Рецензии на произведение «Трактат о бессмертии души»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Здравствуйте Павел. Ваша логика безупречна и авторитетно обоснована, приятно было следить за мыслью. Хотя мы так и не знаем, что такое душа? Ваш вывод в пункте 5.4 прямо и логично подводит основание к представлению о единой Мировой Душе или Космическому Сознанию или вселенскому информационному полю (ВИП). Однако Мир Вечной Души – это статическое состояние, а реальный мир динамично развивается, Вселенная расширяется, галактики сталкиваются, звезды взрываются или гаснут, цивилизации исчезают и т.п. Поэтому переходя от рамок классической логики к вероятностной, следует предположить, что Мировая Душа одновременно, деперсонифицирована и персонифицирована и она вне времени и пространства и в нем, поскольку является единым организационным принципом Вселенной. Вселенная, понимаемая как проявление Бога, живет и развивается одновременно с человеком и, возможно, посредством человека и других мыслящих существ (см. эссе Человек и Бог).
Любовь и ненависть есть полярные состояния души. В персонифицированном духовном мире христианства, Христос – это Любовь, но оно не стало пацифизмом, а лишь инструментом власти. В деперсонифицированном духовном мире на основе принципа наименьшего действия преобладает ненависть, как более эффективная. Это мы и видим в реальности. Мир идет к Добру посредством Зла и к разуму путем антиразума. Пока все устроено именно так. С уважением. Геннадий.
Геннадий Мельников 03.01.2017 12:37 Заявить о нарушении
С уважением, Павел Гордеев.
Павел Гордеев 07.02.2017 19:05 Заявить о нарушении
Великолепная работа. Хотелось бы исследовать момент становления и деления на индивидуальности. Ведь у одних в душе преобладает любовь и сострадание, а у других - ненависть и жестокость. Откуда берется разделение? Ведь Целое неделимо. Все Одно и разделения нет.
С уважением.
Роман Барнет 12.12.2016 23:17 Заявить о нарушении
Ваш вопрос я тоже хотел бы исследовать. Или, еще лучше, отыскать его удовлетворительное исследование.
С уважением,
Павел Гордеев.
Павел Гордеев 13.12.2016 23:30 Заявить о нарушении
Спаситель 03.06.2018 01:02 Заявить о нарушении
Павел, снимаю шляпу, которую обычно ношу по обычной причине. Действительно - трактат, труд и пространный, и глубокий. Если интегрировать, то с бессмертием и пребыванием души можно разобраться. Это, конечно, интересно.
Но не менее интересно то, что с этой душой происходит, в частности какие, скажем, силы на неё действуют. Без "работы" души, без "движухи" - какой смысл в душе? Последние фразы о "хорошей" любви и "плохой" ненависти вызывает подозрение, что на эту темы Вы еще трактат не писали. Потому что "плюс-минус", "сладкое-горькое", "ложь-правда", "любовь-ненависть" и пр. - это и принцип, и движок развития всего сущего, и уже потом, в каком-то смысле, - системы выбора для работы души.
Однако, говорю только на основе этой работы.
С уважением,
Вячеслав Абрамов 22.10.2016 21:54 Заявить о нарушении
С уважением, Павел Гордеев.
Павел Гордеев 23.10.2016 07:48 Заявить о нарушении
Мы стремимся понять о существовании души своим умом, но это лишь начало
к пониманию и восприятию собственной души. Есть великие Учителя
человечества которые давно уже не только доказали существование души,
но показали её развитие в тонком мире. Есть множество примеров связи
людей с тонким миром, но мы же всё игнорируем своим ограниченным умом.
Человек может понять тайны мироздания только через своё сердце, но
этому нас не учат в школе. Наша наука тоже закрывает пути познания
сути жизни человека и существования тонких миров по ряду причин. Об
этом есть в моей статье: "Вы хотите доказательств потусторонней жизни"
и в статье: "Как отделить истинную науку от лженауки?"
Юрий Иванов 4 22.10.2016 10:24 Заявить о нарушении
Спасибо, очень интересная статья. Захотелось написать "вариации на тему".
Для разумного человека смысл Существования - в существовании Смысла, этого вечного вопросительного знака диллем "А дальше что?" и "Зачем всё это?".
Трудно писать о Смерти и Бессмерти, но всё таки разум ещё и ещё раз взвращается к этой теме...
Во первых - неясен сам предмет: Для того чтобы попытаться разобраться в Бессмертии Души необходимо ведь всё таки уяснить себе что такое Душа, иначе вопрос о её Бессмертии или Смертности теряет смысл.
Во вторых - непонятно дана ли нам Смерть как эмпирический факт - и тогда можно ставить вопрос о гипотетическом Бессмертии Души - или же это лишь иллюзия, и тогда вопрос о Бессмертии отпадает сам собой, поскольку Бессмертие будет такой же химерой как Смерть - изнанкой Иллюзии. Вы пишите "Как эмпирическое явление смерть дана с очевидностью факта, который обычно без особого труда подлежит констатации. Мы даже не имея медицинского образования чаще всего отличаем мертвое от живого и можем фиксировать гибель живого". Это так, но только как "переживание тругого лица" (other person experience). С точки зрения "первого лица" (first person experience) такого переживания не существует по определению: Смерть - конец сознания и всякого переживания "от первого лица". Другими словами, Смерть как first person experience не существует ни в случае продолжения "загробного" существования, ни в случае его прекращения. Смерть это своего рода фикция, лингвистическое определение некой дискретности существования во времени. И действительно, всё наше осознанное существование, вся наша наша жизнь проходит в ближайшем контакте с такими "прекращениями существования" - от трагической для нас смерти близкого человека и до смерти прихлопнутой газетой мухи - но она так же проходит в ближайшем контакте с бесчисленными новыми рождениями, и с внутренним осознанием Жизни и Сознания как неуничтожимого, тождественного самому себе во всех его проявлениях Процесса (как гласит шутливая поговорка - "От несоблюдения техники безопасности можено не только умереть но и родиться"). Мы наблюдаем этот процесс в нас самих: Засыпая, наше сознание преобразуется в Сознание Спящего - можно сказать что это новое состояние сознание есть смерть Борствующего Сознания, потом мы просыпаемся и Спящее Сознание умирает. Как вы прекрасно написали "Танец смерти и рождения – вот подлинный лик и живой образ становления, этого спутника времени. Все, что существует во времени – с необходимостью было рождено и с необходимостью умрет, ибо то, что существует во времени, есть рождающееся и умирающее, оно никогда не «есть», но всегда только бывает, становится. Вывод – смерть сопровождает время, время сопровождает смерть, и связь эта неразрывна." Да, мы ощущаем тождественность нашего бытия, нашей личности во времени, несмотря на её непрекращающиеся изменения. Но чем бы ни являлись наша Душа и наше Сознание, они по своей сути не связаны с пространством а стало быть и со временем. Для такого вне пространственно-временного бытия не существует названия в нашем языке. Это и не Существование и не "Не-Существование", а нечто иное, выходящее за пределы обыденного понимания - манифестации Абсолюта, как предела а не как части созданного им мира, а потому он не попадает под физические ограничения (энергия, энтропия и.т.д).
Вселенная - если мы используем это слово для определения всего существующего - реализует собой асимптотическую полноту творения (выражаясь языком математики), однако сам Абсолют, как предел асимптотической функции не является её частью.
Таким образом, рассматривая Абсолют исключительно как Источник "асимптотической полноты", я полагаю, что его целью является реализация любого возможного Сознательного Опыта. Когда мы общаемся между собой, вы возражаете мне, а я возражаю вам (или соглашаюсь с вами) - это в какой-то мере спор Абсолюта с самим собой, в его различных манифестациях. Вселенные могут рождаться и умирать, человечество скорее всего погибнет от собственной глупости, сознание биологической жизни сменится сознанием каких-то других более высоких организаций - всё это - реализация Полноты Сознательного Опыта Абсолюта.
В непроявленном состоянии Абсолют это ничто, "Void". В состоянии непроявленности бесконечность и ноль эквивалентны по содержанию. Нет проявления - нет ни времени ни пространства. Есть только бесконечный потенциал, стянутый в какую то абстрактную "точку" как у Данте:
"И я, - невольно зренье обращая
К тому, что можно видеть в сфере той,
Ее от края оглянув до края, -
Увидел Точку, лившую такой
Острейший свет, что вынести нет мочи
Глазам, ожженным этой остротой."
И этот этот Абсолют проявляет себя в бесконечных вариантах всех возможных Вселеных, чтобы превратить Потенциал в Действие, ноль в бесконечность, испытать полноту всякого возможного опыта. Как мне видится, что то, что мы называем "Объективной Реальностью" является "Субъективной Реальностью" Абсолюта (ведь действительно, по определению у него нет иной реальности, кроме его собственной), ведь Он и Источник и Предел ("Я есмь Альфа и Омега, начало и конец").
На уровне Абсолюта нет ни Пространства ни Времени. Только мы, с находясь внутри Пространства и Времени можем задавать вопросы типа "А что же было до начала Вселенной?". Для другого уровня сознания этот вопрос просто лишён смысла. Абсолют "одновременно" (по нашим понятием) находится и в Прошлом и в Настоящем и в Будущем. У него нет пространственно временных пределов и ограничений как у нас, и следовательно и причин - с точки зрения Абсолюта. Можно добавить, что расширяя наше сознание, мы тем самым расширяем наш Субъективный Опыт. В своём Пределе такое расширение сознания должно охватить весь Объективный опыт, то есть предел расширения Сознания это Сознание Абсолюта.
Евгений Цион 19.09.2016 15:33 Заявить о нарушении
Про смерть правильные рассуждения привели, я бы их резюмировал цитатой Эпикура «пока ты жив – смерти нет, когда она придёт, тебя не будет». Тем не менее, большинство вещей и явлений нам даны не от «первого лица», что не мешает заключать об их очевидности и объективности. Метафизически – да, у человеческого рассудка нет абсолютно никаких средств доказать, что всё, что есть – это явь (или сон). Но есть наивный взгляд на вещи, и обычно этот «наивный реализм» часто сопрягают со «здравым смыслом», чему есть основания.
Павел Гордеев 08.10.2016 21:32 Заявить о нарушении
Я вовсе не пытаюсь отказываться от рассуждений о душе, напротив!
Понятия целиком находящиеся в сфере субъективного, постигаются нами прежде всего интуитивно. Слова "Жизнь", "Душа", "Сознание", "Любовь" и.т.д. вызывают в нас конкретные ощущения - собственно как и любое другое слово - но эти ощущения нельзя объяснить другими словами, как нельзя объяснить словами сложное музыкальное произведение. Рассуждать о них можно. Объяснить их нельзя. В этом - прелесть рассуждений на эти темы: Понятия, интуитивныее и часто очень личные, обладат как-бы квантовой непроявленностью и заострение внимание на одной из этих тем (Бессмертие, Душа, Абсолют, Любовь) "схлопывает волну вероятностей непроявленных смыслов" в каждый раз по новому освещаемое осмысливание.
Калейдоскоп Смыслов. Не знаю, достаточно ли ясно я себя объяснил...
Евгений Цион 01.11.2016 14:40 Заявить о нарушении
"Слова "Жизнь", "Душа", "Сознание", "Любовь" и.т.д. вызывают в нас конкретные ощущения - собственно как и любое другое слово - но эти ощущения нельзя объяснить другими словами, как нельзя объяснить словами сложное музыкальное произведение. Рассуждать о них можно. Объяснить их нельзя."
Вот здесь я особенно респектую. Блестяще сказано. Действительно, есть вещи, на которые пальцем не покажешь, и которые иначе как в слове-символе быть словесно выражены не могут. Т.е. словесно не могут быть выражены иначе, как в этом слове.
Павел Гордеев 01.11.2016 16:45 Заявить о нарушении
Привет Павел! Ещё раз убеждаюсь в твоей эрудиции и удивляюсь твоему таланту популяризировать труды великих философов! Написано последовательно, убедительно - доходчиво. Но на мой взгляд малость не хватает некой занимательности и художественности, без которых любая тема без сопутствующего к ней интереса не цепляет праздного взгляда. Мне кажется не будет греха в том, если ты немного уйдёшь от излишнего академизма, традиционной разбивки глав, списка источников и т.п. Ведь не секрет, что современный читатель довольно капризен и ленив. Прочёл с интересом - трактат понравился.
Желаю удач-успехов!
С уважением, ЭФ.
Вспомнил интересный момент из одного(не помню какого) трактата Кузанского, где он отвечает на вопрос о дислокации души, что "Душа пребывает в теле так, как само тело пребывает в душе", подчёркивая этим ещё и умозрительный характер проблемы. По сути современный читатель недалеко ушёл от средневекового, а потому без предварительного толкования переходить к единой душе, будет достаточно тяжело для понимания обывателя.
Эдуард Фетисов 19.07.2016 00:45 Заявить о нарушении
А трактат Кузанца "О неином" ты мне очень своевременно посоветовал. В целом, очень интересный трактат. Достаточно простой, но очень глубокий. Кузанский максимально близок к пониманию первоосновы бытия на чисто разумных основаниях, т.е. прежде всего выраженных диалектически в языке.
Спасибо за пожелания. Тебе взаимных - счастья, успехов, вдохновенья!
С уважением, Павел Гордеев.
Павел Гордеев 19.07.2016 17:18 Заявить о нарушении
По пункту 5.3. Душа активна и взаимодействует с материей. Как она это делает – никто не знает. В науке существует психофизическая проблема. Таким образом, вариант нематериальности можно не рассматривать. С уважением Владимир.
Влад Тихонов 19.07.2016 17:38 Заявить о нарушении
Да, психофизическая проблема есть. И это - действительно проблема. Только позвольте Вас поправить - это проблема не науки, а философии. К сожалению, совершенно не ясно, как из того, что есть эта проблема, Вы пришли к отрицанию нематериальности души. Ведь именно представление о нематериальной душе, вообще то говоря, и привело к психофизической проблеме.
С уважением, Павел.
Павел Гордеев 19.07.2016 19:07 Заявить о нарушении