Роман Самойлов - написанные рецензии

Рецензия на «1. Уна. На платформе» (Мария Шпинель)

Всем добра :)
.
Читал и делал по ходу чтения пометки по непоняткам.
.
Вот этот абзац меня просто загонял по кругу: «Я тогда поехала с хозяйкой и её маленьким...» Я никак не мог представить себе эту сцену и понять, о чём здесь говорится.
.
«Там, гуляя с ним по берегу почувствовала, что проваливаюсь в странное состояние, я, как пена на молоке поднималась над миром, готовая выкипеть и прорваться наружу».
.
В состояние я проваливаюсь. Как пенка — поднимаюсь. Ощущение — вниз, метафора — вверх. В моём читательском восприятии — дикий раздрай.
Хотя это, конечно, ладно, это даже сойдёт за вкусовщину. Но дальше!
.
«Причиной этого состояния являлся ребёнок. Он был уже снаружи и тянул меня за собой. Ноги мои почти оторвались от земли».
.
Вот это о чём? Вы идёте по пляжу — какое тут может быть снаружи? Или это внутренний ребёнок рассказчицы? Или что вообще? Я могу предположить уже что угодно. Я не понимаю. Я потерялся в этом «снаружи».
.
«Являлся»! Боже, как я люблю это слово! Оно похоже на удостоверение. Дескать, я тут не просто так, а с официальным визитом.
.
Дальше волна, ничего не понятно, но это ладно.
И спасает ветка сосны.
Вот я вам, исключительно желая добра, говорю: если персонажа на пляже будет спасать ветка сосны, обязательно предварительно в описании, в пейзажной подводке, скажите хоть словечко о соснах. Чтоб они не появлялись из ниоткуда, не набегали на пляж, подобрав юбки и распугивая чаек скрипом своих стволов. Сосны — это не то, что само собой возникает в ассоциациях при слове «пляж». И появление сосновых веток в тексте о пляже воспринимается читателем чем-то вроде бога из машины.
.
Как проще всего визуально выстроить сцену?
Сначала дать общий план: пейзаж или обстановку в помещении в самых общих чертах, с акцентами ровно на тех деталях, которые дальше сыграют определённую роль. Описываем расположение действующих лиц, кто где стоит\сидит\лежит, что делает.
Взаимодействие персонажей давать средним планом: вот они двое, мы их видим, кто как к кому обращён, в какой позе, что говорит. Декорации уходят из поля зрения, мы сосредоточены на взаимодействии двух людей.
Когда один из персонажей испытывает яркую эмоцию, даём её крупным планом, детализируем, фокусируемся на лице, на жесте каком-то важном, на взгляде с прищуром и тому подобных вещах.
Это реально просто, и читатель не теряется, вы его перемещаете от одного значимого элемента сцены к другому логично и понятно.
Если ни одна деталь обстановки не взаимодействует ни с одним персонажем (например, двое идут и полностью поглощены разговором), можно вообще пейзаж не описывать. Назвать лес лесом, поле полем — и всё.
Однако ж если в поле персонаж прячется за дерево, то невозможно не описать это дерево заранее на общем плане. Откуда оно возьмётся тогда? Поле по умолчанию не содержит деревьев. И пляж тоже.
.
Здесь же планов как таковых вообще нет, всё в кучу и в результате всё не очень информативно.
.
Читаю о том, что ребёнок «не хотел задерживаться в нашем мире» и понимаю, что рассказчица живёт в двух параллельных реальностях одновременно, и автор в тексте эти реальности никак не разделяет. Хм... Это подбешивает. Я, как и очень многие люди в нашем мире, не люблю, когда мне нифига не понятно. То есть это в смысле пенки на молоке ребёнок был снаружи? Тут поневоле вспомнишь «Четвероякий корень достаточного основания» — кандидатскую диссертацию Шопенгауэра. Там так же запутанно всё.
.
Описания людей мне в этом тексте понравились. Приятно цепляют внимание. Что-то такое живое.
Дальше быт, «их нравы», все дела — претензий нет, даже «Госпожу Бовари» чем-то напоминает.
Похоже, автор любит людей и ими интересуется.
Завидую.
.
Так, ну, дальше основная часть, как я понимаю. И будет, как тогда на море — стало быть, я готовлюсь к размытому двоемирию и набегающим соснам.
.
Ммм... У нас сменился рассказчик? Почему об Эффи в третьем лице?
Чьорт побьери, мне заморочек-то уже хватило — может, не надо добавлять?
.
Ага, ну так и есть, двоемирие в тумане: мать идёт по тропе, а её голова лежит на пропитанной потом подушке. Я уже ничему не удивляюсь. Чьё это видение — наверное, не важно. Наверное, общий какой-то делирий. Наваждение. Раз уж об Эффи в третьем лице, значит, мерещится это кому-то ещё.
.
Я опять ничего не понял, запутался окончательно, перечитывать по десять раз каждый абзац — устал. Общий смысл уловил так: Эффи живёт в двух параллельных мирах, её угнетает то, что она прислуга, и в мире туманных шлейфов и выкипающих молочных пенок она оказывается спасительницей своих хозяев. Мораль: берегите домработниц, нянь и сиделок, они тоже люди и хотят власти над чем-то в этом мире. Пусть и самой иллюзорной. И никогда не знаешь, в чём это власть заключена и когда проявится.

Роман Самойлов   03.10.2022 12:43     Заявить о нарушении
Господи, мне прямо жалко вас стало!
Но рецензия - пять баллов.
Спасибо за труд. Вникну, может что пригодится.
Уна

Шпинель   03.10.2022 13:11   Заявить о нарушении
Роман, (Уна, надеюсь, не будете против) так понравилась ваша рецензия, что не дождалась, когда напишете на два других текста, и решилась поддержать и подтвердить, что и меня смутила ветка сосны (обычно ветки сосен высоко) - скорее это мог быть один из оголённых корней дерева, росшего на дюнах, которые подмывались волнами в непогоду. Полоса пляжа представилась достаточно узкой и ограниченной дюнами с росшими на них соснами, а среди них могли быть и молодые деревца, ветки которых были доступны (по росту) Эффи для спасения себя и малыша.
.
Спасибо за сформулированные смысл и мораль.
И ещё понравились ваши точки. Звёздочки смотрятся громоздко.
.
Уна, удачи!
Вас так здорово отрецкали. О таком внимании только мечтаешь, а тут... )

Любушка 2   04.10.2022 16:21   Заявить о нарушении
Я вот так и думала, дюны, сосны. И, что она ухватилась за молодую сосну. У неё ветки не высоко.
Корни тоже ничего.
Спасибо.
Уна.

Шпинель   04.10.2022 19:24   Заявить о нарушении
Уна, сознаюсь, что я слаба в формулировках смысла прочитанного и даже того, что сама когда-то написала, да ещё одним предложением. Потому очень радуюсь, когда это делает кто-то другой, и восторженно восклицаю здесь (на другой стороне экрана) - как же это точно сказано!..
//Эффи живёт в двух параллельных мирах, её угнетает то, что она прислуга, и в мире туманных шлейфов и выкипающих молочных пенок она оказывается спасительницей своих хозяев. Мораль: берегите домработниц, нянь и сиделок, они тоже люди и хотят власти над чем-то в этом мире. Пусть и самой иллюзорной. И никогда не знаешь, в чём это власть заключена и когда проявится. //

Вы согласны с этим? Эффи не владеет, как мной, например, иллюзия, что в нашей власти, если не что-то изменить, то хотя бы повлиять на ход событий?) – придать им положительный исход.

Любушка 2   05.10.2022 15:45   Заявить о нарушении
Я не согласна, что её угнетает быть сиделкой. И потом что такое власть? Смысл принести пользу это власть?
//в мире туманных шлейфов и выкипающих молочных пенок она оказывается спасительницей своих хозяев// - хорошо.
А беречь нужно вообще друг друга. И сиделок, домработниц тоже. Почему нет?
А читали Теофила Норта?

Шпинель   06.10.2022 07:35   Заявить о нарушении
//И потом что такое власть? Смысл принести пользу это власть?//
Нет почему же. Можно и как у Пушкина: "Теперь, я знаю, в вашей воле меня презреньем наказать." Или как у Ивана Бунина: "И он вдруг опять быстро встал, взял картуз и стек и, спросив, где почта, торопливо пошел туда с уже готовой в голове фразой телеграммы: "Отныне вся моя жизнь навеки, до гроба, ваша, в вашей власти". Но, дойдя до старого толстостенного дома, где была почта и телеграф, в ужасе остановился: он знал город, где она живет, знал, что у нее есть муж и трехлетняя дочка, но не знал ни фамилии, ни имени ее!"
.
Т.е. в вашей власти/в вашей воле - а там, как повезёт доверившемуся лицу.)
.
//А читали Теофила Норта?//
Так вы под впечатлением романа Торнтона Уайлдера написали рассказ про Эффи? Прочла содержание в интернете.

Любушка 2   06.10.2022 15:57   Заявить о нарушении
Нет, не под впечатлением. Только сейчас вспомнила.
Я его когда-то очень любила.
Лучше полностью прочитайте. Очень хорошая и интересная вещь. Раньше (35 лет назад) был хороший перевод. Не знаю, может теперь и нехорошие есть.

Варвара Солдатенкова   06.10.2022 16:40   Заявить о нарушении
Варвара, Роман, догадываюсь, что вы заняты очень и пишете... - фрагмент игры в Детектив на МШ и роман про "чернильное исчадье". А я позволю себе дополнить список тех, кого надо беречь кроме домроботниц, нянь и сиделок.
.
В.В. Маяковский ещё в 1924 году в поэме "Владимир Ильич Ленин" написал:
Дорожка скатертью!
Мы и кухарку
каждую
выучим
управлять государством!
.
(это же про власть)
.
Ленин же в октябре 1917 сказал нечто иное: Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту.

.
Просто так - для памяти. Теперь буду знать, что о том, что "они тоже люди и хотят власти над чем-то в этом мире. Пусть и самой иллюзорной. И никогда не знаешь, в чём эта власть заключена и когда проявится" - надо искать у вас, Роман, в рецензии к вашему рассказу, Варвара, "На платформе".
.
Вы же потом разместите всё, что пишете, у себя на страницах?.. А "мы" (с) прочитаем.)


Любушка 2   11.10.2022 14:09   Заявить о нарушении
Любушка, вы уж извините, что я ничего не отвечаю. Общая атмосфера Прозы.ру дико угнетает. Я тут не был несколько лет, и... то, что я вижу, это просто балдец, дальше ехать некуда.

Роман Самойлов   11.10.2022 21:53   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ирина. Собрать сотку» (Конкурсант)

Яркий мотив, с которого можно начать структурировать этот текст – железнодорожный узел: это и множество путей, ведущих отсюда неведомо куда, и энергия надежды, и опасность, и та линия, которая отделяет город от выселок, что тоже важно. Здесь голос матери звучит с неба, здесь рельсы и шпалы так похожи на её почерк. Я бы разбил всё, что в этой истории связано с железной дорогой, на три части и подал в трёх далеко разведённых друг от друга сценах, причём каждое новое описание должно раскрывать образ по-новому, а одна из сцен должна быть главной сценой рассказа. В принципе, всё примерно так и есть, но не хватает чёткости и яркости. Внятности не хватает и связности. Слишком много событий, просто перечисленных или упомянутых между делом.
.
Мне вообще железная дорога кажется очень живописной, связанные с ней образы наполнены какой-то особой энергией. Кстати, как-то раз наблюдал с платформы, как всклокоченная мокрая ворона с ошалелым видом скакала по шпалам в сторону Москвы – долго-долго скакала, пока совсем не скрылась из виду, не улетая и не сворачивая с путей в траву. Я тогда подумал: даже глупая птица понимает, что отсюда нужно валить любыми средствами, хоть пешком по шпалам :)
.
Мост в первом же предложении должен быть назван железнодорожным – перекидной непонятно, это может значить что угодно, вплоть до мостков через канаву. И сразу же нужно наполнить сцену звуками и зрительными образами: гудки маневровых «кукушек», грохот сцепок вагонных, голоса операторов, подробности моста этого, что-то ещё... У Вас это в следующем абзаце, причём простым перечислением объектов и звуков, ими издаваемых, а в самом начале мысли героини вообще висят в пустоте. Думаю, Вам было бы полезно поупражняться в описании одной и той же сцены на разных внутренних дистанциях «автор – герой» – я потом объясню, как это легче сделать, у самого когда-то очень трудно получалось.
.
На мой взгляд, первая смена сцен происходит неоправданно рано. Получается мелькание: мы ещё в настоящем не обжились, а уже в прошлое срываемся. И кстати, разве не будет сильнее, если мать по-прежнему будет работать на станции, и это её голос прозвучит? И всё, что описывается в детском воспоминании, связать с тем, что перед глазами у героини сейчас? Мне кажется, так первая сцена станет и ярче, и понятнее, и её можно будет сделать более объёмной без потерь в динамике. Даже наоборот. В плане драматизма сцена, в которой герой просто сидит и думает – принципиально слабая. В сильной сцене герой взаимодействует с окружающим миром. Даже если он просто произносит слова вслух, обращаясь к кому-то конкретному, это уже намного сильнее, драматичнее, чем если говорит что-то про себя и ни к кому конкретно не обращаясь. Мне кажется, голос матери даст какое-то начальное драматическое взаимодействие гг с окружающей действительностью. Да, и кто-то уже упоминал о том, что мысли девочки о камушке слишком взрослые. Так что и эту проблему можно решить, если детально живописать сцену из настоящего, а воспоминание прописать не слишком подробно. Опять же и бабушка с Лениным – разве работают они на идею? По-моему, в нынешнем своём виде они только добавляют тексту проблем.
.
Вспомнилось: у нас тут на станции Бронницы вот уже двадцать пять лет один и тот же женский голос объявляет: «Внимание, поезд!» И потом либо задорно добавляет «На Голутвин!» – либо со страстной хрипотцой: «На Москву…» Я каждый раз представляю себе женщину, голос которой был записан четверть века назад, а может, и больше – и теперь звучит из динамиков каждый день двадцать четыре часа в сутки. Она как будто стала духом этой станции, растворилась во всём этом. И если она где-то здесь живёт до сих пор, то какие у неё отношения складываются с собой, ставшей почти бессмертным голосом станции?
Я так подробно описываю, чтоб Вы вспомнили что-то своё, хотя если глянется что-то моё – берите, мне не жалко :) А пока то, что Вы перечислили в одном абзаце (описание ж/д моста и станции), у меня из головы улетучилось тут же, и атмосферы не получилось.
.
Для построения чёткой структуры важно рассказать, что там за линией, что это за мир. У Вас ведь получается треугольник сопоставлений: родной городок, мрачные выселки и Москва. Этот треугольник – структурная основа рассказа: перемещая героиню из городка в Москву, из Москвы на выселки, Вы воплощаете в этих образах свою идею. Выселки и Генка требуют детализации – именно для крепости композиции. Но вообще, и сам городок описан не особо внятно, весь текст утопает в перечислении событий, которые призваны что-то объяснять.
.
У нас тоже такой район в городе был, вроде Ваших выселок, Железкой назывался. Типичный житель Железки – пацан лет сорока, с воровскими звёздами на плечах, или без таковых, но вечно бухой и всем страшно недовольный. Он выходит из дома в трениках, майке и тапках, ищет опохмелиться, попрошайничает так грозно, что мирный обыватель готов отдать ему последнее. Он всю жизнь старается нагонять ужас на окружающих, и у него частенько получается – на Железку в девяностые нормальный человек вообще не заходил. Сейчас всё гораздо мягче, но зато я узнал, что есть в районе места и пострашнее. Кое-где люди до сих пор умирают от туберкулёза, а сифилис лечат перманентно и целыми семьями, включая детей – только прокололи курс и сразу опять кто-то заразился.
.
Чуть не забыл: Вы в первой сцене говорите: «Лена сидела на перекидном мосту, подтянув колени к подбородку, закрыв глаза и прислушиваясь к себе, к новым ощущениям, которых не испытывала раньше. Должна была испытать, а не сподобилась, как сказала бы бабушка. Шок, злость, ужас, острота необратимости прежней жизни уступили место бесчувственному спокойствию, равнодушным практическим мыслям о том, что возвращаться придётся пешком».То есть я понимаю это так: новые, небывалые ощущения – это равнодушие. Но из Ваших объяснений следует, что это нечто иное. Вообще, то, что изнасилованная Генкой Лена впервые почувствовала себя женщиной – это странно и должно быть ну очень крепко связано с идеей рассказа. Чего пока нет. Возможно, окунувшись в эту клоаку за линией, Лена ощутила, что можно жить и так – ни к чему не стремясь. И изнасилование стало кульминацией погружения в эти вот нечистоты, в которых «тоже люди живут». Это альтернативная реальность, в которой никакую сотку набивать не нужно – просто расслабься и погружайся на дно. Спокойно и с удовольствием.
.
Сцена с камушком должна иметь более ясное развитие – какая-то парная сцена должна быть. Мне кажется, что про талант тут не рифмуется – камушек обыкновенный, он выделяется из общего числа только для героини и только потому, что на миг стал ею самой. Так же каждый человек видит себя особенным без причин, просто потому что он такой у себя один.
.
Пытаюсь понять, в чём тут литературный конфликт. Героине подруга внушила, что человек должен к чему-то стремиться, искать свой шанс и реализовывать его. Но сама героиня ничего не хочет, у неё нет устремлений. Вот, собственно, и весь конфликт. Очень понятный. Кстати, если назначение Юльки только в этом внушении, то нужна ли она вообще? У меня в связи с этим возникает такой вопрос: а чем вообще жизнь алкоголиков, живущих от пьянки к пьянке, отличается от жизни людей типа Лены или более успешной Раи из рассказа Катерины? Ну, вот так вот конкретно? Пожалуй, социальным одобрением отличается. Продолжительностью жизни? Нет, не факт. Инсульты, инфаркты, рак. Возможностью смотреть на других свысока и плевать им на плеши? Да, и наверняка это один из важнейших бонусов, но это ведь пока московская барынька не окажется сдуру на выселках. То есть плевать получается только издалека, в фантазиях. Так почему героиня вообще должна чего-то хотеть, к чему-то стремиться? Родилась – живёт, старается жить так, чтоб не было больно и трудно. Мне кажется, тут важно пройти всю цепочку из следующих друг за другом «зачем?» – чтоб прийти к некой первооснове. Ведь есть же, наверное, в человеке какой-то механизм, заставляющий его тратить свою душу, брать большую ложку и раздавать себя окружающим. То есть, скорее всего, экзистенциальная задача человека – не устраиваться и не хапать, а раздавать и тратить. Себя, свои личные внутренние ресурсы. Причём особой логики в этом, наверное, и нет, просто если не получится, то в душе в конце концов появляется какое-то свербящее разочарование. Как будто всё нерастраченное протухло внутри.
.
По моим ощущениям, все сцены, кроме центральной, описаны галопом. Получается длинная цепь событий, ни одно из которых не успевает читателя зацепить. Беглый пересказ длинной и сложной истории. Некоторые фразы и абзацы построены нелогично или двусмысленно, что добавляет хаоса в этот и без того не очень стройный текст.
На этом пока всё.

Роман Самойлов   09.03.2018 15:56     Заявить о нарушении
Спасибо, Роман, за такую подробную рецензию.
Я подумаю над Вашими словами. Мне хорошо надо подумать.
Ирина

От Автора   09.03.2018 22:23   Заявить о нарушении
Красивый мотив - железная дорога, конечно, красивый. Много встречалось в фильмах особенно этого красивого мотива:)

А как быть, если по факту(по тексту) нет большого железнодорожного узла, а только банальная железнодорожная узловая станция со стандартным зданием вокзала и стандартным перекидным мостом через пути. Все поезда имеют здесь стоянку - здесь осматривают, остукивают - проверяют подвижную часть вагонов. И больше ничего. Шесть-семь путей сливаются в один путь на восток(сейчас уже двухпутка).
И всё. Промежуточная остановка на длинном пути.
Я плохо понимаю, как может находиться здание ж/д вокзала в непосредственной близости от ж/д моста, этой большой и сложной инженерной конструкции.

Промежуточная станция и промежуточное подведение итогов жизни на момент возраста в 5 лет(!) в 15 лет и в 33 года.

Выселки - я перечитала текст и не нашла в нём объективной информации, что за линией полный отстой. Неосторожно брошенное бабушкой слово осталось в памяти и послужило мотивом оправдания того, что случилось той ночью с героиней.

Я бы выделила в качестве мотивов белое пятно(на детском рисунке, в плане интимной жизни героини и направление движения жизни/к чему стремиться героини) до описываемых событий.
Второй мотив - линия/перейти за линию (сходить с бабушкой просто так, изменить мужу, отсечь линию жизни до и после событий, случившихся в описываемый сюжетный день).
С камушком есть у меня ассоциация, но пока она не оформилась в точном выражении, поэтому думаю.

Очень интересно разложить видение ситуации от мужского и женского взгляда:)

Было очень полезно, Роман!
Ирина
пока так, но размышления на этом не закончились:)

От Автора   10.03.2018 13:39   Заявить о нарушении
Ну так я и говорю о самой обычной станции, не о Казанском вокзале :) Красота - в самих рельсах и шпалах, поездах. В открытом пространстве. Кстати, для меня железнодорожный мост - это любой мост на железной дороге :) Важно что? Чтоб читатель сразу увидел, где находится. А про выселки - что ж, по причине нехватки информации я предлагаю свои варианты, чтоб Вы предложили свои. Оцениваю возможные композиционные связи. Ну, пятно так пятно, тоже вариант.

Роман Самойлов   10.03.2018 20:38   Заявить о нарушении
По поводу пространства: у меня странное ощущение от пространства на знакомой мне узловой станции. Нет в моих воспоминаниях большого пространства почему-то. Во всяком случае, если брать момент начала истории(Лена сидит на мосту). Скорее запустение и заброшенность. Словно был когда-то шумный и богатый дом, а теперь обветшало всё, потускнело. Была шумная многолюдная жизнь, стало мелко и пустынно. Было движение, стала тишина. Четыре-пять пассажирских поездов в сутки, а было... и грузовые - много меньше.
Я начинала писать именно с того, что единственное, что было постоянной величиной для города - это вокзал, перекидной мост и дом мещанки Кукушкиной с мезонином и вечными цветами на подоконнике - "женихом" и "невестой". Всё остальное - менялось, ветшало, рассыпалось в прах и выстраивалось новое. Эти же три точки были всегда. бетонные ступени перекидного моста и деревянный настил самого перекрытия и зелёные перила.
Так как-то вспомнилось:)

От Автора   10.03.2018 21:38   Заявить о нарушении
Ирина, вот смотрите. Почему я предлагаю начинать структурировать с железнодорожной станции: она логически, эмоционально и эстетически связывает три места действия. Рисую для себя вытянутый такой треугольник – станция, на его вершинах – три круга, три места действия: городок, Москва, выселки; для каждого места действия есть свой антагонист, партнёр по драматическому взаимодействию: мать, Игорь, Генка – три жирных точки, героиня в каждом круге – тоже точка, между ней и партнёрами по драме изображаю напряжение; в каждом из трёх мест действия реализуется свой конфликт, который вариативно отражает внутренний конфликт героини. Вот уже есть схема, демонстрирующая все композиционные связи, наращиваем на неё мясо – должно получиться гораздо яснее, логичнее, драматичнее, чем сейчас.

Роман Самойлов   11.03.2018 08:24   Заявить о нарушении
да, согласна.
линия отчим-Игорь-Генка - эту линию вижу очень ясно.
здесь как раз три точки взаимодействия: город - Москва - выселки.

надо подумать, как организовать:)
проблема(для меня) в организации именно данного текста в том, что я не придумывала героиню и события, я попыталась сделать анализ, расшифровать видимую и подводную часть айсберга. Как-то обобщить(может быть) и сделать выводы.
как говорят шерпы : многие приезжают, смотрят и только немногие - видят.

От Автора   11.03.2018 08:53   Заявить о нарушении
я напряжённо работаю, Роман:)
каждое утро начинается с размышления о тексте:) долгого такого размышления.
это моё личное время посвящено именно этому и только этому.
процесс накопления пока.

От Автора   11.03.2018 09:00   Заявить о нарушении
Ирине:
вот когда я писала про "калькирование", я имела в виду именно это: что ты пытаешься строго следовать за жизнью, то есть за тем, как оно всё в жизни было.
А реальность художественная требует уже отхода от реальности настоящей.
Т.е. на мой взгляд более выигрышна для рассказа будет формула "над вымыслом слезами обольюсь", а не "это всё было на самом деле".

Светлана Малышева   11.03.2018 09:59   Заявить о нарушении
нет, это не калькирование, отнюдь.
я выбирала только то, что мне казалось нужным именно для данной задачи.
и пыталась построить для того, чтобы была не конкретная история конкретного персонажа, а попытка понять явление. ситуация-то типичная, история типичная, если бы я хотела про конкретную жизнь, то получилась бы совсем другая история. она по факту и есть другая, а не та, что в рассказе.

герои могут быть вымышленные и тут мастерство автора проявляется в том, что они живее всех живых. это одна сторона литературного процесса.
а другая состоит в том, чтобы оттолкнуться от реальной жизни и выделить типовое и сделать/показать его. это уже другой тип литературного мастерства(пока у меня вот этот другой тип идёт сложно, ибо - новый опыт)

героев из воздуха не бывает - они создаются из увиденного, приснившегося(как было у Дины Рубиной в её "Почерке Леонардо"). По разному приходят герои.
Нельзя замкнуться на одном-единственном способе и штамповать его из раза в раз.

у каждого литгероя есть прототип, явный или неявный, считавшийся откуда-то:)
мой прототип явный и что? если он прочтёт, то я не уверена, что узнает себя.
снова отсылаю к Дине Рубиной - "Альт перелётный": прототип сестра писательницы. Мать увидела полное сходство, сестра - весьма и весьма отдалённое.
всё сложно:)

От Автора   11.03.2018 10:35   Заявить о нарушении
разница между обывателем простым и писателем как раз и заключается в том, что один смотрит, а другой - видит.
я _пытаюсь_ - видеть и - дать свет надежды в конце туннеля. то самое светлое пятно.

От Автора   11.03.2018 10:50   Заявить о нарушении
Рецензия на «36-ой конкурс. Итоги» (Конкурс Копирайта -К2)

Всем спасибо, особенно Элле Лякишевой - без её отклика драйв был бы не тот! Оставайтесь такой же прямой и искренней, Элла :)
.
Свете Масловой и Свете Малышевой - тоже мои огромные благодарности!
.
И Ольге Кострыкиной :) И всем-всем-всем :)
.
Божий Яд

Роман Самойлов   17.02.2018 19:20     Заявить о нарушении
Роман, поздравляю!
Новых рассказов вам!
Ну, и уж коль про Эллу сказали, мне жаль, что она ушла.
Разница взглядов и мнений полезна, да и интересна.

Чёрная Палочка   17.02.2018 19:31   Заявить о нарушении
Рецензия на «Женский роман» (Литстудия)

В чём эстетическая ценность иронии? В её непреходящем конфликте с пафосом. Ирония спасает гармонию и единство мира, когда пафос неоправданно раздувается и норовит заполнить собой всё наличествующее идейное пространство. Она уравновешивает пафос, обесценивая переоценённое и попросту фальшивое, обнажая спекуляции и искусственные накрутки в сфере духовного и возвышенного.
Эстетическая ценность иронии обычно зависит от качества противостоящего ей пафоса. Ирония – штука зависимая и вторичная по отношению к пафосу. Поэтому, размышляя о мишени иронии в данном конкретном случае, я исходил из высоких художественных достоинств данного конкретного текста. Когда человек так вкладывается в текст, как в данном случае вложился Паша (чувствуется и вдохновение, и шлифовка), и когда у человека так круто получается, как в данном случае получилось у Паши – я не могу поверить, что за всем этим стоит такая примитивная цель, как стёб над каким-то литературным жанром.
Какой же именно пафос, по моему мнению, уравновешивается иронией в рассматриваемом произведении? Только ответив на этот вопрос, можно понять, о чём повествует «Женский роман». Варианты: это пафос бессознательности (любовного инстинкта, романтического волшебства, женской интуиции), пафос глупого счастья, наивного творчества; это собственный авторский пафос, который призван на полном серьёзе бичевать изначальный пафос бессознательности, инстинктивного счастья, наивного творчества; оба пафоса вместе.
Допускаю, что кому-то может показаться, что автор иронизирует исключительно над какими-то частными проявлениями половой жизни, над глупыми женскими фантазиями. Но по-моему, тут всё круче, нежели кажется на первый взгляд, и предмет иронии в этой поэме-антиутопии – пафос самой любви, о которой столько говорится в литературе последних двух-трёх веков. Причём не какой-нибудь там «любви» - а прямо вот Любви или даже ЛЮБВИ!!! Вот так, да. И идея, стоящая за этой иронией такова: хорошо вам, дуракам – любовь у вас; а нам, умным, с нашим обострённым критическим нюхом и развитым мышлением – ох как тяжко! Нам, высокоразвитым единицам, остаётся только пыточный стол и распростёртая на нём бессмысленно мычащая плоть.
Нет, ну, я пытался сформулировать как-то не так вызывающе, но если вилять и недоговаривать, то получается чушь или целый самосвал излишеств. Можно, к примеру, предположить, будто автор пытался сказать нам, что простым людям и любовь даётся просто, ничего особо и не надо, просто ходить куда-нибудь вдвоём, пусть и всего лишь по магазинам. Что вот потрясающе, но для этого вовсе не надо быть умными и решительными, отважными и образованными, не обязательно устраивать студенческие революции в Париже или восстания бедноты на Кубе, не обязательно писать гениальные романы или делать что-то ещё гениально или просто хорошо. Даже красивыми или хоть сколько-нибудь симпатичными быть не обязательно. Простые люди могут беспрепятственно любить друг друга просто потому, что в них от природы заложена потребность любить. И если они реализуют эту потребность, то будут счастливы.
Но если мы примем эту предпосылку за верную, то многое в «Женском романе» окажется ненужным. А простая и грубая формулировка расставляет всё по местам.

Роман Самойлов   03.05.2017 20:53     Заявить о нарушении
Однако ладно, пока не об этом.
Как может быть, чтоб ирония противостояла и чужому пафосу, и собственно авторскому? Очень просто: чтоб родить иронию в адрес ложного пафоса, нужно сначала преисполниться пафоса истинного. Но когда ирония уже рождена и начала действовать, она оборачивается и против излишествующего истинного пафоса, а не излишествовать он не может, потому что ложный-то излишествует!
Но если имеет место противостояние сразу двум оппонентам – внешнему и внутреннему, то ирония должна расщепляться, делиться на внешнюю и внутреннюю, иметь два фронта. Попробуем выделить внутренний фронт иронии. Где у нас тут похоже на то, что автор иронизирует над самим собой? А надо сначала понять, кому из действующих лиц автор больше всего сочувствует и симпатизирует. Для меня бесспорно, что таким лицом здесь является Злодей. О нём автор пишет по-настоящему возвышенно, и тут явно присутствует горчайшая ирония, а никак не сарказм, с которым описывается главный герой и его несчастная жена, и тут много возвышенно искреннего. Для описания злодейской судьбы с наибольшим талантом подобраны выразительные средства, и слог такой окрылённый и полный чувства освобождения. Думаю, именно во фрагменте, посвящённом Злодею, ирония направлена внутрь, и именно Злодей, сторож на железнодорожном мосту или дворник, метущий площадь перед зданием городской администрации, выражает скрытый авторский пафос.

Роман Самойлов   03.05.2017 20:54   Заявить о нарушении
Что мы тут имеем в плане смыслов.
Вот есть любовь как феномен массовой культуры – волшебное, великое и возвеличивающее человека чувство, возникающее безо всякой причины, просто так, как дар небес, по сути ни к кому, не к человеку, а только к его образу, рождённому воображением субъекта чувства из жизненной необходимости кого-нибудь любить. И есть (ну, например, есть – Паша-то об этом не говорит, но должно же быть что-то по другую сторону фронта иронии?) любовь умная, придуманная французскими философами в первой половине прошлого века – любовь к человеку, которого знаешь и глубоко понимаешь, полностью разделяешь его взгляды и ценности и чувствуешь себя сопричастным его внутренней, скрытой от посторонних людей жизни – любовь, которая по абсолютно объективным причинам может быть только одна, как родина, и которая вызывает трепет зависти и восторга у тех, кто знает о ней... Но закономерно возникает вопрос: а как же секс? Очень такой актуальный вопрос – и для умной любви, и для Джона-или-Джека с Марией, кстати: ведь можно подумать, что до того как Злодей привязал Марию к пыточному столу, её и голой-то никто и никогда не видел – настолько этот момент не раскрыт! Но интереснее про умную любовь: ведь такое взаимопроникновение и такое родство душ всё-таки сексуального возбуждения само по себе не вызывает. А если учесть то, что внутренняя жизнь как таковая, с глубоко личными взглядами и собственными, обретёнными в умственных муках ценностями, имеет место быть только у интеллектуально развитых индивидов… они ж в основном внешне абсолютно неприглядные и физически не развитые – умники эти, какое уж тут сексуальное возбуждение? Вы видели фото Жан-Поля Сартра? А его пожизненной возлюбленной Симоны де Бовуар? Посмотрите! Я вот сейчас их портреты разглядываю и понимаю, что умная любовь – такая же нелепая штука, как и любовь безумная.
Как всё сложно! Масскультовая глупая (безумная) любовь нелепа по-своему: инфантильно-зверина и бессмысленна, как лепет младенца, унизительна для человека иррациональностью и грубой физиологичностью. Унизительно нелепа она и своей сказочной обёрткой – наивной поэтикой и кагбэ магией. Умная же любовь нелепа отсутствием всего того, чем нелепа любовь глупая, а ещё отсутствием воодушевления, высокой мотивации и дикого, угарного секса. Ну потому что не может дикий, угарный секс быть таким рациональным, таким разумным!!! :) Вот хоть убейте.
.
Сюжет, персонажи, смена планов.
Каков же сюжет данного произведения? Вроде бы некто готовится к написанию женского романа и беседует об этом с… с самим романом вроде бы, насколько я понял. В качестве экспозиции берётся представление о любви, зафиксированное в матрице ещё не рождённого романа – оно взято из многочисленных любовных историй, описанных в стихах и прозе, классических и графоманских, строгих, глубоких и откровенно розовосопливых, а то и вовсе порнографических. И поскольку «сюжет всегда есть нечто революционное по отношению к экспозиции», герой решает написать женский роман, революционный по отношению к этим представлениям. Ко всем сразу. То есть попросту написать нечто, взрывающее женский мозг и сокрушающее основы женского мировосприятия.
Хотя почему женского? Сексизм вопиющий. В англоязычной текстологии ЖП называют попросту розовым романом, без привязки к полу. Но это ладно, в России любой шовинизм – воплощение нормы, а его отсутствие вызывает самые жуткие подозрения.
.
Персонажи. При поверхностном ознакомлении с этим произведением кажется, что персонажей в нём трое (мне показалось), но на самом деле их гораздо больше. Начну с того, что в определённый момент автор вводит в текст отражения тех кагбэ реальных людей-манекенщиков (невольных их бессознательных манекенщиков, почти манекенов), на которые, как автору думается, в процессе чтения проецируются образы главной героини, главного героя и персонификации вездесущего зла. То есть жизнь, отражающая текст и подражающая ему, отражается обратно. И воображённый автором мир предполагаемой читательницы вливается в повествование, становясь его неотъемлемой частью. Это очень важный момент – просто важнейший, поэтому если вы не поняли, что я подразумеваю, перечтите последние предложения ещё раз, медленно и вдумчиво.
Первым делом, конечно, через естественные отверстия в текстовой ткани в образ главного героя вливается откуда-то снизу пованивающий реалом сантехник. Вот она, жизнь! Сантехник осваивается внутри, устраивается со всеми удобствами, оживляет образ главного героя (хотя и оставляет его неподвижным внешне) и зовёт жену. Чтоб она потом, с пыточного стола, позвала его. И к пыточному столу, к его лихорадящим воображение рычагам встаёт реальное отражение Злодея.
Сколько персонажей в этом произведении всего? Если вести подсчёт скрупулёзно и ответственно? Джон-или-Джек – раз, Мария – два, солнечный техник, проникший бесплотным духом в Джон-или-Джека – три, жена его – четыре, Злодей – пять, помощник Злодея – шесть, отражение Злодея - семь… всё? А как же автор и роман? Получается девять? Вроде так. А у помощника Злодея есть отражение? Или только отражение и есть, а самого помощника нет? А кто тогда проткнул Злодея? Стало быть помощник есть и отражение есть – потому как в настоящем любовном романе нет ни детских садов, ни очередей, ни цифр на калькуляторе. Значит, десять человек народу в нашем романе. Но что подозрительно – все персонажи разбиты по парам м-ж взаимодействуют меду собой только в этих парах. Помощник Злодея хоть и назван в роде мужском, но мы же знаем, что в детских садах мужчины не работают. Разве только дворниками? Этот вариант можно учесть, но дворники не решают, брать ребёнка или не брать в детский сад. Стало быть, помощник – женщина. Ещё раз повторю: все мужчины и женщины взаимодействуют только внутри пар. Джон-или-Джек с Марией (она к нему тянется), автор с… эээ… с женским романом, ещё не написанным, но уже обладающим сознанием и половой самоидентификацией (они ведут диалог), Злодей с помощником (правда, только на уровне значений собственных прозвищ), сантехник с женой-читательницей – испытывают счастье в свободные от дел и отупения минуты. Вне этих маскарадных пар герои не взаимодействуют. Что кагбэ намекает. Не может не намекать. На то, что на самом деле героев всего двое – он и она, мужчина и женщина. А сюжет – их причудливо раскручиваемые в семантическом поле чувства друг к другу, восприятие друг друга, тайные и явные желания в отношении друг друга.
Что необходимо отметить особо: неподвижность действующих лиц подчёркивает неразрешимость конфликта. И это удачнейшая авторская находка.

Роман Самойлов   03.05.2017 20:55   Заявить о нарушении
Но если героев всего двое, то все события так или иначе можно выстроить в хронологической последовательности? Ну, или не все в хронологической, но хотя бы в шахматном порядке: события реальные в свою цепочку, события отражённые – в свою. Поскольку история сантехника рассказана последовательно и внятно, то её следует взять за основу. То есть жил-был мальчик и далее по тексту до сорока пяти лет. В сорок пять лет с сантехником что-то случилось, он понял, что всегда хотел быть сторожем на железнодорожном мосту и мучить женщин на пыточном столе с черенками от лопат вместо рычагов. Что могло привести его к такому странному выбору занятий? Возможно, пыточный стол – это метафора внутренних перемен реального главного героя (не того, кто прилип к дереву, а метагероя, вбирающего в себя все мужские образы данного произведения). Он изменился под влиянием самоосознания. А жена его хочет, чтоб всё оставалось по-старому: ему по-прежнему быть бессознательным сантехником, ей любить книжные образы, а с мужем вести совместное хозяйство – и несовпадение желаний воспринимается как пытка. В чём же ядро перемен метагероя, что такое важное он самоосознал? Видимо, он понял, что жена его, вместе с подавляющим большинством женщин этой планеты, влюблена в Джека-или-Джона-главного-героя-женского-романа. И это озарение свихнуло и размозжило сантехника. Но Злодеем он не стал, нет. Он стал писателем. Это гораздо выгоднее в том смысле, что можно быть сразу и злодеем, и героем, шерифом, гангстером, судьёй и палачом, своей собственной женой и просто равнодушным прохожим, и при этом враг номер один – главный-герой-женского-романа оказывается в твоих руках, о мудрейший и коварнейший из метагероев! Да и вообще, аномально одинокому, недомотивированному интеллектуалу лучше всего любить родину или истину, или музыку, литературу, живопись – и жить ради благополучия великой возлюбленной. С чего я решил, что он интеллектуал? Так я сам отчасти сантехник, отчасти сторож и дворник – мне ли не знать? И возможно, именно это и имел в виду автор, когда писал свой роман – что его сантехник свою великую возлюбленную обрёл. Постойте, но тогда это роман никак не антиутопия? Вот чёрт…
.
С языком в этом прои всё просто. Достаточно отметить, что автор пользуется очень редким для современных текстов приёмом: точно называет вещи теми самыми словами, которые отражают их свойства, необходимые читателю здесь и сейчас. То есть, говоря более доступно и демократично, автору присущ точный и чёткий слог. Вот и всё о языке – размазывать приторно-сладкое варенье комплиментов я тут не стану. Ну, разве что совсем малость :) Ни одного корявого оборота, ни одной нелепой двусмысленности – автор просто Вильгельм Телль, каждое слово в яблоко! И при этом как удивительно подробно ему удаётся описывать героев! Про главного героя я знаю всё до мелочей, но при этом автор сумел мне ни в коей мере не наскучить. Главный герой описан, конечно, с такой ядовитой иронией, что, пожалуй, можно её назвать уже и сарказмом, но как-то очень любовно. Можно, конечно, сказать, что он описан просто талантливо, но в данном случае этого будет явно недостаточно. Он описан как нечто неживое, как нечто уже созданное кем-то, к кому автор относится с любовью или с любованием – как-то так. Эти туманности в радужках, этот подробный цвет глаз… Автор как будто не фантазирует сам, а восхищается плодами чужой фантазии. При этом он сепарирует пошлость и отстраняется от неё, оставляя только изобразительную силу созданного коллективным разумом образа.
.
Интонация. Слышимая. Я это очень люблю и очень редко встречаю. Что это за интонация, как я её слышу? Такими голосами, должно быть, говорили ангелы с Венечкой Ерофеевым по дороге в Петушки. По-ангельски чуть грустно-свысока и с эдакой небесно-безразличной лаской, пожалуй – как с чужим некрасивым ребёнком.
Кстати, из этого прои мог бы получиться полноценный любовный роман-антиутопия, если бы автор нашёл, помимо основного тона – ироничного – доминанту и субдоминанту, интонации, которые смогли бы правильно контрастировать с основным тоном и дали бы возможность углубить каждую из намеченных сюжетных линий: жизни всех пяти пар я имею в виду. В таком ярком ироничном тоне выдержать целый роман нереально. Да и читатель устанет очень скоро.
Роман не получился (во всяком случае, пока), но это даже хорошо, потому что если б получился, я б от зависти издох уже, читаючи.
.
Композиция. Баланс идеальный, построение сцен строгое, чёткое, всё работает на идею. Смущают только два образа: помощник Злодея и президент. Кстати, президент – единственный здесь без пары. Возможно, это потому, что он «монашеским известен поведеньем»? Впрочем, не хочу о президенте. Ему всё равно, а мне будет стыдно: за глаза, бездоказательно, всякие гадости – аяй. Дождусь суда. И всячески постараюсь приблизить его, внося лепту за лептой. А вот помощник Злодея – образ очень странный, штрих-пунктирный и непонятно зачем приплетённый, честно говоря. Какая-то здесь сокрыта тайна… Или просто косяк? :) Как ещё один минус должен отметить, что слишком поздно читателю намекают на то обстоятельство, что автор ведёт диалог со своим ещё не рождённым романом, и вообще в этом плане присутствует некоторая запутанность, потому что роман говорит о себе в третьем лице.
.
На этом, думаю, пора закруглять свою рецензию. Я получил удовольствие и от чтения, и от собственного отклика. От души посмеялся, причём над некоторыми моментами несколько раз :) Надеюсь, получу удовольствие и от обсуждения, если таковое воспоследует :)

Роман Самойлов   03.05.2017 20:56   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Паша, здравствуй, Рома.
Вот это рецензия! Завидую.
Полностью согласна с анализом пары: пафос-ирония. В голове крутилось, но
сформулировать так не смогла.
Читаю и каждый раз открываю новое. Поразительной задумчивости роман.
Говоришь, два героя?
А мне показалось, нет я даже уверена, я так вижу, что герой один.
Всё остальное и все остальные - это тоже он, если хотите, какие-то субличности.
Джон-Джек, он же солнечный сантехник - вызывающий насмешку, но и родительскую любовь, жалостливую такую.
Мария - которую герой пытается искоренить, раздеть, разложить на пыточный стол.Она не очень ухоженная особа,тормозная, а хотелось бы элегантности, хотя бы такой))
Злодей - тоже оттуда, изнутри, недаром его мысли переплетаются с мыслями того, кто пишет. С первого раза и не разберёшь, кто там о чём думает и кто любит стоять на мосту, кому не нравится имя Вася и президент. Ну так и понятно - мысли трудно разделить на злодейские и джоновские.
Помощник злодея - настоящий, стопроцентный помощник,движущая сила зла и корысти, и твёрдолобости, он хуже самого злодея, потому как у него не сосёт под ложечкой, только он способен активизировать злодея, который сам по себе вот в таком препарированном автором виде - вполне добряк и умник.
Герой пишет книгу, и она, эта книга - тоже в нём. С ней он ведёт беседы, выслушивает советы и охи-ахи. Можно определить эту задушевную беседу, как роман с ещё ненаписанной книгой, роман с тем, что называется творческими муками.
Что хочется главному герою, да и вообще человеку больше всего? Наверное, стать цельным, соединить их всех, всех описанных и ещё ненаписанных в одно целое.

О чём вот это?

"В этой комнате мы, все мы – вместе, будем лежать на полу и смотреть сквозь веточки, сквозь всевозможные листочки на облака и на небо, и даже облака будут плыть, потому что нам так хочется."

Злодей лежит у пыточного стола, пронзённый арматурой, Джон-Джек у дерева - тоже раненный чем-то острым.
У того самого озера?
Да, у того самого озера.
Кто злодей, кто Джон?
Никто. Теперь он Ванечка)
Наверное, невозможно убить кого-то в себе, не убив себя.

Елизавета Григ   04.05.2017 13:08   Заявить о нарушении
"Это так сложно, я понимаю, мне ли не понимать! Но ничего, ничего, главное сосредоточиться, я смогу, я знаю. Нужно просто соединить все вместе, подобрать одно к другому, и тогда мы узнаем друг друга, мы точно встретимся, не можем не встретиться. И я подойду к тебе и скажу: я – то, что ты имела в виду."

Елизавета Григ   04.05.2017 13:15   Заявить о нарушении
Интересно дополнила, Лиз, ага, но там, где о любви - там от некой бинарной оппозиции не избавиться, к единице не свести :)

Роман Самойлов   04.05.2017 19:37   Заявить о нарушении
Наверно, глупость сморожу, но: говоря о любви, можно говорить именно и только о сведении к единице. Если не иметь в виду секс.
Вот что есть любовь(а женский роман как всякий именно и главным образом женский роман - это всегда роман о любви)?
А любовь суть субстанция сугубо индивидуальная: только сам индивид _знает_ о _своей_ любви, а о любви партнёра может только _предполагать_. Предполагать с какой-нибудь долей вероятности. Но точно и 10%-но он знать не может.
Поэтому я лично склоняюсь к версии Лизы - герой здесь один.

Наталья Козаченко   04.05.2017 19:47   Заявить о нарушении
да,Наташа, любовь может и не предполагать внешний объект. Так бывает. Случается и рождённые самим тобой "любови".
К тому же, была ли она? И любовь, и Мария.

"А когда это было, то есть я имею в виду, давно ли это было, давно ли Мария была счастлива?

Неизвестно, было ли это вообще, возможно, ничего такого и не было. Мария очень хотела, чтобы это было, но совсем не понимала, как это может быть, потому что она совсем ничего не понимала."

Елизавета Григ   04.05.2017 20:14   Заявить о нарушении
Паша, наверное, очень повеселится, но я тупо цепляюсь за идею субличностей.
Они, эти живые существа внутри каждого, имеют свои мысли, желания, привычки,даже особенности физиологии,интонации, мимику и... И они могут общаться)) Так утверждают некоторые психологи. Могут любить друг друга и ненавидеть, контролировать и критиковать.
Человек с развитой фантазией способен легко описать их, разложить по полочкам и затем объединить.
Болезнью это становится когда хозяин перестаёт быть хозяином.

Елизавета Григ   04.05.2017 20:44   Заявить о нарушении
Нет, девчонки, любить человека - значит любить его свободу, его субъективность, его волю и желания. Его ктотость. То есть нечто такое, что превращает объективное что-то в субъекта, в кого-то. Без реального Другого в любви никак, и вообще не важно, может ли человек быть уверен в любви Другого.

Роман Самойлов   04.05.2017 20:56   Заявить о нарушении
"Нет, девчонки, любить человека - значит любить его свободу, его субъективность, его волю и желания. Его ктотость. То есть нечто такое, что превращает объективное что-то в субъекта, в кого-то. Без реального Другого в любви никак, и вообще не важно, может ли человек быть уверен в любви Другого."

ну вот я именно это и имела в виду: любить Другого с его "ктотостью" и т.п. но ведь это, допустим, моя любовь, а о любви этого Другого я могу только догадываться(верить или сомневаться) и с этой точки зрения любовь можно свести к единице(а не о любви к себе-внутреннему объекту).

Про детали.
Гений кроется в деталях: и Автор повторяет раз за разом о важности деталей. Этих деталей много и они для меня=читателя более реальны, чем любовь. Небо и облака, мхи и лишайники, черенки от лопат и грязные верёвки, клапаны и сливные бачки - всё это настолько зримо, ощутимо и всё такое. А любовь - дрожание воздуха, звуки произносимых слов и что-то неуловимое, может быть, передаваемое в тех самых деталях, которые упоминает Автор.
Но проходит время, сменяются декорации, сменяются персонажи - всеэто величины переменные.
А что постоянно?
Любовь?

Я прочитала рецензию Романа и комментарий Лизы - всё так, со всем согласна, но остаётся какой-то компонент, который я вычленить не могу, не умею.
косноязыка:(

Наталья Козаченко   04.05.2017 21:14   Заявить о нарушении
я сейчас гурджиева читаю о ложных личностях. Любопытно.
То, что Мария внутри, совсем не препятствие для её идентификации, как "ктото".
Там, в подсознании можно всё - любить, пытать, убивать, презирать.

У меня вопрос - почему конфликт Злодея и Джона начался с сердечного приступа того, кто упал с дцатого этажа?

Елизавета Григ   04.05.2017 21:38   Заявить о нарушении
Наталья, получается, к единице сводится любовь, но людей-то всё равно двое? Кстати, сейчас вдруг понял: о своих собственных чувствах я могу судить ровно по тем же признакам, по каким и о чьей-то ко мне. Собственные чувства тоже не приходят с табличкой, на которой всё написано.

Роман Самойлов   04.05.2017 22:13   Заявить о нарушении
Лиз, а я про Билли Милигана читал недавно. Двадцать четыре ложных личности - абсолютный чемпион по расщеплению.

Роман Самойлов   04.05.2017 22:14   Заявить о нарушении
Вот что нашла.

Сам Юнг рассказал о том, что у каждого есть Персона, субличность, демонстрируемая миру; Тень, состоящая из стыдных и отвергаемых качеств; Божественный младенец, Мудрый старик, а также Анимус и Анима, внутренний мужчина у женщины и внутренняя женщина у мужчины.
Постъюнгианцы стали «населять» личность человека все большим количеством персонажей и рассказывать об их положительных и отрицательных качествах. Роберт Джонсон в работах «Он», «Она» и «Мы» описал опасность того, что люди в романтических отношениях на самом деле любят не реального человека, а своего внутреннего мужчину или женщину. Мария-Луиза фон Франц посвятила свое исследование «Вечный юноша. Puer Aeternus» современным молодым мужчинам, захваченным прекрасным и инфантильным архетипом Вечного мальчика. А Кларисса Пинкола Эстес в книге «Бегущая с волками» в большей степени поэтично, чем научно, обосновала острую необходимость актуализации архетипа Дикой женщины.

Елизавета Григ   04.05.2017 22:31   Заявить о нарушении
посмотрела о Миллигане,Рома.
Ну вот! у него даже в интимные отношения субличности вступают.

Елизавета Григ   04.05.2017 22:38   Заявить о нарушении
Дааас, что получается... что ни одну из личностей нельзя пронзать арматурой)))), потому как пронзишь и другие, и себя, как целое.Да и пытать тоже незя)), пусть и не нравятся тебе толстые, грязные пальцы, это не причина выдирать их с корнем))

Елизавета Григ   04.05.2017 22:44   Заявить о нарушении
кстати о деталях. Наташа, это похоже на самопсиханализ. Именно так рекомендуют разбираться в себе специалисты - описывать мельчайщие детали внешности ложных личностей/архетипов, приметы обстановки, природы, интерьера,в которых они существуют обитают.

Елизавета Григ   04.05.2017 22:51   Заявить о нарушении
Насчёт сердечного приступа я тоже недоумевал, но как-то быстро адаптировал в качестве метафоры всякой непредсказуемости: непредсказуемого опережения чего-то абсолютно неотвратимого...

Роман Самойлов   04.05.2017 22:58   Заявить о нарушении
А проткнуты герои, возможно, для зримости их единства: гг - острым длинным предметом, Злодей - арматурой, которая длинная и, раз уж проткнула, то и острая тоже.

Роман Самойлов   04.05.2017 23:05   Заявить о нарушении
Всем привет :)
"А та мелочь, с которой все началось – это сердечный приступ у человека, вероятно, самоубийцы, падающего с дцатого этажа." тут про мелочь,с которой все началось, и ее незначительность, бессмысленность. Ведь сердечный приступ у человека, падающего с высокого этажа не имеет ни смысла, ни значения. То есть в любом случае конфликт возник бы, так или иначе.
Как-то даже хорошо, что непонятно, простор для фантазии :)

Паша Никс   04.05.2017 23:25   Заявить о нарушении
ну да, конечно, единства, и трагических последствий искоренения какой-то части себя. С частью нужно договариваться, её нужно вежливо расспрашивать, а не пытать)))
А про самоубийцу... Понятно, что он и самоубился из-за конфликта Злодея с целым Я или каким-то другим Я. То есть для выпавшего из окна, это и есть начало конфликта, потому что он его осознал, увидел, как удар в сердце.
Да, получается, это метафора.

Елизавета Григ   04.05.2017 23:26   Заявить о нарушении
здравствуйте,Паша Никс.
Из отрывка то, что вы объяснили, не читается)))Действительно, простор)))

Елизавета Григ   04.05.2017 23:36   Заявить о нарушении
Роман прочитал, в общем-то :)

Паша Никс   05.05.2017 08:42   Заявить о нарушении
Не везёт мне что-то на авторов - неразговорчивые какие-то и вообще странные...

Роман Самойлов   07.05.2017 11:10   Заявить о нарушении
А нужно написать рецензию на рецензию? Отчасти ее придется развеять. Ничего?

Паша Никс   07.05.2017 12:45   Заявить о нарушении
Ничего :) нужно ведь как-то взаимодействовать :)

Роман Самойлов   07.05.2017 13:16   Заявить о нарушении
Начнем с начала :)
Насчет пафоса и иронии.
Возможно, что все это так и есть, но настолько глубоко, естественно, я этого не планировал. Ведь ирония, она и сама по себе - ценная вещь. Именно ирония, а не стеб - меня воротит просто от этого слова и всех, кто его произносит :)

Некоторое отождествление автора и Злодея.
Сложно сказать, будучи автором, но, мне кажется, я уже несколько отошел от пихания себя в тексты, насколько это вообще возможно. А то, что автор ему симпатизирует, то, во-первых, человек все-таки тяжело болен :) во-вторых, из четырех набросков героев, он самый миленький, хоть и Злодей.

О любви.
Вот тут что-то совсем не туда. Если противопоставление разных видов любви еще можно увидеть в тексте, то противопоставление любви и секса - уже чисто Ваши рассуждения, в тексте ничего об этом нет. А вот о том, что любовь, зависит от людей, между которыми она существует, - об этом есть. Ведь и Мария, когда-то умела рисовать и мечтала об идеальном возлюбленном, и Злодей отвечает именно Марии, когда говорит: я - то, что ты имела в виду. В общем, чувствуется в тексте сожаление о том, что Злодей и Мария встретились уже поздно, когда все, что их связывает, это старый стол и грязный канат. Но это я уже сейчас начинаю анализировать текст, а не рецензию :)

По сюжету все абсолютно верно.

Насчет десяти персонажей - это, конечно, перебор. Четверо или двое внутри романа. Двое, наверное, идеальный вариант, единственная проблема, что мужской персонаж оказывается расщепленным, а женский целым. Хотя, может это и не проблема :)
Ну и два героя снаружи романа. Дальше идет весьма занятная и остроумная попытка психоанализа автора-героя-женского-романа-снаружи через его героев. Это мне больше всего понравилось. Я совершенно не думал о такой возможности и об этом герое-авторе-женского-романа, и то, что он обрел свою возлюбленную, конечно, замечательно:)

Задумывалось это действительно как большой роман. Вообще, изначально я хотел взять какой-нибудь классический "женский" роман и переписать его наоборот, но так как темой не владею и вообще ни одного такого романа не читал, пришлось сочинять самому. А не получился большой роман не из-за отсутствия дополнительной интонации, а из-за концепции статичности героев. Для большого романа пришлось бы или начинать какое-либо взаимодействие между ними, пусть и в прошлом, или вводить новых персонажей, что тоже имеет узкие границы, учитывая их архитипичность: Злодей, Герой, Героиня, сообщник, кто еще? О статичности я думал с самого начала, а вот о том, что это большое ограничение, узнал только в процессе.

Президент немного не к месту, с другой стороны, сказать, что он что-то портит тоже нельзя. Я думал, убрать его или нет, пока оставил, но думаю убрать надо, наверное. Или пусть? С ним как в жизни: вроде и толку от него нет, но и деть некуда :) Претензии по сообщнику злодея не принимаются, полноценный персонаж - маленькое незаметное зло, которое тихо овладевает тобой, пока ты занят "более важными" делами. И роман о себе тоже в третьем лице не говорит. Здесь Женский-роман-в-метафизическом-смысле, который существует где-то в ноосфере и с которым разговаривает автор-герой-снаружи, говорит о конкретной книге, которую пишет автор-герой и которая будет единичным воплощением Женского-романа-в-метафизическом-смысле :)))

Да, хотел спросить и чет забыл. Где Вы смеялись, Роман? Можете перечислить все места с описанием вида и силы смеха, очень интересно.

Паша Никс   07.05.2017 20:38   Заявить о нарушении
Каждый перебор в рецензии присутствует для привлечения внимания к тому, что осталось незамеченным читателями ранее. Всякое преувеличение следует рассматривать как рычаг для влияния на мнения - когда их много и они неподатливы. Ну, разве что говоря про секс, я просто развлекался - несло :) Противопоставления секса и любви там не было, только противопоставление двух концепций любви. Маленькое незаметное зло невнятно вякнуло и исчезло. Это как если бы ворон передумал влетать в окно к По и каркал бы "Nevermore, nevermore!" из сада, и сквозь шум дождя это карканье звучало бы как "Чмо, чмо!" или как "Гэмэо, гэмэо!" Смешное припомню позже, сейчас пока не могу перечитать.

Роман Самойлов   08.05.2017 14:22   Заявить о нарушении
А речь о том, что угарный секс не может быть разумным, и намек на то, что этот угарный секс был по внешним признакам как бы недоступен Сартру и Бовуар? :) Это не противопоставление?

Паша Никс   08.05.2017 19:07   Заявить о нарушении
Нет, конечно. Это опять-таки противопоставление двух форм любви, концепция одной из которых формально (по используемым для её описания определениям) и интуитивно не противоречит угарному сексу, а другая противоречит. Хотя на практике лично я постоянно сталкивался с контринтуитивной и алогичной страстью к героически умным и при этом... неканонически... выглядящим... женщинам :))) Очень трудно всё это выговорить :)

Роман Самойлов   08.05.2017 21:11   Заявить о нарушении
Если что, переделал поток сознания Злодея :)

Паша Никс   19.05.2017 20:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «Алекс Беляев, Ледяная пустошь» (Литстудия)

Первое. Думаю, это должна быть повесть, но не хватает глубины, в тексте очень многое описано галопом. Если оценивать тему, идею, количество сюжетных поворотов и действующих лиц, то объём, который представлен нам сейчас, ничтожно мал, абсолютно недостаточен для разработки взятых автором философских проблем, неоднозначных характеров и сложных ситуаций.
.
Второе (извиняюсь, поменял местами пункты). Что мешало. Море ошибок. Самых разнообразных. От орфографических до композиционных. К сожалению, их так много, что перечисление и объяснение потребует больше знаков, чем сам текст, из этих ошибок состоящий.
Мешала комичность пафоса временами. Сорокалетняя баба – человеку при смерти – и предлагает честь свою? Как-то глупо, по-моему. И слова, и подразумеваемое действие.
«Мне терять было нечего, но гибели сестры я себе не прощу», – говорит гг, подвергая сестру сверхсмертельному риску ради смутной надежды на счастье для всех и бесплатно. Когда взрослый человек в момент принятия непростых моральных решений выражает свои чувства заезженными патетичными формулировками, он выглядит смешно.
Что мешало ещё: внезапность и поверхностность чувств главного героя и всех остальных персонажей.
Мешал зачастую случайный подбор слов. Или просто неудачный. О лексической точности, меткости верно подобранного слова пока говорить не приходится. Примеров опять-таки масса. Если есть желание, можно это отдельно расписать, но по объёму требуемой работы это ад кромешный.
Встреча героя с матерью почти заставила меня бросить чтение. Внешний план: встречаются мать и сын в ледяном аду, у них пятнадцать минут, и мать с сыном общается лозунгами – втирает про фальшь системы и чужие грехи и про то, что грех у человека в крови. Про то, что жить правильно нужно не ради рая, а ради собственного достоинства – это то, что сейчас в голове и на языке чуть не у каждой студентки. Изрядно поднадоело. Но главное – ведь что-то личное должно стоять за этими общими словами? Благодаря чему-то нашёл автор силы наваять такой немаленький текст? Наверняка мысли про достоинство вместо рая сыграли свою роль. Но почему тогда всё такое чужое и заезженное? Сплошь общие места. Где та художественная составляющая, которая позволит мне пережить опыт, близкий к реальному и соответствующий идеям этого прои? В общем, мамаша здесь самое слабое звено. Такими могут быть живые фанатики-атеисты – здесь, на земле, конечно же. Леся Рябцева, к примеру. Но не персонажи, требующие к себе симпатии. В ледяной пустоши.
Баланса в композиции нет – слишком бегло описаны события, требующие времени и глубины чувств. Слишком стремительно картины сменяют друг друга. Сцены оставляют ощущение усечённости, незавершённости. Только начал Алексей грешников принимать – уж и закончилось всё, только пять минут ВрИО Первоучителя и побыл. Только в Сад попал – уж опять в Пустоши оказался. Не прорабатывается антураж – это плохо. Как-то всё клочками, рывками, нервными пунктирами.
Мешал такой психологический провал: благодаря развитому в данном обществе институту Учительства, обыденности чудес и связи с загробным миром прямо-таки на бытовом уровне все точно знают, что за грехи будут мучимы вечной мукой, а за добродетели наградятся исполнением всех желаний – и всё равно живут мелочно, тупо, одним днём, животной душой живут – это кажется ну просто невозможным. Считать и взвешивать все умеют: несколько лет скотской жизни против прекрасной и совершенной вечности – где выгода и за кем сила, поймёт даже слабоумный. И никакой свободы воли институт Учительства человеку не оставляет, как мне кажется, но тем не менее в произведении все свободно выбирают воровство, блуд и вечные муки. Для меня этот необъяснимая странность. Всё-таки в нашем реальном-то мире ни дипломированных Учителей, ни чудесных исцелений по расписанию как-то не наблюдается. А расписание-то ведь – это в чудесном деле самое главное, без расписания всё каждый раз случайным совпадением объясняют. А без удостоверения чудотворца, выданного компетентными органами, Учитель – просто гипнотизёр или вовсе шарлатан. Так что наших-то понять очень даже можно. Каждый вправе считать, что, приложившись мощам, исцелил себя сам – активировав верой программу внутри, специальный код. Каждый вправе решить так и жить дальше, как жил. А вот эти Ваши – они какие-то просто неистовые подлецы, блудники и воры. Им в глаза скрижалями с журналом чудес тычут, раны каждый день лечат наложением рук, да не тайно – все всё видят, и, один хрен, знай себе живут по своей подлой серости природной.
Ещё один логический провал: у первого Учителя нет какого-то особенного плана, нет ясно выраженного мотива прийти в мир именно в описанный момент. Почему не вчера и не завтра, не через год? Ничего особенного он не придумал и ничего особенного не произошло – быстренько спустился зачем-то и быстренько вернулся обратно побитый насмерть. А герой даже и не пытается задаваться вопросами. Как-то всё на пустом месте, без мотива и чёткой цели. И вот что в связи с этим важно отметить: герои этого произведения – вообще все! – люди порыва, не имеющие ни малейшего понятия о планировании, стратегии, выборе момента и необходимых средств. Люди с пулей в голове. Импульсивные, неглубокие, ветром колеблемые и непредсказуемые. Думаю, автору неплохо было бы расширить психологические горизонты подбора персонажей – такое однообразие характеров не способствует читательскому интересу.
.
Третье. Что заставило дочитать.
Мне близка и тема, и система образов. Ледяной ад наподобие скандинавского плюс христианские мотивы в свободном исполнении.
Мелкие сюжетные события стабильно неожиданны. Это хорошо. В том смысле, что автору много раз удалось меня удивить. По мелочи. На поворотах. Но благодаря этим мелочам я и дочитал, причём без обычных мучений и даже с интересом к основным смыслам.
Всю дорогу мне было очень интересно, к чему автор может прийти с такими лозунгами. То есть сам набор идей актуален, и любопытно узнать, как в голове у другого человека эти идеи живут и к чему его ведут.
Убийство князя – своей абсурдной подлостью эта сцена врезается в память, воздействуя на моё читательское восприятие где-то на стыке психологии и эстетики. Сцена очень хороша, и я даже вдруг подумал, не лучше ли Вам, Алекс, разрабатывать сюжеты, требующие такой вот ловкости в изображении абсурдного в нашей реальной жизни?
.
Что хотелось бы увидеть в результате. Больше контрастных психотипов в подборе персонажей, меньше чужих тезисов – больше правдоподобного, яркого опыта воплощения идей в жизнь, и чтоб с логикой и мотивацией было построже как-то. Хотелось бы деталей, каких-то выпуклостей и шероховатостей изображаемого мира. Пусть немного, но чтоб цепляло воображение.

Роман Самойлов   23.04.2017 00:18     Заявить о нарушении
Да, полёт фантазии надо останавливать. В этом Вы правы. Попытаюсь вернуться к вещи, хоть легче написать с нуля. Спасибо

Алекс Беляев   23.04.2017 15:43   Заявить о нарушении
Ой, Алекс, это, по-моему, лучшая Ваша вещь из того что я читал - конечно, к ней нужно возвращаться. Не надо киснуть - прогресс в Вашем творчестве ощущается стопудово. Жаль, что Вы как-то не очень склонны к активному обсуждению своих текстов - тут бы как раз поговорить о том, что, как и почему Вам видится...

Роман Самойлов   23.04.2017 16:36   Заявить о нарушении
Главная проблема--нет чёткого плана. Я Вам письмо отправил

Алекс Беляев   23.04.2017 16:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «С. Малышева, Медовый месяц Тамары Михайловской» (Литстудия)

Свет, мой ответ на заданный тобой вопрос – да. Ну, то есть не то чтобы правильно, но такое возможно. Попробую рассказать, как я это вижу.
.
На мой взгляд, не наивность первой любви как таковая вступает в конфликт с дальнейшей драмой, а способ подачи истории, особенности художественного метода. А именно – речевые маски в нарративе и жанровая ориентация этих масок.
.
Объясню подробнее. Произведение мультифокальное, точек зрения несколько, основных – три: Тамара, Зет и Зенкина. И каждый раз, как меняется точка зрения, меняется и язык повествования. Жанрово обусловленная наивность и неискушённость героини передаётся в начале повести через речевую маску, которая накладывается на нарратив, ожесточение Зенкиной и растерянность Зета передаются так же. При этом ни одного из фокальных персонажей ты не наделяешь развитой речевой культурой. То есть делаешь их всех достаточно простыми и управляемыми, создаёшь характеры по жанровым лекалам. Что за жанр? Ну, судя по ситуации, лексике и поступкам первых главок, это романтическая комедия. Мне именно так увиделось. И получается отчасти парадоксальная штука: говоря на языке того персонажа, точку зрения которого принимаешь, ты воздвигаешь между ним и собой барьер и разрываешь внутреннюю дистанцию. Максимально отдаляешься. И это легко понять, потому что когда рисуешь идеализированную юность – смешную и прекрасную одновременно, глуповатую, наивную, подслеповатую – пишешь не живых людей, а персонажей, какими они должны быть по законам жанра. И какая внутренняя близость может быть у живого автора, реального человека – с заведомо упрощённым персонажем? Максимальная внутренняя дистанция, на которой пишутся герои романтических комедий, не позволяет изображать глубину душевных переживаний. А нет глубины – не будет и драмы. Потому и не получается гармоничной смены курса, но кроме жанрового и стилистического слома, ничто не мешает постепенному превращению истории первой любви в кровавую драму.
.
Что бы сделал я, если бы писал драму такого жуткого взросления. Ввёл бы в текст некий голос автора, отстранённый и нейтральный, создающий жёсткий структурный каркас произведения. Отдал бы этому голосу все описания, а маски отправил в прямую речь. Наделил бы персонажей такими речевыми характеристиками, которые вызывали бы у читателя уважительный(!) и глубокий интерес к скрытым переживаниям, к реальной внутренней жизни – а не снисходительное умиление и ностальгию по идеальной юности. Сократил бы внутреннюю дистанцию между собой и главным героем – сделал бы его умнее, последовательнее в поступках, глубже в эмоциях. Постепенное сглаживание диссонанса между нейтральным, логичным и грамотным нарративом и речевой маской детской наивности и некоторой ограниченности (но не совсем уж смешной глупости) должно дать эффект эмоциональной закономерности именно того развития истории, которое ты задумала. Любая наивная влюблённость заранее обречена. Она может постепенно вытесняться чем-то более зрелым (как положительным, так и отрицательным), а может погибнуть внезапно, ее могут жестоко убить, обойтись с ней бесчеловечно, грубо цинично. Поэтому в плане жизненности тут всё на месте изначально. Восприятие плывёт и смазывается только из-за стилистического сбоя. Перемена не воспримется как эволюция. Она воспринимается как ошибка. Преобладание в нарративе наивно-дневникового стиля семнадцатилетней девочки делает драму эстетически не воспринимаемой. Стилизация чересчур упрощённая, под иной жанр. При переходе к драме это должно стать проблемой.
.
Интонации, построение фраз, словечки девчачьи – всё сообщает нам с первых же строк, что рассказывается история девочкой-подростком. Если представить себе реальную ситуацию речевой передачи истории – стал бы рассказчик, переживший внутреннюю эволюцию и кровавую, жуткую революцию в придачу, говорить так, как будто он и сейчас тот самый, ничуть не изменившийся человек? Нет, конечно. Мне кажется, где-то глубоко на подсознательном уровне, вне каких-либо разумных объяснений, любой рассказ так и воспринимается – близко к реальному речевому акту, и где-то к середине голос рассказчика воспринимается как фальшивый. Ни в какую драму читатель уже не хочет верить, а почему – толком сам не знает.
.
Первое серьёзное недоумение по поводу стиля возникает, когда в образе брата героини сквозь опереточные черты начинают проступать реалистично человеческие. Появляется ощущение, что вся первая часть повести (до знакомства Павла с Зенкиной) стилистически чужеродна по отношению к последующему тексту. Упоминание о связях брата, о звонках и окончательно прошедшем прошлом – всё это выглядит искусственным наращиванием души на уже существующее и активно действующее простенькое тельце. А, ну ты и бросила это дело… Было б это эволюцией персонажа – было бы хорошо, даже очень. А ретроспективно не катит. Поначалу брат выглядит персонажем лёгкого жанра, его реплики и монологи, его роль в происходящем как таковая – голимый функционал, ни на грош индивидуальности. А далее у него обнаруживается способность слушать, быть обаятельным и великодушным.
.
То есть неприятие рождается раньше, чем начинается собственно драма. Вообще, как мне показалось, образец верного нарратива в этой повести – больничные сцены. Если бы с самого начала рассказчик(и) говорил(и) таким языком, это было бы оптимально, и по поводу драматического продолжения не возникло бы никаких особых мнений.
.
Вот вроде бы и всё, потому что в плане логики сюжета и душевной жизни, реализма – повесть вполне внушает доверие вроде бы.

Роман Самойлов   23.04.2017 00:09     Заявить о нарушении
Спасибо, Рома.
Но из всего твоего расклада (отличного, надо сказать, расклада) ответ-то прямо противоположный на мой вопрос. А именно - нет. То есть правы были те, кто мне сто лет назад сказал, что не вяжется начало с продолжением. Так, увы, и выходит.

Я понимаю, что для _задуманной_ драмы нужно было изначально придерживаться определенной стилистики и вообще вести всё к этому драматическому финалу, который во мне на данный момент укрепился уже.
Но дело в том, что этого задумано не было. Просто повесть писалась в три, а то и четыре-пять присеста, с огромными перерывами. Ну и, понятно дело, менялась я – менялись и герои, и наполнение текстовое тоже – стиль там, ритм, что ещё…
Т.е. то, что мне было интересно, и с чего я начинала писать в 2003, по-моему, году, в 2005 резко вильнуло в сторону, а прежнее отбросилось, а ещё через два года сменилось чем-то третьим, и так далее.
Вот эти скачкИ, или скАчки и привели к тому, что, перечитав итог, я вообще всё бросила.

Не вижу в себе сил, к сожалению, переписывать начало, подгоняя под финал. Может, вымарать оттуда всю Зенкину (вместе с её родными-друзьями и любовью)? И оставить одну линию Томка – Зет?

Светлана Малышева   23.04.2017 09:13   Заявить о нарушении
Да, когда руки опускаются и нет сил – тут трудно что-то сказать полезное. Но вот кстати, когда я эту повесть твою анализировал, меня особо заинтересовали типы внутренней дистанции между автором и фокальным персонажем. У меня где-то лежат тесты американской школы писательского мастерства, и, помню, там есть задание написать короткую сцену на пяти разных внутренних дистанциях с героем. Как думаешь, нечто такое интересно попробовать будет? Ну, вот лежит у тебя текст, у тебя нет эмоциональных ресурсов, чтобы взять и переписать его заново, и тут возникает идея – попробовать поиграть с фактурой: приблизить к себе героя настолько, настолько или настолько, а потом отдалить… Может, если попробовать посочинять героев заново, то появится новый интерес к сюжету, новые эмоциональные ресурсы задействуются?
.
Если оставлять только историю Томы и Зета, то тут нужна какая-то прямо-таки офигительно яркая фишка, выделяющая эту историю из общего числа подобных.

Роман Самойлов   23.04.2017 12:57   Заявить о нарушении
Если только негра переделать на игиловца, а Томку на Варю Караулову? :))

Светлана Малышева   23.04.2017 13:14   Заявить о нарушении
" Наделил бы персонажей такими речевыми характеристиками, которые вызывали бы у читателя уважительный(!) и глубокий интерес к скрытым переживаниям, к реальной внутренней жизни – а не снисходительное умиление и ностальгию по идеальной юности."
Рома, я реально ли это? Ну чтобы взрослый читатель по настоящему вник в эти переживания юной героини по поводу небесной любви к алжирцу? Мне кажется, это в любом случае вначале воспринимается несколько несерьёзно.
Что происходит потом - другая история. Должно быть другой историей.
По поводу Пашки... ты пошто его так?)))
Впервые он появляется в рассуждениях Томы. Ну как, она его видит, так он и выглядит.Чужие видения объекта часто далеки от самого объекта.
Портрет персонажа проявляется постепенно - от банальностей выкуренных сигарет до
сложных отношений и поступков.

Елизавета Григ   23.04.2017 13:31   Заявить о нарушении
Ой, Лиз, ты меня удивляешь, чес-слово :) Влюблённый человек в любом возрасте – такое дитё :) И почему же взрослый не сможет всерьёз воспринять юношеские любовные бредни, если он хоть раз влюблялся после тридцати? (Сорока, пятидесяти?) И, кстати, я заметил, что чем умнее и тоньше человек, тем дольше он сохраняет способность влюбляться, и в нём остаётся неизменным вот это полудетское :) Так что тут всё зависит от автора.
.
Про Павла для меня всё как-то очень просто, спорить не хочется :)
.
Вот, кстати, проблема и соблазн: при дописывании старых отложенных вещей продолжать писать про своё поколение или пытаться уловить сходство с чем-то актуальным и переписывать про современную молодёжь? Намного ли она другая?

Роман Самойлов   23.04.2017 16:31   Заявить о нарушении
да разве ж я про способность влюбляться?? Я про препятствия, которые девочке кажутся непреодолимыми.Взрослея, человек повышает порог, за который не может переступить и те, которые пониже, кажутся несуществующими.

Елизавета Григ   23.04.2017 16:42   Заявить о нарушении
У каждого возраста свои "непреодолимые" препятствия :)

Роман Самойлов   23.04.2017 18:44   Заявить о нарушении
вот именно))
Рома, на самом деле, твой разбор - высший класс.
Сначала я со всем согласилась. Потом появиились возражения.А теперь просто раздумываю. Есть о чём, есть чему поучиться.

Елизавета Григ   23.04.2017 18:55   Заявить о нарушении
Это интересный опыт :) Писать по вопросам и труднее, и проще. Ну, правда, вопросы не очень практичные, что ли... :) Не знаю :) У Алекса проблем слишком много, у Светы одна, но, получается, нерешаемая :(

Роман Самойлов   23.04.2017 20:48   Заявить о нарушении
ну ни фига себе не практичные! самая что ни на есть практика (в моём случае)
когда без этого ни тпру, ни но :(

Светлана Малышева   23.04.2017 21:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «4. Розовая Уточка. Перемещение как способ» (Конкурс Копирайта -К2)

Замечательный язык, абсолютно естественные, абсолютно слышимые интонации - умиротворяющие, гармонизирующие передаваемую картинку, какой бы она ни была, потрясающий образ рассказчика - просто потрясающий! Но! В этом-то образе вся проблема. Умиротворённый, великодушный, щедрый - таким ощущается он, так слышится его голос. То есть рассказчик - Исфандияр ака. Ну, или кто-то уж очень на него похожий. Но это само по себе было бы совсем не смертельно. Смертельно то, что во внутренних монологах своих Макеев - точно такой же умиротворённый, великодушный, щедрый. А уж этого никак быть не должно. В результате, концы не сходятся. И весь этот замечательный текст вызывает полное неприятие. Если Макеев отдал всё хорошее на хранение старику Исфандияру, то сам он каким должен был перед нами предстать? То-то же. А он - такой обаятельный, ироничный, мудрый. Откуда возьмётся у читателя эмоциональный отклик на происходящее в Макееве глобальное изменение, просветление? Если Макеев для читателя и так совершеномудрый и прекрасный человек с самого начала.
.
ЗЫ: Но вообще, конечно, авторов такого уровня не часто встретишь. Интересно было.

Роман Самойлов   07.10.2016 13:11     Заявить о нарушении
Роман, автор надолго задумался над Вашим замечанием. Наверное, с какой-то стороны Вы правы. Но Исфандияр-ака не существует, он - порождение психически расстроенного сознания Макеева, который, однако, един во всех лицах.
Однако автор еще подумает над исключенным эпизодом московской жизни героя, в котором тот выглядит весьма несимпатично. Может быть, эпизод был зря исключен.
Спасибо за повод вернуться к написанному.

Автор Хочет Сказать   07.10.2016 15:02   Заявить о нарушении
Судя по тому, что в рассказе происходит, Макеев делегировал "Хоттабычу" не свои лучшие качества, как утверждает, а способность радоваться жизни. Всего навсего. И поскольку совмещать нематериальную радость с тем образом жизни, который обеспечивает ему материальную базу существования, для героя невозможно, он делает выбор и отбывает в нирвану. Буквально. Целиком. Только и всего.

Удав Юзик   07.10.2016 15:36   Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемый Удав, за формулировку. Именно отсутствие радости.
Вообще-то, автор изложил свое понимание рассказа А.П. Чехова "Черный монах".
Коврин не мог справиться со своей гениальностью и умер. Макеев не мог вынести ... и уехал к черту на рога, где тоже умер.
После Вашей ремарки автор наконец-то нашел слово, которое можно вставить в многоточие - отсутствие радости как обязательного условия полноты жизни.
Превентивно автор хочет извиниться перед Чеховым за плагиат финала. Черная вода, огни, смотрящие как глаза, разорванная бумага - все это было похищено у Антона Павловича.

Автор Хочет Сказать   07.10.2016 16:00   Заявить о нарушении
Приветствую всех! А я думаю есть в рассказе что-то от "Молоха". О невыразимой нечеловеческой усталости, когда работа высасывает из человека всё - энергию, чувства, радость. Человек карабкался, карабкался вверх, добился практически всего, чего хотел, но нет чувства удовлетворения - только опустошение внутри и неожиданная пустота рядом. Ни жены (настоящей, готовой жизнь за него отдать), ни детей (выросли, своя жизнь), ни друзей (бескорыстных и искренних). Эта пустота и порождает Хоттабыча-галлюцинацию.

Наталья Алфёрова   07.10.2016 17:27   Заявить о нарушении
а я увидела из МиМ маленький такой штришок)

Софья Шпедт   07.10.2016 19:43   Заявить о нарушении
Наталья, а он, человек этот, точно - хотел? Добивался, рубаху рвал, зубы ломал? Теперь добился и обнаружил себя на необитаемом острове. Настолько необитаемом, что на такой же, только реальный, сбежал. Сбежать-то он сбежал, только сдаётся мне, что ничего он не добивался. Повезло ему. В течение попал. И теперь всё есть, а наслаждения - нет.

И ещё момент. Вот нашли читатели в себе по ходу чтения множество ассоциаций. Это на пользу рассказу, во вред, на пользу читательскому восприятию или мешает? Одной констатации как-то маловато.

Удав Юзик   07.10.2016 20:21   Заявить о нарушении
Этому рассказу ассоциации на пользу. Потому что написан он сам по себе хорошо.
Может, и не добивался герой такой жизни, просто повезло. Может, просто мне он представился таким - стремившимся к цели и потерявшим себя за время её достижения.

Наталья Алфёрова   07.10.2016 20:31   Заявить о нарушении
Радость жизни - мелко. Был у меня как-то разговор на эту тему с Виктором Ганчаром. Цифр не помню, но смысл таков: по результатам исследований горе, отчаяние, печаль вызывают дикий прилив эндорфинов - их гораздо больше, чем при радости. Радость - штука редкая, страдание бесконечно, и оно даёт людям больше счастья, чем какая-то там радость. А герой этого прои очень живой и глубокий, он безо всякой радости прожил бы хоть целую вечность.

Роман Самойлов   07.10.2016 22:21   Заявить о нарушении
У Каттнера есть рассказ, "Сим удостоверяется". Так там человек не смог в конце концов жить без такой малости, как совесть. Я далёк от мысли считать творчество Генри Каттнера неоспоримым критерием, но если один герой умер, вернув себе совесть, то почему другой не может скончаться, вернув себе радость. Глубинная причина-то одна, верно: нет удовлетворённости. Удовольствия нет. А ради чего тогда жить? Если у тебя есть всё, кроме наслаждения от возможности этим пользоваться.

Удав Юзик   07.10.2016 22:57   Заявить о нарушении
Так я повторю, Юзик: печаль - бесконечный источник физиологического наслаждения. И у всех, у кого нет радости, печаль становится источником наслаждения. Так устроен человечечкий организм.

Роман Самойлов   07.10.2016 23:12   Заявить о нарушении
Хорошо, Роман, я не буду спорить насчёт физиологии, здесь как-то неуместно, но ведь у данного индивида печали тоже нет. И страдания - нет. Назовём чуть иначе: у него нет ощущения полноты жизни. Он приятных ощущений от того, что существует, и как существует - не получает. Что, собственно, и есть отсутствие радости: "чувства удовольствия, ощущения душевного удовлетворения." И, в конце концов, это начинает его тяготить.
Но это уже больше имеет отношение к моему и Вашему взглядам на идею рассказа, чем на рассказ, как таковой.

Удав Юзик   07.10.2016 23:47   Заявить о нарушении
Но я слушаю персонажа. Даже если автор добавит кусок, дискредетирующий персонажа, интонации не изменятся. Юзик, Вы путаете автора. Потому что важны не события и не трактовка, а отношение автора к читателю = обращение рассказчика к слушателю.

Роман Самойлов   08.10.2016 00:41   Заявить о нарушении
Автор внимательно читает беседу и надеется на продолжение обсуждения как развитие мысли - что приносит больше удовольствия: постоянная грусть или спорадическая радость? Автор заинтересован крайне.

Автор Хочет Сказать   08.10.2016 13:37   Заявить о нарушении
Я тезисно - меня тогда легче понять.

1. Радость. "1. Чувство удовольствия, ощущение большого душевного удовлетворения. 2.То, что (тот, кто) доставляет удовольствие, даёт счастье."
Мазохист, страдая, испытывает радость (да, те самые эндорфины, не важно по каком поводу). Человек может испытывать радость от тяжёлой работы - предвкушая достижение цели либо от самого процесса созидания или разрушения. То есть радость жизни - это не безудержное веселье. Это удовлетворение и удовольствие, получаемые от жизни в каких-то (или всех) её проявлениях.

2. Я время от времени встречаю на К2 рассказы, где авторским текстом или от лица персонажей декларируются положения, которые входят в противоречие с действиями героев или их окружения.
Допустим, та же "Ропша". Герой декларирует, что его маменька нотациями достала: "От наставлений, опеки и упрёков матери не сбежать и не спрятаться", - и читатели меня уверяют, что герой именно поэтому "дал себя втянуть в противостояние с власть предержащими". То есть для насильственного изменения устройства государства достаточно иметь пожилую ворчливую мать. Допустим, но я-то рассказ тоже читал. И понимаю, что маменька не способна ограничить Афонюшку ни финансово (он играет), ни имущественно (он владеет недвижимостью), ни в действиях (даже в собственном городском доме), ни в мыслях, тем более. И живёт он вместе с матерью не в однокомнатной квартире, и видится хорошо, если раз в день.
Почему читатели обращают внимание на утверждения и не обращают на то, из чего они должны бы следовать?

3. В данном случае "я отдал тебе все свои хорошие качества" - декларация. Громкое заявление. Ничем не подтверждённое. А для того, чтобы понять, что же такое есть у Исфандияр-ака, чего нет у героя, нужно смотреть на то, что вокруг заявления.
Потому у меня и получилось, что, восстановившись до целого, герой отбыл в нирвану. Бесконфликтно слился к окружающим миром. Исфандияр-ака несёт в себе именно радость жизни. Способность получать удовольствие буквально от всего происходящего.
Я не знаю, что подразумевалось изначально, но написано именно так. Я это и прочитал. И никакие дополнительные вставки, как угодно характеризующие героя, на это моё восприятие повлиять не смогут. Потому что дело не в герое и его пустых заявлениях, а в Исфандияр-ака. Или нужно рассказ переписывать в принципе.

Как понимаете, это моё персональное мнение и восприятие, и вряд ли оно автора может запутать, но такое вот оно есть.

Удав Юзик   08.10.2016 13:50   Заявить о нарушении
Рассказ нужно переписвывать в принципе. Но автор на это способен.

Роман Самойлов   08.10.2016 17:00   Заявить о нарушении
Роман, автор не будет переписывать рассказ. По многим причинам. Вместе с тем, автору хочется думать, что этот - не последний его рассказ, поэтому интересно Ваше мнение: что, по-вашему, нужно переписать?

Автор Хочет Сказать   09.10.2016 16:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «Курбан. Кыз Куу» (Конкурс Копирайта -К2)

Крутняк! Напряжение зверское, молодцы :)
.
Не понравилась первая фраза и то, что на старте перс коня сукой обозвал - очень неприятно резануло ухо-глаз. А гонка удалась на славу, двенадцать.

Роман Самойлов   16.09.2016 12:40     Заявить о нарушении
Роман, другу кинул эту штуковину. Слово в слово. "Я бы убрал первые фразы и начал со слов "Кыз Куу - старая игра"
Если говорит один - говорит один,если сказали двое - сказал Бог.
Спасибо

От Автора   16.09.2016 13:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Людмила Лункина. Отрывок» (Конкурс Копирайта -К2)

Слишком много неизвестных мне слов, слишком много странных, ничем не оправданных инверсий, фразы вывернуты наизнанку безо всякого смысла, просто ради уродства, похоже. С диалектом этим я незнаком, а то, что написано вроде бы по-русски, звучит просто дико, нелепо, глупо. Я половину этих модно нарубленных фраз не понял и думаю, что автор намеренно занимается юродством и бессмыслено тратит наше время, просто чтоб иметь повод выпустить яд. Симонов - поэт гениальный, но ему давно уже никакие оценки не нужны. Стихотворение использовано хитро, но мне не по душе такая хитрость - за чужой счёт г-жа Лункина пытается прокатиться. Ноль.

Роман Самойлов   13.09.2016 13:01     Заявить о нарушении
Роман, позвольте, я тут напишу.

Людмила, здравствуйте.
Великолепно. Не сомневаюсь, что это уже давно где-то на бумажном носителе. Прекрасный темп. Как кино посмотрела. Очень живо. Спасибо за слог, умеете.
"12"

первая

От Автора   13.09.2016 15:25   Заявить о нарушении