Книга Бытие - сотворение человека

Первое, что выходит на передний план в содержании библейского повествования, это летописный и исторический принцип. Однако, Библия не претендует на строгую научную точность исторического документа, а её цель – показать, что данные события имели место в реальной жизни, как факты и свидетельства.
Это факты и свидетельства, отражающие главную суть Библии, как Божественного Откровения и «духовной истории»,  общение и отношения Бога и человека.

Так, описывая последовательность в творении в 1ой главе и к «седьмому дню» пророчествуя о полноте и завершенности всех этапов, книга Бытие продолжается в исторических событиях.
А 2ая глава кратко напоминает, как были «совершенны небо и земля и всё воинство их» и раскрывается в подробностях по духовно-назидательным приоритетам, где центром внимания становится человек - история развития человека и его отношения с Творцом.   

Так как, божественное откровение и духовная жизнь превосходят обыденное «земное  сознание», войти в откровение способствуют соответствующие образы, прообразы, символика, разные эпические формы, тем самым обостряя восприятие и создавая почву для пробуждения духовного сознания.

Для формирования необходимого состояния духа и ума, которое приближает ищущее Бога сердце  к откровению Святого Духа, толковать контексты Свщ.Писания необходимо учитывая культуру той эпохи и главное – проникнув в психологию духа повествования.

Так, например, мысль, проходящая красной нитью 1ой и 2ой глав Бытие: всё то, что творит Господь Бог – «весьма хорошо» и «небеса проповедуют славу Божию и о делах рук Его вещает твердь».

Также, чтобы понять символику «древа познания добра и зла - древа жизни»  или суть «грехопадения», нельзя входить в противоречие с объективным знанием о человеке и психологическими законами, действующими в человеке.
Например, если Адам был совершенен и имел ведение (как о нём обычно толкуется) то откуда у него взялось соизволение на греховный выбор? Иисус же, в подобном случае, сказал: «вот идёт князь мира сего и во Мне не имеет ничего».

Все эти вопросы требуют чёткого видения, ясного знания человека и духовной жизни - всё это мы постараемся подробно и здраво рассмотреть.

Бывает, откровение какого-либо места св. Писания приходит без исследования - просто через веру, в общении с Богом. Такие откровения, как правило – уже откровения  динамики и высот Святого Духа, делающие «книжника наученным Царству Небесному» (Мф.13:52) открывая тайны и глубины духовной жизни.
Для этого не столько важна духовная зрелость, сколько необходимо посвящение Откровению Христа и познание Отца и Сына и Святого Духа.

Более редкий дар духовного познания – это откровение запечатанных пророчеств, которые даются Святым Духом непосредственно и лаконично. Как правило, этот уровень предполагает сочетание духовной зрелости и призвания на служение (но бывают и исключения).

Итак, Священное Писание можно постигать: как жизненную мудрость, как  мудрость духовную с познанием Бога и как пророческое служение. В данном порядке мы и рассмотрим ниже толкование 1 - 3 глав книги Бытие.


 Глава 1

«Вначале сотворил Бог небо и землю»

Два первых качества физического мира, возникающие перед взором человеческого разума – это пространство и материя. И уже здесь человек сталкивается с непостижимым, с тайной жизни и бытия.
Ещё можно себе как-то вообразить (с натяжкой) образование материи через более тонкие субстанции и энергии. Но понять и вместить образование пространства (или просто существование пространства и бесконечности) человеческому уму не дано.
Духовное же откровение обретается через разум сердца и через чувство восторга. Апостол Павел пишет об откровении Творца, что «в наблюдении через творения – Его божество и невидимая сила».

Однако, духовное откровение – «глубина и широта», и оно нередко бывает источником научной интуиции.

«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною. И Дух Божий носился над водою».
Здесь очевидно, что речь идёт о начальной стадии творения, требующей дальнейших процессов преобразования.
Поэтому далее Бог скажет: «да будет свет».

Стих 6ой во 2ой главе говорит, что пар поднимался с земли и орошал всё лицо земли. Это было по главе 1ой между 10 и 11-ом стихами. Поэтому из контекста выходит, что вода, которую в стихе 7 (1 гл) Бог отделил и она была «над твердью» - была не дождевыми облаками, а более тонкой субстанцией, по сравнению с которою небо было «твердью» (как его назвал Бог).

Несомненно, что автор книги Бытие (считаю, что им был Моисей) очень глубоко проник в созерцание. Как будет видно и далее в описании последовательности творения, где с научной проницательностью говорится о происхождении жизни в воде и потом о жизни на земле. Но и понимание развития от низших форм жизни для существования высших, тоже требует разума.
А вот в том, что бы из этих данных вывести подобно Дарвину умозрительную и несостоятельную теорию, не имеющую доказательств – такого здесь нет. Автор Бытие превзошёл и предвосхитил результаты исследователей, и написал, что всё создавалось «по роду их».
Сегодня, на основе генетического исследования также подтверждаются слова книги Бытие в том, что современное человечество произошло от африканской прапопуляции численностью 2 тыс. человек.
Опять же, откровение – это не научное исследование.

Но как говорится здесь о явлении света в творении: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет (!)».

Могущество и творчество Бога во всех смыслах «ярко» отражается в создании света. Свет особен и конструктивно, и очень важен для развития жизни.
Свет передаёт красоту форм, полноту премудрости Божией и вызывает эстетическое чувство. Свет организует восприятие и организует дневную жизнь. Поэтому «сладок свет – говорит Соломон – и приятно для глаз видеть солнце», поэтому далее в Бытие говорится:
«И увидел Бог, что свет хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днём, а тьму ночью».
Эти образы «дня» и «ночи» Библия широко применяет в духовном откровении. По полноте света «день» становится прообразом совершенства жизни, и в Новом Иерусалиме, написано в Откровении, что ночи вообще не будет. Всё несовершенное и негативное трактуется в библейском откровении, как дела «тьмы» и «ночи».

Но как часть творения ночь имеет некоторый свет, свой смысл и свою поэзию – «день дню передаёт речь и ночь ночи открывает знания».

«И был вечер и было утро: день один»
Здесь, в констатации о смене дня и ночи и далее, где фиксируется «день второй… день третий», автор намеренно передаёт понятие о циклах, что свидетельствует о творении, как о разумно спланированном процессе.
А так, как на смену ночи приходит день, так на смену «ночи сего мира» с «делами тьмы» придёт совершенство нового творения.

 Глава 2

                «Разуметь притчу и замысловатую речь»

Во 2ой главе первые 4е стиха – повторение 1ой главы.
Стих 5 главы 2 указывает на стих11 главы 1 и отсюда разворачивает частности.

Кратко здесь говорится о том, что до появления всякого полевого кустарника и всякой полевой травы Господь Бог не посылал дождя на землю и что не было человека для возделывания земли (6 стих) – «но пар поднимался с земли и орошал всё лицо земли». То есть - пошёл дождь.
И стих 7 (гл 2) Библия переходит на описание частностей, связанных с сотворением, бытием и наставлением человека.

Продолжая исследование кн. Бытие стоит обратить внимание на то, что основными образами и материалом, используемом автором, остаются обычная земная природа, обыкновенный человек, обычные процессы произрастания растений, процессы происхождения и размножения животных, необходимая природа питания и другое. Потому, что само бытие – это Свет Божий.
И книга Бытие сама является духовным истолкованием бытия – это духовное откровение,  повествующее о Творце.
Всё в бытие свидетельствует о Творце: и небо, и земля, и солнце, и звёзды, и растения, и животные, и жена, созданная для мужа, и уста младенцев воздают хвалу Господу Богу.

Но не всё в жизни человека так чудесно и благостно. Жизнь человеческая знает и боль, и скорбь, и зло, и смерть. Как же на это смотрит духовная мудрость? Какой ответ даёт нам божественное откровение книги Бытие?

Начинается 2ая глава с описания Божьих благословений.
Бог поселяет человека в рай. В общем, жизнь в раю описывается как самая красивая и благая жизнь на земле, которую может себе представить человеческое воображение.
Кроме того, жизнь в раю – это жизнь с Богом.
Но в раю мы находим два необычных дерева: «дерево жизни» и «дерево познания добра и зла».
По контексту плод «дерева жизни» позволяет обрести вечную жизнь, а «дерево познания добра и зла» - дерево смерти.
Чем же познание добра и зла связано со смертью?

Вот здесь и необходимо понять психологию и философию автора, чтобы «разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их».
Дело в том, что жизнь, в которой имеет место зло – жизнь несовершенная и вечной она быть не может. Но как можно допустить, что бы существо «вкусившее зло» пребывало вовек и препятствовало своим несовершенством совершенному замыслу Творца?!
Вместе с тем древний автор причисляет все скорби человеческие и проклятия из 3ей главы Бытие к этой же несовершенной и смертной жизни (и снова – жизни, в которой зло).
Вместе с тем, данный уровень жизни, написано, включает в себя «познание добра».
Этим здесь констатируется о знании человеком нравственного закона.
И кроме того, «древо познания» символизирует самосознание человека и знание о своей смертности.
И более, на этом уровне жизни, через познание добра и зла, человек способен знать, что есть Бог, Который имеет вечную жизнь (по качеству – жизнь полноты и совершенства).

Вся мифология политеизма уже отражает ощущение сопричастности человека к божественному миру. И то же самое сознание открывает единого Бога в монотеизме. Ап. Павел, однажды проходя и рассматривая святыни древних греков, нашёл жертвенник, на котором написано «неведомому Богу».

Когда змей говорил Адаму и Еве, что «вы будете как боги» и после у них на самом деле открылись глаза и они увидели, что наги, то действительно их можно уже считать богами с маленькой буквы потому, что на самом деле стали «знающими добро и зло».
Об этом же говорит Господь Бог: «вот Адам стал как один из Нас, знающий добро и зло».
Данная мысль древнего автора здесь совпадает с философией экзистенциализма: человек должен быть ответственен за свою свободу. Человек разумный уже «богоподобен», он «должен оставить мать и отца» что бы быть самостоятельным. Взгляд древнего автора на Бога – это заботливый отец, с которым в «отчем доме» - в раю нет никаких проблем и нет «головных болей» («были наги и не стыдились»).
Но «дети» захотели стать взрослыми… тогда «будьте добры – будьте готовы отвечать за все вытекающие последствия».
Поэтому, не смотря на столь строгий приговор, Господь продолжает оказывать помощь, например, «одевая первых людей в кожаные одежды».
Но от древа жизни пришлось Адама всё же отлучить поскольку тот искусился самонадеянностью, сам преступил заповедь Отца (отошёл от Бога) и допустил зло.
Рай "бывший" – это по принципиальная возможность богопознания. Рай "будущий" - реальность, к которой идет человек через познание добра и зла, а также, в свете пророческого слова и божественного откровения.

Так что, книга Бытие совсем не показывает, что Бог якобы «скрывал знание» от человека или сам спровоцировал зло, или там дело в том - «вкусил - не вкусил».
Смысл в том, что
1е - человек на данный момент ещё далёк до совершенства.
2е – он находится в развитии (в Быт.8:21 Господь говорит, что не будет больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его).
3е – имея разум, человек всё же подобно Господу способен различать добро и зло, способен знать, что есть Бог, Который имеет вечную жизнь (жизнь полноты и совершенства).
4е – жизнь по плоти есть смерть («ибо прах ты – в прах и возвратишься»), поэтому человеку необходимо со всею серьёзностью увидеть своё «смертное» положение дел, и увидеть тот шанс на божественную жизнь в свете откровения «райского сада». И как говорил Апостол Павел: «всех Он произвёл от одной крови, распространил по лицу земли, поставил определённые пределы… чтобы все искали Бога!
Очень ясно толкует Апостол Павел «об Адаме первом и втором» в 1е Кор.15:43-53.

7. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою.
8. И насадил Господь Бог в рай в Эдеме на востоке; и поместил там человека, которого создал.
9. И произрастил Господь Бог всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни по среди рая, и дерево познания добра и зла.
10. Из Эдема выходила река для орошения рая; и потом разделилась на четыре реки.
11. Имя одной Фесон: она обтекает всю землю Хавила; ту, где золото.
12. И золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
13. Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш.
14. Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвёртая река Ефрат.
15. И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его.
16. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть;
17. А от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрёшь.
18. И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
19. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных и привёл к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей.
20. И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным, и всем зверям полевым; но для человека не нашлось подобного ему.

Создав земного человека, Господь «вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душою живою».
Весьма удивляет мудрость и художественность книги Бытие. Поскольку человек дышит через нос, то и «вдунул Господь дыхание в лице его» - вот так просто и образно!
Но это не всё – образы в «Бытие» подобраны ёмко и многогранно.
Также, лицо человеческое символизирует уже высший уровень жизни: разумный и в свете самосознания.
Человек не просто умное существо – ощущение внутренней экзистенции, аутентичность, совесть, открытость миру, поиск высшего смысла, возводит человека в высшее бытие. Когда Иисус по воскресении Своём явился ученикам, дунул и сказал: примите Духа Святого, тем самым Он вдохнул уже Божественную жизнь.

Высший смысл человеческой жизни, раскрывается в божественном промысле, в отношениях Бога и человека, в принципе синергии.
Господь, сотворив рай и райский сад, поручает человеку возделывать и хранить его.
Само описание райского места (география древних восточных цивилизаций в авторстве Моисея) настолько изобилует жизнью, красотою и богатством… - чтобы был явлен образ совершенства.
А призыв «возделывать сад» (2:15) и «не вкушать от древа добра и зла» (2:16) – это призыв соответствовать этой совершенной жизни.

И далее в Быт.2:18 упоминается ещё об одной  необходимости и благе для человека - о создании для него помощника, подобного ему. Но здесь же, сразу в 2:19 автор оговаривает и напоминает, что все животные и птицы, которых Господь образовал и привёл к человеку, служили человеку и получали от человека имена по видовым признакам и индивидуально.
Во всём этом возвеличил Господь человека, но такое бытие не достаточно совершенна, как жизнь человека с  « себе подобным помощником».

21. И навёл Господь Бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из рёбер его, и закрыл то место плотию.
22. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку.

Потому что мужчина является более сильным полом и лидером, и автором Бытие является тоже мужчина, поэтому пишется, что жена от мужа.
В древности люди уже имели представление о связи анестезии с крепким сном. Поэтому в сотворении жены от мужа применяется этот образ.
Господь, проявляя свои сверхъестественные способности, проводит операцию, чудотворным образом создаёт жену по эталону ребра взятого у мужа, и не оставляя раны, искусно закрывает то место плотью...
Невозможно описать и понять «науку творения» Господа Бога. Но наблюдая Его произведения, можно не сомневаться, что Ева могла быть сотворена так, как написано в Бытие. Во всяком случае, сам этот образ достаточен и лучший для откровения.

23. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа.
Адам оценил этот шедевр творения – женщину.

24. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.
Это благословение даёт Господь в раю (вместе с той анатомией и физиологией, в которых были сотворены муж и жена). Естественно, тут речь идёт об обычном супружеском браке. И об обычном отце и матери.
На это место в Св.Писании, давая заповедь о браке, ссылался Господь Иисус: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает».

25. И были оба наги Адам и жена его и не стыдились»
На этом заканчивается описание той райской совершенной жизни и описание тех людей, которые, ещё не познав зла и не начав жить по плоти, были благословлены жить в раю. Ибо рай это не только «райские места» но и состояние души.

                Духовный взгляд

Если смотреть на «древо жизни» и «древо познания» с позиции духовного откровения, то «древо жизни» - это Бог и Благодать Святого Духа, а «древо познания» - это сатанинское самообожествление; мудрость душевная, земная, бесовская (Иак.3:15).
«Древо жизни» обретается через возрождение свыше. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа» (Ион.3:8).
Небесный человек – это сфера духовного чувства и соответствующий путь жизни. Апостол Павел, зная изнутри духовную жизнь, однозначно говорил о из земли перстном человеке – первом Адаме, и о небесном, где эталон чистоты и полноты – Христос.
Но вполне для сравнения с ангелом подходит Иоанн Креститель («не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей» - Лук.1:15).
Иметь жену и детей весьма благословенно, но если говорить о духовном чувстве, то здесь иной нрав и предпочтения («к святым, которые на земле, и к дивным Твоим – к ним всё желание моё» - Пс.15:3).
Иисус в Евангелии говорит о скопцах - о тех, кто от рождения оскоплен для Бога и о тех, которые себя сделали таковыми для Царства Небесного; в Откровении высоко ставится духовность девственников - потому, что в ревности Божьей и горении Духа умирает похоть плоти, которая обычно препятствует жизни по духу.
Адам был сотворён по расположению духа добрым, с потенциальной возможностью жить по Слову Божию. Но не имея полноты Божественной жизни и не в силах духовно противостоять «приятному на вид и хорошему для пищи», он опускается на душевное и плотское сознание с познанием зла. «Плоть немощна – дух бодр».

Если бы Адам знал добро и зло в божественном ведении, то он был бы подобен Христу. Лишь Сын Божий знал Отца и имел тот страх Господень, который «чист и пребывает во век» - то целомудренное знание, предостерегающее от зла, исходящее из Святого Духа в недре Отчем. И это не теоретическое знание - это жизнь в бодрости Духа. В отличие от Бога, вкусив от древа познания, «Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» через негативный опыт. Но здесь ещё  пророчествуется, что «Один из Нас» - Господь Иисус во спасение человечества разделил и взял на Себя страдание – плод Адамова выбора, что бы даровать верующим благодать Святого Духа.

                Во Христе путь к древу жизни.

В наше время от Рождества Христова миру явлена Благая Весть. Явлено то, о чём говорил Бог в Бытие 3:15.
Христос так и сказал Пилату, что Он на то родился, чтобы свидетельствовать о истине.
Пророчество исполнилось, явлен Сын Божий. Слепые прозревали, мёртвые воскресали и нищие благовествовали. Но кроме всего Праведник взял на Себя участь проклятого законом разбойника и понёс за него это страдание. Христа распяли, но Христос воскрес!
То есть, среди всего человечества однажды жил человек невероятной судьбы. Показав безупречную святость и праведность, божественную силу и добродетель, божественное знание и ведение, Он указал путь всему человечеству.
Обычный же человек пред Богом как глина, которая не может сказать Горшечнику: «Зачем ты меня так сделал?». Мы – творение, а не Бог. Мы не можем совершенно знать добро и зло, но у нас во Христе Иисусе есть Благая Весть. Нам дан путь жизни, который обретается  в Слове Божьем и в божественном откровении Святого Духа.
Если будем благодарить Бога, пользуясь всем тем, что Он сотворил для нас, и искать пути и воли Его, то наша судьба пойдёт к вечной жизни, а если ограничимся душевной жизнью и похотью плоти, то будем погружаться в грех, ведущий к смерти.
Поскольку Адам отстранён от «древа жизни» - благодати Святого Духа, то через веру в Иисуса Христа, Его именем и славою, имеем доступ к благодати святого Духа, преображение и жизнь вечную.

                Запечатанные пророчества «Бытие»

У животных, которых Господь Бог привел к человеку, уровень жизни и сознания ниже, но человек их понимает и заботится о них. Тем более, совершенный Бог нуждается лишь в выборе и открытости человека. Если душа выбрала и открылась, далее о преобразовании будет заботиться сам Бог. Он станет рекою жизни. В “Бытие 2:10” запечатлен образ этой реки.
Имя первого потока Фисон означает “текущая свободно”. Земля Хавила означает “землю, предназначенную для роста”. Так же этот поток обтекает землю где: золото, бдолах и камень оникс. Это животворящий Христос или образ Триединого Бога.
Второй поток Гихон означает “бурление вод”, а земля Куш – черное лицо. Когда поток благодати дается грешному человеку, душа во грехе сопротивляется и заставляет "реку" бурлить. Это образ духовного возрождения и преобразования.
Третий поток Божественной реки Хиддекель означает “быстрая”, а земля Ассирия – “равнина”. Это тоже образ преобразования.
Четвертый поток Фрат (Евфрат) означает “сладкий, делающий плодородным”. Соответственно, земля четвертого потока становится сладкой и плодородной. Такой человек может выражать уже действительно образ божественный, и созидать – через поток живой реки.
То, что давал Господь человеку (Бытие, глава 2) и, в частности, понимание что “не хорошо быть человеку одному”, нас подводит к пониманию созидающего чувства Творца (не хорошо быть Богу одному). Потому и сказал Бог: “Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…”

Человек ограничен в своем совершенстве и своей воле. Чтобы преобразовать человека, чтобы искупить его от закона и дать снова выбор, исцелить, Бог как Творец может (и имеет право) воплотиться человеком и пройти Своим идеальным путем.
Совершенным человеком может быть лишь сам Бог. Поэтому в книге “Бытие” в создании человека и его жены, Святой Дух запечатал откровение о Христе и Церкви (Ефес 5:31,32).
“Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое” (от Иоана 17:6).
Крепкий сон, наведенный на человека, является прообразом смерти Господа Иисуса. Ребро – прообраз Духа. Если человека лишить какой-либо другой кости – это скажется на полноценности, а от ребра – нет. И все же – это кость. Так и Господь богат Духом и, раздавая, не терпит урон.

Адам и Ева пытались закрыть наготу свою смоковными листьями, но в дальнейшем Господь одел их в кожаные одежды – прообраз Божьего Искупления.

Быт.3:22 «Вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло». Божественный Образ, к Которому пророчески Бог определил Адама – Господь Иисус, взявший на Себя крестный путь человеческого страдания.
               
«Кожаные ризы» в которые Бог одел Адама и Еву (как толкуют святые отцы - это немощная наша плоть) действительно имеет место в духовном откровении, так как на самом деле: человек, зная, что он «наг» морально и физически, освобождается от гордыни и осознаёт свою зависимость от Бога, – от Творца. Это напрямую соответствует божественному провидению.
Так же, по св. Писанию, если Адам прожил 930 лет, то уже есть основание говорить о изменениях в теле и организме человека до греха и после.
Позже, узнаём из Св.Писания, что Бог сократил жизнь человека до 120-ти лет.

Но говорить, что до грехопадения Адам был в "светлом" теле, переносить божественный замысел настоящего времени в прошлое, в котором чётко описывает 1ая, 2ая и 3я глава знакомую нам природу людей, флору и фауну, это не объективно.
Ап. Павел даёт ясное представление в 1Кор 15:43-53 о различных телах, и о теле и духовном состоянии Адама. Так о телах сказано, что «сеется в тлении - восстаёт в нетлении».
Павел указывает на «прежде тело душевное», прямо толкуя сотворение первого человека по кн. «Бытие», указывая на «из земли перстного» человека, имеющего бытие в плоти и крови.
Так и блаженый Феофилакт Болгарский толкует, прямо указывая, о каком человеке говорит Ап.Павел в Быт.2:7. Век этого бытие должен прейти и всё должно измениться. Называя тело Адама «душевным»,  Ап. Павел не имеет ввиду, что от начала Адам не был жив по духу. Адам был создан, где дух был над душою и телом. Но Адам не смог использовать эту возможность быть всегда в согласии с божественной жизнью, что бы иметь преображение в Духе Святом.
Древо познания добра и зла было «приятным на вид и хорошим для пищи» - это ли не воздействие на первого человека через душу и плоть? Ап. Павел и называет «душевным» телом то, на которое можно воздействовать через похоть очей и похоть плоти.
Так что, версия о том, что у Адама не было потребности в питании или о том, что Господь предусматривал первому человеку «размножение как у ангелов» в веке этом, или же, что не было необходимости познавать добро и зло, чтобы иметь «прививку и иммунитет» от падения или чтобы явить славу человека без славы Божьей – всё это не согласуется не с св. Писанием, не с духовным откровением.
Я думаю, что в этом веке Господь использовал «приятное с полезным»: была необходимость сотворить человечество, и в Церкви как через «жену» возродить богочеловечество. Поэтому, благословляя людей к размножению, Бог нам дал такие дивные прообразы:  «муж и жена» как союз Бога и Церкви, прообраз человечества в пророчество о разнообразии духовного призвания в новом творении.
Также, и Сам Бог в процессе познания добра и зла явился как Спаситель и как «муж» от Духа, Которого, как из «ребра» Адама образовался образ и духовная сущность Церкви.


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.