Рецензия на «Философия бессмертия» (Иванов Евгений Михайлович)

Еще не дочитал этой работы, а уже возник вопрос к автору:
А как можно трактовать изменение во взаимоотношении "Я" контуженного с тяжелой амнезией, и окружающего его других "Я"? Хотя для окружающих, он остается той же личностью, сама же эта личность больше не воспринимает окружающее как прежде. В следствии потери памяти, ему приходится заново знакомиться с окружающим миром (хотя опыт и моторика сохраняются, личность не впадает в состояние "раннего детства", не забыт язык общения). Возможны изменения характерных особенностей личности.
Значит эта личность созерцает мир по новому, не опираясь на опыт взаимодействия с миром, накопленный до этого. Не опираясь на опыт, сформировавшего его как личность. Сформировавшего его самоопределение в мире.
Так есть ли необходимость и возможность считать его той же личностью?
С точки зрения философии, возможно поднять вопрос о наступлении "смерти" одной личности, и "рождении" иной? Ведь то, что окружающие воспринимают его как прежде, не делает его таким, каким он был прежде. Даже если он займет свою привычную для всех "нишу" в жизни, приобретет заново взаимосвязи с остальными, это будут установленные новые связи иной личности. Они не опираются на накопленный опыт, а созданы вновь.
И с таким же успехом этому человеку можно "насадить" какие угодно другие "опыты из его прошлой жизни", смоделированные окружающими (что останется на совести окружающих).
И хоть тело субъекта остается прежним и не наступает физическая смерть, из жизни вычеркивается особенная индивидуальность, что тождественно рождению новой личности.
А как это можно соотнести к жизни души? Есть ли это рождением новой души, если ее жизнь не опирается на накопленный опыт, а независимо создает новый? Ведь если человек попадает в абсолютно незнакомое ему окружение (точнее надо вести речь об окружении, которому он не знаком), то произойдет накопление опыта создание взаимосвязей, абсолютно не схожими с образами его прошлой жизни. В этом случае и он и окружающие, не станут его отождествлять с его "Я" "бывшим". Они, по незнанию, а он - по утрате опыта бывшего "Я".

Это только один из возникших "навскидку" вопросов.))) Подумайте.))

С уважением!

Валерий Боль   28.02.2012 10:51     Заявить о нарушении
Уважаемый Валерий! Тождество "Я" человека, очевидно, не зависит от содержания его эмпирической личности, т.к. последняя непрерывно изменяется, а "Я" остается прежним. Отсюда следует, что если "Я" есть нечто содержательное, то оно может быть тождественно только совокупности любого возможного опыта (метафизической личности, мыслимой как совокупность любых возможных эмпирических личностей). Именно такое понимание "Я" отстаивается в данной работе. Что касается амнезий, то они, насколько мне известно, всегда обратимы, утерянные личные воспоминания рано или поздно восстанавливаются и личность реинтегрируется. При этом новый опыт (полученный после амнезии но до реигнтеграции) после реинтеграции, очевидно, будет оцениваться как опыт принадлежащий тому же самому "Я", которое существовало до амнезии. Так что нет оснований думать, что амнезия нарушает тождество "Я".
С уважением, Евгений Иванов.

Иванов Евгений Михайлович   28.02.2012 11:46   Заявить о нарушении
Амнезия рассматривалась не как медицинское или биологическое состояние. Как один из частных примеров для рассуждений в философских категориях.))

Если честно, эта тема крайне сложна, так как начинает втягивать понятия из самых разных областей. На пример, философия в некоторых местах может пошатнуть положения психиатрии, и наоборот.

Я не философ (ну может только любитель), и уж абсолютно не психиатр.
На пример, выражение "...я мыслю, значит я существую", подвергать сомнению вряд ли придется. Но вот осмысление (а оно по определению крайне скользкое понятие) может иметь такое значение, что мыслит весь окружающий мир. Хотя и в этом случае указанное выражение действительно. Не правда ли?)))
Другое дело, существует ли окружающее, если я (или кто бы то ни было) мыслят?
На примере сна (хотя и корявый пример). Когда я сплю и вижу сон, я мыслю, но окружающего во сне меня мира не существует.))

Валерий Боль   28.02.2012 14:49   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Иванов Евгений Михайлович
Перейти к списку рецензий, написанных автором Валерий Боль
Перейти к списку рецензий по разделу за 28.02.2012