Рецензия на «Клинская Русь. Клинский некрополь. 1» (Валентин Стариков)

Благое дело Вы делаете. Я давно и безуспешно ищу место захоронения Натальи Александровны Лаптевой, урождённой Белосельской-Белозерской, младшей сесиры Зинаиды Волконской, умершей в 1815 году. О ней - почти ничего не известно. Не попадалось ли Вам, Валентин Иванович, оно или какие-либо сведения о ней?
Ждём Вас в Альманахе.
С уважением, Екатерина Мосина

Пушкинский Ключ   28.03.2011 12:40     Заявить о нарушении
Катя,довольно широкий анализ пока не дал результатов.
Не знаете ли имя-отчество её мужа?

Валентин Стариков   29.03.2011 00:17   Заявить о нарушении
Предположительно - это генерал-майор Василий Данилович Лаптев, он захоронен в Николо-Пешношском монастыре.

Пушкинский Ключ   29.03.2011 11:19   Заявить о нарушении
Да, да, поэтому я и спросил. Похоже, что это всё-таки он.
Есть, конечно, один процент, что и она там, но пока ненадёжно.
Для меня это тоже интересно, потому что я взглядом всё же охватываю Николо-Пешношский монастырь, который совсем недалеко от моей родины.
Так что, если узнаете, мне скажите. А я параллельно тоже буду предпринимать некоторые шаги.

Валентин Стариков   02.04.2011 12:54   Заявить о нарушении
Логика такая.Её нет в "Московском некрополе", нет в "Санкт-Петербургском некрополе", в которых она, человек такого уровня, не могла не быть отмеченной.В этт, ещё военны

Валентин Стариков   02.04.2011 12:59   Заявить о нарушении
Валентин, я не поняла, что значит последнее предложение, но всё равно, спасибо Вам за поиск. Если предположить, что она действительно его жена, то не обязательно её могила в монастыре, ведь он умер после неё через 10 лет. Если бы было наоборот, то вероятность её упокоения рядом с мужем высокая, а так - ищи-свищи. Да и, говорят, в монастыре было много могил уничтожено. Это если в каких-либо списках искать, что могут быть в монастыре. А вдруг она НЕ ЕГО жена? Ведь где-то была ссылка, что этот Василий Данилович Лаптев - первый. Значит, следует предположить, что был и второй генерал В.Д. Лаптев.
У Вас, Валентин, опыт богатый. Возможно Вы и сможете обнаружить хотя бы её след, так уж дайте тогда знать.
С уважением, Екатерина Мосина.

Пушкинский Ключ   02.04.2011 15:58   Заявить о нарушении
П.С. Валентин, а что же Вы не даёте ответа: согласны или нет, чтобы и дальше работать с Вашей папкой в альманахе? Её ведь надо пополнять и развивать. У Вас так много материала.

Пушкинский Ключ   02.04.2011 16:01   Заявить о нарушении
Согласен, чуть попозже,очень занят.
Я вижу, что Всилий Данилович Лаптев - герой Отечественной войны 1812 года. Умер от ран.Удивляюсь спокойствию краеведов Дмитровского района. Или там после кончины Рема Хохлова, настоящих краеведов и не осталось?

В комментарии был сбой,оборван.Я хотел сказать, что если её нет в "Московском некрополе", нет в "Санкт-Петербургском некрополе", где она по своему статусу обязательо должна была быть отмечеенной, её, на мо

Валентин Стариков   02.04.2011 16:14   Заявить о нарушении
Опять оборвалось, Вы продолжайте,не повторяя, пойму. Кстати, у Вас есть сии бесценные скрижали? Дайте хотя бы ссылки. Я излазила пол-интернета, но так мало что обнаружила.

Пушкинский Ключ   02.04.2011 16:19   Заявить о нарушении
Имею в виду вот это: "Московский некрополь", "Санкт-Петербургский некрополь"

Пушкинский Ключ   02.04.2011 16:21   Заявить о нарушении
Согласен, чуть попозже,очень занят.
Я вижу, что Всилий Данилович Лаптев - герой Отечественной войны 1812 года. Умер от ран.Удивляюсь спокойствию краеведов Дмитровского района. Или там после кончины Рема Хохлова, настоящих краеведов и не осталось?
В комментарии был сбой,оборван.Я хотел сказать, - логика такая:что если её нет в "Московском некрополе", нет в "Санкт-Петербургском некрополе", где она по своему статусу обязательно должна была быть отмеченной, её, на мой взгляд, не могло быть и в Европе, поскольку в 1815 году продолжалась война в Европе.Это подтверждается и "Русским некрополем за границей", где её тоже нет.На днях видел "Калужский некрополь", где её вроде бы не мелькнуло.Я пока не смотрел на этот счёт в некрополях Закавказья и Крыма, Тульской губернии. При случае глянем.Но, уверен, найти всё же можно.Вывод - что всё же она осталась в гулбокой провинции. Но её нет и в 1 томе "Русского провинциального некрополя".Первый том "РПН" охватывает только одну часть России.Второй том для меня пока недосягаем - в архивах.
Я вижу, что Всилий Данилович Лаптев - герой Отечественной войны 1812 года. Умер от ран.Удивляюсь спокойствию краеведов Дмитровского района. Или там после кончины Рема Хохлова, настоящих краеведов и не осталось?

В комментарии был сбой,оборван.Я хотел сказать, что если её нет в "Московском некрополе", нет в "Санкт-Петербургском некрополе", где она по своему статусу обязательно должна была быть отмеченной, её, на мой
взгляд, не должно было быть в Европе, поскольку в 1815 году там ещё продолжалась война. Это подтверждается и "Русским некрополем за границей", где её тоже нет.Всё это говорит, что она осталась в глубокой провинции.И могла опасть в Николо-Пешношскй монастырь, пока не знаю, по какой причине, и могила могла быть не отмеченной.Но в первом томе "Русского провинциального некрополя" её тоже нет, только муж.Этот первый том охватывал только некоторую часть России. Второй том не был издан и находится в архиве. На днях видел "Калужский некрополь",где вроде бы её тоже не промелькнулао. При случае буду заглядывать в другие материалы.
А то, что это её муж - подтверждается:
БЕЛОСЕЛЬСКИЙ-БЕЛОЗЕРСКИЙ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ 1752-1809

БЕЛОСЕЛЬСКИЙ-БЕЛОЗЕРСКИЙ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ 1752-1809 Как старший в роду князей Белозерских получил прибавку к фамилии, в 1823 право на двойную фамилию утверждено за его потомством. Действительный тайный советник, обер-шенк. Сенатор. Камергер. Почетный член Петербургской академии художеств и многих других академий. Первым браком женат на ТАТИЩЕВОЙ ВАРВАРЕ ЯКОВЛЕВНЕ 1764-1792 Вторая жена АННА ГРИГОРЬЕВНА КОЗИЦКАЯ 1773-1846. Дети от двух браков:
ИППОЛИТ, умер молодым,
МАРИЯ-МАГДАЛИНА за камергером А.С.ВЛАСОВЫМ,
ЗИНАИДА 1792 (в др. ист. 1789) - 1862. Писательница, поэтесса, известна сценическим и музыкальным дарованием. За князем Н.Г.ВОЛКОНСКИМ 1781-1844, см. текст ниже.
НАТАЛИЯ, умерла в 1815, за генерал-лейтенантом В.Д.ЛАПТЕВЫМ
ЭСПЕР1802-1846,
ЕЛИЗАВЕТА 1803-1824, за генерал-адъютантом А.И.ЧЕРНЫШЁВЫМ,
ЕКАТЕРИНА 1804-1861, за генералом от артиллерии, генерал-адъютантом И.О.СУХОЗАНЕТОМ.

НАТАЛИЯ, умерла в 1815, за генерал-лейтенантом В.Д.ЛАПТЕВЫМ
Лаптев, Василий Данилович
— г.-л., участник войн екатерин. и александров. царствований, род. в 1760 г., в службу вступил фурьером в лейб-гвардии Преображенский полк, в 1776 г. переведен в лейб-гвардии Измайл. п., откуда в 1789 г. был выпущен в армию кап-ном в Тамбов. мушк. п., с которым принял участие в войне с Турцией и находился при взятии Килии; в 1790 г. перешел в Астрах. гренадерский полк и с охотниками от этого полка участвовал в штурме Измаила, где был ранен пулей в грудь навылет. Переведенный за отличие в 1-й батальон Бугск. егер. корпуса в чине майора, Л. участвовал в 1792 г. в войне с Польшей, по окончании которой был командирован в составе посольства М. И. Кутузова в Константинополь; в 1797 г. переведен в Ряжск. мушк. п.; в 1799 г. произв. в полковники, в 1802 г. назн. шефом 8-го егер. п., с которым участвовал в кампании 1805 г., сражался под Ламбахом, Амштетеном (орд. святого Георгия 4 степени) и Кремсом, а за особ. отличия под Аустерлицем произв. в генерал-майоры и назн. шефом 21 егер. п.; с этим полком Л. совершил 2-ю кампанию против французов (1806—1807 гг.), сражаясь при Голымине, Прейсиш-Эйлау (орд. святого Владимира 3 степени), Мансфельде, Петерсвальде, Лаунау и Данциге, и по окончании войны был назначен воен. губернатором на о. Эзель. В 1812 г. Л. сформировал моск. ополчение и привел его в армию, после чего был назначен командиром бригады 11-й пехотн. дивизии, участвовал в сраж-х при Бородине, где был контужен в шею (орд. святого Георгия 3 степени) и при Вязьме (орд. святого Владимира 2 степени). В кампании 1813 г. Л. командовал 2 пехотн. дивизиями в армии насл. принца шведского и принял участие в сражениях под Берлином, Денневицем и Лейпцигом и за отличие произв. в г.-л. В 1814 г. в сраж. при Краоне Л. был тяж. ранен картечью в ногу и в 1815 г. был уволен по болезни от службы. Год смерти неизвестен. (Воен. галерея 1812 г. Изд. 1912 г.)
{Воен. энц.}
Брат её Эспер похоронен в 1846 году в селе Льялово(пос.Менделеево Солнечногорского района).
Так что пока она - на провинциальных просторах России до Урала.
Думается, ещё можно найти, поскольку резервы есть.

Валентин Стариков   02.04.2011 16:55   Заявить о нарушении
Спасибо, Валентин. Всю информацию эту я уже имею. И давно. Но я Вас спросила о списках захоронений. Вы их имеете как отдельные издания или отыскали в интернете? (Теперь в интернете можно находить даже архивные бумаги). Я и спросила, где и как получить мне указанные Вами тексты "Некрополей"? Есть ли они у Вас или Вы работаете в архивах как настоящий Краевед? С уважением, Е. Мосина.

Пушкинский Ключ   02.04.2011 18:31   Заявить о нарушении
"Русский провинциальный некрополь" вот по этой ссылке:
http://books.tr200.ru/v.php?id=429656

Валентин Стариков   08.04.2011 06:58   Заявить о нарушении
Запись в "Русском провициальном некрополе":
Лаптевъ Василiй Даниловичъ, «генераль», † 2 апрѣля 1825 (Пѣшношскiй монастырь Дмитр. у. Моск.).
Первая жена - не знаю тоже, где она похоронена. -
Голицына Александра Михайловна, род. 5 ноября 1767 года.
В Московском, Питерском и Русском провинциальном некрополях её тоже нет.

Валентин Стариков   08.04.2011 07:16   Заявить о нарушении
Это уже хорошие новости - о первой жене. И ссылочку посмотрю. Спасибо большое.

Пушкинский Ключ   08.04.2011 11:20   Заявить о нарушении
Ссылка, которую Вы дали, для меня совершенно непонятная. А вот то, что у Лаптева была первая жена, даёт надежду на то, что генерал - муж Натальи Александровны Белосельской-Белозерской (последующим браком). Первая жена генерала, Александра Васильевна (не Михайловна) (1767-1802), оказалась по матери из рода Татищевых. В то же время известно, что мать Натальи Александровны - первая жена князя Белосельского-Белозерского - Варвара Яковлевна, в девичестве Татищева. Так-то!
Это уже что-то. Спасибо Вам за наводку!!!

Пушкинский Ключ   08.04.2011 14:58   Заявить о нарушении
Теперь уже досконально разобралась, напишу почтой! Спасибо Вам ещё раз огромное!

Пушкинский Ключ   09.04.2011 11:45   Заявить о нарушении
Пушкинскому Ключу и Валентину Старикову:

Генерал-майорша Александра Васильевна (а не Михайловна) Лаптева, урожденная Голицына, покоится в Донском монастыре в Москве (на территории старого некрополя). По крайней мере, там находится прекрасно сохранившаяся могильная плита и надгробие.
Родилась Александра в 1767 году, скончалась на острове Эзель (так называли раньше Сааремаа, самый большой остров в Эстонии) 29 сентября 1802 или 1808 года. (Год смерти на плите перебит, и то что есть сейчас, больше похоже на восьмерку, а не на "официально объявленную" двойку).

С одной стороны, это может быть только кенотаф (Донской монастырь при советской власти был музеем архитектуры, и в него свозили надгробия с уничтожаемых кладбищ). С другой стороны, захоронение Лаптевой-Голицыной возле семейной усыпальницы Голицыных вполне логично. За эту версию говорит и место захоронения - старый заброшенный участок отродясь никто не трогал и не реставрировал.

Если нужны свежие фото и описание как найти захоронение - пишите на мейл ash2005(зверь)list.ru
Без наводки эту плиту черта с два найдешь, к сожалению... Рядом есть еще несколько подобных же надгробий, но поваленных. С ними, боюсь, до весны разобраться не удастся.

Генри Эш   30.09.2012 04:07   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Валентин Стариков
Перейти к списку рецензий, написанных автором Пушкинский Ключ
Перейти к списку рецензий по разделу за 28.03.2011