***

Юрий Николаевич Горбачев 2: литературный дневник

Бальмонт Белый лебедь Золотой Орды....


16 марта 1916 года.Сбегав на поэтический вечер по мартовскому холодку без чулок, на третий день я слегла. Следом за мной - Лёвушка.
-Это испанка! -поставил диагноз , склонившийся надо мной мой кумир. Сквозь искривления восприятия, вызванные высокой температурой, я приняла примчавшегося по папиному зову частно практикующего врача Кирилла Валерьяновича Смолянинова за
Константина Бальмонта. И не мудрено было! Та же бородка клиныщком, те же донкихотские усы, то же одухотворённое лицо мраморной бледности и та же львиная грива.
- Побольше питья с малиновым вареньем или мёдом, и то и другое вполне можно приобрести на базаре...Давайте жаропонижающие порошки...И смоченное полотенце на голову. Тоже и мальчику. Прийдётся переболеть, - сказал, стоя в дверях моей комнаты и принимая денежное вознаграждение поэт, строчки которого "Она отдалась без упрёка, Она целовала без слов..." переписывались гимназистками из тетрадки в тетрадку. И хотя я понимала, что это всё -таки не предмет воздыхания и тринадцатилетних девочек, и почтенных матрон, так упоительно воспевший "зной атласных грУдей" и восклицающий "хочу упиться роскошным телом!", а совершенно безэмоциональный эскулап, распалённое жаром воображение услужливо поставляло один и тот же то расплывающийся, то вновь обретающий вполне чёткие исходные очертания образ -Поэта- Пророка,Поэта -властителя трепетных сердец.
И вот в чём закавыка, проклятие, наваждение! Оказалось- переболеть испанкой было куда как легче, чем БальмОнтом. Фантом творца "Фейных песен" то и дело возникал в снах и наяву тогда, когда ему хотелось и я ничего с этим не могла поделать. Он преследовал меня. Да и тогда,нв третий день после его гипнотического выступления, когда мою голову разламывало от боли и совавший мне в рот казавшуюся лопатой серебряную ложку козлобородый врач произнёс слово "Испанка" , склонившийся надо мной мой демон подхватил:"Испанка смуглая с глубокими глазами...Я был желанен ей, она меня влекла...Она не стала мне шептать:"Пусти...Не надо..."



Поездки 1917 года в известной мере были вызваны и материальными соображениями из-за растущей дороговизны, чтобы иметь более-менее сносные условия для жизни и работы. В апреле поэт писал А. Н. Ивановой из Воронежа: «Сейчас мне нужно зарабатывать деньги, чтобы иметь свободные руки, и я зарабатываю». В Воронеже Бальмонт пробыл два дня, 23 и 24 апреля, прочитав две лекции: «Лики Женщины» и «Любовь и Смерть в мировой поэзии», не встретившие большого внимания, а главное — понимания у местной публики.


Лето Бальмонт провел в Закавказье и на Северном Кавказе. Поездка туда, сопровождавшаяся встречами с читателями, в основном была вызвана тем, что вышел его перевод избранных песен из поэмы Руставели, и он повез книгу в Тифлис, где ее особенно ждали. Там ему оказали самый горячий прием. У него была приготовлены программа лекций о Руставели и чтение отдельных песен поэмы. Он неоднократно и с большим успехом выступал в Тифлисе, на курортах и в городах Грузии — Гори, Боржоми, Кутаисе и др. Состоялись выступления и на другие темы, в том числе специально для солдат. С 17 июня по 31 июля Бальмонт провел восемь встреч с читателями на курортах Северного Кавказа: в Кисловодске, Ессентуках, Пятигорске, Железноводске. В августе прошли вечера в Пятигорске и Екатеринодаре. Однако преимущественно он находился в Тифлисе и в Боржоми, где отдыхала Елена Цветковская с Миррой.


За время своих поездок по Кавказу Бальмонт пережил два романа, причем, по воспоминаниям Екатерины Алексеевны Андреевой-Бальмонт, «оба печально для него кончились». Сначала умерла от чахотки красавица Тамара Канчели, «с которой его связывала уже второй год нежная дружба». А через две-три недели в Кисловодске после неожиданной ссоры сбросилась с обрыва девушка Кира, которой Бальмонт был увлечен, как и она им. К счастью, девушка осталась жива, долго лечилась, и ее сломанная нога срослась. Пылкая влюбленность поэта, всеми силами поддерживавшего Киру во время ее пребывания в больнице, плавно перешла в дружеские отношения. 17 августа, после двухмесячного отсутствия, Бальмонт вернулся в Москву.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 25.01.2024. ***
  • 24.01.2024. ***
  • 22.01.2024. ***
  • 21.01.2024. ***
  • 20.01.2024. ***
  • 17.01.2024. ***
  • 15.01.2024. ***
  • 14.01.2024. ***
  • 10.01.2024. ***
  • 09.01.2024. ***
  • 07.01.2024. ***
  • 04.01.2024. ***
  • 03.01.2024. Лютов
  • 02.01.2024. ***
  • 01.01.2024. ***