Рецензия на «Революция online» (Сергей Боровков)

НАША РОДИНА – РЕВОЛЮЦИЯ.

В одной из кондовых советских песен были такие строчка «Наша Родина – революция, /Ей единственной мы верны». Не призвание, не любовь – наша Родина. Революция.
Сергей Боровков, журналист и поэт написал сценарий «РЕВОЛЮЦИЯ ONLINE», который как нельзя лучше подтверждает это. Россия – не только родина слонов, но еще и революций. Прародительница революций (не будем же мы всерьез брать во внимание небольшие французские и прочие кипеши, где даже и по миллиону-то не было убито) и главный их экспортер.
Человечество любит фильмы-катастрофы. Глобальное потепление – все утонули. Глобальное похолодание – все замерзли. Астероид – все вначале сгорели, потом утонули и там, под водой, замерзли. Это уже скучно. Но когда речь идет о геополитической катастрофе – новой революции в России, это уже интересно. Интересно еще и потому, что эта революция может вызвать катастрофу мировую или… вот кому-то повезет! – неслыханное обогащение за счет раздела страны, составляющей одну шестую (или сейчас уже поменьше?) планеты земля.
Если постараться одним словом определить жанр будущего фильма, то я бы сказал, что это фильм-мечта. Мечта для тех, кто будет участвовать в разделе или переделе страны, мечта для тех, кто хотел бы увидеть на Красной площади плахи, где рубят головы мироедам-олигархам (эти сцены рефреном идут в сценарии). Если верить социологическим опросам, если внимательно читать блоги и комменты в Интернете, то примерно половина страны уже мечтает посмотреть на подобное зрелище или активно поучаствовать в нем.
Итак, стучит топор напротив Мавзолея, летят, искаженные гримасами ужаса, головы олигрхов и поп-звезд, чиновников и известных политиков, в прямом эфире показывают аресты на Рублевке. Списки «Форбса» оказываются расстрельными списками. Можно предположить, что во время этих эпизодов в зале будут раздаваться аплодисменты. Например, когда на ржавом «жигуленке» везут распятого на кресте миллиардера Осинского, которого все-таки выдала перепуганная Великобритания.
Все персонажи могут быть сняты достаточно узнаваемыми, тогда фильм превратится во всероссийскую «угадайку». Думаю, что со мной согласятся многие: самый любимый театр для россиян – это политический театр.
Вот висит вверх ногами на фонаре человек, похожий на Чубайса, вот гонят в арестантский вагон кого-то, очень напоминающего шоумена Мартиросяна, вот солдаты из внутренних войск «пользуют» известную телеведущую эротической программы…
Можно предположить, что по нынешним циничным временам «звезды» не будут в шоке, более того, будут сами рваться на «собственные» роли, чтобы поиграть в сладкий ужастик, да еще и попиариться от души.
Даже тем, кто не читал сценарий, может показаться, что это все не больше, чем вариации на тему «Невозвращенца» А. Кабакова. Нет, господа. Прошло время после «Невозвращенца», и здесь, в России, все стало сложнее. Революции случаются не только когда «верхи не могут, а низы не хотят», их еще сочиняют в дорогих кабинетах политтехнологов. В.И. Ульянов (Ленин) отстал от жизни.
С. Боровков предлагает более сложную, но реальную схему. Национал-патриотический переворот был заказан…президентом. Но он и не догадывается, что идейку-то ему подкинули Седые Отцы – не то из «органов», не то из ЦК ВЛКСМ. Но очень скоро и молодчики с топорами, и президентские политтехнологи, и седые кукловоды теряют контроль над ситуацией, катастрофа принимает глобальный характер.
Чего еще мне, как будущему зрителю, не хватает в сценарии? Любая социальная утопия показывает не только то, что может случится, но и те ожидаемые события и действия героев (общества, Божьего промысла, в конце концов), которые могут в очередной раз спасти человечество.
Согласитесь, что из любого сценария режиссер и талантливые актеры могут сделать как трагедию, так и комедию. Допустим, «Гамлет». Трагических вариантов мы видели много, даже тот, когда друзья Гамлета, актеры, приезжают в Эльсинор на паровозе. Но это еще не комедия. Вот если бы Тарантино снял мистера Бина в роли Гамлета – то-то смеху было бы! Нет, правда, что может быть смешнее, чем придурок-прынц, разговаривающий с пустым черепом? А возня в могиле? А этот эпизод: ткнул шпажонкой в портьеру, а оттуда вывалился толстяк? А фонтаны крови «от Тарантино»? А перевести Гамлета на сленг: «Слышь, пацан, тут к тебе пахан приходил!» - «Вы что, морды, совсем пьяные на посту стоите? Пахан как два года дуба дал!»
У сценария С. Боровкова есть риск стать комедией, чем-то типа «Жмурок» с Никитой Михалковым в роли бандюгана в малиновом пиджаке. И главная проблема, на мой взгляд, это то, что много «чернухи» (казней, арестов и пр.) и мало анализа того, что и в самом деле может случится со страной. А это главное.

В сценарии все просто: есть финско-китайская граница. И все.

В 80-е годы был, если помните, короткий военный конфликт между социалистическим Вьетнамом и оппортунистическим Китаем. Всего, кажется, три дня. А нервов потрепал немало.
Вот эпизод из жизни, не из сценария. Маленькая воинская часть где-то под Благовещенском. Боевая задача: в случае нападения Китая держаться 7 минут. Семь. После этого они могут умереть героями. Перед этими событиями замполит рассказывал два анекдота. Первый о том, что Китай хотел бомбить Москву, но… летчик заболел. Второй о том, что если представить очередь из всего населения Китая и автомат АКМ, стреляющий беспрерывно, то, учитывая скорострельность автомата и скорость прироста населения в Поднебесной, результат будет не в нашу пользу: они размножаются быстрее. Но это были анекдоты. А тут – война. Командир части собрал всех бойцов в клубе, подошел к огромной карте СССР, сказал: «Ну, вы знаете… Я думаю, Благовещенск уже взят, Хабаровск тоже взят!» - после этого зачеркнул на карте два этих города и ушел. Только в дверях добавил: «Да… Приказываю держаться до последнего патрона!» Вечером его увезли. В «психушку».
В этой связи хочется предложить автору сценария «обкатать» свое произведение в Интернете, подобных эпизодов, дополнений, замечаний и прочего будет много. Сейчас это модно – коллективное творчество. К тому же, если власть «возбудится» по поводу сценария («призывы к свержению» и т.п.), то какие претензии к тысячам пользователей?
Мне кажется, что вряд ли все согласятся, что все будет так банально – Китай захватил все от Камчатки до Урала. А Япония, которая давно считает Сахалин и Курилы своими? Да и по Дальнему Востоку в 20-е годы хаживали… А Америка, которая именно эти территории объявила «штатом Беренгия»? Даже географические карты были выпущены. Так уж и ушел весь Кавказ из состава Российской Федерации и процветает в суверенном блаженстве?
Но для нас, как зрителей, важнее конечно не то – как поведут себя соседи по серпентарию, а как поведут себя наши соотечественники? Уйдут в леса, чтобы снова случились «штурмовые ночи Спасска, волочаевские дни»? Или плюнут на все: китайцы так китайцы – морды желтые, зато жратва дешевая. Россия вообще спокойно переносила все перевороты – когда немка Екатерина к власти приходила через убийство мужа, когда Александр восходил на престол после убийства отца, вот только в 17-м пошла в разнос. Да так, что до сих пор не остановится.

Не хочу напугать автора сравнением, но мне кажется, что по одному признаку его сценарий схож с поэмой А.А. Блока «Двенадцать». Поэмой, как известно, зачитывались и «красные» и «белые». Каждый увидел то, что хотел увидеть. И фильм, если он будет когда-то снят, будут смотреть и те, кто хотел бы рубить головы олигархам (на Красной площади, перед Мавзолеем!), и сами олигархи с женами и куршавельскими девочками, чтобы похихикать: «ну-ну, мечтать не вредно!» Одни после фильма пойдут и дальше поджигать чужие машины, другие сядут в свои «майбахи», «бентли» и «ягуары» и поедут в охраняемые особняки, где достать их смогут только киллеры или судебные приставы. Одни будут обсуждать методы организации и национал-патриотов в фильме, возможность захвата пусковых установок, другие поболтают на тему: кого имел в виду автор из звезд шоу-бизнеса в сене изнасилования.
Но в чем разница между А.А. Блоком и С. Боровковым в данном случае? У Блока в финале «В белом венчике из роз / Впереди Иисус Христос», у нашего автора – дети, играющие неработающим айфоном. Что-то похожее было у Алова и Наумова в «Беге», где финал с мальчишкой-беспризорником, который на мостовой, на фоне копыт проезжающей «красной» конницы печатает одним пальцем на брошенном «регминтоне». Но мальчика потом заберет в седло командир, и он еще явится главным героям в заснеженном лесу. Ну, не Христос, так русский ангел с детским лицом. Здесь, в сценарии С.Боровкова, финала по-сути нет.
И у зрителей будет чувство, что их слегка обманули, совсем как в жизни. Они-то знают, что, сколько Россию не хорони, она, родимая, возродится невероятным способом. На гербе России на самом деле не двуглавый орел, а Птица-Феникс. А держит она не скипетр и державу, а полицейскую дубинку в одной когтистой лапе и бомбу террориста – в другой.
Павел Панов, член Союза Кинематографистов РФ,
член Российского Межрегионального
Союза писателей

Павел Панов   30.04.2012 23:16     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Сергей Боровков
Перейти к списку рецензий, написанных автором Павел Панов
Перейти к списку рецензий по разделу за 30.04.2012