Рецензия на «Бог Езус - добрый Господин» (Дневники Акель)

Подробнее о происхождении имени Езус.
Проф. Широкова Н.С. Культура кельтов и нордическая традиция античности. СПб., 2000, стр. 285-286: "Слово Еsus известно в гальском языке. Оно встречается в таких личных именах как Esunertus, Esumagius, Esumopas, Esugenus. Кроме того, одно из галльских племён называлось Esuvii. Толкования этого слова различны. Дом Мартен пытался связать его с бретонским словом euzuz, "ужасный". Другие думали об италийском aisus, esus - бог и об этрусском Erus или о латинском herus - господин, повелитель. Вандри же выводит имя Esus из esu - "добрый", хотя бернские схолии менее всего создают впечатление о Езусе как о добром боге. Была сделана так же попытка связать это имя с индоевропейским корнем - eis, который примерно означает "энергия, страсть"".

Дополнения о характере Езуса. Там же, стр. 285: "Бернские схолии дают такие же противоречивые сведения о Езусе, как о Тевтатесе. Один раз сообщается, что Езус - это Марс и в жертву ему приносят людей, повешенных на дереве, а в другой раз - что Езус - это Меркурий, которого почитают торговцы".

Там же, стр. 280: «Ритуальное убийство в ночь Самайна исчерпавших свою силу королей, в частности, насильственная, втройне трагическая смерть короля Муйхертаха (от смертельной раны, в пожаре дворца и в бочке с вином) заставляет вспомнить средневековый комментарий к тексту Лукана, который, говоря о галльских народах, современных Цезарю, упоминает тревиров, лигуров, а затем тех, “которые успокаивают ужасной кровью свирепого Тевтатеса и страшного Езуса в его диких святилищах и Тараниса на алтарях не менее кровавых, чем алтари Дианы скифской”. Так называемые Бернские схолии к Лукану (датирующиеся временем между IV и X вв. н.э.) дополняют сведения Лукана, сообщая о различных способах человеческих жертвоприношений, посвящавшихся каждому из трёх богов. Человека, посвящённого в жертву Тевтатесу, топили в бочке, Езусу – вешали на дереве, Таранису – сжигали в деревянном чане».

Широкова много пишет о том, что Езус связан с деревьями.

Ещё поцитирую Широкову, стр. 287-289:

"Таким образом, для характеристики образа Езуса у нас остаются только свидетельство Бернских схолий о жертвоприношениях Езусу людей, повешенных на деревьях, и изображения бога на алтарях из Парижа и Трева. Что касается иконографии Езуса, то вряд ли он изображён за простой работой лесоруба. Было бы ошибкой считать, что Езус был связан с раскорчёвкой леса, или видеть в нём мастерового, который поставляет корабельщикам из Парижа стволы деревьев, необходимые для постройки кораблей. На алтаре Парижа Езус отсекает ветви дерева. Поскольку жертвы для него вешались на деревьях, то можно сделать вывод, что бог изображён за подготовкой дерева к повешению жертв

На рельефе из Парижа Езус изображён в окружении богов такого высокого ранга, как Юпитер и Вулкан. Бернские схолии сравнивают его с великими римскими богами. Остаётся только вопрос: кто же такой Езус - Марс или Меркурий? Поскольку самой характерной чертой Езуса является способ совершения жертвоприношений в честь него, то возникает аналогия с Одином, жертвы которому тоже вешались на дереве, затем через посредство Одина эта аналогия приводит к Меркурию. Езус имеет и другие черты, сходные с Одином. Оба бога являются божественными покровителями перемещений, передвижений, перевозок. Один назывался бог фрахта. Он посылал морякам добрый попутный ветер. Являясь вовсе не богом силы, а богом хитростей и козней, искусства и мастерства, Один был в том числе и покровителем корабельщиков. Езуса тоже почитали корабельщики, и приведённые характеристики Одина могут быть отнесены и к нему. Нельзя не заметить, что в таком виде он очень напоминает Меркурия.

В то же время Езус, как всякий великий бог, амбивалентен. Прежде всего, он жестокий бог, которому приносят в жертву повешенных. И, как мы видели, одна из этимологий само имя Езус истолковывает как эпитет "ужасный". Однако Я. де Фриз считает, что заслуживает внимания противоположная этимология, предложенная Ж.Вандри - "добрый". Правда, при этом он делает оговорку, что имя "Добрый бог" следует рассматривать как эвфемизм: всё во всём. Де Фриз приводит также суждение общего порядка о сущности образа Езуса: "Сообщение об этих жертвоприношениях через повешение, - пишет он, - и изображение на парижском алтаре, в первую очередь, допускают предположение, что Езус - это имя главного божества галлов и что, скорее всего, его нужно сопоставлять с Меркурием или с северо-германским Одином"".

Конец цитаты.

Игорь Орловский   03.01.2012 19:20     Заявить о нарушении
Благодарю за такой развернутый комментарий. Тронута, если честно.:)
Приятно, что имена древних Богов не забыты.

Добрым или ужасным был Езус? Думаю, он гармонично совмещал в себе все эти качества. Как любящий родитель, он мог и научить, и наказать, и защитить.

Дневники Акель   07.01.2012 00:14   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Дневники Акель
Перейти к списку рецензий, написанных автором Игорь Орловский
Перейти к списку рецензий по разделу за 03.01.2012