Рецензия на «К вопросу об устройстве Мироздания» (Лариса Баграмова)

Лариса! Вот некоторые замечания по Вашей статье:
1. То, что Вы называете "абсолютное Ничто" явно таковым не является, поскольку оно обладает определенными положительными характеристиками (способно меняться, содержит память о бытии, порождает бытие). Собственно, абсолютное Ничто, как показал еще Парменид, внутренне противоречивое понятие, т.к. если мы говорим, что Ничто существует, а Ничто определяется как то, чего не существует, то, тем самым, мы утверждаем, что существует то, чего не существует. В истории философии известны два подхода к решению проблемы Ничто (небытия)- одно принадлежит Платону, а второе - Аристотелю. Оба исходили из правоты Парменида и несуществования абсолютного небытия. Но полностью обойтись без небытия невозможно, ибо небытие предполагается изменчивостью видимого мира (всякое изменение предполагает, что что-то исчезает и что-то появляется, т.е. переходит из небытия к бытию и обратно). Т.о. если нет абсолютного небытия, то должно существовать некое относительное небытие в составе самого бытия. У Платона роль такого относительного небытия (ничто) выполняет инобытие (идея небытия слагается из идеи бытия и иного, как пишет Платон в "Софисте"). Т.е. небытие - это просто то, что отличается от "известного" нам бытия, проницаемого для нашего мышления (но, поскольку мыслить можно лишь мысли, то фактически бытие совпадает у Платона с мышлением), т.е. это то, что нельзя помыслит, то, что мы "не знаем". Практически Платон отождествляет инобытие с
"воспринимающей природой", т.е. тем, что отличает реальные вещи от соответствующих идей, т.е., инобытие у Платона есть сам принцип чувственности: пространственность, временность и качественность (идеи сами по себе вне времени, вне пространства и бескачественны). Ясно, что мысль не может совпасть с тем, что от нее отлично, поэтому пространство, время и качества не мыслимы, но мышление способно на них указывать (нельзя мыслить красное, но можно помыслить "о" красном - просто указывая на него и говоря "вот красное"). У Аристотеля роль небытия выполняет "потенциальное" (возможное) бытие (греч. "дюнамюс"). Т.е. небытие не есть абсолютное ничто, но есть сущая возможность бытия, т.е. потенция бытия. Все возникает из собственной возможности и в возможность же превращается после "уничтожения" (с этой точки зрения нет абсолютного рождение и уничтожения, а есть лишь переходы из потенции в акт и из акта в потенцию). Ваше "Ничто", поскольку оно порождает бытие, по сути тождественно Аристотелевскому "потенциальному бытию".
2. Если Ничто вне времени, то как же оно может меняться во времени? Если в Ничто содержатся потенции всех вещей, не понятно зачем Ничто нужно что-либо запоминать. Оно уже изначально
идеально (сверхчувственным образом) содержит в себе все сущее и не может пополняться или же терять какое-либо содержание.
3. Квантование времени - идея весьма уязвимая. Пока никому не удалось построить непротиворечивую модель физической реальности используя дискретные модели времени или пространства. Дискретность структурных изменений предполагает дискретность пространства, т.к. всякая структура есть некая пространственная или пространственно-временная конфигурация. Но дискретность пространства противоречит существованию феномена несоизмеримости отрезков. Поскольку в теории относительности пространство и время едины, из непрерывности пространства вытекает и непрерывность времени. В современной физики пространство и время мыслятся как непрерывные величины. В квантовой физике квантуется лишь одна величина - действие (имеющая размерность энергияХ время или импульсХрасстояние), но не входящие в нее компоненты (масса, скорость, расстояние, время).
4. В Вашей модели не ясно почему структурный уровень вначале возрастает, а потом снижается. Физически понятен лишь процесс деградации структуры (за счет закона роста энтропии), но не механизмы повышения структурной сложности.

Вывод: Ваша концепция нуждается в серьезной переработке, включающей прояснение используемых понятий и устранение противоречий.

С уважением, Евгений Иванов.

Иванов Евгений Михайлович   14.10.2011 13:16     Заявить о нарушении
Евгений, спасибо за развернутую рецензию. Я вам на нее кучу ответов написала, потом почти все удалила, а вот предыдущее замечание не удаляется почему-то :) Ну, видимо, так надо :)

Насчет того, что используемые понятия надо бы прояснять более четко, Вы абсолютно правы.

Лариса Баграмова   14.10.2011 18:11   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Лариса Баграмова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Иванов Евгений Михайлович
Перейти к списку рецензий по разделу за 14.10.2011