Рецензия на «Гражданское общество недостижимая утопия» (Андрей Староверов)

В целом с Вами согласен. Думаю, пару раз за всю историю гражданское общество из утопии превращалось в реальность. Может быть, в Афинах эпохи Перикла и в Риме, времен республики. Слишком уж это энергозатратный вид общественного устройства, требует большого количества пассионарных личностей (настоящих буйных), готовых отстаивать свои и чужие права. К тому же демократия и гражданское общество это удел малых общественных форм. В греческом античном полисе еще можно было, как-то согласовать интересы людей (без мордобоя, правда, не обходилось), в современном же государстве демократия и гражданское общество - утопия.

Петр Елагин   12.05.2010 15:37     Заявить о нарушении
В целом и я с Вами согласен. Но есть некие частности... Да были исключения в греческой и римской демократиях, когда демос имел хорошие условия жизни благодаря идеальным правителям: Салон, Перикл... Наверное, по сравнению с другими - это пассионарии. Однако, демократия в самом идеальном её исполнении, при самых идеальных пассионариях, остаётся демократией - рабовладельческим государством и чаще всего рабам были наши с Вами предки - славяне. У римлян даже слово "склав" означает и словянин и раб. Так что по определению демократия и гражданское общество - это утопия. Но утопия не всмысле невозможности реализовать, а в смысле рабовладельческого её содержания. Утопию, как известно написал Томас Морр. Он описал идеальное устройство государства, можно сказать идеальную демократию, без расслоения на чрезвычайно богатых и бедных граждан. Вроде бы молоток Морр. Но есть опять таки одно но. В этом идеальном демократическом государстве самые тяжёлые и неприятные работы выполняют рабы. В общем - мы с Вами. Вот Вам и суть демократии, описанная лорд-канцлером Англии Томасом Мором. У латинян всегда будет так и все их термины навязанные нам как система идеалов, всегда по-сути будут рабовладельческими. К стати, либерал с латинского преводится как обещать рабам свободу. Это чёрный мор или чёрный юМор? Как Вы думаете? Получилось, что Вы правы когда написали в "современном же государстве демократия и гражданское общество - утопия", но несколько по другим соображениям.

Андрей Староверов   12.05.2010 20:15   Заявить о нарушении
Наши предки не были, и не могли быть рабами Рима и Афинского полиса. То были времени других народов, например скифов, которые были государственными рабами в Афинах, выполняли функции стражи в городе. Предки? В каком приближении предки? Так можно в предки себе записать и древних ариев или еще кого, вплоть до первобытных людей. Рабовладельческое государство не хуже и не лучше современного. Для историка они равны. Раб для свободного гражданина Афин был частью кормящего ландшафта, такой же как домашние животные. Изучая общественные отношения античности нужно это принять как данность. Факт остается фактом, греки создали демократическое государство, пусть на короткое время и в одном месте. Рабовладение не умаляет этого явления. При этом высветились и все недостатки демократического строя. Не думаю, что подобный опыт возможен в наше время в обозримом будущем.

Петр Елагин   12.05.2010 21:12   Заявить о нарушении
Конечно же возможен такой опыт, Пётр, но при одом условии рабами будет Ваша семья. И Вы безропотно примете это как данность.

Андрей Староверов   12.05.2010 22:26   Заявить о нарушении
Там где нет рабов, нет свободных
У меня нет иллюзий по поводу степени моей свободы.
Вы же, как я вижу, считаете себя весьма свободным индивидуумом.
Часто человек сам не знает о том, что он раб. Живет себе в нашей стране, пишет на Прозе, и не подозревает о своем рабском статусе. Если Вы работаете, то работодатель платит за Вас, как за работника, так называемый социальный налог. На самом деле это плата государству за наём государственного раба. Принцип простой, использовал работника - плати.
У нас все люди принадлежат государству, также как природные ресурсы.
Если раб квалифицированный и приносит больше пользы, то и платить за него нужно больше. Все как в античном мире. У большинства людей представления о рабстве ограничиваются учебником истории за 5-й класс.
Ярмо, цепи, жуткое полуживотное существование, между тем, рабы бывают разные. Те же скифы из городской стражи Афин, лупили палками свободных граждан, когда нужно было наводить порядок на улицах города. Такой раб был защищен законом от любого насилия и состоял на полном обеспечении. В администрации римских императоров работали рабы и часто занимали там высокие должности. Не удивительно, своего личного раба император знал с детства и доверял ему куда больше чем свободному вольнонаемному гражданину. Римские граждане и даже сенаторы перед такими рабами пресмыкались. В позднеримский период рабы могли иметь собственность и определенные права, закрепленные юридическими нормами. Очень сложно провести разделительную линию, где раб и где свободный.

Петр Елагин   13.05.2010 07:31   Заявить о нарушении
В принципе Вы свою систему и до этого выражали и сейчас сформулировали коротко: "Там где нет рабов, нет свободных". Всё остальное - одни слова, да в них есть зерно правды, но и она направлена на лукавое отстаимание правильности рабовладения. В современных государствах, при современной денежной системе абсолютно свободных нет. Но есть те кто живёт по принципу, что это естественно для людей и главное даже если и в рабах оказался, но можно ведь если ххорошо прислуживать хозяевам, то можно получить полное обеспечение. Рабская психология несовместимая с психологией вольности славянской. Раб в душе будет только укреплять рабовладельческую систему, раб осознающий унизительность рабства - рано или поздно освободится от этих оков, пусть даже и современных. Служить можно только Родине, а прислуживать хозяину. Я разделяю мысль, "служить бы рад, прислуживаться тошно". Вы наверное ещё и христианин? Там тоже приветствуют рабство.

Андрей Староверов   13.05.2010 15:16   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Андрей Староверов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Петр Елагин
Перейти к списку рецензий по разделу за 12.05.2010