Павел Панов - написанные рецензии

Рецензия на «Петербургские перекрестки» (Павел Панов)

Иван, хорошо, что вы радеете за отечественную литературу, только не будем смешивать политику и литературу. Вы, думаю, в курсе, что Бродского отпустили из СССР в в обмен на "нобелевку" для нас. Выбрали Шолохова. Теперь давайте рассуждать - "мог или не мог написать". Вы перечислили много имен, а нужны были те, кто был на Германской войне, кто был казаком, причем в офицерских чинах, и имел университетской образование. Всего этого у Шолохова не было. Сколько лет ему было в 1914 году? Кто были его родители? Отец - откупщик, из иногородних. Почему Шолохов долго не мог предоставить рукописи "Тихого Дона", а когда он сделал это, то выяснилось, что роман был переписан двумя почерками - шолоховским и почерком брата жены, причем ошибки были настолько нелепые, что настоящий автор не сделал бы их никогда.
Поищите в интернете с поисковым запросом "кто был автором тихого дона" - есть разные версии. И часто не в пользу Шолохова.

Павел Панов   09.01.2019 19:14     Заявить о нарушении
И еще. Фото - Шолохов, только что издавший 1- том "Тихого Дона" и его куратор - начальник Донецкого окружного ГПУ Степан Болотов. Фото на "Питербургских перекрестках"

Павел Панов   26.02.2019 14:22   Заявить о нарушении
Рецензия на «Концерт Высоцкого» (Яцук Иван)

НЕ совсем понятно - что это? Рассказ? Воспоминания молодости?Эссе?Или просто - поток сознания? У меня несколько другой взгляд на поэзию Высоцкого (именно поэзия лежит во главе угла).Наш невысокий Гамлет. http://www.proza.ru/2016/12/11/728

Павел Панов   14.12.2018 19:39     Заявить о нарушении
Уважаемый Павел, это называется рассказ от первого лица. Я рад, что он "косит" и на воспоминание молодости, и на эссе, и на поток сознания.В этом состояла моя задача. Но это рассказ, сделанный не по технологии тургеневских времен, а с учетом того, что прошла литература с тех времен. Я причисляю себя к ученикам Бунина, Нагибина, Трифонова. Только к ученикам: не к эпигонам и подражателям. Что касается Высоцкого, то у каждого свой вкус;у каждого писателя- свой круг читателей, у каждого музыканта--своя аудитория. По этому поводу я не буду с Вами спорить. Я только не согласен с Вашим утверждением, что во главе угла лежит поэзия. Гений Высоцкого-это когломерат артистического дара, поэтического таланта, гражданского мужества и удивительного по тембру голоса. Уберите хотя бы одну из этих составляющих-- и Высоцкого как любимца народа не будет. Сколько людей пытались подстроиться под Высоцкого--легион! Назову одного из них, самого удачливого-- Розенбаум. Ну и что, он может сравниться по популярности с Высоцким? Отнюдь. А когда умрет, то о нем забудут на следующий день. Вы, к моему сожалению, не один, кто имеет другой взгляд на поэзию Высоцкого. Евтушенко,например, как сноб, препарировал его стихи. А потом приносил извинения. Да, были огрехи в размерности, в рифмовке. Но Высоцкий был, "как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных". Он наравне с Солженицыным, (а может и больше) заговорил о политических зеках и о многом другом. Об этом надо помнить. А о Гамлете как -нибудь в другой раз. С уважением Яцук И. М

Яцук Иван   15.12.2018 00:48   Заявить о нарушении
Рецензия на «Замухро» (Алексей Грунин)

Сочно, Алексей! А сюжет? Что дальше было?

Павел Панов   11.07.2015 22:38     Заявить о нарушении
Дальше Мамы не стало. (Светлого места вечной памяти)

Алексей Грунин   09.01.2016 20:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «Выборы LIFE - повесть» (Владимир Хохлев)

ЖИЗНЬ И LIFE.

Новый роман Владимира Хохлева «Выборы-LIFE» еще потреплет вам нервы, уважаемый Читатель. О чем там речь? Да обо всем сразу – о выборах председателя правления писательской организации, об устройстве мира, о праведных и неправедных.
Вы будете лицезреть встречи автора с Ангелом, его антипода – писателя Жерлова, соответственно, с Чертом (пишу обоих с заглавной буквы, коль у них паритет), вместе с автором вам придется возноситься под купол храма, присутствовать при опровержении всех физических, астрономических и социальных законов, в конце романа, у автора тоже вырастут ангельские крылья, в прямом смысле, как описано у Ходасевича: «…ангел в перьях».
По этим и по многим другим причинам данный роман может быть в раздражении заброшен вами, уважаемый Читатель в дальний угол, подобно петуху, что кукарекнул не вовремя, но, как петух же, он снова взлетит на ваш стол, ибо ему, роману, пора.
Кто-то скажет, что эта тема (выборы в писательской организации) интересна, да и то отчасти, разве что только самим писателям. Характеры и портреты в романе прописаны весьма узнаваемо, переписка с ними дается так досконально (просто скопирована из почтового ящика автора), что: во-первых, все герои тут же узнают себя, а во-вторых, роман будут читать еще и для того, чтобы угадать «кто есть ху». Постараюсь поспорить и с этим мнением.
Ваш покорный слуга тоже нашел себя среди персонажей этой истории, хоть и не имел и не имеет отношения к данной писательской организации. Поэтому, являясь существом почти мифологическим, позволю себе высказать несколько соображений.
Для чего люди пишут? Герои этой повести не задаются таким странным вопросом, они знают, что пишут они для того, чтобы состоять в писательской организации. На самом деле, вопрос этот крайне нехороший. Люди, задавшие его себе, порою впадают в беспокойство и депрессию, что очень опасно в писательском, суицидальном ремесле. Отразить Себя и Время? Благородная задача, потомки одобрят.
Литературного героя романа «Выборы-LIFE» Владимира Хохлева так же и зовут – Владимир Хохлев, герой похож на автора как две капли воды – «с благородной сединой и короткой бородкой», на фотографии так же кормит голубей и знает всю подноготную питерской писательской тусовки и правительства Санкт-Петербурга, владеет каратэ, имеет за душой Академию художеств… Но ради чего все это написано? Ради собственного пиара? Пишет автор о себе вполне комплиментарно, заодно вкладывает в уста своему лиргерою свои лучшие стихотворения, прямо как Б. Л. Пастернак for доктор Живаго (сейчас, говорят, модно русский язык английским разбодяживать).Впрчем…Вряд ли для пиара…
А может, автору было жалко пропадающих впечатлений, полученных в ходе действительно прошедших выборов в реально существующую писательскую организацию? Такой сюжет пропадает!
А у романа нет сюжета. Да и какой сюжет может быть у выборов? Что в ЗАКС, что в Думу, что на пост Председателя правления писательской организации, все одинаково: агитация, сманивание на свою сторону электората, вброс компромата, технические кандидаты, предвыборный психоз, во время которого всем участникам кажется, что именно здесь, именно в этот момент решается судьбы мира… ну, не мира, так страны нашей.
Стоп! А вот здесь надо задуматься. И в самом деле, что у нас, россиян, было и что осталось? Если верить старой дурашливой песенке: «… ракеты.. Енисей… в области балета»… Не много. Да и этого уже, признаться, почти нет. После затопления орбитальной станции «Мир», после проигранной космической гонки, когда американцы 4 раза (прописью для тех, кто не в курсе: четыре раза) побывали на Луне, про ракеты не будем. Про Енисей лучше тоже промолчать после аварии на Красноярской ГЭС. Ну, балет… Да что балет!
Впрочем, врет песенка. Мир нас ценил как раз не за это. Мир любил и помнил Толстого и Достоевского, Стругацких и Булгакова, Бродского… и многих других авторов. Была великая русская литература. Была. И сплыла. Почти три десятка лет оболванивания нации не прошли даром. Телевидение, «желтая пресса», цензура, резкое падение тиражей у литературных журналов… И вот результат: россияне перестали читать. Количество домашних библиотек сократилось до 3 процентов, Единый государственный экзамен окончательно добивает остатки всего думающего пишущего, читающего.
Вот поэтому герой повести «Выборы- LIFE» выходит на борьбу с хамовитым, почти выжившим из ума Жерловым как на последний бой.
Нужна ли ему эта должность? Есть ли в этой должности смысл - с творческой или меркантильной точек зрения? Вряд ли. Современные союзы писателей – смесь пишущей организации с инвалидно-похоронной командой. Давно ушли в прошлое хлебосольные рестораны Домов творчества писателей, обязательные издательские планы, места в президиумах и ордена по разнарядке. Писатели перестали быть номенклатурой. Остались у обломков прежних Союзов писателей только амбиции, тяга к элитарности и страстная, неистребимое желание вернуть все назад. Туда, в сталинский Союз Писателей! Где, как писал Виктор Некрасов в своем рассказе «Саперлипопет», по мысли Сталина у советских писателей будет военная форма, звания и, соответственно, приказы и взыскания. «Будет, обязательно будет! Вернут. Все признаки есть!» - думают они. И чтобы идеологически непроверенных – ни-ни! Не пущать.
Владимир Хохлев очень точен в описании психологии таких функционеров от литературы. Они могут затравить, они будут «не пущать», они сумеют затаить ненависть к чужаку на всю жизнь.
Автор этих строк, пройдя с десяток Всесоюзных писательских совещаний, активно публикуясь в журналах, издавая книги, получив за свою работу даже кое-какие литературные премии, не был принят в старый СП СССР только за безобидную шутку. Было большое, на разворот, интервью в газете. Корреспондент спросил: «Не пора ли вступать в Союз Писателей?» Ваш покорный слуга ответил: «Стрик, только не для печати. Я считаю, что современный СП держится только за счет Литфонда. А его, я слышал, создавал Лев Николаевич Толстой с формулировкой «для малоимущих и многопьющих писателей». А я себя к таковым не отношу!»
Но интервью вышло вместе с этим пассажем, коллеги-журналисты посмеялись, собратья по перу надулись как мыши на крупу. И не стали «пущать». У меня хватило сил прожить еще три жизни: геофизика, эмигранта, журналиста. А кто-то, а их счет идет на сотни, на тысячи талантливых имен, - они так и сгорели от непризнания.
Сейчас, когда в государстве Российском разложилось по полочкам, мы оглянулись по сторонам и многие подумали: «Господи… Это что же мы опять нагородили?» На что надеяться? Какие такие сибирские полки в очередной раз спасут Россию?
Милиция? Армия? ВПК? Телевидение? Церковь? Как говорится, нажмите нужную кнопку (услуга платная).
Нация задыхается без национальной идеи. Ее невозможно «напиарить» из кабинетов власти, принять в третьем чтении в любом из законодательных собраний. Национальную идею может сгенерировать только русская литература. Но это должна быть настоящая литература, не глянцевое чтиво, литература независимая, честная и смелая.
Вот за такую литературу и бился герой повести Владимира Хохлева «Выбры-LIFE».

Павел Панов, член Российского Межрегионального Союза Писателей.

Павел Панов   30.04.2012 23:37     Заявить о нарушении
Павел спасибо!
И приветствую Вас на Прозе.ру.
Успехов.
С уважением,

Владимир Хохлев   01.05.2012 09:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «Революция online» (Сергей Боровков)

НАША РОДИНА – РЕВОЛЮЦИЯ.

В одной из кондовых советских песен были такие строчка «Наша Родина – революция, /Ей единственной мы верны». Не призвание, не любовь – наша Родина. Революция.
Сергей Боровков, журналист и поэт написал сценарий «РЕВОЛЮЦИЯ ONLINE», который как нельзя лучше подтверждает это. Россия – не только родина слонов, но еще и революций. Прародительница революций (не будем же мы всерьез брать во внимание небольшие французские и прочие кипеши, где даже и по миллиону-то не было убито) и главный их экспортер.
Человечество любит фильмы-катастрофы. Глобальное потепление – все утонули. Глобальное похолодание – все замерзли. Астероид – все вначале сгорели, потом утонули и там, под водой, замерзли. Это уже скучно. Но когда речь идет о геополитической катастрофе – новой революции в России, это уже интересно. Интересно еще и потому, что эта революция может вызвать катастрофу мировую или… вот кому-то повезет! – неслыханное обогащение за счет раздела страны, составляющей одну шестую (или сейчас уже поменьше?) планеты земля.
Если постараться одним словом определить жанр будущего фильма, то я бы сказал, что это фильм-мечта. Мечта для тех, кто будет участвовать в разделе или переделе страны, мечта для тех, кто хотел бы увидеть на Красной площади плахи, где рубят головы мироедам-олигархам (эти сцены рефреном идут в сценарии). Если верить социологическим опросам, если внимательно читать блоги и комменты в Интернете, то примерно половина страны уже мечтает посмотреть на подобное зрелище или активно поучаствовать в нем.
Итак, стучит топор напротив Мавзолея, летят, искаженные гримасами ужаса, головы олигрхов и поп-звезд, чиновников и известных политиков, в прямом эфире показывают аресты на Рублевке. Списки «Форбса» оказываются расстрельными списками. Можно предположить, что во время этих эпизодов в зале будут раздаваться аплодисменты. Например, когда на ржавом «жигуленке» везут распятого на кресте миллиардера Осинского, которого все-таки выдала перепуганная Великобритания.
Все персонажи могут быть сняты достаточно узнаваемыми, тогда фильм превратится во всероссийскую «угадайку». Думаю, что со мной согласятся многие: самый любимый театр для россиян – это политический театр.
Вот висит вверх ногами на фонаре человек, похожий на Чубайса, вот гонят в арестантский вагон кого-то, очень напоминающего шоумена Мартиросяна, вот солдаты из внутренних войск «пользуют» известную телеведущую эротической программы…
Можно предположить, что по нынешним циничным временам «звезды» не будут в шоке, более того, будут сами рваться на «собственные» роли, чтобы поиграть в сладкий ужастик, да еще и попиариться от души.
Даже тем, кто не читал сценарий, может показаться, что это все не больше, чем вариации на тему «Невозвращенца» А. Кабакова. Нет, господа. Прошло время после «Невозвращенца», и здесь, в России, все стало сложнее. Революции случаются не только когда «верхи не могут, а низы не хотят», их еще сочиняют в дорогих кабинетах политтехнологов. В.И. Ульянов (Ленин) отстал от жизни.
С. Боровков предлагает более сложную, но реальную схему. Национал-патриотический переворот был заказан…президентом. Но он и не догадывается, что идейку-то ему подкинули Седые Отцы – не то из «органов», не то из ЦК ВЛКСМ. Но очень скоро и молодчики с топорами, и президентские политтехнологи, и седые кукловоды теряют контроль над ситуацией, катастрофа принимает глобальный характер.
Чего еще мне, как будущему зрителю, не хватает в сценарии? Любая социальная утопия показывает не только то, что может случится, но и те ожидаемые события и действия героев (общества, Божьего промысла, в конце концов), которые могут в очередной раз спасти человечество.
Согласитесь, что из любого сценария режиссер и талантливые актеры могут сделать как трагедию, так и комедию. Допустим, «Гамлет». Трагических вариантов мы видели много, даже тот, когда друзья Гамлета, актеры, приезжают в Эльсинор на паровозе. Но это еще не комедия. Вот если бы Тарантино снял мистера Бина в роли Гамлета – то-то смеху было бы! Нет, правда, что может быть смешнее, чем придурок-прынц, разговаривающий с пустым черепом? А возня в могиле? А этот эпизод: ткнул шпажонкой в портьеру, а оттуда вывалился толстяк? А фонтаны крови «от Тарантино»? А перевести Гамлета на сленг: «Слышь, пацан, тут к тебе пахан приходил!» - «Вы что, морды, совсем пьяные на посту стоите? Пахан как два года дуба дал!»
У сценария С. Боровкова есть риск стать комедией, чем-то типа «Жмурок» с Никитой Михалковым в роли бандюгана в малиновом пиджаке. И главная проблема, на мой взгляд, это то, что много «чернухи» (казней, арестов и пр.) и мало анализа того, что и в самом деле может случится со страной. А это главное.

В сценарии все просто: есть финско-китайская граница. И все.

В 80-е годы был, если помните, короткий военный конфликт между социалистическим Вьетнамом и оппортунистическим Китаем. Всего, кажется, три дня. А нервов потрепал немало.
Вот эпизод из жизни, не из сценария. Маленькая воинская часть где-то под Благовещенском. Боевая задача: в случае нападения Китая держаться 7 минут. Семь. После этого они могут умереть героями. Перед этими событиями замполит рассказывал два анекдота. Первый о том, что Китай хотел бомбить Москву, но… летчик заболел. Второй о том, что если представить очередь из всего населения Китая и автомат АКМ, стреляющий беспрерывно, то, учитывая скорострельность автомата и скорость прироста населения в Поднебесной, результат будет не в нашу пользу: они размножаются быстрее. Но это были анекдоты. А тут – война. Командир части собрал всех бойцов в клубе, подошел к огромной карте СССР, сказал: «Ну, вы знаете… Я думаю, Благовещенск уже взят, Хабаровск тоже взят!» - после этого зачеркнул на карте два этих города и ушел. Только в дверях добавил: «Да… Приказываю держаться до последнего патрона!» Вечером его увезли. В «психушку».
В этой связи хочется предложить автору сценария «обкатать» свое произведение в Интернете, подобных эпизодов, дополнений, замечаний и прочего будет много. Сейчас это модно – коллективное творчество. К тому же, если власть «возбудится» по поводу сценария («призывы к свержению» и т.п.), то какие претензии к тысячам пользователей?
Мне кажется, что вряд ли все согласятся, что все будет так банально – Китай захватил все от Камчатки до Урала. А Япония, которая давно считает Сахалин и Курилы своими? Да и по Дальнему Востоку в 20-е годы хаживали… А Америка, которая именно эти территории объявила «штатом Беренгия»? Даже географические карты были выпущены. Так уж и ушел весь Кавказ из состава Российской Федерации и процветает в суверенном блаженстве?
Но для нас, как зрителей, важнее конечно не то – как поведут себя соседи по серпентарию, а как поведут себя наши соотечественники? Уйдут в леса, чтобы снова случились «штурмовые ночи Спасска, волочаевские дни»? Или плюнут на все: китайцы так китайцы – морды желтые, зато жратва дешевая. Россия вообще спокойно переносила все перевороты – когда немка Екатерина к власти приходила через убийство мужа, когда Александр восходил на престол после убийства отца, вот только в 17-м пошла в разнос. Да так, что до сих пор не остановится.

Не хочу напугать автора сравнением, но мне кажется, что по одному признаку его сценарий схож с поэмой А.А. Блока «Двенадцать». Поэмой, как известно, зачитывались и «красные» и «белые». Каждый увидел то, что хотел увидеть. И фильм, если он будет когда-то снят, будут смотреть и те, кто хотел бы рубить головы олигархам (на Красной площади, перед Мавзолеем!), и сами олигархи с женами и куршавельскими девочками, чтобы похихикать: «ну-ну, мечтать не вредно!» Одни после фильма пойдут и дальше поджигать чужие машины, другие сядут в свои «майбахи», «бентли» и «ягуары» и поедут в охраняемые особняки, где достать их смогут только киллеры или судебные приставы. Одни будут обсуждать методы организации и национал-патриотов в фильме, возможность захвата пусковых установок, другие поболтают на тему: кого имел в виду автор из звезд шоу-бизнеса в сене изнасилования.
Но в чем разница между А.А. Блоком и С. Боровковым в данном случае? У Блока в финале «В белом венчике из роз / Впереди Иисус Христос», у нашего автора – дети, играющие неработающим айфоном. Что-то похожее было у Алова и Наумова в «Беге», где финал с мальчишкой-беспризорником, который на мостовой, на фоне копыт проезжающей «красной» конницы печатает одним пальцем на брошенном «регминтоне». Но мальчика потом заберет в седло командир, и он еще явится главным героям в заснеженном лесу. Ну, не Христос, так русский ангел с детским лицом. Здесь, в сценарии С.Боровкова, финала по-сути нет.
И у зрителей будет чувство, что их слегка обманули, совсем как в жизни. Они-то знают, что, сколько Россию не хорони, она, родимая, возродится невероятным способом. На гербе России на самом деле не двуглавый орел, а Птица-Феникс. А держит она не скипетр и державу, а полицейскую дубинку в одной когтистой лапе и бомбу террориста – в другой.
Павел Панов, член Союза Кинематографистов РФ,
член Российского Межрегионального
Союза писателей

Павел Панов   30.04.2012 23:16     Заявить о нарушении