Рецензия на «Четыре цезаря. Штрихи к портретам» (Артем Ферье)

Судить о древних событиях можно как угодно: свидетелей, которые могли бы подтвердить или опровергнуть, увы, давно нет в живых.

Николай Векшин   30.05.2011 07:59     Заявить о нарушении
Недоумеваю. Смысла не уловила (по глупости, наверно), стилем авторским не восхитилась (отсталость, конечно). А.Ф. любит Рим "за флёр моральной свободы и творческое самовыражение". Боже! И зачем только некоторые изучают Римскую историю!
Впрочем,это изучение не углубляется далее нескольких одиозных фигур, столь популярных у подростков (благодаря окружающему их "флёру моральной свободы"). Но скоромности как не бывало и букаф много.

Галина Грушина   30.05.2011 20:17   Заявить о нарушении
Здравствуйте.

Смею заверить, персонаж, которого я обозначил как Dominus Annorum (более известный в своё время как Офоний Тигеллин) во время моего интервью с ним производил впечатление ровно настолько живого свидетеля, каким может быть вампир, недавно отпраздновавший своё трёхтысячелетие :-)

Галине Грушиной: Знаете, я всегда с умилением привечаю такого сорта сарказм, когда он исходит от тинейджеров. Это действительно трогательно.

Всего наилучшего,
Артём

Артем Ферье   31.05.2011 01:02   Заявить о нарушении
Снова Галине: А, посмотрел Ваши публикации и понял, что Вас не могла не задеть некоторая враждебность моего собеседника (да и моя тоже, чего греха таить) по отношению к первым христианам.
Ну да, я действительно считаю, что восприятие христианских ценностей - стало регрессом по сравнению с рационализмом и светским характером классической античной культуры. Не я один, естественно, так считаю.
С другой стороны, видимо, в том была закономерность исторического развития, что римская цивилизация оказалась готова принять христианство. Чтоб им переболеть, переварить в себе и воспрянуть вновь, получив, как хочется надеяться, мощную прививку от мистического мировоззрения.
Против современных же христиан - я ничего не имею. Они уже не убьют ни одну Ипатию, не сожгут ни одну Александрийскую библиотеку, не разрушат ни одного храма Артемиды, и не сожгут ни одного еретика :-)

Всего наилучшего,
Артём

Артем Ферье   31.05.2011 01:34   Заявить о нарушении
Во всех раундах я бы отдал победу Артему, если бы он не стал нокаутировать женщину :)

Николай Векшин   31.05.2011 08:57   Заявить о нарушении
Я ни с кем не борюсь, я никому не желаю нанести какое-либо поражение, я просто отвечаю, как того требует вежливость.

Всего наилучшего,
Артём

Артем Ферье   31.05.2011 10:58   Заявить о нарушении
"Рационализм и светский х-р ант.культуры"?! Кто это вам внушил? Историки-марксисты?
Возрождение европейской культуры - это современная постхристианская Европа?!
А оговоры зачем? Снова вечная провокационная Ипатия, Алекс.б-ка, сто раз горевшая и т.п. Бедняги-христиане, которых жгли, а оказалось, что жгли они!
Моя досада , а, точнее, недоумение, вызывает выбор персонажей : неужто в тысячелетней Римской истории не нашлось кого-нибудь поинтересней? Ваши герои - падаль, над которой всё время кружат всевозможные навозные мухи.

Галина Грушина   31.05.2011 22:33   Заявить о нарушении
Галине:
Нет, позвольте заверить, марксистские историки - имели наименьшее влияние на мои представления о греко-римской культуре. Предпочитаю составлять мнение, пользуясь первоисточниками. И пусть я, к стыду своему, покамест не овладел древнегреческим, но латинских текстов той поры - читал очень много. И этого достаточно, чтобы видеть, насколько рациональными и светскими ребятами были римляне в классический период (несмотря на их религиозные ритуалы, столь же невинные, как, скажем, наш Вечный Огонь), и как они скатывались в бессмысленную теософию по мере проникновения христианства в их культуру.

Бедняжки христиане, всеми оговоренные, которые ничего такого античного никогда не уничтожали, никого не жгли и не убивали, всегда следуя заветам Христа? Да ну?

Знаете, Галина, вот Вы - человек двадцать первого века. Безусловно, довольно образованный и цивилизованный. Но и в Вашей тираде слышится такая страстная ненависть к любому нехристианскому мыслеизъявлению, что вполне позволяет догадываться, на что были способны иные фанатики начала A.D., мнившие себя христианами и защищавшие свою веру, как они то понимали (насколько это согласно было с Евангелием - другой вопрос).

Впрочем, был бы признателен Вам, если б Вы поделились своим знанием истории с Ипатией Александрийской, которую Вы здесь обругали так, будто имеете некие особенные сведения о её личности и об инциденте с нею, которые очень любопытно было бы узнать.

Что до моего выбора персон из римской истории - так я их выбрал потому, что они считаются крайними примерами разврата и тирании в Римской истории. И попытался проанализировать, что могло быть правдой, а что - наветами (в чём, конечно, мне помог мой друг вампир, знавший их всех лично :-) ).

Ну и прежде, чем заявлять, будто они все падаль - надо всё-таки разобраться в их личностях, их принципатах, возможном искажении оценок. А то ведь, знаете ли, и по поводу личностей новейшего времени - много споров. Кто Сталина считает спасителем Отечества, кто-то Рузвельта - титаном демократии.

Всего наилучшего,
Артём

Артем Ферье   01.06.2011 04:22   Заявить о нарушении
"Лат.тексты той поры" (какой?) составлялись лицами из привилегированных слоёв, обученных эллинами (вот те, действ., часто бывали "рациональными и светскими ребятами", "демократами", профукавшими свою Элладу) и не могут дать полное представлние о культуре всего народа. Надо брать все источники совокупно, и тогда сразу увидите, как был силён и многообразен римский пантеизм.
Что до Ипатии, никогда ею не интересовалась. Каж., она была трансвеститом. Расправа с нею, учинённая возбуждённой чернью, была приписана врагами христианам благодаря причастности к событиям алекс.епископа (?), озлобленного фанатика.
А историков следует читать, даже марксистов, хотя бы для того, чтобы правильно понимать древние тексты. Разумно ли считать всех исследователей глупее себя?

Галина Грушина   01.06.2011 19:16   Заявить о нарушении
Галине:
Мне это, ей-богу, нравится :-)
"Кажется, Ипатия была трансвеститом, и убита была озлобленной чернью, а христиан напрасно обвинили враги, потому что был причастен тамошний архиепископ, тупой фанатик".

То есть, надо полагать, что, несмотря на причастность архиепископа Кирилла Александрийского, Учителя Церкви и святого, эта злобная чернь была какого-то другого вероисповедания, а виновность христиан - выдумка врагов.

На самом деле, причастность Кирилла - под вопросом. Он имел некоторые разногласия с Ипатией, но, возможно, не подстрекал толпу к её физическому устранению, вопреки заявлениям некоторых авторов. Такую, апологетичную для иерархов версию высказывает Сократ Схоластик. Но что эти отморозки, убившие Ипатию, были именно христианами, причём фанатичными, - не отрицал никто и никогда. Соответственно, врагам не было нужды что-то выдумывать в смысле общего "поклёпа" на христианство.

Касательно личности Ипатии - впервые слышу, что она была трансвеститом. Да и Вы вряд ли приведёте источник, из которого почерпнули столь пикантные сведения, когда говорите, что вообще не особенно интересовались сей персоной (что, впрочем, не мешает Вам оскорблять её). Что же про неё говорят все авторы, как языческие, так и христианские, - она была учёной и преподавательницей, имевшей большие познания в философии, математике, астрономии. Впрочем, то была лишь одна из многих жертв религиозного фанатизма, христианского или иного.

Что до римской светскости - естественно, я говорю именно о менталитете образованных людей, по которым и судят о культурном характере эпохи. Не по крестьянам же (которые всегда и везде одинаково дремучи). Но проблема в том, что с упадком античности даже интеллектуальная элита Европы на долгие века погрузилась в такую иррациональную, мистическую дичь, что какой-нибудь Августин со своей шизофренией предоставлялся светочем разума (только потому, что являл некоторые проблески здравомыслия среди повального догматизма). Это печально. Но я не виню в этом христианство. Его триумф - лишь следствие культурного кризиса античности, а не причина.

Что до новейших исследователей-историков - разумеется, я читаю и их. Но, как и в случае с первоисточниками, приходится всегда делать поправку на предвзятость, идеологическую ангажированность и проч. И я не считаю себя "умнее всех", но тем не менее, не считаю себя и обязанным принимать на веру любые обобщения, лежащие за пределами доказанных фактов. К убеждённым марксистам приходится относиться особенно осторожно, поскольку эти ребята имманентно лживы и готовы как угодно передёргивать историю, проповедуя свои бредовые социально-экономические теории. Судя по первому Вашему упоминанию о них - Вы это сами прекрасно понимаете.

Всего наилучшего,
Артём

Артем Ферье   02.06.2011 01:55   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Артем Ферье
Перейти к списку рецензий, написанных автором Николай Векшин
Перейти к списку рецензий по разделу за 30.05.2011