Рецензия на «Таёжный домик» (Вероника Малова)

Итак, поехали. Тяжёлыми предметами в меня не бросать, пока не закончу, угу? Если угу, то - начали:

1. Слишком много "литературности" в самом начале. Разговор сестёр (извини, Вика) не живой, но излишне книжный. М. б., это моё личное мнение, но так не разговаривают даже девочки-отличницы. Складывается ощущение, что они цитируют друг другу какие-то книжки. И, если с Яной это, условно говоря, и уместно, то в устах Ани это выглядит совершенно искусственно. По её репликам, безусловно, угадывается её характер и её взгляды на жизнь - но звучат они совершенно неестественно.
Твоё дело - принимать или не принимать эти замечания, но мне кажется, что в уста Ани логичнее было бы вложить какие-то сленговые словечки (естественно, переигрывать здесь тоже не нужно). То же самое касается и второй сестры - её нужно "оживить". Я понимаю, что она - полная противоположность сестре (ты это даже и в именах очень удачно обыграла) - но не будем отрываться от реальности: обе героини - живые девчонки, только что закончившие институт. ЖИВЫЕ, понимаешь?... Сколько им лет? 22 - 23, не больше, ведь так? В этом возрасте можно мечтать, о чём угодно - хоть о принце на "лексусе", хоть о месте директора банка - но в этом возрасте разговаривают ещё другим языком. Совсем скоро - через полгода, максимум - Яна "впишется в формат" и будет разговаривать и вести себя совершенно иначе. Но - потом. Через несколько месяцев. Когда она уже будет ВНУТРИ Системы. А сейчас - она ещё не внутри, а ВНЕ системы, хоть и очень хочет в неё вписаться... А когда девушка, только сегодня (или вчера?) получившая диплом об окончании института, разговаривает так, будто она уже проработала год в банке, это неправильно. Пойми: у твоей героини - очень прагматичная мечта, но это ещё МЕЧТА, а не жизнь; ей ещё клерки кажутся "рыцарями и принцами". Она - ТОЖЕ ещё наивная девчонка.

2. Тема с "домиком в тайге" удачна - но она сразу же даёт общее направление к финалу. Интрига - только в том, найдёт ли Яна этот свой домик - или он так и останется её мечтой. Здесь - сразу: "или - или". Хорошо это, или плохо, я даже не знаю. Наверное, для пьесы - это, скорее, "плюс", нежели "минус"...
Ладно, оставим пока "домик в тайге" (мы сейчас к нему вернёмся). Ход с онкологией - извини, это банальность. Банальность, Вика. Мне это не понравилось: сразу же возникла такая своеобравзная "цепочка": "всё правильно - заставить Яну решиться воплотить свою потаённую мечту может только какой-то стресс или горе, смертельная опасность или потеря близкого человека (ребёнка, мужа, сестры)...". Онкология здесь лежит на поверхности... М. б., есть смысл придумать что-нибудь другое? (только, ради Бога, не СПИД - это ещё бОльшая пошлость!);

3. Возвращаемся к "домику в тайге". Мой вариант финала: встреча Юры и Ани в третьем действии происходит не сразу же после исчезновения Яны - а ЧЕРЕЗ ГОД. "За кадром" осталось и её бегство, и то, что муж узнал о её стравшном диагнозе только ПОСЛЕ исчезновения жены - всё это зритель узнаёт из диалога. События развиваются так: после года неизвестности, Яна прислала Юрию первое письмо, дала знать о себе - и Юрий сообщает об этом Ане. Аня сидит молча, слушает Юрия - а в финале сообщает: " - Да, я всё знаю... Я нашла её, я у неё была... Ей хорошо, она пишет прекрасные картины... Она совершенно здорова - диагноз оказался ложным... И ещё она просила передать, что ждёт тебя..." - а дальше по тексту: гаснет свет, фиолетовые и тёмно-зелёные софиты "создают" вечернее таёжное озеро, слышится тихий плеск воды и протяжное женское пение вдалеке. Думаю, такой финал - уже после бурного монолога Юрия, который всё третье действие клянётся, что всё бросил бы и пошёл бы к жене пешком, что он уже отчаялся найти её - хотя всё это время искал, что он потратил на поиски - да черт с ним, неважно, сколько он потратил - важно только то, что оставшись один, он понял, что любит её и только её - вот такой финал был бы и естественнгее, и эффектнее. И очень важно, что на этом фоне сестра Аня уже сыграла бы уже совершенно иную роль: если в первом случае, её роль сводится только к контрасту, к "оттенению" сестры (хотя делает она это очень хорошо), то во втором случае её роль - уже не "фоновая", а деятельная: муж НЕ НАШЁЛ - а сестра НАШЛА Яну; сестре сердце подсказало - она не нанимала сыщиков, не арендовала вертолёт и не летала над всей Иркутской областью ("...три Франции!..." - или сколько их там?), не подавала во всесоюзный розыск - она просто прилетела в Иркутск, села на поезд, сошла на первой попавшейся станции, пошла по лесной тропинке - и пришла к сестре. Всё.
Я не навязываю тебе своих мыслей - но, по крайней мере, такой вариант финала мне показался "вкуснее".

P.S. И ещё. Не пренебрегай ремарками в диалогах, угу?

С искренним уважением,

Роман Днепровский   25.03.2011 14:49     Заявить о нарушении
Рома, спасибо огромное!!!! Можно я не буду пока тебе здесь отвечать на рецензию? Твоя предполагает не беглый ответ, а на него (не беглый) пока нет времени. Мы поговорим потом обязательно, ладно? Хотя сейчас, читая, устно, уже на все ответила)))

Вероника Малова   25.03.2011 16:58   Заявить о нарушении
Договорились ;-)
Жди рецензион на "Позы". Почтовые голубя ужо летят к тебе )))))))

Роман Днепровский   25.03.2011 18:18   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Вероника Малова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Роман Днепровский
Перейти к списку рецензий по разделу за 25.03.2011