Рецензия на «Христос был Пророком на Руси» (Андрей Лучник)

Добрый день, Андрей. Единственной альтернативой фашизму, радикальному "исламизму" и другим тоталитарным идеологиям является рационализм, вера в науку и социальный прогресс (данная идеология представлена европейским демократическим и социал-демократическим движением). Религиозное мышление иррационально,а фашизм и мессианский коммунизм квазирелигиозны - в этом одна из причин жестокости к инакомыслящим. Основные мировые религии появились задолго до 1500 года. Борьба между митраизмом и христианством, распространение ислама,Крестовые походы, война между шиитами и суннитами, гонения на конфуцианцев и буддистов - всё это факты мировой истории,всё это было задолго до 1500 года, и всё это связано именно с глобальным распространением религиозных концепций. Да, изобретение печатного станка стало поворотным событием, но это событие (стоящее в том же ряду, что и изобретение колеса и ветряной мельницы) в итоге привело не к унификации, а к плюрализму, разнообразию, возможности получения различных знаний. Устная проповедь безграмотной пастве, внушение, основанное на авторитете проповедника - вот основы формирования массового религиозного (либо квазирелигиозного) иррационалистического мышления до изобретения печатного станка. Новое время ознаменовано развитием рационалистического мышления, и следствием этого была секуляризация.

Дмитрий Воблин   16.10.2015 11:45     Заявить о нарушении
Коран написали европейцы?
Спасибо, что "просветили".

Гульмира Жамантикова   16.10.2015 11:16   Заявить о нарушении
Уважаемый Дмитрий!
Я представитель естественных наук (доктор биологических наук по специализации генетика). Поэтому, "рационализм, вера в науку и социальный прогресс" являются основой моего мировоззрения.
Действительно, "религиозное мышление иррационально, а фашизм и мессианский коммунизм квазирелигиозны". Именно об этом я и пишу. Однако, я прекрасно понимаю, что даже в наш просвещенный век народные массы жаждут иррациональной веры. Это порождает и фашизм и радикальный "исламизм", особенно в эпоху глобальной информатизации общества. И я не собираюсь поддерживать догматические концепции всяких там -измов.
Именно поэтому я и обратился к ДИАЛЕКТИЧЕСКОМУ мировоззрению, которое с одной стороны не лишает людей столь желанной для них веры, но с другой стороны, прекращает "жестокость к инакомыслящим", как вы образно выразились.
Я привел пример двухпартийной религиозной системы, которая возникла в Европе в 1517 году. Это обеспечило невиданный экономический прогресс и мир между людьми (после 100-летней войны). Теперь это просто превратилось в двухпартийную (ДИАЛЕКТИЧЕСКУЮ) политическую систему, которая обеспечивает экономическую свободу и отсутствие "жестокости к инакомыслящим".
В России такая система существовала до патриарха Никона. Уничтожение древней диалектической религии Владимиро-Суздальской Руси ввергло нашу страну в катастрофу.
ПСАЛМЫ - это пример высочайшего гуманизма к инакомыслящим, гонимым, слабым и больным, выраженный в высокой поэтической форме (если Вы читали мои переводы на этой страничке). Религия Псалмов - диалектична. И это разом убивает всякую возможность у кого бы-то ни было "приватизировать Бога". С другой стороны - это самая древняя монотеистическая религия "для всех", что обеспечивает ей уважение в любой современной конфессии.

А Ваше предложение победить радикальный "исламизм" с помощью "рационализма, веры в науку и социальный прогресс" - это, извините меня, - просто утопия!

Вероубеждению эктремалов можно противопоставить лишь сильную идеологию (веру), но не догматическую, а диалектическую. СИЛОЙ ОРУЖИЯ РАДИКАЛЬНЫЙ "ИСЛАМИЗМ" (Глобализм) НЕ ПОБЕДИТЬ! Тем более, что в Коране написано, что ПСАЛМЫ - это святое для любого мусульманина (суннита, шиита, вахаббита и т.д. и т.п.).
Вот только нет у них понятных переводов на понятный им язык. Теперь есть и для российских мусульман (одобрено главным муфтием РФ) и для всех всех остальных (английский язык международен, а мои переводы на английский были одобрены Международным Институтом Перевода Библии (Стокгольм). И музыка красивая есть.

Переводы были также одобрены главным раввином Московской Синагоги, Патриархом Московским Алексием II (и в письменном виде Издательским советом Московского Патриархата). Единственное препятствие - запрет на русский язык, который сохраняется до сих пор, со времен патриарха Никона. Получается, что по-русски мусульманам, евреям, католикам и протестантам можно, а православным - нельзя.

В этом просматривается очередной "глобализм", - прямое наследие диктатуры КПСС.

(В следующий раз читайте рецензируемые Вами статьи более внимательно, пожалуйста).

Андрей Лучник   16.10.2015 12:12   Заявить о нарушении
Уважаемый Андрей!
Да, к сожалению, не смог пока ознакомиться с Вашими переводами. Уверен, что Вы делаете нужное и полезное дело, о чем говорит признание Ваших трудов на таком высоком уровне. Однако не смог пройти мимо некоторых Ваших утверждений, касающихся культурологии и истории, которые мне показались, мягко говоря, не бесспорными. Извиняюсь, если чем-то задел Вас. Осмелюсь остаться на своей точке зрения, что религиозный экстремизм можно победить только с помощью "рационализма, веры в науку и социальный прогресс". Там где на месте кишлаков стали строить электростанции, школы, больницы и университеты, стал повышаться образовательный и материальный уровень населения, влияние религиозных радикалов стало значительно меньше. Ни одна из постсоветских Среднеазиатских республик не стала ( и, надеюсь, не станет) вотчиной экстремистов. Радикальные религиозные течения стремятся к консервированию социальных отношений по типу средневековья, им не нужны ни современная наука, ни прогресс. Безусловно, вера необходима, и она должна быть исполнена гуманизма и терпения к адептам иных вероучений. К сожалению, современный гуманизм находится в глубоком кризисе, и, скорее всего, нас ждут впереди большие потрясения.

Дмитрий Воблин   16.10.2015 13:08   Заявить о нарушении
По-вашему, электростанции, больницы - это непременные атрибуты гуманизма?
На мой взгляд, гуманизм - это больше чем уклад жизни. И нельзя бороться с радикализмом с помощью школ, больниц и электростанций. Это неправильная постановка проблемы.

Гульмира Жамантикова   16.10.2015 13:14   Заявить о нарушении
Уважаемая Гульмира! Электростанции и больницы это атрибуты современного нормального уровня жизни. Вернее даже - это уже базовые основы такого уровня. О каком гуманизме может идти речь, если мы в 21 веке не можем вылечить своего ребенка или отапливаем свое жилище дровами? Да, гуманизм это больше, чем культурные и материальные блага, но там, где к таковым благам нет доступа, находится почва для роста антигуманных явлений. Вспомним Германию 1920-30-х годов - девальвация валюты, безработица, обнищание населения. И вот появляется фюрер, с простыми ответами на сложные вопросы. Что было дальше хорошо известно.

Дмитрий Воблин   16.10.2015 13:27   Заявить о нарушении
Суть не в этом. Вы говорите о проблеме терроризма в обществе. Но её не решить только с помощью создания комфортных условий жизни. Утверждать так - значит не договаривать или попросту лгать.

Гульмира Жамантикова   16.10.2015 14:08   Заявить о нарушении
Гульмира, я и не утверждаю, о том, что проблему терроризма можно решить только с помощью создания комфортных условий. Известно о том, что немало террористов - выходцы из обеспеченных и даже богатых семей.Но это скорее отщепенцы, это не его массовая база. В наше время террор становится массовым явлением. Однако у кого больше "шансов" стать марионеткой в руках террористических кукловодов - у нищего и безграмотного человека или у образованного и состоявшегося? Проблема, конечно, шире. После падения СССР, пропала вера в социальный прогресс (на самом деле эта вера исчезала постепенно еще в 70-80-е годы), в поступательное развитие человечества. Образовался вакуум веры, который на фоне бездуховности общества потребления стал заполняться вероучениями самого различного толка, в том числе и экстремистскими.

Дмитрий Воблин   16.10.2015 14:30   Заявить о нарушении
Вот это уже ближе к сути проблемы! И чем Вы предлагаете заполнить вакуум веры?

Гульмира Жамантикова   16.10.2015 14:38   Заявить о нарушении
А в ответ... вакуум.

Гульмира Жамантикова   16.10.2015 15:47   Заявить о нарушении
Извините, был занят. Я не пророк, не революционер, могу только предполагать. Очевидно, что современная капиталистическая либеральная система, основанная на стимулировании безудержного производства и потребления, и пропаганде эгоистического индивидуализма, заводит человечество в тупик. На смену современным представлениям должна прийти система веры, основанная на научных знаниях, экологическом самосознании и гуманистических представлениях. Вероятно, это будет обновленный социализм (в эпоху перестройки много писали о теории конвергенции, слияния капитализма и социализма. Многие страны Запада, а также Япония, уже давно живут по таким принципам). Возможно, эта система вберет в себя элементы из мировых религий. В любом случае, необходимо рационализировать систему производства и потребления, и распределения материальных благ.

Дмитрий Воблин   16.10.2015 18:15   Заявить о нарушении
Я совершенно согласна с Вами. Но для этого необходимо, чтобы научное сообщество признало Бога и постаралось понять религиозную точку зрения, а религиозные деятели постарались понять научную позицию по этому вопросу. Т.е. необходим консенсус. А пока Вы будете рассматривать Священные писания исключительно как литературные и поэтические произведения и делать заявления вроде того, что Коран написали в Европе, а арабы у них переписали... какой может быть диалог?

Гульмира Жамантикова   16.10.2015 19:14   Заявить о нарушении
Вы ошибаетесь, Гульмира, я не делал такого заявления, что "Коран написали в Европе". ) Безусловно, без веры в Бога жить сложнее, это признают те же психологи. Социальная система, построенная на атеистическом рационализме 20 века потерпела крах, этого нельзя отрицать. Мировые религии могут дать ответы на многие вопросы человеческого бытия. Что касается ислама, то эту религию можно назвать социализмом средневекового Востока. Идеи социальной справедливости выражены в этой религии изначально, что делает ислам для многих привлекательным и поныне.

Дмитрий Воблин   16.10.2015 20:06   Заявить о нарушении
Не Вы, а автор обсуждаемой статьи утверждает, что Коран был написан в Европе. Вы же не сочли нужным сделать критическое замечание. А сравнивая ислам с социализмом, Вы низводите религию (любую, не только ислам) до социального устройства. Религия есть гораздо большее и всеобъемлющее, чем просто социальный или психологический феномен. Это больше, чем просто наука или духовная практика. Невозможно понять Бога без страстного стремления постичь смысл жизни, бытия, сослужить пользу своим существованием, не навредив при этом остальным. Это стремление к гармонии, к счастью, чтобы Бог был тобой доволен и совесть спокойна перед смертью.

Гульмира Жамантикова   16.10.2015 20:29   Заявить о нарушении
Вы очень категоричны, Гульмира. Для меня слово "социализм" означает не просто "социальное устройство", социальный или психологический феномен. К сожалению, сейчас это слово обязательно ассоциируется со словами "ГУЛАГ", "репрессии", "сталинизм" и тд. Возможно, что и Вы так понимаете это явление. На самом деле это тоже система веры, хотя это, конечно же, не религия, но все же вера. Миллионы людей боролись, трудились, страдали и отдали свои жизни за попытку построить этот "рай на земле". А про то, что социализм, в значении более справедливого мироустройства, присущ исламу (как и другие его многообразные положительные стороны) с первых дней, писали многие исламские богословы и философы.

Дмитрий Воблин   16.10.2015 21:01   Заявить о нарушении
Создание СССР было прекрасной попыткой построить социальный рай на Земле, но отрицая Бога, люди не смогли добиться этой благой цели. Чтобы понимать, что такое справедливость, нужно научиться быть объективными, а люди в большинстве своем лишены этого свойства. Именно поэтому они не способны жить в мире, и объединяются в государства лишь против кого-то, против внешней угрозы - настоящей или мнимой.
Правильное прочтение и понимание Священных писаний (именно как откровений от Бога, а не как литературные произведения) - ключ к истине, а значит к объективности. Если Вы читали Евангелия или Коран, то должны были заметить, что понятия добра и зла там часто меняются местами. В одном месте говорится о любви к ближнему, в другом о необходимости войны, ненависти к родным и близким ради Бога и т.д. Это не противоречие! Это так и должно быть. В ходе прочтения душа закаляется, многократно кидаемая из жара в холод, из добра во зло, и в конце концов, приходит понимание объективного добра и объективного зла. Это то, что невозможно объяснить словами, но можно почувствовать на весах совести. И человеку верующему нет необходимости читать законы и заповеди, потому что он обладает тончайшим нравственным чутьем, которое позволяет точно различать, где убийство во зло, а где во спасение, где правда во зло, а где ложь во спасение.

Гульмира Жамантикова   17.10.2015 07:59   Заявить о нарушении
Каждый приходит к Богу своим путем.
Как мне кажется, не обязательно быть глубоко верующим человеком,
чтобы быть человеком нравственным. Довелось повидать атеистов, которые
всю жизнь совершали прекрасные благородные поступки, и людей, якобы глубоко верующих,
которые творили дурные дела. Так кто из них ближе к Богу? И что такое "объективное зло"
и "объективное добро"? Вероятно истинно верующий человек и обладает тончайшим нравственным
чутьем, но нет ли в его уверенности в своей вере искушения гордыни, если он считает, что ему
"нет необходимости читать законы и заповеди"? Истории известно слишком много фактов, когда
люди под знаменем своей веры творили то, что действительно можно назвать "объективным злом".

Дмитрий Воблин   17.10.2015 14:23   Заявить о нарушении
Искушение гордыней опасно только для амбициозных людей. А людей скромных и адекватных вера только улучшает.

Гульмира Жамантикова   17.10.2015 19:47   Заявить о нарушении
Гульмира Жамантикова - мудрая женщина!

Андрей Лучник   17.10.2015 23:11   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Андрей Лучник
Перейти к списку рецензий, написанных автором Дмитрий Воблин
Перейти к списку рецензий по разделу за 16.10.2015