Рецензия на «Трактат о бессмертии души» (Павел Гордеев)

Спасибо, очень интересная статья. Захотелось написать "вариации на тему".
Для разумного человека смысл Существования - в существовании Смысла, этого вечного вопросительного знака диллем "А дальше что?" и "Зачем всё это?".
Трудно писать о Смерти и Бессмерти, но всё таки разум ещё и ещё раз взвращается к этой теме...
Во первых - неясен сам предмет: Для того чтобы попытаться разобраться в Бессмертии Души необходимо ведь всё таки уяснить себе что такое Душа, иначе вопрос о её Бессмертии или Смертности теряет смысл.
Во вторых - непонятно дана ли нам Смерть как эмпирический факт - и тогда можно ставить вопрос о гипотетическом Бессмертии Души - или же это лишь иллюзия, и тогда вопрос о Бессмертии отпадает сам собой, поскольку Бессмертие будет такой же химерой как Смерть - изнанкой Иллюзии. Вы пишите "Как эмпирическое явление смерть дана с очевидностью факта, который обычно без особого труда подлежит констатации. Мы даже не имея медицинского образования чаще всего отличаем мертвое от живого и можем фиксировать гибель живого". Это так, но только как "переживание тругого лица" (other person experience). С точки зрения "первого лица" (first person experience) такого переживания не существует по определению: Смерть - конец сознания и всякого переживания "от первого лица". Другими словами, Смерть как first person experience не существует ни в случае продолжения "загробного" существования, ни в случае его прекращения. Смерть это своего рода фикция, лингвистическое определение некой дискретности существования во времени. И действительно, всё наше осознанное существование, вся наша наша жизнь проходит в ближайшем контакте с такими "прекращениями существования" - от трагической для нас смерти близкого человека и до смерти прихлопнутой газетой мухи - но она так же проходит в ближайшем контакте с бесчисленными новыми рождениями, и с внутренним осознанием Жизни и Сознания как неуничтожимого, тождественного самому себе во всех его проявлениях Процесса (как гласит шутливая поговорка - "От несоблюдения техники безопасности можено не только умереть но и родиться"). Мы наблюдаем этот процесс в нас самих: Засыпая, наше сознание преобразуется в Сознание Спящего - можно сказать что это новое состояние сознание есть смерть Борствующего Сознания, потом мы просыпаемся и Спящее Сознание умирает. Как вы прекрасно написали "Танец смерти и рождения – вот подлинный лик и живой образ становления, этого спутника времени. Все, что существует во времени – с необходимостью было рождено и с необходимостью умрет, ибо то, что существует во времени, есть рождающееся и умирающее, оно никогда не «есть», но всегда только бывает, становится. Вывод – смерть сопровождает время, время сопровождает смерть, и связь эта неразрывна." Да, мы ощущаем тождественность нашего бытия, нашей личности во времени, несмотря на её непрекращающиеся изменения. Но чем бы ни являлись наша Душа и наше Сознание, они по своей сути не связаны с пространством а стало быть и со временем. Для такого вне пространственно-временного бытия не существует названия в нашем языке. Это и не Существование и не "Не-Существование", а нечто иное, выходящее за пределы обыденного понимания - манифестации Абсолюта, как предела а не как части созданного им мира, а потому он не попадает под физические ограничения (энергия, энтропия и.т.д).
Вселенная - если мы используем это слово для определения всего существующего - реализует собой асимптотическую полноту творения (выражаясь языком математики), однако сам Абсолют, как предел асимптотической функции не является её частью.
Таким образом, рассматривая Абсолют исключительно как Источник "асимптотической полноты", я полагаю, что его целью является реализация любого возможного Сознательного Опыта. Когда мы общаемся между собой, вы возражаете мне, а я возражаю вам (или соглашаюсь с вами) - это в какой-то мере спор Абсолюта с самим собой, в его различных манифестациях. Вселенные могут рождаться и умирать, человечество скорее всего погибнет от собственной глупости, сознание биологической жизни сменится сознанием каких-то других более высоких организаций - всё это - реализация Полноты Сознательного Опыта Абсолюта.
В непроявленном состоянии Абсолют это ничто, "Void". В состоянии непроявленности бесконечность и ноль эквивалентны по содержанию. Нет проявления - нет ни времени ни пространства. Есть только бесконечный потенциал, стянутый в какую то абстрактную "точку" как у Данте:
"И я, - невольно зренье обращая
К тому, что можно видеть в сфере той,
Ее от края оглянув до края, -
Увидел Точку, лившую такой
Острейший свет, что вынести нет мочи
Глазам, ожженным этой остротой."
И этот этот Абсолют проявляет себя в бесконечных вариантах всех возможных Вселеных, чтобы превратить Потенциал в Действие, ноль в бесконечность, испытать полноту всякого возможного опыта. Как мне видится, что то, что мы называем "Объективной Реальностью" является "Субъективной Реальностью" Абсолюта (ведь действительно, по определению у него нет иной реальности, кроме его собственной), ведь Он и Источник и Предел ("Я есмь Альфа и Омега, начало и конец").
На уровне Абсолюта нет ни Пространства ни Времени. Только мы, с находясь внутри Пространства и Времени можем задавать вопросы типа "А что же было до начала Вселенной?". Для другого уровня сознания этот вопрос просто лишён смысла. Абсолют "одновременно" (по нашим понятием) находится и в Прошлом и в Настоящем и в Будущем. У него нет пространственно временных пределов и ограничений как у нас, и следовательно и причин - с точки зрения Абсолюта. Можно добавить, что расширяя наше сознание, мы тем самым расширяем наш Субъективный Опыт. В своём Пределе такое расширение сознания должно охватить весь Объективный опыт, то есть предел расширения Сознания это Сознание Абсолюта.

Евгений Цион   19.09.2016 15:33     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание к моей работе. Рад, что она как тема отозвалась в вас занятными «вариациями». Насчет неясности предмета трудно с вами не согласиться. Но все же отказываться от рассуждений о душе, считая их бессмысленными только потому лишь, что трудно уяснить – что такое душа – это, на мой взгляд, не правильно. Если бы все держались такой позиции, не было бы ни философии, ни науки. Есть вещи принципиально не определимые, увидеть воочию которых никто никогда не сможет, только ощутить их дыхание спиной. Невозможность понять, что такое единица, число, не мешает науке (а ведь вся наука математизированна, а начало математики – число) развиваться. Каждый в обыденной речи употребляет слова благо, мужество, добродетель, а ведь затруднение в их понимании показал еще Платон в ранних диалогах. О невозможности определить свободу Бергсон аж целую книгу написал («Опыты о непосредственных данных сознания»). К этим же вещам относятся и душа, и сознание (если угодно, Душа и Сознание). Я уже не говорю о религиозном апофатизме. О невозможности «уяснить себе» что такое Абсолют, смотрите «Парменид» Платона – после этого диалога, я считаю, вообще в этой теме никому нечего делать. Тем не менее, это не мешает вам рассуждать об Абсолюте, а не отказываться от этого занятия как бессмысленного. Поэтому, на мой взгляд, определение души – в крайней степени искусственная вещь, и начинать лучше с интуиции души, или даже с наивного взгляда на природу души в ее противоположности телесной природе. Здесь я солидарен с Кантом, с его рассуждениями в самом начале «Грёз духовидца…».
Про смерть правильные рассуждения привели, я бы их резюмировал цитатой Эпикура «пока ты жив – смерти нет, когда она придёт, тебя не будет». Тем не менее, большинство вещей и явлений нам даны не от «первого лица», что не мешает заключать об их очевидности и объективности. Метафизически – да, у человеческого рассудка нет абсолютно никаких средств доказать, что всё, что есть – это явь (или сон). Но есть наивный взгляд на вещи, и обычно этот «наивный реализм» часто сопрягают со «здравым смыслом», чему есть основания.

Павел Гордеев   08.10.2016 21:32   Заявить о нарушении
Большое спасибо за ответ!
Я вовсе не пытаюсь отказываться от рассуждений о душе, напротив!
Понятия целиком находящиеся в сфере субъективного, постигаются нами прежде всего интуитивно. Слова "Жизнь", "Душа", "Сознание", "Любовь" и.т.д. вызывают в нас конкретные ощущения - собственно как и любое другое слово - но эти ощущения нельзя объяснить другими словами, как нельзя объяснить словами сложное музыкальное произведение. Рассуждать о них можно. Объяснить их нельзя. В этом - прелесть рассуждений на эти темы: Понятия, интуитивныее и часто очень личные, обладат как-бы квантовой непроявленностью и заострение внимание на одной из этих тем (Бессмертие, Душа, Абсолют, Любовь) "схлопывает волну вероятностей непроявленных смыслов" в каждый раз по новому освещаемое осмысливание.
Калейдоскоп Смыслов. Не знаю, достаточно ли ясно я себя объяснил...

Евгений Цион   01.11.2016 14:40   Заявить о нарушении
Вполне достаточно, чтобы понять Вас. Мне весьма близко подобное видение.

"Слова "Жизнь", "Душа", "Сознание", "Любовь" и.т.д. вызывают в нас конкретные ощущения - собственно как и любое другое слово - но эти ощущения нельзя объяснить другими словами, как нельзя объяснить словами сложное музыкальное произведение. Рассуждать о них можно. Объяснить их нельзя."
Вот здесь я особенно респектую. Блестяще сказано. Действительно, есть вещи, на которые пальцем не покажешь, и которые иначе как в слове-символе быть словесно выражены не могут. Т.е. словесно не могут быть выражены иначе, как в этом слове.

Павел Гордеев   01.11.2016 16:45   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Павел Гордеев
Перейти к списку рецензий, написанных автором Евгений Цион
Перейти к списку рецензий по разделу за 19.09.2016