Рецензия на «Психология смеха - 2» (Михаил Пушкарский)

Как-то Франсуа Рабле так определил сущность человека, сказав о нём, что это животное. которое смеётся.
Говорить про смех, наверное, то же самое,что прочитать большую лекцию про тишину.
И там и там, с позиции науки возможно, а в жизни смешно.
Впрочем - это не суд
Такие рассуждения, может, имеют смысл, или он не сходу, но потом проявится.
Спасибо.
С уважением

Александр Симаков   16.07.2013 20:56     Заявить о нарушении
Юмор представялет собой настоящую загадку.
(Robert Latta)

Смешное является одной из неразгаданных проблем философии.
(Monro)

У нас по-прежнему нет удовлетворительной общей теории смешного.
(Morreall)

Юмор является всеохватывающей чертой человеческой жизни ... но его природа ускользающа.
(LaFollett & Shanks)

... теория юмора - трудный орешек.
(Станислав Лем)

Сокровенная тайна смеха ... лежит за горизонтом современной науки.
(А.Лук)

Михаил Пушкарский   16.07.2013 23:52   Заявить о нарушении
Я думаю, что Франсуа был не оригинален в своём "определении", даже если он просто пошутил, а не вел речь о "сущности человека". Аристотель оказался проще и достойнее, высказав замечание, что смех присущ только человеку. И это ли не повод для размышления?!
Хотя, не помню кто, из исследователей юмора, обратил внимание, что попытка объяснить психологию юмора всегда чревата выглядеть смешным. Бернард Шоу высказал похожее: "тот, кто решится писать о юморе, напрочь лишен чувства юмора".
Но увы "кто не рискует, тот не пьет шампанское"!
И Вы верно предположили, что смысл в "рассуждениях" о юморе может проявиться. Начнем с того, что вы ничего не знали о психологии этого весьма банального явления,а точнее, не могли ухватить его "протеическую" разноликую суть. А теперь что-то становится на свои места... что-то определяется... А вообще, скажу за себя, я не жалею, что заинтересовался этой темой. Это действительно нужно быть досужим психологом, чтобы в этом разобраться. Об этом свидетельствует и история вопроса, и спрос на данный предмет среди студентов психологических вузов для курсовых и дипломных работ.

Михаил Пушкарский   16.07.2013 23:54   Заявить о нарушении
Думаю, непознанного везде полно, везде его тьма-тьмущая.
В общем аспекте - любое чувство представляет интерес. Однако,наибольший, вероятно, кроется в стыковках определённых проявлений. Наверное поэтому наши корифеи психологической школы Л.С. Выготский, А.Р. Лурия стали заниматься "Психологией поведения". Их ученик А.Н. Леонтьев "пошел" еще глубже. Научный интерес и поиск у Алексея Николаевича вылился в "Философию психологии". Кстати, очень интересная книга, которая, бесспорно, носит фундаментальный характер. Есть еще весьма познавательная книга, также претендующая на тот характер Л.Н. Гримак "Резервы человеческой психики".
Касаемо смеха, могут обнаружить обнаружить неожиданные находки стыковки его с "смех и культура" "смех и IQ". Навскидку, "смех" вообще должен рассматриваться и изучаться в таком соотношении. Любой другой, есть не что иное, как болезненное проявление.
Нам не понятны многие причины "американского смеха", им наши. Или над анекдотом
"Сидит заяц на рельсах. Подходит медведь и говорит "Подвинься" кто-то смеётся до потери чувств, кому-то равнодушно и уныло.
Есть смешные жизненные ситуации. Однако, и здесь субъективно. На одну такую написал рассказ.

    "Встал кое-как. Благодаря будильнику и то потому, что тот был на комоде. Был бы рядом прихлопнул бы подушкой и дальше бы спал. Пришлось встать.
    Погасил будильник. До работы оставалось уже около часа. Это, чтобы дойти до проходной. Минут тридцать уйдёт на автобус.
    Побриться не успеет. В трусах долго ходил искал штаны. Все мятые-перемятые. Найденная рубашка оказалась чуть грязноватой.
    Махнул рукой. На душе было тошно. Вчера перебрали. Голова шумела. В нутре сидела злость.
     Выпил чаю с какой-то позавчерашней булочкой, одел курточку, натянул кепку, вышел на улицу.
     На автобусной остановке народу море. Шестёрка подкатила минут через пять. Хоть это хорошо; долго ждать не пришлось.
     Толпа его подхватила и внесла в салон. Стоя в середине начал шарить по карманам абонемент. Наконец-то нашёл. Стал тянуться к компостеру, чтобы закомпостировать. Тот, вот ведь зараза какая, не лез ни в какую. То ли от того, что руки тряслись, то ли от того, что весь был морщинистый. Баба, что была впереди, стала недовольно ёрзать. Наконец не выдержала и сказала на весь автобус.
- Мужчина, Вы на мне уже целый час лежите, а засунуть не можете.
  Что она не понимает что ли, что не специально. Дура бестолковая. Он также, с искренней злостью, и тоже на весь автобус ответил.
- Да как же я тебе его засуну, когда он весь мятый.
   Автобус терпел недолго. Сначала робко, потом всё громче и громче все начали смеяться. Никто удержаться не мог. Кроме него, которого до сих пор обуревала злость и её, которая была в долгих притеснениях этим небритым мужланом, так и не закомпостировавшем свой абонемент в компостере."

Видел людей. которые смеялись над этой историей минут десять. Кому-то кажется пошло.
Помимо этого, смех может быть и как императив. Но, всё-таки, это, скорее инсайдерское, теперешнее состояние. Вековечное, незыблемое чувство, осознанное, Р.Декарт пытался представить относительно "красоты" и, не могло быть иначе, аксиомы не получилось.
А Франсуа Рабле, смех выразил относительно лошади "человек - это лошадь, которая смеётся". Форма, разумеется, юморная. Однако серёзное подмечание заключается в том, что только у человека! есть мимика смеха. Аристотель тоже прав. По сути - оба высказывания об одном и том в синонимичной форме.
С уважением
А. Симаков
08.07.13

Александр Симаков   18.07.2013 03:37   Заявить о нарушении
Михаил здравствуйте.
Если говорить строго, с позиции науки, преимущественно психологии, то юмора, как такового, нет вообще. В смысле некоего стандарта, такого, как математический, либо физический постулат. Юмор всегда соотношение: "юмор - культура", "юмор - IQ", разбавленный настроением. К тому же - это категория субъективно-историческая.
Вообще, относительно этой проблематики, я, наверное, тот романтик, или последний из могикан, или абориген, который как раз этой проблематики и не видит, или, помягче, не понимает. Возможно она существует. Если попытаться с ходу определить больший удельный вес, то, скорее всего, это будет эстетика и филология. Хотя, очевидно есть здесь поле и для философии и её подразделений, ныне претендующих на самостоятельность - культурология, этика, уже названная эстетика. Что же до психологии. Ранее уже упоминал про стыковки и научные разработки отцов психологии. Добавлю лишь конкретики. Это социальная механика.
Резюмируя, могу добавить, моя принципиальная позиция, что если мы действительно серьёзно хотим чего-либо решить надо, для начала, брать на вооружение синергетику, как методику. Потом, почему, собственно, нельзя говорить о применении кибернетической базы, в смысле предсказуемого выхода. В этом случае, убеждён, локомотивом, производным после применения указанной методики, будет политика и политология.
По поводу тишины высказываться легче простого. Столько слов можно поучительных, разъяснительных наговорить про неё. Бесконечно. Причём в разных форменных окрасах. Например - абракадабра. Такая форма мною была применена в рассказе "ПОДВЕНЕЧНАЯ ИСТОРИЯ".
Или вот экспромт, который сам по себе рождается:

"Вот возьму, приду я в лес.
Съем его один, увижу,
Как огромный Сточудес
Слух и глаз мне сладко лижет.

Наслаждаюсь тишиной
И зову к себе в собратья
Образ, выстраданный мной,
Чувства сладкого наитья..."

Или вот такая форма.

"Вы слышали когда-нибудь тишину настоящую?! Нет это не та при которой либо нет никого или шумов нет никаких. Это шорох тишины. Это такое дуновение, при котором Вы, непременно, должны услышать мелодию. Не ту мелодию, где есть "до, ля, си, соль. Фа, ре, ми, ля и до-диез в мажоре иль в миноре". Это тончайшие звуки душевного дуновения, сладостного ощущения, порождающего всевозможные хотения - ...обнять, вобъять; спасти божественным прощением; смеяться, плакать, летать, застыть; прочувствовать всё дальнее, глубинное в себе; взять на руки кружиться, расцеловать в глаза глядеться; покинуть мир в скиту остаться. Такие душевные волны бесконечны. Они не могут быть не в тишине созерцания..."
Это можно продолжать долго. Однако, конечный вопрос будет неизменный. Останется ли здесь место для тишины?
Кстати, этот текст - второй инвариант. Первый писал вчера поздно вечером. Какую-то клавишу нажал случайно и всё стёрлось. Досада. Пришлось заново.
С уважением

Александр Симаков   19.07.2013 04:22   Заявить о нарушении
Спасибо. А я сейчас хотел удалить лишь свой искаженный "случай в автобусе" и вместе с тем удалил другое. Написал сообщение, оно не отправилось и не сохранилось.

Михаил Пушкарский   19.07.2013 16:17   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Михаил Пушкарский
Перейти к списку рецензий, написанных автором Александр Симаков
Перейти к списку рецензий по разделу за 16.07.2013