Рецензия на «Книга Бытие - сотворение человека» (Михаил Пушкарский)

Михаил, у Вас явное богословское дарование. Вы свободно оперируете цитатами из разных мест Библии, размышляете, сопоставляете и делаете выводы. Продолжайте в том же духе. С книгой Творения Вы взялись за самое трудное место в Библии, о котором уже очень много всего было написано. Это делает Вам честь. В качестве конструктивной критики отмечу: (1) в вашем труде трудно выхватить главную идею, центральную мысль; мне трудно было бы кому-то пересказать Ваш труд (2) у вас явно доминирует оригинальное мышление, но неплохо бы более четко дать понять где кончается учебник Закона Божьего и начинаетесь Вы; (3) хотелось бы понять более четко как именно Вы верите в книгу Творения: буквально как в пересказ событий имевших место примерно 5770 (так кажется?) лет тому назад или как в текст содержащий духовные истины, но не отвечающий буквальным событиям - или во что-то промежуточное.

Вопрос о том как верить в книгу Творения задают себе все или почти все верующие, знакомые не только с Библией но и с научными сведениями о происхождении вселенной и жизни - можно сказать, что это одна из основных проблем сегодняшнего христианства. Ваше введение можно понять так, что Вы не настаиваете на буквальной вере в истинность событий книги Творения. Это было бы достаточно для разговора или даже проповеди, но для труда, который целенаправленно посвящен книге Творения, как-то ожидаешь большей ясности или по по крайней мере какой-то формулировки Ваших взглядов по этому вопросу.

Андрей Охоцимский   27.11.2009 15:18     Заявить о нарушении
Андрей, спасибо за рецензию.
Действительно, можно было произведение доработать. Учту.
А вообще, я не интересовался особо ни богословием, ни экзегезой, герменевтикой и что там ещё... Интересовался, можно сказать, на любительском уровне. Но я уверенно себя чувствую в психологии и компетентно в знании духовной жизни.
По книге Бытие я знаком был с преданием святых отцов, с работами священников и не много современных богословов. В одних случаях, встречаешь недостаточное видение, в других - попытка умом ответить на все вопросы. Вот я и предоставил альтернативное видение - свой духовный опыт.
Прочитав Вашу рецензию, я ещё ознакомился с трудами 3. Гальиати и А. Пьяцца 'Трудные страницы Библии' (толкование Бытие 1-3 и Церковное Предание).
Там нашел немного общего. Так, кстати, одна из главных идей (там и у меня) - это откровение о Творце через созерцание творений и бытие. Этим, как-будто ни кого уже не удивишь, но если представить или прочувствовать что такое жизнь с Богом и без Него, то вспомним, что нет ничего важнее откровения веры.
В общем мне работа данных авторов понравилась. Но есть - нашёл нечто, на мой взгляд, по серьезнее.
Ссылки пока нет возможности дать, но там уже на фактическое сотворение человека и его образ не дается утвердительного ответа в отличие первых трудов и Церковного Предания. Там буквальность не выходит из сферы духовной истины божественного откровения. Но буквальность остается всего лишь одним из аспектов всего божественного откровения. Откровение находится в не времени - в Вечности и его истина абсолютна. Но как развиваются события на фактическом плане - это уже промыслительное действие Творца в Его абсолютном ведении. Также, мы не можем знать всю технологию творения Бога.
Так что, если учебник Божьего Закона говорит об особом сотворении человека в "светлом теле" и жизнь в раю прародителей в состоянии праведности, целомудрия и бессмертия, то я могу заявить, что человек, созданный "из праха земного", поддающийся "приятному на вид и хорошему для пищи", человек, который "наг" и "имеющий жену" - такой человек может иметь общение с Богом, но находится в состоянии праведности целомудрия и бессмертия не способен.
Во что я верю: в буквальное, духовное или что-либо оромежуточное? - Я верю в то, что пророк, опираясь на объективную реальность, осмысливает её в свете божественного откровения, которое дается свыше и к которому он получает возможность восходить через познание мира и себя.

Михаил Пушкарский   08.12.2009 11:35   Заявить о нарушении
Спасибо, я теперь лучше понял с какой точки зрения Вы пишете. Я перечитаю еще раз.

Андрей Охоцимский   09.12.2009 20:36   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Михаил Пушкарский
Перейти к списку рецензий, написанных автором Андрей Охоцимский
Перейти к списку рецензий по разделу за 27.11.2009