Рецензия на «Светлана Твердохлебова. Битьё определяет сознание» (Конкурс Копирайта -К2)

В рассказе есть конфликт и правдоискатели. Нас это провоцирует на активную жизненную позицию. А вообще это нам надо? Думаю, это надо автору. Не для решения социальных проблем и выражения публицистической позиции, нет. А для утверждения жизнестойкости сконструированной Вселенной. Чтобы текст не развалился. Чтобы он читался. Это конфликт другого рода. Не борьбы добра со злом, а инертности читателя - существа, заласканного литературой, с творческой активностью автора - существа зависимого. Ведь к долгожительству текста причастен и читатель. За его внимание как не побороться? Хорошо ли конкурсант подготовился к этой борьбе? Вот вопрос, который способен укрепить или развалить любой текст. Взглянем на конфликт - пружину, обеспечивающую действие. Работает ли он на поляризацию читательского сознания? Сочувствуем ли мы участникам конфликта? Есть ли там добро и зло? Конфликт в развлекательном центре напоминает мне другой, на автостанции, когда кассиры и пассажиры выходят стенка на стенку и мутузят друг друга до кровавых соплей с утра до вечера. Разве это не зрелище? Понятно, что они не могут жить друг без друга. Одним надо садиться на автобус и ехать. Другим - кормиться от этой транспортной ситуации. Боюсь, что участник 20 при взгляде на меня покрутит пальцем у виска. А чем ситуация в развлекательном центре лучше предложенной? Да, люди в чёрном, как в мистическом боевике, заполнили город или, как иногда оговаривается конкурсант, посёлок. Красочно, но вряд ли трагично. Потому что конфликт надуманный, неубедительный. Не хочешь, извините, получить по морде, не стой в этом. Негде в городе развлекаться - не развлекайся, иди на автостанцию с чемоданом. Вот так, родные мои персонажи. Теперь о персонажах и степени их родства. Журналистка-правдолюбка и получивший по мордам Паша - это, по версии автора, две равнозначные величины. На них, по авторской задумке, держится структура рассказа. Но вот по авторскому исполнению они - величины из параллельных миров. Вика начинает рассказ. Паша его заканчивает. А встречаются они в конце. Чем не повод усомниться в прочности повествовательной конструкции? Сведите Вику с Пашей на первой странице для ясности картины выдуманной Вселенной, и читатель возрадуется. Будет понятно, на ком автор строит читательский интерес. И читатель не будет, как автор, по горсточке собирать стольких персонажей с каждой предложенной ситуации и сценки, разбираться в их жизнестойкости, как им работается в сюжете, комфортно ли в тексте. У меня сложилось впечатление, что ребят-бездельников там хватает. Совсем не обязательно всем им трудиться на авторский замысел, на выработку жизненных позиций, на конфликт, на выбор пути. Почему такие претензии к конкурсанту? Виден небольшой жизненный опыт автора. Он распределил в тексте то, что имел под рукой. Разглядел в мире богатых и бедных тему давления частной собственности на окружающих, на молодых бездельников и безработных. Этого, по моему читательскому опыту, маловато для устранения вечных противоречий между инертностью, но и алчностью остающегося в тени читателя и активностью, но и беззащитностью обречённого на публичность автора. Сергей

Сергей Останин   13.09.2012 13:25     Заявить о нарушении
Какая гадкая рецензия. Видно желание рецензента покрасоваться и поумничать. Сказал бы, что рассказ не заинтересовал, и дело с концом. Ох уж мне эти интеллигенты!

Сергей Останин   14.09.2012 08:59   Заявить о нарушении
А как бы интересно автор понял, почему рассказ не заинтересовал? Так по крайней мере ваша позиция ясна.
Извините, что вмешиваюсь, Лина,

Чёрная Палочка   14.09.2012 09:26   Заявить о нарушении
Сергею. Гадкая не Ваша рецензия, гадко добавлнеие к ней. Уж оставили бы при себе! Во втором случае - более красуетесь. А конфликт в том, что им там - мёдом намазано, бей их - не бей. Захотелось влезть в их шкуру. №20.

Автор Хочет Сказать   14.09.2012 17:16   Заявить о нарушении
Привет, Светлана! Я помню ситуацию, когда в ходе конкурса Вы меня поддержали под своим номером. Такие вещи долго держатся в моём сердце. Ну, и с нашим Достоевским мы тоже с Вами сообщники. Не подлизываюсь, а сухо констатирую. Что касается Вашего конкурсного рассказа, я до сих пор убеждён, что он несовершенен, очень наивен в выборе темы, выстраивании сюжета и подборе персонажей, в решении сюжетных ходов. Образ журналистки мне очень понравился. Её наив я проецировал и на наив автора. Несмотря на эти симпатии, пылкая Вика, к сожалению, ещё больше усиливала юношескую запальчивость автора в конструировании наивных представлений о том, что и как в нашем мире творится, и в том, какие и где Вы расставляете акценты. Можно я очень резко скажу о себе, сохранив деликатность по отношению к Вам? После вуза, учившего меня жанрам, я четыре года осваивал жанры. У Вас есть характер, а это иногда важнее таланта. Сергей

Сергей Останин   15.09.2012 10:46   Заявить о нарушении
Сергей, во дела! Вы тоже из Лита? Какая приятная новость. А у кого Вы учились в семинаре?

Спасибо за Ваш живой, сердечный ответ. Признаться, Вы мне казались, простите, чопорным. Но теперь я вижу, что это не так.

В чём же Вы видите наивность сюжета? Признаться, если и была наивность, то она была мною сознательно усилена в рассказе - ради конфликта. Кое-какие сюжетные ходы вообще клишированы. Например, когда честь одного поругана, а другой безуспешно уговаривает его протестовать - это клише.

Светлана Твердохлебова   17.09.2012 13:17   Заявить о нарушении
Привет, Светлана! Разочарую. Это был журфак МГУ, а жанры газетные, что и вынуждает меня смотреть на Ваш вуз снизу вверх и уважать выпускников. Наивность я увидел в том, что представлен юношеский мир с "детскими" интересами и увлечениями, показано поведение молодёжи с детской настырностью идти туда, где побили, и вторично по-детски ввязываться в конфликт без реального отпора. Гордость у таких юнцов есть, а весомого аргумента /мускулов, бойцовской хитрости, победной правоты, чувства стаи/ для сопротивления нет. Много запальчивости, мало расчёта. Вы всё нормально изобразили с позиций выбранных Вами персонажей. Но я, как парень с рабочей окраины, всё-таки вижу в этих студентах больше злости, мстительности, расчёта, соорганизованности, готовности к драке и умения постоять за себя. У них больше звериной хватки и меньше интеллигентского куража, чем Вы представили. Это скинхеды в боевом смысле слова. Изображение этой борьбы на равных было бы более продуктивным для поддержания читательского интереса. Ведь по существу среда обитания /примитивная, захолустная/ у охранников и молодёжи одинаковая, статус - разный, но близкий. Поэтому и метод общения у них одинаковы, за редким исключением, когда отдельные студены-умники способны хитрить и завышать свой статус в этом провинциальном обществе. Также поэтому в их схватках - охранников и парней /студентов или разнорабочих/ с окраины вряд ли возможен проигрыш. Всё - 50 на 50. Сергей

Сергей Останин   17.09.2012 15:06   Заявить о нарушении
Сергей, Вы нисколько меня не разочаровали. Я с уважением отношусь к любому образованию, а журфак МГУ - это вообще круто!

Я то, что увидела своими глазами, изобразила. Ребята были побиты, но умения драться, сопротивляться, наказывать я в них не заметила. На этом я и построила проблему. Да, я видела, как один из них звонил после драки охраннику, назначал стрелку, точнее, слышала разговор охранника по телефону. Но была ли в результате эта встреча, мне неизвестно. Сдаётся мне, что её не было, потому что назначалась она под раннее утро. Сомневаюсь, что тому парню хватило сил притащиться в такую рань. Поэтому я придумала (это не влезло в рассказ), что парень назначил встречу, потом забылся в объятиях Ули и благополучно проспал сатисфакцию, после чего охранник перестал идти с ним на контакт. Были ли они студентами? Всё может быть. А вот то, что пострадавший парень снова пришёл в клуб как ни в чём ни бывало, я услышала краем уха и поразилась. Нужна ли история драк как сопротивления? А зачем? Какую бы мысль я тогда донесла?

Подсознательно мною движело чувство мести к этим ребятам, потому что они не пошли мне навстречу. Поэтому я изобразила их столь жалкими. К тому же мне хотелось сделать рассказ побудительным, чтобы он вызывал желание сопротивляться в подобных случаях (доказательство от противного).

Светлана Твердохлебова   17.09.2012 15:47   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Конкурс Копирайта -К2
Перейти к списку рецензий, написанных автором Сергей Останин
Перейти к списку рецензий по разделу за 13.09.2012