Грехопадение. Глава 1. Источник бед

Томас Твин
                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

                Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь его исторический аспект.
                Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
                Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.
                ТО, ЧТО В ИТОГЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, РЕВНИТЕЛЯМ ДОГМ ЧИТАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!!!

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *




                Впервые принцип Вселенского возмездия заявил о себе после грехопадения Адама и Евы. Зло полагалось
                наказать, и его наказали. Злодеи, правда, не желали зла, но преступили некую черту. И вот расплата –
                запретного не обрели, а дозволенного лишились. Как говорится, «Dura lex, sed lex» (закон суров,
                но он закон).
                Загвоздка в том, что никакого закона тогда не существовало.
 
=======================================================
Всевышний
                сначала покарал Адама, Еву, Змея, Каина, человечество, растения, животных
                и лишь потом - спустя тысячелетия – издал Свод законов, разграничивающих Добро и Зло*.
=======================================================

До той поры несмышленые обитатели Эдема руководствовались только пятью указаниями Творца. Изначально Он повелел им
          1. Плодиться
          2. Владычествовать над «братьями меньшими»
          3. Придерживаться вегетарианства
          4. Ухаживать за раем
          5. Не есть с древа познания

В этом списке, как выяснилось позже, имело значение лишь последнее (пятое) повеление. К своей первой заповеди Бог вряд ли относился серьезно: плодить людей он вообще-то не стремился (см. главу «IN COSTA VERITAS»), время от времени препятствовал их умножению (топил, испепелял, «замыкал чрево», насылал полчища врагов, засухи и эпидемии) и милостиво обходился с теми, кто - подобно Ною - не спешил это повеление исполнять. Вторая заповедь не налагала на человека никаких обязательств и, скорее всего, была неосуществима**. Исполнение третьей Бог не отслеживал***, а после потопа и вовсе отменил ее. Четвертая заповедь также особой роли не играла, так как после изгнания Адама райские кущи самостоятельно цвели еще полторы тысячи лет – до самого потопа****. В общем, соблюдение первых 4 заповедей совсем не волновало Законодателя. Лишь нарушение 5-го завета - самовольная дегустация перволюдьми запретных плодов - вызвало у Него гневную реакцию.

------------------------------------------------------
          *Известно, что незнание закона не освобождает от ответственности, но лишь тогда, когда закон установлен,
             действует и ответчик имел возможность заранее ознакомиться с ним. В противном случае осуждение и
             наказание превращаются в произвол и беззаконие.    
             Вероятно, первые зерна правосознания заронило в души прародителей эдемское Древо познания Добра и
             Зла.
             Запретный плод открыл людям глаза, но этого оказалось мало для формирования представлений о
             полноценной нравственности. Возможно, плоды эти пробудили нравственное чутье, включили индикатор
             полезного и вредного, позволили хоть как-то ориентироваться в окружающем мире без поводыря. Однако
             с таким несовершенным «компасом» юное человечество быстро заблудилось. Пришлось Богу очищать
              землю от скверны, а затем вооружать потомков Ноя пятитомным Кодексом.
         **Как, например, должен был владычествовать Адам над Змеем, который был значительно умнее и
           информированнее?
       ***Скотовода Авеля отличал, его коллег не наказывал.
     ****Удалив Адама и Еву, Бог поставил вооруженного Херувима охранять Эдем и древо жизни, но нового
              садовника не нанял.
------------------------------------------------------


Наверное, злополучные плоды остались бы целы, если б Адам и Ева с младых ногтей отличали Добро от Зла: почитали старших (то есть Бога), любили отца своего (то есть Его же), ставили его слово превыше чужого (к примеру, Змеиного) и неукоснительно соблюдали его заповеди. Увы, до Моисеевых скрижалей было еще далеко, нравственный инстинкт спал и разбудить его могли лишь заветные плоды. Что оставалось делать неопытным пращурам? Отец сам завел их в тупик: он требовал от детей следовать неведомой добродетели, но запретил им подходить к древу Знаний - источнику добродетели.

Кому-то покажется, что так заботливый отец оберегал благополучие своих чад: пращуры-де пребывали в блаженном неведении, а вредные знания могли омрачить их счастье. (Сказано же: «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» [Экклезиаст 1:18])*. Случилось, однако, прямо противоположное: идиллию разрушило не избыточное знание, а его дефицит. Райское блаженство с «широко закрытыми глазами» на поверку оказалось хрупким и недолговечным лишь потому, что блаженствующие не ведали ничего иного, кроме благодати.

====================================
Источник бед – два райских дерева
====================================
           Счастливые обитатели Эдема жили в атмосфере перманентного добра, с проблемами не сталкивались и о
           темных сторонах жизни не ведали. Они и не подозревали, что даже здесь, в райской обители таились силы зла
           и разрушения. Так, вероятно, и продолжалось бы «во все дни жизни их», не появись в раю 2 чудодейственных
           дерева – познания и бессмертия. В единый миг они взорвали хрупкую гармонию, ибо привнесли в мир людей
           запрет, обман, искушение, провокацию и грех. Они, эти волшебные деревья, и стали той отправной точкой,
           с которой началось грехопадение.

В самом деле, зададимся вопросом: для кого же Бог взрастил их? Очевидно, не для животных и растений: им ведь не нужны и недоступны плоды, несущие знание и бессмертие**. Самому Богу и Его окружению эликсир жизни и премудрость ни к чему, поскольку они изначально бессмертны и всеведущи. Следовательно, плоды раздора предназначались только для людей. Им предназначены и им же запретны! Так для чего же Бог создал их?

Разместили обоих не на задворках, а в центре рая, не оградили ничем, кроме запрета. Значит, они могли попадаться людям на глаза и искушать их. Запретный плод, как известно, особо сладок и манящ, поэтому в такие минуты Адаму и Еве приходилось крепиться и преодолевать соблазн. Такой благоприятный шанс темные силы упустить не могли.

------------------------------------------------------
              *Правда, свою «печальную» мудрость Соломон просил и получил от Бога и тот одобрил его выбор.
               «В Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе. И сказал Соломон:
                … даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо
                кто может управлять этим многочисленным народом Твоим? И благоугодно было Господу, что Соломон
                просил этого.И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил
                себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, - вот,
                Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не
                было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе»  (3 Царств 3:5,6, 8-12)
                Великому царю случалось не только порицать мудрость, но и прославлять ее:
               «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, -потому что
                приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота»
                (Притчи 3:13-14)
            **Вспомним, что людям Бог назначил в пищу «всякую траву и плод древесный», а животным - только
                «зелень травную».
               «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево,
                у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам
                небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную
                в пищу. И стало так» (Бытие 1:29-30)
------------------------------------------------------

В отличие от неискушенных людей Бог, разумеется, знал, что Его противник всегда готов вмешаться, но…позволил событиям идти своим чередом. Почему же? Стандартный ответ на этот вопрос хорошо известен – так проверял Он любовь и верность людей к их Создателю. То ли наскучила Ему абсолютная гармония, то ли поведение Адама и Евы показалось неуважительным….
Так или иначе, Отец Небесный, образно говоря, протянул через комнату оголенный провод и запретил детям трогать его.
Что и говорить, выглядит сей тест весьма провокационно. К тому же он по сути не оставляет людям ни единого шанса.

Строгий экзаменатор соединил запрет с угрозой («Не ешьте, ибо погибнете» [Быт 2:16-17]) и испытание стало бессрочным. Сколько бы ни крепились Его творения, понять их мотивы уже нельзя: то ли они действительно блюдут запрет из верности Владыке, то ли банально трясутся за свою жизнь*. Поэтому испытание не может закончиться благополучно. В отличие от Иова, которого Господь помучил-помучил и оставил в покое, Адаму и Еве суждено было пасть - рано или поздно.
    
Благодаря змею-провокатору испытание не затянулось до бесконечности, ловушка сработала, и настало время судить тех, кто попался в расставленные испытателем сети. Судил он, надо сказать, не милосердно, а весьма и весьма сурово. Согласно традиционной точке зрения отступники сами наказывают себя – они обретают знание, которое разрушает их наивные представления о мире гармонии и добра и заменяет мучительными сомнениями, неуверенностью в собственной правоте, сожалением об упущенных возможностях, разочарованием в идеалах, страданиями из-за несбывшихся надежд. Перед ними разворачивается целая галерея соблазнов и искушений, влечений и запретов. Им предстоит стыдиться своей наготы и своего проступка, бояться и прятаться от Отца, сомневаться в его правоте и прислушиваться к советам обманщиков, а те вновь станут вводить их в заблуждение…. И поделом ослушникам: они сами открыли ящик Пандоры и выпустили на волю собственные беды.

В таких рассуждениях была бы своя логика, если бы единственным наказанием людей стала «тьма горьких истин».
Однако раз оступившихся наказывают дважды. Верховный Судия не довольствуется мучительным прозрением своих протеже и к их душевным терзаниям добавляет телесные – изгнание из Эдема, тяжелый и неблагодарный труд, скудное пропитание, холод, родильные муки, войну со змеями. Неужто их вина столь велика?

------------------------------------------------------
         *Если бы Адаму и Еве просто приказали: «Не ешьте», - их сдерживало бы одно лишь послушание без примеси
           эгоизма.
           Понаблюдав за ними некоторое время, испытание можно было завершить.
           С помощью другой формулировки - «Если съедите плод, Я погибну» - можно было проверить их любовь к
           Отцу.
------------------------------------------------------



СЛОВО В ЗАЩИТУ ОБВИНЯЕМЫХ

Чтобы объективно оценить тяжесть преступления и адекватность наказания, рассмотрим некоторые смягчающие вину обстоятельства.
Ослушники - Адам и Ева - ведать не ведали, чем обернется их блажь для них самих, тем более – для всего рода человеческого. Они жили в полном благополучии, добросовестно следовали немногочисленным заповедям, постоянно общались с милосердным Богом, который есть любовь. Опыта непослушания, ссор и конфликтов с Вседержителем они не накопили. Откуда бы им знать, что любое повеление Отца надлежит исполнять неукоснительно? И то сказать - любящие родители обычно не наказывают детей со всей строгостью за первую оплошность. Должно быть, верили в снисходительность Творца и наивные Божии создания.

===========================
Запрет был похож на совет
===========================
Они вообще плохо понимали злополучное повеление, в особенности Ева, которая толком не знала даже, на какое «дерево среди рая» наложено табу. Допустим, говоря «среди рая», она имела в виду не весь Эдем, а его середину. Но где ж тот центр и в нем тот плод? Как отличить неприкасаемое от других насаждений? Такая нечеткость важнейшего запрета могла привести Еву к непоправимым последствиям.
    
         Строго говоря, из фразы «произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для
         пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» определенно следует только то,
         что где-то в середине рая растет дерево жизни. Соседствует ли с ним древо познания, неясно. Неясно
         и как обнаружить «середину рая», если она никак не маркирована.
         Обычно мифологический центр мира легко опознать по Мировому дереву, которое возвышается над всеми
         другими растениями, достигает неба, в корнях его - змея, в ветвях – могучая птица Анзуд, в стволе –
         дева Лилит и т.п.
         В Библии тоже упоминаются такие исполины ([Иез 31:3-9], [Даниил 4:7-9]). В отличие от них священные
         деревья рая не имеют никаких особых признаков, кроме пребывания где-то в глубине сада. Таким образом, не
         центр мира опознается по Мировому дереву, а Мировое дерево надо обнаружить по центру сада. Но
         там, в гуще, росло также древо жизни, могли там расти и другие растения (не сказано же, что Бог насадил
         там только древо жизни). Нам неизвестно, показывал ли Бог древо бессмертия Адаму и Еве, отличали
         ли они его от другого, запретного.
         Словно для умножения путаницы, обе святыни лишены даже собственных имен. Кедр, маслина, кипарис,
         смоковница, сикомора, пальма, терновник и неизвестное ныне дерево гофер – все растущее имеет название,
         кроме двух главных деревьев рая!
         Лишь один раз Бог скупо характеризует запретный объект – это средство познания добра и зла [Быт 2 17],
         но как опознать «недотрогу», не отведав его плодов? Придется надкусывать все плоды сада один за другим,
         пока не ощутишь просветления. Только тогда – увы, с опозданием - ты поймешь, что съел запретный плод.
         Во всех остальных случаях объект упоминается так неопределенно («не ешьте плодов дерева, которое
         среди рая», «дерево хорошо для пищи», «не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть», «она дала
          мне от дерева, и я ел», «ел от дерева, о котором Я заповедал тебе» …), что его легко спутать с другими
          деревами.

Смутно звучала и сама угроза. Отец предупредил, что вкусивший от запретного древа «смертью умрет», но не поведал им, откуда ждать беды. Не может же Он порешить своих чад за такую малость. Значит, опасность (например, токсичность) несут сами плоды, но в раю нет ядовитых растений, раз все посажено Творцом. Вот и премудрый Змей уверяет, что красивые плоды не опасны. В общем, маленький кусочек этого лакомства не причинит большого вреда.
Такие рассуждения больше похожи на детские уловки, но по сути перволюди и были еще детьми. Гнев Отца стал для них, наверное, полной неожиданностью.

Особенно сильно должна была поразить изнеженных эдемцев суровость наказания. Адаму, отцу братоубийцы, самому впору сетовать: «Наказание мое больше, нежели снести можно». Свалившиеся на него невзгоды, пожалуй, превосходят доставшееся Каину, хотя преступления сына и отца явно несоизмеримы. Каин совершает особо тяжкое злодеяние – братоубийство. В свою очередь Адам нарушает повеление, которое походит на заботу (неискушенные пращуры вполне могли принять божье повеление за совет и не трактовать его так серьезно, как это принято ныне*). Подобная нечеткость этого то ли запрета, то ли совета о каком-то «дереве среди рая» настраивала Еву на беспечный лад и облегчала задачу искусителя. Короче, Богу следовало запрещать яснее или заранее поставить вооруженного Херувима в центре рая, а еще лучше - вовсе не высаживать ненужных и опасных деревьев.

Заметим напоследок, что помимо наивности пращуров, нечеткости запрета и провокативности древа, смягчает вину Адама и то, что он десятилетиями стойко противостоял искушению** и сдался только под давлением жены и хитрого провокатора.
Роковая «капитуляция» Адама описана так скупо, что судить о его мотивах и действиях практически невозможно. Ясно одно - лично он плодов не срывал. Запретное угощение Адам принял из рук жены и, возможно, не знал, чем она потчует его. Значит, он мог стать жертвой обмана и согрешить непроизвольно. В таком случае его вообще не в чем упрекнуть.
;
------------------------------------------------------
       *Такие объявления - «Не трогай! Опасно для жизни», «Не подходи! Убьет!» - нередко встречаются на
         трансформаторных будках и силовых щитах. Те, кто этим предупреждением пренебрег, иногда по
         неосторожности получают удар током. Никакого дополнительного наказания пострадавшие не несут. В нашем
         случае запретное дерево аналогично трансформатору, а нарушители – легкомысленным озорникам.
    **Первые поколения патриархов начинали заводить детей в 70-100-150 лет (самым молодым отцом был Енох,
        родивший Мафусаила в 65 лет). Следовательно, Адам родил своего первенца – Каина – в возрасте 60-70-100
        лет.
        Грехопадение случилось чуть раньше, а значит, около 60-70-100 лет Адам проявлял послушание.
------------------------------------------------------

   


Продолжение в http://proza.ru/2016/04/29/515.


(полную версию книги "И АЗ ВОЗДАМ" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).