Рецензия на «Слова, образованные библейским ивритом» (Леонид Цальман)

За медовое слово спасибо, Леонид! Вчера я разговаривал с родновером, адептом славянской религии, он тоже "историю" выводит из Торы, но уже в ругательном смысле. А православные избегают слов "администратор", "адрес", "адъютант", потому что боятся ада. И реформаторскую приставку "бес" не употребляют, а пишут по дореволюционным правилам - "без", чтобы нее нарваться на бесовщину. Это от суеверия и невежества. Но и специалисты, филологи, бывают беспомощны в значении слов. Я как-то задал вопрос Марине Королёвой, заместителю редактора ЭХА Москвы: кто жнёт супружескую половину - жених или жена, сославшись на жен, по-древнерусски серп, орудие жатвы. Но она, по образованию лингвист, не смогла вразумительно ответить. А всё просто: Бог творит всё парами, вдвойне, чтобы каждый выигрывал из этой связи благо. Жатва, женитва, женитьба - это ведь еда, едьба друг друга, в этом и заключается удовлетворённость. Но хлебают не только половыми органами, но и устами. Почему "поцелуй", как и "исцеление" одного корня? Потому что в единстве только благо, сила и т.д.

Виктор Долгалев 2   30.11.2014 11:28     Заявить о нарушении
Вот некоторые пословицы и поговорки из Словаря В.Даля со словом «тороватый»: «Не богатый кормит, тороватый», «Не богат, да тороват», «Тороватого от богатого не распознаешь», «Не богат, да тороват (прибавляют гостям рад)», «Не проси у богатого, проси у тороватого», «На что мне богатого, подай тороватого!». Согласно Словарю Даля «тороватый» – это «великодушный, щедрый …бережливый» человек. Характеристика человека с высокими духовными качествами не имеет отношения к слову «тереть»; уж точно, он – не «тертый калач».

Леонид Цальман   27.11.2014 23:10   Заявить о нарушении
Ссылаться на пословицы, как на доказательство, неубедительно. Священное Писание противоречиво, диалектично, а уж пословицы тем более. Не всякое лыко - в строку. И Вы, конечно, подбираете для плетения доказательств нужное лыко. Но сам Даль даёт второе значение слова "ТОРоватый" по корню: расТОРОПный, наТОРелый, ловкий, проворный. Впрочем, я не буду спорить с Вами, что, казалось бы, будничные слова не сакральны. Слово "богатый", которое Вы через пословицы пытаетесь принизить, как и "убогий", произошли от слова "Бог". Как тропа и затор, путь и паутина, жертва и жратва, корни и крона, праздник и поражение, сила и слабость, истина и истукан, идеал и идол, радость и рыдание, преданность и предательство, ядь(еда) и яд, страсть и старость, жалость и жало, рождество и разруха. Морфологическая схожесть этих диалектичных слов указывает на ПУТЬ, ИСТИНУ И ЖИЗНЬ, что они только вехи на пути: Истина - то, что ищется, а не то, что обретается. Потому-то и слово "труп" однокоренное к "тропе", к "трапу": ЕСТЬ ПУТИ, КОТОРЫЕ КАЖУТСЯ ЧЕЛОВЕКУ ПРЯМЫМИ; НО КОНЕЦ ИХ - ПУТЬ К СМЕРТИ(Притчи 14:12; 16:25).

Виктор Долгалев 2   28.11.2014 09:37   Заявить о нарушении
Я придерживаюсь такого мнения о пословицах:
Пословицы являются одним из самых древних жанров народного творчества. Пословицы никуда не записывались, а передавались из уст в уста, поэтому их главной особенностью является лаконичность и точность передаваемой информации.

О значении слова «богатый» придерживаюсь следующего мнения.

Словарь В.Даля, запись «богатство»: «ср. множество, обилие, изобилие, избыток, излишество. Богатство урожая. Богатство мыслей. | Обилие имущества, животов, денег, яросл. костр. богасьво, арх. богачество, ниж. богатество, ряз. богатель ж., зап. богатье ср. (см. также багатье), животы, имение, имущество, достаток, достояние, состояние; достаточность, зажиточность; предметы, составляющие имущество человека, и самый быт, состояние зажиточного; противопол. бедность, недостаток, убожество, нищета, нужда, нужа. … Пышность, великолепие, роскошь. Украшения храма славятся богатством. Богатый, богатущий сев., богатенный ряз. обильный, изобильный, избыточный, многий. Богатая жатва. Богатая медная руда. Богатое воображение. | Обладающий большим имуществом, имением, богатством. Мужик богатый, что бык рогатый, зазнается. … И богатенек, да скупенек. Богатый - ума купит; убогий и свой бы продал, да не купят. Муж жену любит здоровую, а брат сестру богатую. Кто тороват, тот не богат. На что мне (или: Не надо мне) богатого, подай тороватого. Не проси у богатого, проси у тороватого. Не богатый кормит, тороватый…».

Леонид Цальман   28.11.2014 17:12   Заявить о нарушении
Леонид! Вы такой же буквалист, как и Борис Хаимович Левин, с которым я на страницах Самиздата безрезультативно дискутирую. Вы считаете книжное и энциклопедическое знание исходным, а я образное за основу беру. Кто, например, по мне богатый, избыточествующий? Это не только состоятельный человек по сравнению с неимущим. Но это и мужчина по сравнению с женщиной, начальник по сравнению с подчинённым, голова по сравнению с хвостом, пращур по сравнению с потомком и т.д. Действительно, такая субординация или иерархия существенна в мире. Но в Боге всё как раз наоборот: последнее становится первым. За счёт периодики, когда конец неоднократно соединяется с началом. Какой бы мы с Вами сегодня богатый дом не построили, какую бы продвинутую киберновинку не изобрели, назавтра это окажется хламом для мусорки.

Виктор Долгалев 2   28.11.2014 18:24   Заявить о нарушении
Виктор! Спасибо за Ваши комментарии.

Леонид Цальман   30.11.2014 10:44   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Леонид Цальман
Перейти к списку рецензий, написанных автором Виктор Долгалев 2
Перейти к списку рецензий по разделу за 27.11.2014