Рецензии на произведение «Психология смеха - 2»

Рецензия на «Психология смеха - 2» (Михаил Пушкарский)

Уже не раз перечитываю и наконец-то понял, что меня в этой части зацепило. Есть такой этолог Конрад Лоренц. А у него есть труд "Аргрессия". Так вот он выводит эйфорический торжествующий клич гусей к высшей форме ярости. Этот клич служит для выражения общей радости. Смех людей, как можно было бы предположить, если провести параллель и пойти дальше - это тоже форма агрессии перенаправленной в другое русло. Это то, что разряжает гнев и объединяет.
Кстати, у того же Лоренца начинается эта книга с описания инстинкта спаривания у рыб. Так вот у самца инстинкт размножения всегда идет вместе с агрессией, а смех, как все знают несовместим с некоторыми физиологическими моментами.
Таким образом, юмор разряжает и половое напряжение, наверное. Вы гораздо глубже в этой теме. Мои ремарки, скорее, как щепочки в ваш костер. Может пригодятся.

Арчибальд Скайлс   05.07.2018 10:32     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за отзыв. К вопросу праллелей, думаю, правильныо будет подходить с учетом, что со смехом "включается" игровое поведение, которое, также, является стихией смеха. И второй момент, человеческий смех всё же имеет интеллектуальную и социальную природу. В данном ракурсе, я однажды увидел параллель с сигналом тревоги и потребностью сообщить о сенсации.

Михаил Пушкарский   05.07.2018 19:46   Заявить о нарушении
3. У животных существуют коммуникационные сигналы предупреждения об опасности и наоборот, о безопасном, благополучном месте обитания, с питательной средой, так и человек - через свою развитую, на высшей ступени сигнальной и коммуникативной функции, речь инстинктивно расположен делиться с членами своего сообщества всей, жизненно необходимой и эмоционально окрашенной, информацией.
И особенно, как чисто интеллектуальная прерогатива, у человека (уже на уровне инстинкта) заложена потребность сообщать о сенсации или о необычном.

И надо сказать, что социальная природа юмора восходит к этому социальному инстинкту.
Нечто причудливое в среде, тоже, предмет "необычный" и вызывает удивление.

Особенностью комического является его двойная эмоциональная связь с социальным коммуникативным инстинктом: как-будто, в передаче сигнала «тревоги» (из-за внутреннего выброса адреналина) и в передаче сигнала радости – в одном коммуникационном сигнале.
Кроме того, остаётся упомянутая выше интеллектуальная потребность в «сообщении сенсации».

«Смех — всегда радостный «испуг» и радостное «изумление». И в то же время это и эстетическое изумление, прямо противоположное восторгу и восхищению. Радостное изумление со знаком минус» (Ю.Борев).

Михаил Пушкарский   05.07.2018 19:58   Заявить о нарушении
У врановых и у дельфинов есть чувство юмора. По крайней мере гипотеза такая есть. И везде, где я встречал описание юмора животных - там присутсвовала И игра И агрессия. Например ворона смотрит, как дрозд закапывает желудь в землю, чтобы он набух и стал мягче. Она тайно выкапывает его и ждет, когда дрозд прилетит. Ей очень важно заметить его реакцию, когда он недоуменно будет искать свой желудь. Ученые интерпретируют такое поведение вороны, как злорадство. А вот Карен Прайор, известная бихевиористка и дрессировщик, а также автор бестселлера "Не рычите на собаку", описывает, как дельфины разозлившиеся на дрессировщика на глазах у публики им играли. Всем казалось, что это милая забава: они так умело и мило "шутили" с дрессировщиком не давая ему ни всплыть ни утонуть, что никто и не понял, какая это была изощренная пытка. Когда его оставили в покое, он был еле жив. Они его в самом деле психологически сломали. Это из этой книги история.
Вот, надеюсь, Вам был полезен информацией.

Арчибальд Скайлс   06.07.2018 00:52   Заявить о нарушении
Сначала рассмотрим интеллект. Существует граница между интеллектуальными навыками (зачатками) в рамках условных рефлексов, и интеллектом гомосапиенс - способность к абстрагированию, рефлексии и обобщению.
Животные могут понять и запомнить определённые действия и реакцию человека в "общении" и при дрессировке, повторяя эффектные трюки, также, эмоционально откликаясь.
В случае с вороной и дельфинами, из Вашего
примера, их действия, вероятнее всего,
остаются в приспособительном условно-
рефлекторном поведении. Надеясь на
объективность эксперимента, можно
утверждать, что ворона проверяет свой успех, как закрепление навыков в межвидовой борьбе за выживание.
А дельфины - обитатели водной среды,
знают, как нужно топить врагов, спасать своих
и друзей, и наверное, как "воспитывать"...
В обоих этих случаях нет игры социального
семейно-родового и сплачивающего характера.
Видимо, из-за того, что юмор - явление
сложное и многообразное, некоторые учёные-
психологи считают необходимым
исследование самой эмоции смеха.
Вот, Вы можете сказать, что когда вам по
настоящему смешно, то здесь присутствует
агрессия или хотя бы злорадство? Или что смех и юмор обязательно приходит, как разрядка от агрессии?
Социальный фактор, который, всё же, выражается в "насмешке над человеком", ближе к истине интерпретирует Анри Бергсон: как "анестезию сердца". Но здесь же он добавляет, что юмор, также, как бы нуждается в отклике по своей социальной природе.

Стоит согласиться с Алексеем Редозубовым,
смех возникает обязательно в связи с
образом или действием человека. То есть,
когда человек "красиво облажался". (Хотя об этом говорили и А. Бергсон, и Чернышевский).
Однако, Алексей Редозубов отделяет здесь эмоцию "красиво" от эмоции "смешно" и фактора персоны, смотрит на это, как на состовляющие компоненты юмора. Присутствие нескольких комических героев, по его мнению усиливает эмоцию "смешно".
Я же считаю, что специфика комического зиждется на нераздельном образе "красиво - человек облажался". Это целостный специфический раздражитель. со специфическими признаками, восходящий к древнему праздничному карнавальному смеху. И в тоже время, можно наблюдать развитие человеческого комического и юмора в связи с интелеллектуальным развитием. То есть нечто заложено от природы раннее (сам комизм) а нечто (юмор) получило развитие, как комического и интеллектуальной игры.

Михаил Пушкарский   07.07.2018 14:22   Заявить о нарушении
Ну вот я применяю формулу "красиво облажался" на дельфинов и ворон - Красиво сделанное действие, которое приводит к противоположному результату: всем кажется, что они играют и дрессировщику весело, а на самом деле... Вроде совпало.
Дрозд все правильно делал, а желудя не получил... Тоже нет противоречий с тем, что ни Вы ни я говорили.
НО облажался - это уже агрессия. Здесь явная агрессия того, кто судит о том, что человек облажался. Если вы не согласны, то я могу Вам это доказать. Но думаю, что это лишнее.

Арчибальд Скайлс   07.07.2018 17:36   Заявить о нарушении
Ворона сидит и ждёт потому, что надеется в этом месте ещё поживиться. А дельфины инстинктивно проигрывали один из трюков своего игрового поведения. Никакого юмора
они не мыслили и результата "красивого облажания" не ждали. Игра, это ещё не юмор,
и не злорадство. Но если появляется в каких-
то случаях злорадство, то злорадство - это ещё не юмор. Или злорадство возможно в
остроте (сарказме, иронии) но это не есть
полноценный сентиментальный юмор и шутка.
Я же в этой публикации достаточно и
подробно разбирал мотивы и психологию
эффектов юмора...
"Лажанулся" (или облажался) - это я цитировал Алексея Редозубова. Он, как и Вы, считает злорадство базовой эмоцией в эволюции юмора.
Однако, не обязательно, что выражение
"лажанулся" несёт в себе агрессию. Это можно
употреблять, как остроту со спортивным
азартом в игре соревновании - можно как
гротескное изречение (читайте последнюю
мою публикацию "Психология юмора и
комизма 2").
Юмор - по природе сентиментальное и эстетическое чувство, далее весёлая безобидная игра, а потом всё остальное что
пожелает ваша душа. Но когда в природе юмора видят одну агрессию или сублимацию, то, мягко говоря, это не объективно.

Михаил Пушкарский   08.07.2018 09:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Психология смеха - 2» (Михаил Пушкарский)

Уважаемый Михаил! Меня - юмориста с почти полувековым стажем, неудержимо
тянет к чтению, и даже перечитыванию Вашего блестящего исследования природы Юмора.
Теоретически осознать предмет своего увлечения - великое дело.
Вы мне в этом помогли, за что Вам большое спасибо.

Как врач, осознаю целебное действие юмора. Французская поговорка вполне обоснована:"Весёлые люди реже болеют, и быстрее выздоравливают".
Я только что выписался из больницы,где пролежал почти месяц.
И очень помогли мне выздороветь...клоуны, которые ходят по палатам, заряжают больных хорошим настроением.А это способствует преодолению болезни. Многие теоретики,не говоря уже о практиках,это подтверждают. Хочется пожелать авторам-юмористам внимательно прочитать Ваши ЛЕКЦИИ.
А Вам, доброго здравия и всё новых успехов во всём.
Читатель
P.S.Интересно бы было Ваше мнение о природе АФОРИСТИКИ.

Герчиков Илья   01.06.2014 20:29     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Илья! Всегда приятно получить оценку от человека компетентного и серьёзного. Знаете, я как бы решил уже оставить тему психологии юмора, и недавно даже не удосужился записать некоторые пришедшие мысли. Не уверен, что прав. А ведь, тоже ещё не так давно я рад был дискутировать с теми не многими читателями о юморе у себя на странице…
Ваше сообщение о больнице и клоунах освежило во мне восприятие клоунов…которое начинается с простой потребности уйти от обыденности, оживить мироощущение, побывать действительно в оздоровляющем релаксирующем состоянии, а также, получить через этот гротескный жанр клоунады заряд энергии, в котором чаще встречается то или иное вдохновение. И вам впредь - здравия!
Насчет природы афористики, я скопировал абзац из первой своей статьи.

== Чувство юмора и творческая мысль неотъемлемы друг от друга.
Многие тесты IQ составлены на нахождение закономерностей, на способность к ассоциативному разнообразию, из чего видно, что интеллектуальной базой остаётся память. Хорошая память – это внимательный ум и богатая ассоциативная способность. Чувство юмора требует того же процесса мышления и той же мысли. Если обратиться к пословицам и афоризмам, то мы видим, что мысль, интерпретирующая предмет внимания, может являть образ интеллектуальный, эстетический и комический.
Предпосылкой чувства юмора является способность абстрагироваться, находить ассоциативные связи, и ориентируясь на комичный образ, тонко и лаконично указать на предмет несовершенства – совершенства или суть дела.
Если же сказать лишь об остроумии, то комичный образ тут, как бы, не обязателен (то есть, он в малой доле всегда есть в не осознанных ассоциациях). А эмоция, вызванная острым умом - это эстетическое чувство и чувство удивления. ==

Сам Афоризм, по-моему – это обобщающая мудрая мысль. Если та или иная мысль отражает истину на уровне человеческого бытия, цивилизации, жизни, развития, или в области Вечного, то этого уже достаточно, чтобы эта мысль стала крылатой.
Например. «Счастье – не награда за добродетель, счастье - сама добродетель» Спиноза, «Жизнь прожить нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы» Н.А.Островский, «Труд облагораживает человека» Белинский, «Доброе имя лучше дорогой масти» Соломон, «Познай самого себя» надпись на храме в древней Греции, «Личного счастья не бывает» своё (возможно трудно понять, но это так) «Любить – несравненно больше, чем быть любимым» своё, «Все проблемы человечества от собственного невежества и плохого воспитания поколений» или «первая святая обязанность человека – надлежащее воспитание своих детей» своё.
Удовлетворение и наслаждение от таких афоризмов – интеллектуальное, философское (эстетика мысли, интеллекта)
Все остальные области бытия и жизни человека также могут стать объектом тонкого наблюдения, умных заключений… Но чтобы стать афоризмом в данном случае, даже, если это вопросы актуального, наболевшего, злободневного, мысль уже здесь должна отразиться художественным образом.
Началом здесь может быть конкретный образ из жизни, ставший обобщением народной и житейской мудрости… что используется в пословицах и поговорках. «Тяжело в учении – легко в бою», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «умный в гору не пойдет…», « жизнь прожить - не поле перейти», «жизнь – это книга, которую пишешь сам, и из которой нельзя вычеркнуть ни одного слова» (не помню чьё)…
Далее, можно наблюдать чисто художественное изречение. «Молчание – золото», «день год кормит», «лес рубят –щепки летят», «паны дерутся, а у холопов чубы трещат», «Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его», «Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть», «Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра», «Приятная речь - сотовый мед, сладка для души и целебна для костей», «Венец славы - седина, которая находится на пути правды», «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города»…
Далее, художественно-гротескный образ, в котором уже заметна ирония. «В чужом глазу соринку видим, а в своём бревно не замечаем»…
Стоит сказать, что здесь возможен гротескный образ афоризма в разгуле иронии, как просто шуточного приема; или иронии и шутки не в гротеске, а в остроумной игре слов, в парадоксе или иной композиции слова… Но чтобы шутка была «интеллектуальной» (острота без комизма) то есть для афоризма «без перехода на личности», а шутка – как творческий прием в отражении сути дела… предмета…
«Любить — это не значит смотреть друг на друга, любить — значит вместе смотреть в одном направлении» (Антуан де Сент-Экзюпери).
«Все должно быть изложено так просто, как только возможно, но не проще» (Альберт Эйнштейн).
«Первый человек, бросивший ругательство вместо камня, был творцом цивилизации» (Зигмунд Фрейд)…
И далее очередь подходит к «морализмам»… К актуальному, наболевшему, злободневному… Тонко подмеченному, гротескно выраженному, шуточно поданному, комически изображенному с привлечением человека и общества, как породителя и носителя комизма. Несколько примеров возьму Ваших:

Образование к купленному диплому не прилагается.

Нынче врач подключает мозги, когда его компьютер отключается.

Графоман - окололитературный трудоголик.
Крупные достоинства тонут в мелких недостатках.

Искреннему безбожнику не сложно превратиться в НЕИСКРЕННЕ верующего.

Вначале было Слово весомое, потом пустые слова появились.

На чужом похмелье, немудрено оказаться не в своей тарелке.

Кому удастся убедить бедняка, что деньги - зло.

Взятки нынче модны не борзыми, а тибетскими мастифами.

Михаил Пушкарский   31.05.2014 22:28   Заявить о нарушении
Перечел Ваши морализмы и обратил внимание, что комизм здесь не "природный" и не "откровенный", где чудачество или даже курьёз... У Вас ирония, сарказм - сатирическое, то есть высмеивающее заблуждения, ошибки или пороки общества посредством острОты. И в следствии этого явление ВЫСМЕИВАЕТСЯ, становится комичным. Это чистый юмор: интеллект, острота, шутка, комизм, мораль.

Михаил Пушкарский   31.05.2014 23:04   Заявить о нарушении
Что-то забуксовал я насчет высказывания о счастье. "Личного счастья не бывает, или это ещё не счастье" - может так?..
Сейчас вытащил из шкафа "Чашу мудрости" 1978г и "Разум сердца" 1990г., нашел похожее у Э.Роттердамского, В.А.Сухомлинского, Н.Г.Чернышевского, Ж.Ламетри, М.М.Пришвин... Не смог найти, и не помню чьё высказывание, в котором говорится, что "нельзя быть счастливым, пока на земле есть хоть один несчастный". Это тоже, как-будто расходится с тем, что счастье всё же возможно. Однако, это очень правильная и глубокая мысль, которая снова и снова заставляет размышлять о жизни.
Но вот пример чудо-мысли афоризма. "Человек создан для счастья, как птица для полета" В.Г.Короленко. Как просто и убедительно звучит!
А вот известные реалии жизни, однако, какое полезное напоминание и настоящий афоризм! "Здоровый нищий счастливее больного короля" А.Шопенгауэр.
А вот просто бесподобное высказывание А.П.Чехова: "За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные и что после непродолжительного счастья наступает несчастье"...

Михаил Пушкарский   01.06.2014 11:57   Заявить о нарушении
Добрый день,уважаемый Михаил!
Благодарю за ценные для меня суждения Ваши об афористике.
Думаю стоит их включить в число Ваших публикаций на ПРОЗА.РУ.
Может быть несколько расширив(и убрав мои примеры).
Ваши мысли об афористике могут быть полезны, особенно, начинающим авторам.
Ведь нередко встречаешь миниатюры, отнесённые авторами к категории афоризмов, афоризмами не являющиеся. Ведь у этого жанра свои законы.
...Вы пишете, что не удосуживаетесь записать некоторые свои мысли.
И не уверены, что при этом правы. НЕ ПРАВЫ!!! Ведь,знаю по себе, часто
пришедшие в голову интересные мысли, не будучи сразу-же записанными,
забываются. У меня был приятель, замечательный уральский писатель Марк Гроссман. Так он пользовался ручкой с подсветкой,чтобы фиксировать такие мысли даже ночью. По секрету - пользуюсь этой его методикой.
Высоко ценю Ваши исследования. А как насчёт выпуска книжки?
Еще раз от души благодарю за уделённое мне внимание.
Доброго Вам здоровья и успехов немерено.
Читатель

Герчиков Илья   01.06.2014 12:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Психология смеха - 2» (Михаил Пушкарский)

Как-то Франсуа Рабле так определил сущность человека, сказав о нём, что это животное. которое смеётся.
Говорить про смех, наверное, то же самое,что прочитать большую лекцию про тишину.
И там и там, с позиции науки возможно, а в жизни смешно.
Впрочем - это не суд
Такие рассуждения, может, имеют смысл, или он не сходу, но потом проявится.
Спасибо.
С уважением

Александр Симаков   16.07.2013 20:56     Заявить о нарушении
Юмор представялет собой настоящую загадку.
(Robert Latta)

Смешное является одной из неразгаданных проблем философии.
(Monro)

У нас по-прежнему нет удовлетворительной общей теории смешного.
(Morreall)

Юмор является всеохватывающей чертой человеческой жизни ... но его природа ускользающа.
(LaFollett & Shanks)

... теория юмора - трудный орешек.
(Станислав Лем)

Сокровенная тайна смеха ... лежит за горизонтом современной науки.
(А.Лук)

Михаил Пушкарский   16.07.2013 23:52   Заявить о нарушении
Я думаю, что Франсуа был не оригинален в своём "определении", даже если он просто пошутил, а не вел речь о "сущности человека". Аристотель оказался проще и достойнее, высказав замечание, что смех присущ только человеку. И это ли не повод для размышления?!
Хотя, не помню кто, из исследователей юмора, обратил внимание, что попытка объяснить психологию юмора всегда чревата выглядеть смешным. Бернард Шоу высказал похожее: "тот, кто решится писать о юморе, напрочь лишен чувства юмора".
Но увы "кто не рискует, тот не пьет шампанское"!
И Вы верно предположили, что смысл в "рассуждениях" о юморе может проявиться. Начнем с того, что вы ничего не знали о психологии этого весьма банального явления,а точнее, не могли ухватить его "протеическую" разноликую суть. А теперь что-то становится на свои места... что-то определяется... А вообще, скажу за себя, я не жалею, что заинтересовался этой темой. Это действительно нужно быть досужим психологом, чтобы в этом разобраться. Об этом свидетельствует и история вопроса, и спрос на данный предмет среди студентов психологических вузов для курсовых и дипломных работ.

Михаил Пушкарский   16.07.2013 23:54   Заявить о нарушении
Думаю, непознанного везде полно, везде его тьма-тьмущая.
В общем аспекте - любое чувство представляет интерес. Однако,наибольший, вероятно, кроется в стыковках определённых проявлений. Наверное поэтому наши корифеи психологической школы Л.С. Выготский, А.Р. Лурия стали заниматься "Психологией поведения". Их ученик А.Н. Леонтьев "пошел" еще глубже. Научный интерес и поиск у Алексея Николаевича вылился в "Философию психологии". Кстати, очень интересная книга, которая, бесспорно, носит фундаментальный характер. Есть еще весьма познавательная книга, также претендующая на тот характер Л.Н. Гримак "Резервы человеческой психики".
Касаемо смеха, могут обнаружить обнаружить неожиданные находки стыковки его с "смех и культура" "смех и IQ". Навскидку, "смех" вообще должен рассматриваться и изучаться в таком соотношении. Любой другой, есть не что иное, как болезненное проявление.
Нам не понятны многие причины "американского смеха", им наши. Или над анекдотом
"Сидит заяц на рельсах. Подходит медведь и говорит "Подвинься" кто-то смеётся до потери чувств, кому-то равнодушно и уныло.
Есть смешные жизненные ситуации. Однако, и здесь субъективно. На одну такую написал рассказ.

    "Встал кое-как. Благодаря будильнику и то потому, что тот был на комоде. Был бы рядом прихлопнул бы подушкой и дальше бы спал. Пришлось встать.
    Погасил будильник. До работы оставалось уже около часа. Это, чтобы дойти до проходной. Минут тридцать уйдёт на автобус.
    Побриться не успеет. В трусах долго ходил искал штаны. Все мятые-перемятые. Найденная рубашка оказалась чуть грязноватой.
    Махнул рукой. На душе было тошно. Вчера перебрали. Голова шумела. В нутре сидела злость.
     Выпил чаю с какой-то позавчерашней булочкой, одел курточку, натянул кепку, вышел на улицу.
     На автобусной остановке народу море. Шестёрка подкатила минут через пять. Хоть это хорошо; долго ждать не пришлось.
     Толпа его подхватила и внесла в салон. Стоя в середине начал шарить по карманам абонемент. Наконец-то нашёл. Стал тянуться к компостеру, чтобы закомпостировать. Тот, вот ведь зараза какая, не лез ни в какую. То ли от того, что руки тряслись, то ли от того, что весь был морщинистый. Баба, что была впереди, стала недовольно ёрзать. Наконец не выдержала и сказала на весь автобус.
- Мужчина, Вы на мне уже целый час лежите, а засунуть не можете.
  Что она не понимает что ли, что не специально. Дура бестолковая. Он также, с искренней злостью, и тоже на весь автобус ответил.
- Да как же я тебе его засуну, когда он весь мятый.
   Автобус терпел недолго. Сначала робко, потом всё громче и громче все начали смеяться. Никто удержаться не мог. Кроме него, которого до сих пор обуревала злость и её, которая была в долгих притеснениях этим небритым мужланом, так и не закомпостировавшем свой абонемент в компостере."

Видел людей. которые смеялись над этой историей минут десять. Кому-то кажется пошло.
Помимо этого, смех может быть и как императив. Но, всё-таки, это, скорее инсайдерское, теперешнее состояние. Вековечное, незыблемое чувство, осознанное, Р.Декарт пытался представить относительно "красоты" и, не могло быть иначе, аксиомы не получилось.
А Франсуа Рабле, смех выразил относительно лошади "человек - это лошадь, которая смеётся". Форма, разумеется, юморная. Однако серёзное подмечание заключается в том, что только у человека! есть мимика смеха. Аристотель тоже прав. По сути - оба высказывания об одном и том в синонимичной форме.
С уважением
А. Симаков
08.07.13

Александр Симаков   18.07.2013 03:37   Заявить о нарушении
Михаил здравствуйте.
Если говорить строго, с позиции науки, преимущественно психологии, то юмора, как такового, нет вообще. В смысле некоего стандарта, такого, как математический, либо физический постулат. Юмор всегда соотношение: "юмор - культура", "юмор - IQ", разбавленный настроением. К тому же - это категория субъективно-историческая.
Вообще, относительно этой проблематики, я, наверное, тот романтик, или последний из могикан, или абориген, который как раз этой проблематики и не видит, или, помягче, не понимает. Возможно она существует. Если попытаться с ходу определить больший удельный вес, то, скорее всего, это будет эстетика и филология. Хотя, очевидно есть здесь поле и для философии и её подразделений, ныне претендующих на самостоятельность - культурология, этика, уже названная эстетика. Что же до психологии. Ранее уже упоминал про стыковки и научные разработки отцов психологии. Добавлю лишь конкретики. Это социальная механика.
Резюмируя, могу добавить, моя принципиальная позиция, что если мы действительно серьёзно хотим чего-либо решить надо, для начала, брать на вооружение синергетику, как методику. Потом, почему, собственно, нельзя говорить о применении кибернетической базы, в смысле предсказуемого выхода. В этом случае, убеждён, локомотивом, производным после применения указанной методики, будет политика и политология.
По поводу тишины высказываться легче простого. Столько слов можно поучительных, разъяснительных наговорить про неё. Бесконечно. Причём в разных форменных окрасах. Например - абракадабра. Такая форма мною была применена в рассказе "ПОДВЕНЕЧНАЯ ИСТОРИЯ".
Или вот экспромт, который сам по себе рождается:

"Вот возьму, приду я в лес.
Съем его один, увижу,
Как огромный Сточудес
Слух и глаз мне сладко лижет.

Наслаждаюсь тишиной
И зову к себе в собратья
Образ, выстраданный мной,
Чувства сладкого наитья..."

Или вот такая форма.

"Вы слышали когда-нибудь тишину настоящую?! Нет это не та при которой либо нет никого или шумов нет никаких. Это шорох тишины. Это такое дуновение, при котором Вы, непременно, должны услышать мелодию. Не ту мелодию, где есть "до, ля, си, соль. Фа, ре, ми, ля и до-диез в мажоре иль в миноре". Это тончайшие звуки душевного дуновения, сладостного ощущения, порождающего всевозможные хотения - ...обнять, вобъять; спасти божественным прощением; смеяться, плакать, летать, застыть; прочувствовать всё дальнее, глубинное в себе; взять на руки кружиться, расцеловать в глаза глядеться; покинуть мир в скиту остаться. Такие душевные волны бесконечны. Они не могут быть не в тишине созерцания..."
Это можно продолжать долго. Однако, конечный вопрос будет неизменный. Останется ли здесь место для тишины?
Кстати, этот текст - второй инвариант. Первый писал вчера поздно вечером. Какую-то клавишу нажал случайно и всё стёрлось. Досада. Пришлось заново.
С уважением

Александр Симаков   19.07.2013 04:22   Заявить о нарушении
Спасибо. А я сейчас хотел удалить лишь свой искаженный "случай в автобусе" и вместе с тем удалил другое. Написал сообщение, оно не отправилось и не сохранилось.

Михаил Пушкарский   19.07.2013 16:17   Заявить о нарушении
Рецензия на «Психология смеха - 2» (Михаил Пушкарский)

Добрый вечер!
Смех - это психомоторная реакция на комичность ситуации сопровождающаяся вегетативным оформлением. Лучшим или худшим анекдот быть не может. Он или смешной или никакой.

Платон Расцветаев   01.07.2012 22:15     Заявить о нарушении
«Логика эмоций» - нарушен второй закон формальной логики - тождества.

Платон Расцветаев   01.07.2012 22:18   Заявить о нарушении