Рецензия на «К вопросу об общинной форме правления в россии» (Михаил Чернышов)

http://www.proza.ru/2015/02/01/516

Некоторые мои оппоненты опасаются каких-то внутренних причин невозможности создания благополучных социальных систем, ссылаясь на неизбежность кризисов, на нежелание людей работать на тяжёлых, вредных и опасных для здоровья производствах, ибо невозможно опираться на сознательность масс без кнута и пряника, да и вседозволенность с опорой на богатство и власть - это как наркотик! А как лечить такую наркоманию?

А как это делается в Норвегии, Исландии и в других социально развитых странах? Если рабочих мест больше нет, а производства необходимы? Разве обездоленность и социальные гарантии это не кнут и пряник? А богатство, как и незнание законов, от ответственности перед народом не освобождает, если законы СОБЛЮДАЮТСЯ!!!

А кризисов при сокращении монополии капитала и при монополии закона о социальных гарантиях при исполнении своих обязанностей на рабочем месте в общественной экономике при соблюдении всех норм безопасности труда быть не должно!!! Ибо если количество выпускаемой продукции соответствует нормам по удовлетворению насущных потребностей населения, то о каком экономическом кризисе может идти речь??? Социально-экономические кризисы развиваются только от несоответствия между товарной и денежной массами при удовлетворении населением их потребностей. А если кто-то хочет кормить тунеядцев, то пусть кормят, только как потом эти тунеядцы будут жить при потере кормильцев, что они заработают на старость? Камеру в тюрьме, если будут воровать и нарушать ЗАКОН?

Аникеев Александр Борисович   01.02.2015 12:12     Заявить о нарушении
М.А Бакунин.

Главным идеологом революционного народничества на основе общинного устройства общества некоторые отечественные исследователи считают М.А. Бакунина (1814-1876) , с именем которого связано возникновение русского анархизма. Будучи талантливым публицистом, оратором, пропагандистом революционных идей, он всю свою сознательную жизнь посвятил борьбе за социальное освобождение трудящихся от наёмного рабства. Бакунин считал, что никакая теория не может представить народу идеал его будущего справедливого общества, что если в какой-либо стране в самом народе не сложился такой идеал хотя бы в основных чертах, то не следует и мыслить о возможности социальной революции в этой стране. Идеал этот, по убеждению мыслителя, выдвигается из самой глубины народной жизни, представляя собой «результат народных исторических испытаний, его стремлений, страданий, протестов, борьбы и вместе с тем есть как бы образное и общепонятное, всегда простое, выражение его настоящих требований и надежд». Данное суждение Бакунина весьма актуально и для современной российской действительности, когда безуспешно предпринимаются попытки найти новую общенациональную идею, способную объединить не только прогрессивную политическую элиту, но и широкие слои населения страны.
На полное решение проблемы социальной справедливости, полагал Бакунин, и в этом с ним трудно не согласиться, уйдут столетия: «Но история выдвинула ее, и отныне мы не можем оставлять ее без внимания, не обрекая себя на полное бессилие». Исходя из этого он четко сформулировал задачу, стоявшую перед революционерами-народниками, которую можно считать классической формулой социальной справедливости, являющейся актуальной и для России начала XXI века: «Организовать общество таким образом, чтобы каждый индивид, мужчина или женщина, находил почти равные средства для развития своих различных способностей и условия для их применения. Создать такие законы в устройстве общества, которые сделали бы невозможным для всякого человека, кто бы он ни был, эксплуатировать другого человека и безраздельно пользоваться общественным богатством, являющимся, в сущности, продуктом труда многих людей, а позволяло лишь в той мере, в какой он своим трудом непосредственно способствовал его созданию».

На пути к решению поставленной задачи, т.е. создания социалистического общества, а «социализм - это и есть справедливость», полагал Бакунин, стоит главное препятствие - деспотическое государство со всеми его церковными, политическими, юридическими, военными, бюрократическими и иными учреждениями, которое необходимо разрушить в ходе социальной революции и заменить его свободной федерацией вольных рабочих, земледельческих и фабрично-ремесленных артелей и ассоциаций. Бакунин даже не предполагал, что можно сделать так, чтобы не только народ был для государства, но и государство было для народа, когда объединённый народ воспитывает, обучает и выбирает на конкурсной основе грамотных управленцев как в отдельных общинах, так и всей страны для её благополучного развития и не позволяет управлять общественными делами бездарям. Нет сомнения, что для этого народ должен быть не только социально и политически грамотным, но ещё и сплочённым, хорошо организованным своей партией для борьбы против несправедливости, могло создать государство с такими целями, чтобы право на труд каждому гарантировало и право на социально-коммуникационные и интеллектуально-духовные блага достойно своего труда. А так как человек животное общественное, то и ответственность должна быть у каждого перед обществом и у общества перед ЧЕЛОВЕКОМ!!!

Отрицание не только «деспотической», но и вообще любой государственности сложилось у Бакунина на основании убеждения в том, что государство - это насилие, притеснение, эксплуатация, несправедливость, возведенные в систему во имя абстрактной и мифической идеи всеобщего блага, идеи не подтверждённой конкретными социально-экономическими позициями для конкретного человека, а прикрываясь только общими словами, что "всё для человека, всё для блага человека!". И при "советском социализме" многие знали этого человека в лицо...
Государственная власть как «торжествующая несправедливость», по убеждению Бакунина, исходит от религиозной власти, т.к. «государство - младший брат церкви». Там, где начинается государство, считал он, кончается индивидуальная и коллективная свобода, и наоборот, свобода человека, расширение его прав приводят к переделу сфер влияния государственной власти. Государство несет людям «самое вопиющее, самое циничное и самое полное отрицание человечности».

Теоретик анархизма НИКОГДА не отождествлял общество и государство. «Общество, как естественный способ существования определённой совокупности людей, первично независимо от всякого договора людей и движущей силой развития общества выступает инстинкт солидарности, а государство вторично и им движет инстинкт власти правителя!» - писал Бакунин. Он считал, что общество функционирует на основе естественных законов, а государство - искусственных, бюрократических. Государство с помощью своих законов и путем создания централизации, бюрократии и репрессивных органов постоянно стремится быть над обществом. «Государство, - пишет Бакунин в работе «Государственность и анархизм», - окончательно раздавило, развратило русскую общину, уже и без того развращенную своим патриархальным началом... Под его гнетом само избирательное право общины стало обманом... При таких условиях последние остатки справедливости, правды, простого человеколюбия должны были исчезнуть из общин, к тому же разоренных государственными податями и повинностями и до конца придавленных государственными законами и начальственным произволом». Отсюда выводы, сделанные Бакуниным: единственным выходом для отдельного крестьянина является разбой, а для целого народа - всеобщий бунт, восстание против несправедливости. А чтобы не было стихийных бунтов и напрасных жертв, прогрессивно мыслящие молодые интеллигенты должны «идти в народ» и объяснять людям цели справедливого общества и готовить социальную революцию. Следовательно, по Бакунину, уничтожение всякой государственности выступает в общественной практике как основной способ разрешения всех социальных проблем, включая и проблему утверждения социальной справедливости. Идеалом справедливого общества для теоретика анархизма было безначалие, безгосударственное федеративное устройство общества, для достижения которого необходимо было ликвидировать государство.

В силу насильственной и антигуманной природы государства, Бакунин рассматривал его как искусственное, но исторически неизбежное образование, которое покровительствует экономически привилегированным слоям общества в деле эксплуатации народа. Для народа, подчеркивал Бакунин и в этом принципиально расходился с Марксом, государство всегда будет тюрьмой. Он опасался того, что представители народа, получив государственную власть и не внедрив законом социалистические принципы, не формируя социалистическую законность, «станут смотреть на чернорабочий мир с высоты государственной» и будут в правительстве «представлять уже не народ, а себя и свои притязания на управление народом», извратив сами цели социалистической революции и, как показала жизнь, его опасения подтвердились...
Выступая с критикой марксистского учения о диктатуре пролетариата, М.А. Бакунин заявлял, что между государством диктатуры пролетариата и буржуазной государственностью нет принципиальных различий. Государственная власть развращает всех, независимо от их классовой принадлежности. Более того, новая революционная власть может быть «еще более деспотичной, чем прежняя». Диктатура пролетариата может стать «красной бюрократией» и диктатурой пролетарских чиновников или пролетарской партии, а пролетарский вождь - превратиться в «диктатора-императора» и это его убеждение не лишено оснований.

Резюмируя взгляды М.А. Бакунина на социальную справедливость, следует отметить, что в них содержится немало ценного и рационального, а критика несправедливого характера российского государства того времени и определение путей его революционного переустройства на социалистических началах весьма не однозначны. Анализируя российские экономические отношения как объективные основы угнетения российского народа, он не выявляет новых тенденций в развитии сельского и промышленного пролетариата как зарождающегося революционного объединения трудящихся масс. Для него русская община хоть и не выступает неким образцом для формирования нового общества, но основой должна быть всё та же русская община на принципах управления снизу вверх через народные сходы, где слово мудрых старейшин должно быть понятным каждому и являться чуть ли не законом в общине, которая должна быть очищена от всех её отрицательных сторон, общине, в которой право на труд всем определяет и право на жизнь достойную труда. А объединение таких общин с единой целью развития всего общества и должно составлять структуру всей страны, что сегодня подтверждается развитием Швейцарии, Финляндии, Швеции, Канады и других социально развитых стран, основанных на развитии такого объединения общин с едиными целями и законами своего развития.

Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. [Сборник]. М., 1989. С. 92.
Цит. по: Бороноев А.О. Классики российской социологии / А.О. Бороноев, М.Б. Глотов. СПб, 2006. С. 38.
Бакунин M.A. Указ. соч. С.36. 40.
Бакунин Михаил. Избр. соч. в четырех томах. Т.1. Славянский вопрос. Федерализм. Социализм и антитеологизм. Лондон, 1915. С.115-116.
Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. С. 87. С.518

Аникеев Александр Борисович   10.02.2015 11:34   Заявить о нарушении
Вы пишете - "А теперь обратимся к классикам. Случился кризис, и стали вдруг вспоминать К. Маркса. Вот, видите ли, он какую хорошую книгу написал. Но почему же тогда эти идеи нигде не показали своей эффективности? А не показали потому, что он в своей теории отвергает институт семьи. По Марксу рабочая сила является товаром. Но это на самом деле не так. Рабочий представляет не себя, а семью, он работает не только на себя, а на свою семью."

Но продаёт-то он СВОЮ РАБОЧУЮ СИЛУ И МАСТЕРСТВО!!! И именно за ДЕНЬГИ!!!

Дальше выпишете: - "А если следовать Марксу, то рабочий в своей семье «производит» основной товар – рабочую силу.

Может быть объясните мне, дураку, как выглядит это "ПРОИЗВЕДЁННАЯ РАБОЧАЯ СИЛА" в семье???

«А если следовать Марксу, то рабочий в своей семье «производит» основной товар – рабочую силу. А значит, семья должна иметь все возможности для нормального воспроизводства в виде дома, продовольствия, промышленных товаров, работы.»

За что, за эту "ПРОИЗВЕДЁННУЮ РАБОЧУЮ СИЛУ???

Рабочий при капитализме производит ТОВАР, либо в виде ПРОДУКТА, либо в виде УСЛУГИ!!!

А уж как распорядится ХОЗЯИН ЭТОГО ТОВАРА, даже он сам иногда точно не знает, уж как получится... НО ПРОДАТЬ ЕГО КАК-ТО НАДО!!!
Причём вы добавили, что за его рабочую силу его семья должна иметь и РАБОТУ!!!

Это, пожалуйста, тоже объясните!!!

Аникеев Александр Борисович   20.02.2015 21:16   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Михаил Чернышов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Аникеев Александр Борисович
Перейти к списку рецензий по разделу за 01.02.2015