.10.2016 17:00   Заявить о нарушении
Роман, автор не будет переписывать рассказ. По многим причинам. Вместе с тем, автору хочется думать, что этот - не последний его рассказ, поэтому интересно Ваше мнение: что, по-вашему, нужно переписать?

Автор Хочет Сказать   09.10.2016 16:18   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Конкурс Копирайта -К2
Перейти к списку рецензий, написанных автором Роман Самойлов
Перейти к списку рецензий по разделу за 07.10.2016