Рецензия на «Физическая и религиозная реальность» (Сергей Поройков)

Осталось непонятно, почему, если в математическом описании физического явления удобно использовать мнимые величины или многомерные пространства, то этим величинам и измерениям должна соответствовать какая то иная реальность. Также не очень понятна связь этой иной реальности с религией и особенно с христианством.

По моему, позиции христианства в естествознании утеряны безвозвратно, и было бы лучше обратиться к сообщению, которое Библия несет нашему духу, нашей психике. Вот что Эйнштейн писал о доктрине бога: «В своей борьбе за этическое добро, учителя от религии должны иметь мужество отказаться от доктрины Бога как личности, то есть отказаться от этого источника страха и надежды, который в прошлом дал такую всеобъемлющую власть в руки служителей церкви»

Олег Буевич   23.03.2013 20:45     Заявить о нарушении
Мнимая реальность? Не должна, но может существовать. Это теория, объясняющая некоторые вещи. Да, эта теория требует экспериментальных доказательств, но она внутренне непротиворечивая.
А как вам идея соотнесения Бога и закона? Скажем, буддизм призывает следовать дхамме, то есть закону, истине. В даосизме дао - естественный ход вещей. Да и в Ветхом Завете Бог - "законодатель". Ведь Вселенная могла возникнуть в соответствии с законами физики. А откуда эти законы взялись?
Бог как личность - действительно неоднозначное утверждение. Сын Божий - почему нет. Но сынов Божиих много по Библии, а Бог один.

Сергей Поройков   24.03.2013 10:01   Заявить о нарушении
Безусловно, может, согласен. Но ведь много чего может существовать. Математика это всего лишь язык. Например, если я придумаю слово Зажмордон, то это еще не значит, что Зажмордон объективно существует.

Откуда взялись законы физики это невероятно интересный вопрос, но на мой взгляд, это не значит, что их кто то утвердил в законодательном порядке. Я не уверен, что мы можем применять понятие "начала" и "конца" ко Вселенной, эти понятия исходят из нашего бытового опыта, который не всегда "работает".

Идея Бога как личности мне кажется наивной, хотя и политически полезной. Игумен Маслов, которого вы может быть знаете, в переписке со мной как то привел идею паровоза, у которого "должен быть" водитель. Но на мой взгляд, вполне может быть, что у паровоза нет водителя.

Олег Буевич   24.03.2013 18:10   Заявить о нарушении
Не я "придумал" многомерие и мнимые измерения. Это вопрос с Калуцы и Эйнштейну. Как известно, квантовая механика развита в рамках комплексных чисел. Уравнение Шредингера - это по-сути формула Эйлера, связывающая мнимое и действительное. Я лишь обратил внимание, что свойства мнимого пространства-времени совпадают со изображением этого пространства-времени на иконах.
Откуда взялись законы физики? В принципе, это показал Ю.И. Кулаков на примере бинарных систем. Это естественное следствие систем с малой размерностью пространства. Об этом, кстати, писал еще Платон, что сначала Вселенная была двумерной, а потом стала трехмерной. Современные аналоги - теории струн и бран.
Что до личности Бога, Ваши воззрения близки к буддизму, как я понял. По Будде "дхаммы не имеют души". Напомню, дхамма - это закон.
Мне кажется, что Вы высказываете разумные мысли, Олег. И делаете это непредвзято, что важно. Тема не так проста и требует апелляции к вещам, которые известны специалистам, но в которые не всегда углубляются при подобных обсуждениях.

Сергей Поройков   25.03.2013 00:41   Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей. Да, близки к буддизму.

Эйнштейн истолковал физически преобразования Лоренца, в особенности локальному времени t' в движ. системе был придан физический смысл времени. Видимо, успех спец. теории относительности придал вес той точке зрения, что если математическое уравнение изящно, то за ним вероятно стоит какая то "реальность".

В простоте космических законов есть свое очарование. Могу себе представить восторг Кеплера, когда оказалось, что его простые законы движения планет выполняются "беспрекословно" всеми наблюдаемыми планетами.

Насчет икон я, к сожалению, остаюсь скептиком. По моему мнению, иконы несут сообщение человеческому духу, а не разуму.

Олег Буевич   25.03.2013 02:12   Заявить о нарушении
Красота и гармоничность мат. формулировок в самом деле аргумент для Эйнштейна. Так, он сам признавался в одной из своих работ, что ввел в ОТО в качестве четвертой пространственной координаты ict, поскольку теория выиграла в "стройности". Собственно, об этом сейчас мало кто задумывается, но, по сути, это мнимое время.
Что до икон... В каком-то смысле это символ. Т.е запись смыслов в определенной знаковой форме. Взять ту же Троицу Рублева - там в символической форме отражено немало идей, включая идеи симметрии, золотого сечения и проч.

Сергей Поройков   25.03.2013 10:51   Заявить о нарушении
Да, в визуальной красоте есть геометрические закономерности. В музыкальной красоте есть арифметические закономерности. Но предназначение икон не в красивых закономерностях, и не в том, чтобы служить символом в том смысле, в каком его понимает разум

Предназначение икон как религиозных символов в том, чтобы служить катализатором фундаментального религиозного чувства. Назовем это чувство "мистическое очарование". Как поиск мнимых пространств на иконах способствует катализации мистического очарования?

Олег Буевич   08.04.2013 16:31   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Сергей Поройков
Перейти к списку рецензий, написанных автором Олег Буевич
Перейти к списку рецензий по разделу за 23.03.2013