Рецензия на «Умение писать - умение сокращать? 2 Исаак Бабель» (Хелью Ребане)

Для меня Бабель - образец того, как писать не надо. Когда самоцелью является броская, попугайски крикливая стилистика, когда за ней невозможно разглядеть, переживаний, изменений душевного состояния героев (да их просто и нет). Его короткие фразы - это привычка астматика, под которую нельзя подгонять людей с нормальным объёмом лёгких.

Отсутствие воображения делает прозу Бабеля всего лишь ярко размалёванным полицейским протоколом. Его герои - бездушные манекены, грубо раскрашенные фломастерами. Это на мой взгляд, Вы можете не согласиться. Паустолвский и Бабель - абсолютные антиподы.

Александр Братович   18.09.2006     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр.
Но Паустовский, как видите, ценит Бабеля:"- Но у вас же литая проза, - сказал я. – Как вы добились этого?"(с)
Попугайски крикливая стилистика?
Приведите, пожалуйста, пример, где Вы у Бабеля ее нашли. Тогда дискуссия может стать предметной.

Хелью Ребане   18.09.2006 21:20   Заявить о нарушении
Для меня самого загадка, почему Паустовский высоко ставил Бабеля? Возможно, дело в личном знакомстве? А может, он неосознанно отталкивался от Бабела как от своей противоположности в поисках собственного стиля. Они примерно ровесники, но Паустовский созрел позже. В чём я вижу их разницу? Язык Паустовского по-хорошему незаметен. Читая К. Г., погружаешься в его мир напрямую, без всяких барьеров и преград. Его (особенно зрелого) в большей степени интересует внутренний мир героев, чем эффектные сюжетные положения. А Бабель... я у него постоянно спотыкаюсь о броские словесные выверты, которые мне мешают. К тому же многие его рассказы мне кажутся "ни о чём", после них остаётся чувство пустоты. Возьмём хотя бы самый известный, "Король".

Сюжет этого рассказа известен всем. Но ведь все приёмы, которые использует автор, все его загадки, отвлекающие разговоры, подробные описания знакомства Бени с невестой и т.д. - чисто внешние! Рассказ начинается подготовкой к свадьбе, заканчивается свадьбой. В промежутке происходят некоторые события, которые могут закончиться для героев печально, но не заканчиваются... Естественный вопрос: а если бы этих событий не было - что-нибудь изменилось бы в жизни Бени и его семейства? Ровным счётом - ничего. Всё закончилось бы точно так же. Так нужны ли эти события?

Они были бы нужны в том случае, если бы могли оказать какое-то влияние на характеры героев, на их внутренний мир, на их душевное состояние; каким-нибудь образом изменить мировоззрение Крика и компании. Происходит ли это? Нет! Ни у одного героя рассказа «Король» нет души, нет мировоззрения, нет внутреннего мира. Они все плоские. Беня как был, так и остался жлобом, его сестра как была так и осталась уродиной, её жених как был, так и остался никем... И так далее, по списку.

Может быть, Беня сомневался, принимая решение поджечь участок? Нет. Может, он выбирал его из многих вариантов? Нет. Может, в нём говорило сострадание, потому что новый пристав, например, - друг его детства? Вновь нет. Ни одного человеческого чувства, ни одной мысли, ни одного движения души. В итоге - полицейский протокол.

А попытки компенсировать отсутствие души фразами вроде: «пусть вас не волнует этих глупостей», на мой взгляд, заслуживают если и не уголовной, то всяко уж гражданской ответственности... Это я и называю крикливостью. Мог бы взять какой-нибудь другой рассказ, например "Сашка Христос", но уже поздно. В выходные попробую его прочитать ещё раз. Вот...

С уважением,
Александр.

Александр Братович   19.09.2006 01:34   Заявить о нарушении
Немножко поспорю с Вами, Александр. Как мне кажется, изменение душевного состояния персонажа у Бабеля в рассказе "Король" все-же наблюдается. Вот смотрите:
"Во время налета, в ту грозную ночь, когда мычали подкалываемые коровы,
и телки скользили в материнской крови, когда факелы плясали, как черные
девы, и бабы-молочницы шарахались и визжали под дулами дружелюбных
браунингов, - в ту грозную ночь во двор выбежала в вырезной рубашке дочь
старика Эйхбаума - Циля. И победа Короля стала его поражением.
Через два дня Беня без предупреждения вернул Эйхбауму все забранные
деньги и после этого явился вечером с визитом. Он был одет в оранжевый
костюм, под его манжеткой сиял бриллиантовый браслет; он вошел в комнату,
поздоровался и попросил у Эйхбаума руки его дочери Цили."(с)
Поправьте меня, если я ошибаюсь:)

Хелью Ребане   20.09.2006 16:51   Заявить о нарушении
Возможно... Об этом, наверное, сказал Игорь Губерман:
...душа пускается в поступки,
руководимые из брюк..."

На такое движение души способны и животные, которые не носят брюк: я сам видел, как кот угощал кошку пойманным воробьём...

Александр Братович   20.09.2006 17:25   Заявить о нарушении
Какой, однако, милый кот:)

Хелью Ребане   20.09.2006 17:34   Заявить о нарушении
А уж как он важно выглядел! :))) Я думаю, что Бене до него далеко...

Александр Братович   20.09.2006 18:04   Заявить о нарушении
Хелью, знаете, какое сравнение мне вдруг пришло в голову? Я вспомнил "Дубровского" - когда Владимир, увидев Машу Троекурову, не стал мстить её отцу. Ведь ситуации внешне очень похожи, правда? И однако насколько по-разному герои не то чтобы ведут себя, а просто переживают эти ситуации, насколько у них разные чувства и мысли. А ведь Пушкина нельзя упрекнуть в том, что он сентиментален и подробно описывает чувства. Только самое необходимое и неизбежное.

Или тут дело в разнице образования, воспитания героев, в отличии эпох?
Или в том, что независимо от всего этого герой Пушкина - человек, а герой Бабеля - животное, хотя и в человеческом обличье?
Я склоняюсь ко второму варианту...

Создаёт ли Бабель границу между собой - повествователем, - и своими героями? Мне кажется, создаёт. Но всё равно, когда подавляющее большинство его героев - животные, побобные Бене, я не могу с симпатией относиться к автору. Может, я и ошибаюсь...

С уважением,

Александр Братович   20.09.2006 23:31   Заявить о нарушении
Александр, я непременно постараюсь ответить Вам, но несколько позже, так как сейчас пребываю в спешке.
Спасибо за интересно поставленный вопрос.
С уважением,
Хелью

Хелью Ребане   21.09.2006 16:11   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Хелью Ребане
Перейти к списку рецензий, написанных автором Александр Братович
Перейти к списку рецензий по разделу за 18.09.2006