Рецензия на «Грехопадение. Глава 1. Источник бед» (Томас Твин)

Да, "смотрю в книгу - вижу... что хочу видеть". "запретил им подходить к древу Знаний - источнику добродетели." - вы подумайте, пожалуйста, каким образом домашнее животное, живущее в идеальных условиях без врагов, засух и отсутствия еды(а Рай и был таким местом) может сформировать представление о Добре и Зле. Если всё вокруг Добро, то оно даже не замечается, кажется естественным. Так почему вам не пришло в голову(отягчённую знаниями), что, скушав плоды того дерева(разумеется не буквально, так как Бытие и Откровение - книги символов и иносказаний), первые люди лишь получили знание о вредном и безобразном? Тогда ведь просто стало разделить - что добро, а что зло. И как вы называете это дерево источником добродетели? Для Адама и Евы эти плоды были схожи с романом Голдинга "Зримая тьма" для 14-летних тенейджеров. Чтобы освоить это знание им надо было сначала создать хоть семью из нескольких поколений, чтобы сдержать нравственный регресс. Да и социальные нормы способно выработать и закрепить только большое сообщество. А Ева и Адам скушали, а спросить было не у кого. Надо бы у Бога, да стыдно стало... Но это их проблемы. Если деревья росли, значит были нужны. Просто не "здесь и сейчас".
Хотите доказательств? Извольте получить. Бог сказал "смертью умрёте". Смерть - категория зла, безобразия, неправильного(почему иначе мы хотим продлить нашу жизнь). Вот вам Знание - только человек разумный способен осознавать свою смертность. Животные живут, живут, а потом просто умирают, не думая о возможной смерти. Будто бы засыпают. И не боятся, не обдумывают своё прошлое. Поэтому слова "смертью умрёте" - не угроза, а объяснение того, что изменится, если скушать плоды дерева познания Добра и Зла.
А насчёт того, что Бог периодически истреблял людей с помощью болезней и катастроф. Знаете, если вы не моете руки после похода в сортир или строите дом в 10 метрах от реки или в жерле вулкана - сваливать всю вину на Бога, так себе отмазка, вроде как винить судьбу. Вы тогда пните стул на котором сидите - он же тоже виноват(непременно!) в ваших бедах. Вам Бог кто - ваш лакей что ли? Почему мне кажется, что вы всегда были нерешительным или наделали слишком много глупостей. Просто как иначе объяснить ваше желание свалить ответственность за свою жизнь и жизнь человечества на кого-то другого?

Михаил Семенков   29.04.2016 17:56     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, но он отчасти продиктован недоразумением. Дело в том, что я не занимаюсь спекулятивной философией, а исследую конкретные тексты Библии - те, которые, как считается, описывают реальные события. Описания эти, на мой взгляд, противоречат самим себе и другим библейским же текстам. Отсюда следует, что события (если они действительно имели место), происходили как-то иначе. Вот я и пытаюсь реконструировать их так, чтобы полностью сохранить все факты, но устранить противоречия.
Если такой подход Вам кажется неправомерным или в исследовании он нарушается, я готов обсуждать это со всем вниманием.
Однако в Вашей рецензии ничего такого я не заметил, поскольку Вы читаете Библию иначе - как книгу "символов и иносказаний". Можно, конечно, и так, но тогда надо как-то разграничить буквальное и символическое. Чудеса, например, действительно происходили или следует понимать их как "иносказание"? Останавливал ли Иисус Навин солнце, усмирял ли Христос бурю?
Библейский текст, конечно, многоплановый, поэтому для объективного анализа (чтобы не сопоставлять теплое с твердым) надо выбрать какой-то один слой, что я и делаю.
В этом пространстве можно подтверждать свои утверждения развернутыми цитатами, а не субъективными мнениями.
Давайте же еще раз заглянем в текст. Разве он объясняет, зачем Бог разместил рядом с людьми запретные деревья?
Разве слова "дерево познания добра и зла" означают познание "вредного и безобразного"?
В этом рассказе нет ни слова про социальные нормы, поколения, необходимые для их закрепления, зато говорится, что Адам сразу "стал как один из Нас, зная добро и зло".
Ваша ссылка на знание смерти тоже не соответствует тексту. Да, слова Бога "смертью умрете" показывают, что Адам уже знал, что такое смерть. Однако эти слова сказаны ДО употребления плодов, а следовательно, к полученному от них знанию не имеют отношения.
И наконец, последнее. Где в рецензируемом тексте "Грехопадение. Глава 1. Источник бед" Вы обнаружили утверждение, что "Бог периодически истреблял людей с помощью болезней и катастроф"?
Право же, впору закончить Вашим же выражением "смотрю в книгу - вижу... что хочу видеть".

Томас Твин   30.04.2016 08:15   Заявить о нарушении
"время от времени препятствовал их умножению (топил, испепелял, «замыкал чрево», насылал полчища врагов, засухи и
эпидемии)" - это есть в тексте.
А насчёт того, как понимать... Я говорил о том, что не все книги символичны. Допустим скрижали закона существовали и жертвы в иерусалимском храме приносились по установленному распорядку. А вот геена огненная - не буквально существующее место.
Если бы Адам и Ева знали, что такое смерть, то не стали бы есть плоды того дерева. Ну вы сами бы стали кушать яд, если бы жили в Раю? Сомневаюсь...
А как иначе понять, что такое Добро, если вокруг нет Зла? Если знаете иной способ, опишите мне его. Я думаю, что эти категории не могут существовать одна без другой.

Михаил Семенков   30.04.2016 10:37   Заявить о нарушении
Принимаю Ваше уточнение насчет "препятствования умножению людей". Да, слова эти есть в моем тексте, но заметьте, - Бог действительно многократно прибегал к соответствующим акциям и при желании можно подтвердить это огромным количеством примеров из текста библейского. Так что я всего лишь констатирую то, что сообщает Писание.
Геена огненная - не самый удачный пример символа, поскольку место такое реально существовало у стен Иерусалима (там сжигали мусор и мертвых животных). Тем не менее, я согласен, что в Библии есть разные слои и лучше их не смешивать. Символы - к символам, реалии - к фактам.
Ну, и добро опознается только тогда, когда существует его противоположность. Только умение различать (а не само зло или смерть) является тем знанием, которое (опять-таки по тексту) должны были получить Адам и Ева после грехопадения. Но получили ли? Домысливать можно разное, но библейский рассказ на этот счет ничего не говорит. Это факт. Да и потомки перволюдей - Каин и др. - не совершали бы преступлений, если бы разумели добро и зло (это так, упрощенно)
В целом, как мне кажется, непонимание между нами сократилось. Или нет?


Томас Твин   30.04.2016 12:23   Заявить о нарушении
Я о той геене огненной, которая упоминается в Откровении. Её ещё теологи Адом называют. А сравнение с реально существующем местом нужно было для понятности.
Вообще-то, Библия в большей степени сборник притч с моральным подтекстом. И доказывать, что такие люди были и с ними происходило описанное, не всегда необходимо. Например, можно ли, подобно Ионе, побывать в брюхе кита и выбраться оттуда живым? Это слишком проблемно. А вот понять подтекст, что нужно верить в то, что люди могут измениться - не так и сложно. И это - истина, которую и статистикой доказать можно сейчас.

Михаил Семенков   30.04.2016 16:45   Заявить о нарушении
Знание добра и зла совершенно точно НЕ лишает возможности совершить преступление. По-вашему, ни один преступник не слышал об УК РФ перед совершением убийства или кражи. И это явный бред. Скорее уж идут против закона намеренно, чтобы доказать свою силу, ловкость, ум и прочее. Да и это извечное "не быть таким, как все"... Причин множество. А вот если не знать Зла, то пусть и будешь вечным ребёнком, но намеренно не совершишь преступления или греха. Я почему с вами спорю? Просто я думал много об этом. И написал "Рассказ в семи главах" - первое серьёзное своё произведение. Там много иносказаний, аллегорий, символов, но такой художественный метод мне ближе. Вам будут интересны в основном 6 и 7 главы. Если не хотите - можете не читать. Но это бы многое прояснило в нашем споре.

Михаил Семенков   30.04.2016 16:57   Заявить о нарушении
Я пока не вполне уяснил предмет нашего спора, но мне импонирует Ваше стремление размышлять. Посмотрим, как это преломляется в "Рассказе в семи главах". Сразу - не обещаю, но через несколько дней непременно сообщу Вам свое мнение.

Томас Твин   30.04.2016 20:36   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Томас Твин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Михаил Семенков
Перейти к списку рецензий по разделу за 29.04.2016